Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы
методическая разработка (1 класс)

Нагаева Елена Сергеевна

Способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы

Главной задачей  в образовательном процессе является развитие учащегося способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. 

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие:

1)выявление способностейпсихолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;

2) развитие способностей: проведение предметных недель, факультативных курсов, кружков, участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях, в решение проектных задач. Включение в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению материала, обучение детей самооценке результатов своей работы, формирование навыков отстаивания своих идей.

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся: входные диагностики по предметам, анкетирование, подготовка к олимпиадам и конкурсам, проекты Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать определенные методы диагностики, которые позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.Первоначальным исследованием по выявлению способностей выступает диагностика учебной мотивации учащихся. Учитель должен осуществлять педагогическую  диагностику и использовать ее  для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Начинать педагогическую диагностику надо с детского сада, для того чтобы определить, готов ли ребенок к школе, необходимо всесторонне исследовать разные стороны развития ребенка, используя для этого различные методы: беседу, наблюдение, проведение тестов, анкетирование. "Что такое педагогическая  диагностика",  родителям будущих  первоклассников  можнообъяснить на  родительском собрании.На протяжении первого года обучения с первоклассниками,учитель использует диагностические карты, листы достижений, комплексные работы по выявлению способностей обучающихся. А далее идёт активная работа по включению каждого ребёнка в учебно-воспитательный процесс, развивая его индивидуальные способности.Формой реализации способностей обучающихся служит  портфолио,котороепомогает каждому индивидуально развивать свои таланты.Новой формой диагностических работ в начальной школе является комплексная проверочная работа.Цель: оценить способности обучающихся работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.) и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе у каждого ученика;

Диагностика способностей учащихся 1 класса:

Методика 1. Общая ориентация и запас бытовых знаний.

1. Как твои фамилия, имя и отчество?

2. Сколько лет твоей маме и твоему папе?

3. Как зовут твою бабушку и твоего дедушку?

4. Как называется столица государства, в котором мы живем?

5. Как называется улица, на которой живут твои родственники? (необходимо назвать хотя бы одну улицу и сказать, кто из родственников живет на этой улице)

6. Каковы номер дома или квартиры, где живут твои родственники или знакомые?

7. Как называются птицы, которых можно встретить в окрестностях твоего дома? (здесь необходимо назвать хотя бы две разные птицы)

8. В каком месяце обычно появляется снег и когда он начинает таять?

9. В котором часу ты обычно уходишь в школу и приходишь из школы? (правильный ответ включает указание, как на часы, так и на минуты)

Методика 2. Определение школьной мотивации «МОЙ КЛАСС»
На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.

Анализ результатов:

  1. Позиция «один, вдали от учителя» — эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.
  2. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, — доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.
  3. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.
  4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.

Методика 3. Изучение школьной тревожности.
Вопросы:
1. В школе я чувствую себя совершенно свободно.

2. Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя.

3.. Если бы разрешалось, я бы пропускал уроки.

4. Я всегда боюсь отвечать у доски.

  1.  Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.
  2.  Когда учитель собирается дать задание классу, я чувствую страх, думая, что не справлюсь.
  3.  Почти все свободное время я трачу на выполнение домашних заданий.
  4.  Когда вечером я ложусь в постель, с тревогой думаю о том, что ждет меня завтра в коле.
  5.  Мне интересно в школе.
  6.  Я стараюсь как можно лучше выполнить задание, но обычно у меня ничего не получается.

Одна из главных целей в  работе с детьми - это научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех. Дети учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Выполняется основная задача начальной школы – разбудить мысль каждого ученика.

Каждый ученик вправе выбирать свой путь работы. На уроках дети работают как индивидуально, так и в творческих группах. Работа творческих групп над коллективными проектами имеет большое воспитательное значение для развития художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории, традициям, для профессиональной ориентации.

Использовать познавательные задачи, позволяющих целенаправленно осуществлять работу по развитию логического мышления детей.

Работу по выявлению и развитию способностей выстраиваю с помощью:

  • инструментальной диагностики;
  • педагогического наблюдения;
  • изучения результатов деятельности (работ учащихся);
  • диагностики познавательных интересов;
  • «пробы сил» в том или ином виде деятельности;
  • наблюдения за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности;
  • индивидуальных бесед с детьми и родителями;
  • анкетирования, диагностической методики для выявления способностей обучающихся, заданий творческого характера.

Для определения способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности применяю методики, созданные А.И. Савенковым:

  • «Оценка общей одаренности»;
  • «Характеристика ученика»;
  • «Карта одаренности»;
  • Анкета одаренности (предлагаю заполнить родителям);
  • Оценка одаренности самими учащимися (заполнение «Карты интересов для младших школьников»);
  • «Интеллектуальный портрет»;

-выявление творческих способностей через анализ продуктов деятельности ( рисунков, поделок, творческих работ) учащихся;

  • диагностика способностей к обучению (тесты «Способность к обучению в школе» Г.Вицлака);
  • «Оценка уровня школьной мотивации» по методике Н.Г. Лускановой;
  • анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года;
  • анализ портфолио учащихся, отражающий творческие способности ребенка.

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И. Э. Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях. Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы — внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее — является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.

Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей, с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность; включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии, формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности (учу детей планировать свою деятельность, использовать метод исследования, записывать результаты наблюдений, после чего учащиеся принимают участие в НПК как школьного так и муниципального уровня), подбираю дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня; разноуровневые домашние задания. Развиваю способности детей, с целью реализации в обучении и в повседневной жизни. Применяю активные форы уроков: уроки-конкурсы, уроки - викторины, урок-игра, урок-проект и мн. др

Использую в своей практике такой способ развития способностей, как дифференциация по широте и глубине изучаемого материала, а также творческие задания. Всё это направлено на то, чтобы дети смогли раскрыть свой потенциал.

Методы работы по развитию способностей учащихся начальной школы

В своей практике я использую и творческие методы. Метод – способ достижения определенных результатов в познании и практике. Метод своими истоками выходит к деятельности.

Методы учебного познания.

Метод сравнения.

Метод образного видения.

Креативные методы.

Метод придумывания.

Метод вживания.

Оргдеятельностные

Метод ученического планирования.

Метод самоорганизации обучения.

Методы пректов.

Ведущее значение я придаю методу проектов, который позволяет развивать и формировать личность. Под методом проектов понимается способ организации познавательной  деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся; метод проектов – это комплексный процесс формирующий у школьников общеучебные умения, основы  грамотности, культуры.энергии, информации.

Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения, который можно охарактеризовать по словам Дж. Дьюи, как и обучение через делание, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:

  • самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;
  • планирует варианты решения проблемы;
  • делает выводы;
  • анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.В своей работе я использую метод проектов и как классный  руководитель.Внеклассная работа:Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся через  кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей, учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, как интеллектуальная игра , предметные викторины, квн.  По мере возможности я провожу индивидуальные занятия с учащимися с высокой учебной мотивацией. Особое значение придаю подготовке к предметным олимпиадам. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы

Главной задачей  в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Основные способы...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы

Главной задачей  в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком....