программа внеурочной деятельности "Юный волонтёр"
рабочая программа (4 класс)

В настоящее время в нашем поселке обнаруживается устойчивая тенденция к увеличению негативных факторов,  влияющих на жизнь ребенка: асоциальное поведение родителей, трудные жизненные ситуации, что в свою очередь обуславливает увеличение количества младших школьников с девиантным поведением. Дети разучились общаться друг с другом, зачастую утратили такие человеческие качества как уважение, сострадание, отзывчивость. И только усилиями родителей, учителя можно воспитать у ребенка эти качества. В связи с этим появилась необходимость разработать программу «Юный волонтер» для учащихся 3-4 классов по социальному направлению. Программа ориентирована на пробуждение и развитие у детей младшего школьного возраста духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России. Цель деятельности - формирование у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.

   В программе предусмотрены занятия в классе, прогулки и экскурсии, акции. На занятиях предусматриваются формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная. Нормативный срок освоения программы рассчитан на один год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_volonter.docx37.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Советская средняя общеобразовательная школа

Купинского района

ПРОГРАММА

 ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

«ЮНЫЙ ВОЛОНТЕР»

                                             Срок реализации: 1 год

                                             Возраст детей: 9-10 лет

Автор-составитель:

Дубова Светлана Михайловна,

учитель начальных классов

п. Советский

 2019 г.

Пояснительная записка

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Результатом этой проблемы является то, что за последние десятилетия в системе воспитания были вытеснены коллективистские, по сути христианские, нравственные принципы общения в детском коллективе. Они были вытеснены потребительскими взглядами, индивидуалистическими, развивающими тщеславие и гордыню. Доброта и созидание заменена на крутость и разрушение, изобретательность творчество вытеснено изворотливостью.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации младших школьников. Именно поэтому появления новых форм вовлечения учащихся в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на мой  взгляд, может стать одной из таких форм работы.  

В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:

во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества;

во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования);

в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”.

Актуальность программы. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.

Цель программы:

Создание условий для развития волонтерского движения в школе как одной из форм  занятости, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность, а также для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.

Задачи:

1. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки.

3. Воспитывать чувство доброты, милосердия и уважения к окружающим людям.

4. Содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Юный волонтер»

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

- основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся    и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии  родной  страны,  изменениях  в  её  современной  жизни  и  возможностях   собственного участия  в  построении  её  будущего;

- умение не создавать  конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,  в  том  числе при  выполнении  учебных  проектов  и  в  других  видах   внеурочной деятельности;

- доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Обучающийся научится:

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры,  делать  обобщение);

 - планировать  свои  действия;

 - фиксировать по ходу занятия и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость  своей  работой,  объективно  относиться  к  своим  успехам  и  неуспехам;

 - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как  в  конце  действия,  так  и  по  ходу  его  реализации;

 - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания,  планирования  и  регуляции  своей  деятельности.

Познавательные:

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников для выполнения  заданий;

  - устанавливать  причинно-следственные  связи;

- строить доказательство  своей  точки  зрения, в  соответствии  с  возрастными  нормами;

- проявлять творческие способности при выполнении практических заданий.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит  собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- формулировать  собственное  мнение  и  позицию  в  устной    и  письменной  форме;

аргументировать  свою  позицию;

- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной  и  ориентироваться  на  позицию  партнера  в общении;

- признавать  свои  ошибки,  озвучивать  их;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста»,  «Прости,  я  не  хотел  тебя  обидеть», «Спасибо за  замечание,  я  его  обязательно  учту»  и др.;

  - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей,  норм);

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве  необходимую  взаимопомощь;

Предметные результаты:

 Обучающийся научится:

- понимать и принимать  ценностные понятия:  нравственность, отзывчивость долг, милосердие, миролюбие и уважение к окружающим людям;

- оценивать своё поведение в обществе, правильно вести себя в  разных жизненных ситуациях;

-использовать научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

- использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

Содержание курса внеурочной деятельности.

Программа  «Юный волонтер» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Введение  (2 ч)

Приветственное слово и тренинг на знакомство. Презентация видеоматериала  «История развития добровольческого движения в мире и России» Знакомство с правами и обязанностями волонтеров. 

Проект. Разработка "Паспорта Волонтера", кодекса настоящего волонтера, куда могут войти "10 заповедей волонтера"

Дискуссия по произведению Гайдара "Тимур и его команда. 

