Классный час "Маленькие герои большой войны"
классный час (4 класс)

Лебедева Галина Владимировна

Методическая разработка может быть использована классными руководителями 3-4 классов в воспитательной работе, а так же на уроках литературного чтения и окружающего мира при изучении тем, посвященных Великой Отечественной войне. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий.

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

Тематическое направление

Классный час «Маленькие герои большой войны»

Тема методической разработки

Лебедева Галина Владимировна

учитель начальных классов

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №1

имени Героя Советского Союза В.Г. Миловатского

муниципального образования Абинский район.

                                           

2022 г.

1.Пояснительная записка.

1.1.Тематическое направление: патриотическое воспитание и формирование российской идентричности.

1.2.Тема воспитательного мероприятия: классный час «Маленькие герои большой войны». Это мероприятие знакомит учащихся с детьми – героями Великой Отечественной войны, жившими на Кубани,  а так же конкретно в  г. Абинске. Оно позволяет воспитывать в детях чувство любви и гордости за свою Родину и свой народ, стремление быть полезным своей Родине, защищать её по мере своих сил, что особенно актуально в современных условиях.

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия: учащиеся 3-4 классов.

1.4.Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя:

данный классный час входит в систему мероприятий, посвященных военно-патриотическому воспитанию, расширяет и уточняет знания о Великой Отечественной войне, дает возможность пробудить в детях сопереживание, сочувствие к детям войны, и в то же время, чувство гордости за принадлежность  к своему народу.

1.5. Цель воспитательного мероприятия:

воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине и своему народу.

Задачи:

 -воспитание патриотизма; любви к своей Родине; уважения к людям, защищавшим страну от врага;

- расширять знания школьников о Великой Отечественной войне;

-дать представление о детях – героях войны, проживавших на Кубани; о  подвигах, которые они совершили во имя освобождения своей Родины.

Планируемые результаты:

- учащиеся узнают о детях—героях Кубани, вставших на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны;

- научатся находить информацию о  Великой Отечественной войне и рассказывать об этом другим ребятам.

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия: воспитательное мероприятие проводится в форме классного часа, эта форма предполагает разнообразные методы подготовки:  самостоятельная работа по поиску информации о детях – героях войны,  подготовка выставки рисунков на военную тематику, подготовка выступлений.

1.7. Для достижения планируемых результатов используются следующие методы и приёмы: беседа, рассказ учителя, сообщения учащихся, самостоятельный  поиск информации, подготовка выставки рисунков , чтение стихов и книг, подготовка выставки книг.

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: школьный музей, Интернет, книги о детях героях войны , компьютер, экран, презентация, видео- и аудио ресурсы.

1.9. Методическая разработка может быть использована классными руководителями 3-4 классов в воспитательной работе, а так же на уроках литературного чтения и окружающего мира при изучении тем, посвященных Великой Отечественной войне.

2. Основная часть.

1. 2  При подготовке мероприятия учащиеся находят информацию о детях – героях войны, проживавших на Кубани и готовят краткие сообщения о них.

Проводится экскурсия в школьный музей, по школьному двору к мемориальной доске и по аллее памяти. Дети готовят рисунки, посвященные войне и Дню Победы, учат стихи о войне, связанные  с темой классного часа.

2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия.

Классный час «Маленькие герои большой войны»

Ход мероприятия

Учитель. Наш классный час посвящается памяти юных жителей Кубани, тех, кто отдал   жизнь за освобождение нашей Родины от фашистов, за мир  и  счастье людей.

Ученик 1:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

 Кто знал, что между миром и войной

Всего каких - то пять минут осталось? 

                                                                    С. Щипачев

Учитель: 22 июня 1941 года вся страна узнала о том, что началась война. Затаив дыхание слушали советские люди сообщение по радио о начале войны, и никто даже представить не мог, что она продлится целых четыре года.

Звучит голос   Левитана  -  объявление о начале Великой Отечественной войны».

Учитель: Все советские люди  встали на защиту страны. С первых  дней войны у военкоматов выстроились очереди из добровольцев, стремящихся попасть на фронт, чтобы  защитить свою Родину. Среди этих людей были и мальчишки, которым не исполнилось ещё и  18 лет. Они тоже, как и взрослые, хотели бить врага.  Многие из них сбегали на фронт. Некоторые становились партизанами, некоторые попадали в регулярные части Красной Армии и становились «сыновьями полка». В боевых действиях в Великой Отечественной войне принимали участие  несколько десятков тысяч несовершеннолетних. Они сражались и гибли, защищая свою страну. 

Звучит песня «Вставай, страна огромная».

