Рабочая программа организации внеурочной деятельности "Уроки нравственности"
рабочая программа (2 класс)

Марина Викторовна Попова

Рабочая программа организации внеурочной деятельности    "Уроки нравственности" для 2 класса.  Направление: духовно-нравственное, 68 часов Срок реализации: 1 год. Содержит КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_uroki_nravstvennosti_2_klass.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: духовно-нравственное

Кружок: «Уроки нравственности»        

Начальное общее образование: 2 «В» класс, 68 часов

Срок реализации: 1 год

Разработана на основе:

Положения о рабочей программе внеурочной деятельности, утвержденного приказом

директора МБОУ СОШ №5 №64 от 21.08.2020

                Автор - составитель программы:

               Попова М.В., учитель начальных классов,

               первая квалификационная категория

                                                                                                                                                                   

г. Саяногорск  2021г.

ВВЕДЕНИЕ

Программа курса «Уроки нравственности» разработана и составлена в соответствии с основными положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования. Программа является модифицированной. Разработана и составлена на основе авторской программы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой «Этика: азбука добра».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» составлена на уровень начального общего образования по духовно-нравственному направлению развития личности.

Актуальность программы заключается в том, что она призвана помочь обучающимся в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития, поскольку одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей.

Практическая значимость программы направлена на нравственное развитие личности, организацию нравственного образования младших школьников, на поддержку становления и развития творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Реализация данной программы рассчитана на один год (68 часов). Из них:

- 34 часа еженедельно (по 25 минут 1 раз в неделю);

- 20 часов - в период осенних и весенних каникул (5 раз в неделю по 2 часа);

- 14 часов - на различные мероприятия (праздники, конкурсы, выставки, экскурсии, проекты, акции, сборы и др.)            

        Программа адресована обучающимся 8-9 лет. Она предусматривает углубление теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения, основана на принципе от «простого к сложному», учитывает психологические особенности детей младшего школьного возраста. По каждой теме запланированы итоговые занятия в форме тестов, викторин, игр.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей будет представлена на конкурсах, выставках, акциях, праздниках, театрализованных представлениях.

Занятия предусмотрены в оборудованном кабинете, где имеются компьютер, мультимедийный проектор.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе; выработка основных этических понятий, оценочных моральных принципов, представлений; формирование культуры нравственного поведения.

Задачи программы:  

Обучающие - познакомить обучающихся начальной школы с нравственными понятиями и разнообразными видами деятельности; дать начальные представления о моральных нормах,    правилах   поведения и  взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Воспитательные – воспитывать такие личностные качества как доброта, отзывчивость, уважение к окружающим людям, уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и традиций образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Развивающие  - формировать потребности и мотивы нравственного поведения обучающихся; обогатить эмоциональный мир школьников; формировать неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

  1. Планируемые результаты реализации программы

Планируемые результаты  реализации программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности» в соответствии  с  требованиями  ФГОС конкретизированы по трем уровням. Во втором классе возможно формирование первого и второго уровней, частично - третьего.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, соревнованиях, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.  

Для оценки планируемых результатов освоения программы кружка «Уроки нравственности» используется диагностический инструментарий:

Диагностический инструментарий

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

- диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

- диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э. Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А. Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.

3. Содержание курса

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой:

Тематическое планирование

№ п/п

Название разделов и тем

Формы проведения

Формы организации

теоретические

практические

Раздел 1.  Школьный этикет – 17 ч

1.

Дисциплина в школе и классе

Что такое дежурство. Кто такие дежурные

Беседа

Рассказ с элементами обсуждения

Практическое занятие

Тренинг

Экскурсия

Игра с элементами театрализации

1

2

2.

В библиотеке: люби книгу

Как обращаться с книгами

1

2

3.

Твоя школа: соблюдение чистоты и порядка

1

2

4.

Гигиена тела и школьных принадлежностей

1

1

5.

Твой класс: соблюдение чистоты и порядка. Порядок в твоем портфеле.

1

1

6.

Уход за цветами в кабинете

1

1

Раздел 2.   Правила   общения – 14 ч

7.