Могу ли я быть волонтером? (анкетирование)

Направление  «Помощь природе» (10ч)

Проблемы экологии. Экскурсия в березовую рощу поселка Советского. Культура поведения в местах отдыха. Акция «Чистый лес». Уборка мусора в березовой роще поселка.

Операция «Фантик». Правила уборки школьного двора. Проектирование действий по благоустройству. Инструменты, используемые для уборки мусора. Посильная уборка мусора в школьном дворе.

Подготовка и проведение акции «Мой двор, моя улица». Оформление и распространение листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты. Трудовой десант.

Конкурс  рисунков « Мир, в котором я живу!»

Проект «Лучший поселок  Земли». Создание презентаций, рисунков и плакатов о родном поселке.

Работа мастерской «Столовая для птиц». Изготовление с детьми кормушек разного типа. Использование разных вариантов развешивания.

Акция «Покормите птиц зимой!». Подкармливание птиц в школьном дворе и дома. Типы кормов для разных птиц. Наблюдения. Отчёт в рисунках и презентациях, в школьной газете.

Направление  «Дети - детям» (11ч)

Работа мастерской Деда Мороза. Изготовление новогодних игрушек для детского сада.

«Новый год у ворот». Подготовка и проведение Новогоднего представления для малышей детского сада.

Операция «Книжка заболела». Ремонт книг в детском саду «Березка». Способы ремонта книг. Оказание посильной помощи в ремонте книг библиотеки.

Трудовой десант. Расчистка игровой площадки от снега.

Акция «Вторая жизнь игрушки». Сбор игрушек для детского сада.

Акция «Хорошее настроение». Разучивание и проведение подвижных игр с первоклассниками.

Направление  «Забота» (10ч)

  Акция «Доброе сердце».  Посещение МАУ «КЦСОН Купинского района» филиала «Стационарное отделение милосердия для граждан пожилого возраста и инвалидов». Изготовление сувениров, открыток для жителей отделения милосердия. Подготовка концертных номеров.

Акция «Поделись улыбкою своей» Выступление с концертной программой  в филиале «Стационарное отделение милосердия для граждан пожилого возраста и инвалидов»

Акция «Цветы в подарок» Выращивание комнатных цветов для отделения милосердия. Уход за комнатными растениями. Способы пересадки комнатных растений и уход за ними. Создание зелёной рекреации.

Акция «Письмо - пожелание инвалиду». Вручение писем с теплыми пожеланиями и добрыми словами инвалидам, проживающим в филиале «Стационарное отделение милосердия для граждан пожилого возраста и инвалидов».

Итоговое занятие.  (1 ч)

Отчетное собрание, рефлексия проделанной работы за год. Обобщение и систематизация знаний о пользе или вреде волонтёрской деятельности.

Подведение итогов работы. Выпуск стенгазеты «Доброта спасет наш мир». Выставление фотографий, материалов на сайт школы.

Список использованных источников:

1. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011

2. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011

3. « Духовно-нравственное воспитание: теоретический аспект». СИПКРО, Самара, издательство « Книга», 2008год.

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тема занятия

Кол-во часов

Формы и методы работы

Виды деятельности учащихся

     1

Введение 2ч

2

Вводное занятие.

Волонтерское движение. Права и обязанности волонтеров.

Проект. "Паспорт волонтера".

2

Тренинг. Презентация видеоматериала  «История развития добровольческого движения». Дискуссия по произведению Гайдара "Тимур и его команда". Практикум. Разработка "Паспорта Волонтера" или визитки "Ты хочешь стать волонтером?", кодекс настоящего волонтера, куда могут войти "10 заповедей волонтера" или "права волонтера"

Понимать  цели и задачи занятия, осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности;

Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику.

3

Направление

«Помощь природе» (10ч)

4

Проблемы экологии. Березовая роща поселка.

1

Экскурсия в березовую рощу поселка Советского. Составление  памятки «Правила поведения в лесу»

Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Проявлять заинтересованность. Понимать причины успеха и неудач в собственной деятельности.

5

Акция «Чистый лес»

1

Акция. Уборка мусора в березовой роще поселка.

 Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;

- оценивать результат своей деятельности и деятельности сверстников;

6

Операция «Фантик»

1

Правила уборки школьного двора. Проектирование действий по благоустройству. Инструменты, используемые для уборки мусора. Посильная уборка мусора в школьном дворе.

Организовывать свою деятельность, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;

продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

7

Подготовка к акции «Мой двор, моя улица»

1

Оформление и распространение листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;

- оценивать результат своей деятельности и деятельности одноклассников;

8

Акция «Мой двор, моя улица»

1

Трудовой десант. Посильная уборка мусора в своем дворе, на своей улице

Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику.