Ученик 3: Закончилась мирная жизнь. Уходили на фронт старшие братья, отцы, деды. Начались бомбежки. Стали закрываться школы. Женщины и дети встали на место мужчин на заводах, фабриках, в колхозах. Они работали днём и ночью, иногда даже не уходя домой. Все силы были положены для того, чтобы как можно быстрее победить врага. « Все для фронта – всё для Победы!» - вот главный лозунг тех лет.

Ученик 4. Но наступили ещё более страшные дни: на Кубань пришли фашисты. Немцы установили свои порядки. За малейшее неповиновение они расстреливали мирных граждан. Многих советских людей угоняли на работу в Германию, где их превращали в рабов. Но  это не сломило советских людей. В лесах и горных районах Кубани, как и во многих других местах нашей Родины, были организованы партизанские отряды. В городах и станицах стали действовать подпольщики – люди, которые, находясь прямо в самом населённом пункте, тайно занимались разведывательной или подрывной деятельностью и всячески вредили фашистам. Это была очень опасная работа, потому что   в случае провала их ждал арест, страшные пытки и смерть. Фашисты не щадили подпольщиков и партизан.

Ученик 5. Дети, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами,  участвовали в боевых действиях, как могли, помогали своим взрослым товарищам. Они, не щадя своей жизни, боролись за свободу и независимость нашей страны, за то, чтобы вы могли  расти, учиться и жить в мирное время.

Учитель: Конечно, ребята были разного возраста. Некоторые были совсем малышами и ничем не могли помочь.  А вот те, кто постарше, старались всеми силами быть полезными и защитить родную страну. Война застала их в разных местах:  в городе или  деревне,  дома или  в гостях, у бабушки или  в пионерском лагере. Ведь было лето, каникулы.

     Это были самые обычные мальчишки и девчонки. Они, так же как и вы, учились в школе, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки.

 Но  пришло время – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к родине и ненависть к ее врагам.

Ученик 6: Дети войны... На их  плечи легла вся тяжесть страданий, бедствий, горя военных лет. Но они не сдались , стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими-отцами, братьями. Им выпало  перенести такие испытания, что в это трудно даже поверить. Но это было.

Песня  «Пионеры-герои Кубани»

Ученик 7:

Лены, Володи, Сережи и Коли

Мирно учились в родной своей школе

В тихих уютных кубанских станицах,

Там, где в колодцах вода серебрится,

Там, где поют соловьи на рассвете

Жили спокойно и счастливо дети.

Ученик 8:

Но прогремели железные грозы,

С неба упали свинцовые слезы,

Горькою стала в колодцах вода,

Черною тучей нависла беда.

Ученик 9:

В раз потемнели и сгорбились хаты,

Папки и братья подались в солдаты,

Страшною стала вокруг тишина.

Кончилось детство. Настала война.

Учитель: Кубанские пионеры тоже, как могли, сражались  с врагом.

     Ребята помогали ухаживать за ранеными в военных госпиталях, выступали перед ними  с номерами художественной самодеятельности, писали письма их родным, собирали и отправляли посылки на фронт.

 Летом 1941 года в колхозах края работало около 200 тысяч школьников.

    Во время  фашистской оккупации на Кубани было организовано множество партизанских отрядов, развернулась работа подпольных организаций. И в этой борьбе немалую роль сыграли дети.

Сегодня, читая об их подвигах,  поражаешься  мужеству и стойкости этих ребят. Особенно поражает то, что  ради победы над  врагом на верную смерть шли не взрослые солдаты, а дети двенадцати-пятнадцати лет, а некоторые ещё младше. Вот имена некоторых из них. 

ВИТЯ НОВИЦКИЙ.  Мальчик жил в городе Новороссийске. Как только началась война, Витя пошел к морякам на фронт. Он участвовал в высадке морского десанта в Крыму. Но десант потерпел поражение. Нашим войскам пришлось отступить. Витя был ранен и попал в госпиталь. После лечения его отправили домой в Новороссийск. Во время наступления фашистов на Новороссийск его семья эвакуировалась, но Витя остался в городе.

8 сентября 1942 года  в доме, где он жил, матросы оборудовали пулеметную  точку. Немцы приближались. Они поставили танк напротив дома и стали обстреливать его. Был убит один из матросов, и Витя встал на его место. Вскоре были убиты все матросы, и Витя остался один. Но ещё целых 2 часа мальчик  отстреливался от фашистов. Когда немцы проникли  в дом, они увидели, что против них сражался всего один мальчик. Они очень разозлились, узнав, что так долго и с большими потерями не могли одолеть одного подростка. Фашисты облили мальчика бензином, подожгли и сбросили на мостовую. Витя Новицкий посмертно награжден орденом Отечественной войны. Именем Вити Новицкого названа улица в Новороссийске.