Сопереживание, помощь друзьям

Беседа с элементами обсуждения

Практическое занятие

Тренинг

Игра с элементами театрализации

1

1

8.

Дал слово - держи

1

3

9.

Диалоги со сверстниками

Я, ты, он, она – вместе классная семья

1

 3

Раздел   3. Как стать трудолюбивым – 12 ч

10.

Учусь все делать сам

Организация деятельности

Помоги себе сам

Беседа

Рассказ с элементами обсуждения

Практическое занятие

Тренинг

Экскурсия

Игра с элементами театрализации

1

3

11.

Взаимопомощь в школе

Взаимопомощь дома

 1

3

12.

Беречь результаты труда своего и чужого. Сохраним школьное имущество

1

3

Раздел 4.  Правила опрятности и аккуратности – 13 ч

13.

Правила личной гигиены

Береги свое здоровье – профилактика заболеваний

Беседа

Рассказ с элементами обсуждения

Практическое занятие

Тренинг

Игра с элементами театрализации

1

2

14.

Бережное отношение к своей одежде дома

Бережное отношение к домашнему имуществу.

1

2

15.

Бережное отношение к школьным принадлежностям

Сберегу природу в своём городе

1

2

Раздел 5. Внешкольный этикет – 8 ч

16.

Правила поведения в общественных местах

В транспорте

На детских игровых площадках

Беседа

Практическое занятие

Тренинг

Игра с элементами театрализации

1

3

17.

Бережное отношение к природе

Я – юный эколог

1

3

Раздел 6. Наши мероприятия – 4 ч

18.

Участие в мероприятиях, посвященных    дню пожилого человека.

Беседа

Рассказ с элементами обсуждения

Практическое занятие

Тренинги

Экскурсии

Игры с элементами театрализации

2

19.

Участие в мероприятиях, посвященных    Дню Матери.

2

20.

Обычаи и традиции русской Масленицы.

4

21.

Участие в мероприятиях, посвященных    дню Защитника Отечества

1

22.

Участие в мероприятиях, посвященных    дню 8 Марта

1

23.

Участие в мероприятиях, посвященных    дню Космонавтики.

1

24.

Участие в мероприятиях, посвященных    дню Победы.

2

25.

Участие в мероприятиях, посвященных    дню Защиты детей.

1

Итого

18

50

68 ч

  1. Список литературы, используемый для  разработки программы и организации образовательного процесса:

 

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.  
  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / сост.  Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
  6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Суслов. -  М.: Просвещение, 2010. 68 с.
  7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
  9. Черемисина, В.Г. Духовно - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста  / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
  10.  Шемшурина, А.И. Этическая грамматика А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

Рекомендуемый для детей и родителей:

  1. Правила вежливости и светского этикета. М.: Белый город, 2007 год.
  2. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006 год
  3. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 6 -7 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
  4. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004
  5. Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
  6. Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991
  7. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
  8. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010
  9. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
  10. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.

Календарно-тематическое   планирование

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

Форма

проведения

план

факт

теория

практика

Раздел 1.  Школьный этикет (17 ч)

1

Дисциплина в школе и классе. Правила поведения на уроке и на перемене.

        1ч

0,5

0,5

2

Что такое дежурство. Кто такие дежурные?

3

Что такое дежурство. Кто такие дежурные? Отработка практического навыка.

0,5

0,5

4

Правила поведения в библиотеке - практика.

0,5

0,5

5

Посещение детской городской библиотеки (экскурсия)

0,5

0,5

6

Участие в библиотечном познавательном квесте.

7

Твоя школа: соблюдение чистоты и порядка.

0,5

0,5

8

Отработка практического навыка: правила поведения в столовой.

 

9

Правила поведения на перемене, практические навыки.

0,5

0,5

10

 «Бабушка, дедушка рядышком…»  - открытка для    дедушки и бабушки.

1 ч

11

«Бабушка, дедушка рядышком…»  - поздравление   ко дню пожилого человека жителей микрорайона.

12

Гигиена тела и школьных принадлежностей.

0,5

0,5

13

Гигиена тела и школьных принадлежностей. Мини-проект.

0,5

0,5

14

Твоя школа: соблюдение чистоты и порядка. Порядок в твоем портфеле.