9

 «Мир, в котором я живу!»

1

Конкурс  рисунков.

Изображать свои родные  места,  выстраивая  композицию, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность  форм. 

10

Проект: «Лучший поселок  Земли»

1

Создание презентаций, рисунков и плакатов о родном поселке

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

11

Работа мастерской «Столовая для птиц»

2

Изготовление с детьми кормушек разного типа. Использование разных вариантов развешивания.

Участвовать в совместной творческой деятельности. Обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц.

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся

12

Акция «Покормите птиц зимой!».

1

Подкармливание птиц в школьном дворе и дома. Типы кормов для разных птиц. Наблюдения. Отчёт в рисунках и презентациях, в школьной газете.

Наблюдать зимующих птиц, различать зи- мующих птиц по рисункам и в    природе.

Сформулировать правила подкормки птиц.

13

Направление

«Дети - детям» (11ч)

14

Работа мастерской Деда Мороза.

3

Изготовление новогодних игрушек для детского сада.

осваивать умение использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка по шаблону, резание ножницами, наклеивание бумажных деталей);

15

«Новый год у ворот»

4

Подготовка и проведение Новогоднего представления для малышей детского сада

участвовать в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую.  

16

Трудовой десант в детском саду.

1

Расчистка игровой площадки  от снега

осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;

- оценивать результат своей деятельности и деятельности одноклассников;

17

Операция «Книжка заболела»

1

Ремонт книг в детском саду «Березка» Способы ремонта книг.

Организовывать свою деятельность, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;

18

Акция «Вторая жизнь игрушки».

1

Сбор игрушек для детского сада.

- организовывать свою деятельность

19

Акция «Хорошее настроение».

1

Разучивание и проведение подвижных игр с первоклассниками.

Участвовать в совместной творческой деятельности.

20

Направление  «Забота» (11ч)

21

Акция «Доброе сердце».  

         3

 Посещение МАУ «КЦСОН Купинского района» филиала «Стационарное отделение милосердия для граждан пожилого возраста и инвалидов». Изготовление сувениров, подарков для жителей отделения милосердия.

осознавать необходимость уважительного  отношения к одиноким и пожилым людям.

22

Акция «Поделись улыбкою своей»

3

Подготовка концертных номеров. Выступление с концертной программой  в филиале «Стационарное отделение милосердия для граждан пожилого возраста и инвалидов»

Оценивать собственные творческие умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику.

Сравнивать себя и свои качества с другими людьми.

23

Акция «Цветы в подарок»

3

Выращивание комнатных цветов для отделения милосердия. Уход за комнатными растениями. Способы пересадки комнатных растений и уход за ними. Создание зелёной рекреации.

организовывать свою деятельность, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;

24

Акция «Письмо - пожелание инвалиду».

2

Написание и вручение писем с теплыми пожеланиями и добрыми словами инвалидам, проживающим в филиале «Стационарное отделение милосердия для граждан пожилого возраста и инвалидов».

осознавать необходимость уважительного  отношения к одиноким и пожилым людям.

25

Итоговое занятие.  (1 ч)

1

Отчетное собрание, рефлексия проделанной работы за год. Обобщение и систематизация знаний о пользе или вреде волонтёрской деятельности. Выпуск стенгазеты «Доброта спасет наш мир». Выставление фотографий, материалов на сайт школы.

осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;

оценивать результат своей деятельности и деятельности одноклассников;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чем занимаются Волонтёры?

Презентация о работе волонтёров....

В рамках Года волонтёра и добровольца в России.

Презентация " Очистим планету от мусора" !Акция "Твори добро!"...

Волонтёры РФМЛИ.

С давних пор в Северной Осетии, так же как и во всех других республиках Кавказа, существовала традиция помогать обездоленным, сиротам, пожилым людям. Например, в восстановлении жилых домов, пострадавш...

Статья "Формы организации деятельности волонтёров"

Статья "Формы организации деятельности волонтёров В ШКОЛЕ"...

Сценарий мероприятия "Вступайте в ряды волонтёров!"

Мероприятие "Вступайте в ряды волонтеров!" напрвлено на пропаганду и развитие волонтерского движения среди подростков....

Программа по внеурочной деятельности "Клуб волонтёров"

внеурочная деятельность в рамках ФГОС...

Визитка отряда волонтёров "Мы за ЗОЖ"

Визитка отряда волонтёров " Мы за ЗОЖ"...