ЖЕНЯ ПОПОВ. Учился в   школе №8  города Майкопа. Когда началась война, Жене было всего 13 лет.  Он вместе с товарищами писал листовки, в которых призывал соотечественников  сопротивляться фашистам, а затем  расклеивал их по городу.  По заданию партизан Женя выводил из строя немецкую телефонную связь, доставлял партизанам ценные сведения о фашистах, их расположении, количестве  людей, оружия.  19декабря 1942 года Женя кусачками перерезал телефонный провод, идущий от канцелярии гестапо до аэродрома в Белореченске. Он оттащил один конец провода подальше, чтобы фашисты дольше не смогли  его найти. Его схватил немецкий патруль. Около месяца мальчика жестоко пытали. Немцы хотели узнать о его связи с партизанами. Но Женя ничего им не сказал. А 17 января 1943 года, в день своего рождения, Женя был расстрелян.

ВАНЯ МАСАЛЫКИН.  Ваня жил в станице Новопокровской. Мальчик рано остался без родителей и жил у своей бабушки. Когда в станицу пришли фашисты, они стали грабить, избивать, издеваться над  людьми. Ванину бабушку они так избили, что она умерла. Так мальчик остался совсем один. Тогда Ваня решил отомстить фашистам за смерть бабушки.  Он уводил из-под носа фашистов оружие  и боеприпасы – винтовки, патроны, гранаты. Прятал их в окопчике за станицей, а потом раздавал жителям станицы, чтобы они могли всячески вредить фашистам. Немцы  выследили его, арестовали, пытали. Они думали, что Ваня связан с партизанами. Мальчик мечтал попасть в партизанский отряд. Но его мечте не суждено было сбыться. Так ничего и не узнав, фашисты расстреляли Ваню в сентябре 1942 года .

ВИТАЛИК И ЛЕНА ГОЛУБЯТНИКОВЫ. Ребята жили в станице Брюховецкой. Они были очень дружными, помогали друг другу во всем. Лена мечтала стать  врачом, а Витя – киномехаником. Война оборвала их  радостную, счастливую жизнь. Утром 10 февраля 1943 года, услышав гул артиллеристской канонады, ребята выбежали на окраину станицы, чтобы первыми встретить наши войска, но увидели в окне одного из домов немецкий пулемет. Они поняли, что там немцы. Ребята решили предупредить наших солдат  о засаде.

Ученик 10:

Эта новость летела как птица,

Отступала угрюмо тоска:

Оставляют фашисты станицу,

Наступают родные войска.

Ждали жители наших советских,

Ждали, словно любимых своих,

Ждал свободы народ в Брюховецкой,

Ждал прихода бойцов дорогих.

Ждали этого Лена и Витя.

День февральский был долгий , как год.

Вдруг из дома напротив - смотрите-

В щель немецкий глядит пулемет.

Их пронзила догадка: засада!

Ученик 11:

Непонятная слышалась речь…

«Нам спасти наших воинов надо,

Нужно наших бойцов уберечь».

Стали строгими юные лица,

На раздумье - секунды ушли…

А бойцов – принимала станица,

Вот они показались вдали.

И все ближе родные шинели

И счастливые лица солдат…

« Стойте! Сто-о-ой…»,- голоса зазвенели,

Но прервал их чужой автомат.

Нет для памяти нашей преграды,

Наступил он, торжественный миг:

Вижу сверстников ясные взгляды

И не в камне, не в бронзе- живых.

Учитель. В нашей школе тоже есть свой герой. Это ученик нашей школы Виктор Богданов.

Если мы пройдем по школьному двору, то увидим  аллею памяти детей-героев войны. Прочитаем имена на памятных табличках: Ганонченко  Григорий, Хомизиди Пётр, Богданов Виктор.

Когда-то давно, ещё до войны, там, где сейчас находится Дом молодежи, стоял небольшой домик, увитый виноградом. Вокруг  росли фруктовые деревья. В этом домике жил  Витя Богданов.  Отсюда мальчик   пошел в школу, в первый класс. И полетели школьные годы… Уроки, переменки, друзья-одноклассники. В 1933 году  Витя стал пионером, в 1937  – комсомольцем.

Сразу за домом была тропинка, которая вела  к реке.  Витя с друзьями часто бегал туда купаться, загорать, ловить рыбу. Какое это было беззаботное, счастливое время!

 В 1941 году Витя закончил 9 класс.  Больше в школу он не вернулся.

Началась война. В станицу пришли фашисты. Виктор поступил в партизанский отряд  «Тихий» Его зачислили в группу разведчиков под командованием Петра Хомизиди. В этом же отряде, только в составе медицинской службы, находилась и мама Виктора.