1 ч

 

15

Порядок в твоем портфеле. Тренинг.

 

1 ч

16

 Уход за цветами в кабинете.

1 ч

17

 Уход за цветами в кабинете. Отработка практического навыка.

Раздел 2.   Правила   общения (14 ч)

18

Сопереживание, помощь друзьям.

1 ч

19

Сопереживание, помощь друзьям. Тренинг.

1 ч

20

Дал слово – держи.

21

Дал слово – держи. Тренинг.

22

Дал слово – держи.

23

Дал слово – держи. Просмотр и обсуждение мультфильма по теме.

24

Диалоги со сверстниками

Я, ты, он, она – вместе классная семья.

1 ч

25

Диалоги со сверстниками.

26

Диалоги со сверстниками.

27

Диалоги со сверстниками

Я, ты, он, она – вместе классная семья. Мини-проект.

1 ч

28

«День Матери» письмо маме.

29

«День Матери» рисуем маму.

1 ч

30

«День Матери» подарок маме.

31

«День Матери» концерт для мамы.

Раздел   3. Как стать трудолюбивым (12 ч)

32

Учусь все делать сам.

 

33

Учусь все делать сам.

1 ч

34

Организация деятельности. Отработка практического навыка.

1 ч

35

Помоги себе сам. Тренинг

36

Взаимопомощь в школе.

0,5

0,5

37

Взаимопомощь дома.

0,5

0,5

38

Взаимопомощь в школе и дома. Права и обязанности.

39

Взаимопомощь в школе и дома. Тренинги.

40

Беречь результаты труда

Сохраним школьное имущество

0,5

0,5

41

Беречь результаты труда

Сохраним школьное имущество

0,5

0,5

42

Моё рабочее место. Отработка практического навыка.

43

Сохраним школьное имущество. Просмотр и обсуждение мультфильма по теме.

Раздел 4.  Правила опрятности и аккуратности  (13 ч)

44

Правила личной гигиены.

0,5

0,5

45

Береги свое здоровье – профилактика заболеваний, беседа с детским стоматологом.

0,5

0,5

46

Береги свое здоровье – профилактика заболеваний. Мини-проект.

47

«Богатырские забавы» - познавательная программа о защитниках Отечества.

48

Обычаи и традиции русской Масленицы – посещение краеведческого музея

49

Обычаи и традиции русской Масленицы (посещение краеведческого музея)

50

Бережное отношение к своей одежде дома

0,5

0,5

51

Бережное отношение к домашнему имуществу.

0,5

0,5

52

«Весенний переполох» - поздравление для мамы.

53

Бережное отношение к своему дому. Просмотр мультфильма и обсуждение по теме.

54

Бережное отношение к природе в своём городе.

0,5

0,5

55

Бережное отношение к природе в своём городе. Тренинг.

0,5

0,5

56

Бережное отношение к природе в своём городе. Мини-проект.

Раздел 5. Внешкольный этикет (8 ч)

57

Правила поведения в общественных местах.

 

58

Правила поведения в транспорте.

 

59

Правила поведения на детских игровых площадках.

60

Правила поведения в общественных местах. Закрепление практических навыков.

61

«Космическое путешествие» - просмотр и обсуждение фильма.

62

Бережное отношение к природе.

63

Я – юный эколог. Люби свою малую родину - Хакасию.

64

Я – юный эколог. Познавательная игра.

Раздел 6. Наши мероприятия (4 ч)

65

«День Победы» - праздничное поздравление для ветеранов.

66

«Уроки мужества» - тематическая экскурсия в краеведческий музей г. Саяногорска

67

Посещение театра «Сказка» в г. Абакане.

68

Итоговое занятие.

Итого:

68 ч

18

50

Корректировка дат проведения занятий по календарно-тематическому планированию:

Тема занятия

Кол- во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Примечания 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности"

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Программа рассчитана на четыр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности"

Рабочая программа к курсу «Уроки нравственности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы Э....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное  направление)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» 1 - 4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» 1 - 4 классы...

Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности или "Что такое хорошо и что такое плохо"

Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным станд...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Уроки нравственности Направление «духовно-нравственное» 4 класс

Программа определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление) 2-класс

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человек...