Вместе со своим другом, Колей Лебедевым, Виктор собирал информацию о расположении немецких боевых частей , брал «языка», снимал гитлеровскую охрану.

 Однажды, 3 сентября 1942 года, Виктор  вместе с партизанами возвращался с задания в отряд. Недалеко от хутора Эриванского партизаны заметили немецкий автомобиль и устроили засаду. Витя и его друг  на виду у немцев побежали  к минному полю. Немцы заметили мальчиков и поехали за ними. Автомобиль подорвался на мине. Завязался бой. Фашисты были уничтожены, а партизаны доставили в отряд ценные документы, которые были обнаружены  в немецкой машине. За  проявленную смелость партизаны были представлены к награде.

   18 ноября 1942 года  группу разведчиков отправили на уничтожение вражеских дотов. Перед этим прошли три такие операции. Они были успешно выполнены партизанами. Но эта, последняя, оказалась неудачной. Партизаны натолкнулись на немцев. Пришлось отступать. При отступлении  они попали на минное поле. Товарищ Виктора наступил на мину и погиб сразу. А Виктор был тяжело ранен. Партизаны несколько километров на руках несли его до  стоянки своего отряда. Но спасти Витю не удалось. Он умер на руках у матери, которая была врачом в этом же партизанском отряде.

За свой подвиг Виктор Богданов был награждён посмертно орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Кавказа», медалью «Партизану Отечественной войны» II степени.

С тех пор прошло много лет. И вот в 1965 году было принято решение внести навечно в список учащихся 9 «Б» класса имя Виктора Богданова, именно из этого класса Виктор когда-то ушел на войну. С того времени каждый год в классном журнале 9 «Б» класса  на первой  строке списка класса красными чернилами записывалось имя героя – Виктора Богданова.

А в 1975 году на стене школы была помещена  мемориальная доска, на которой золотыми буквами записаны   имена учителей и учеников нашей школы, отдавших жизнь за  Родину во время Великой Отечественной войны. На этой доске есть и имя Виктора Богданова. Во время открытия  мемориальной доски на торжественной линейке присутствовали, тогда ещё живые, родители Виктора.

А несколько лет назад, прошла акция школьников «Сирень Победы», во время которой в школьном дворе были высажены кусты сирени, посвященные каждому из погибших героев. Так появилась в нашей школе Аллея Героев. Ребята старательно ухаживают за сиренью.  И каждый год весной расцветают кусты сирени,  напоминая нам о тех, кто погиб за счастье и свободу нашей Родины.

Ученик 12.

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Клип «Минута молчания»

Ученик 13.

Помните! Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придет никогда,- помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!

Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!

                                                                              Р.Рождественский

Ученик 13.

 Пускай гремит салют окрестный,

Чтобы салюту вторили:

Берлин, Варшава, Бухарест,

Как голосу истории.

Так пусть гремит салют всегда

Над сушею и водами,

Как голос мира и труда

И дружбы меж народами!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

участника III Всероссийского дистанционного конкурса

среди классных руководителей на лучшие методические

разработки воспитательных мероприятий

Субъект Российской Федерации

Краснодарский край

Наименование муниципального образования ( населённого пункта)

Абинский район, город Абинск

Фамилия, имя, отчество участника конкурса ( полностью)

Лебедева Галина Владимировна

Место работы ( наименование общеобразовательной организации в соответствии с Уставом)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза В.Г. Миловатского

Должность участника

Учитель начальных классов

Стаж работы в качестве классного руководителя

39 лет

Почтовый адрес ( с индексом)

353320              Краснодарский край, г. Абинск, ул. Республиканская ,    дом 2, кв.1

Электронная почта

galya_lebedeva_2015@mail.ru

Контактный телефон ( мобильный)

+7 (909) 464 71 41

Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

Тема методической разработки воспитательного мероприятия

«Маленькие герои большой войны»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Маленькие герои большой войны" (герои-пионеры)

Классный час на тему:  «Маленькие герои большой войны».Цель:1) Рассказать о школьниках, совершивших подвиг в годы Великой Отечественной         войны.2) ...

Всекубанский классный час «Гордимся, помним!» Маленькие герои большой войны.

классный час посвящен детям -героям войны , учащимся кубанских школ....

Классный час "Маленькие герои большой войны"

Методическая разработка классного  часа «Маленькие герои большой войны» направлена на формирование гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о  событиях  В...

Классный час "Маленькие герои большой войны"

Классный час разработан в рамках проведения месячника оборонно-массовой, патриотической и спортивной работы в период с 23 января по 23 февраля 2018 года учителем начальных классов МБОУ СОШ №2 города Л...