РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
рабочая программа (1 класс)

Основная цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_nravstvennosti_2022g.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Уроки нравственности»

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа «Уроки нравственности. «Что такое хорошо и что такое плохо» разработана на основании:

Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г .№ 03-296;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года.М9 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 года, регистрационный № 15785);

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года, регистрационный № 19707); на основе учебно-методического комплекта курса «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» автор Мищенкова Л.В.

ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих»,

Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе — социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

Курс внеурочной деятельности «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения и направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

Основная цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.

Задачи курса:

  • сформировать систему нравственных ценностей;
  •  способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
  • формировать экологически воспитанную личность;
  • воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
  • формировать интерес к чтению художественной литературы;
  •  развивать познавательную активность;
  •  развивать творческие способности.

Общая характеристика курса

Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».

Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и

окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и здоровье».

Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей.

Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» ориентирован на детей 7 лет, рассчитан на 33 занятия (1 час в неделю).

Данный курс предназначен для работы в любой системе начального образования и использования его в качестве компонента внеурочной деятельности.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Ценностные ориентиры.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно—нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал.

Идеал — это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном, Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип.

Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.

 Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации).

Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образноэмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения.

В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком. Ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания.

В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полусубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на год. В 1 классе — 33 часа.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности. Что такое хорошо и что такое плохо»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать усвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

•на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

•на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

•на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1.Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2.Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4.Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6.Сострадать животным, не обижать их.

7.Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8.Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9.Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

Для         оценки        планируемых результатов        освоения        программы        «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностическую таблицу «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» .Ф.Г. Асмолова 2008г

 Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения.

 Знает основные моральные нормы и правила поведения

 Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей.

 Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э. Туриэлю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей.

Анкеты для учащихся 7-11 лет

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

по Э. Туриэлю, в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой)

Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм (Пояснение: 1 Конвенциональные нормы - совокупность общепринятых в данной общности правил и требований, играющих роль важнейшего средства регуляции поведения ее членов, характера их взаимоотношения, взаимодействия и общения. Большой юридический словарь. — М., А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских, А.Я. Сухарева, 2003). 2 Моральные нормы - стандарты обычаев или поведения, принятые в данном обществе. Психология. А - Я. Словарь справочник / Пер. с англ К.С. Ткаченко. -  М.).  Нарушение моральных норм оценивается как более серьѐзное и недопустимое по сравнению с конвенциальными нормами)

Форма: фронтальное анкетирование

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка

Инструкция: Ребята, сейчас вам предстоит оценивать разные поступки таких же, как вы, мальчиков и девочек.  Всего вам нужно оценить 18 поступков. Напротив каждой ситуации вы должны поставить один выбранный вами балл. В верхней части листа написано, что означает каждый балл Прочитайте и оцените поступки ребят. Если вы                                                 считаете, что так делать можно, то поставьте 1 балл. Если вы считаете, что так делать иногда можно — 2 балла. Если вы считаете, что так делать нельзя — 3 балла. Если вы считаете, что так делать нельзя ни в коем случае — 4 балла.

 

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

Так делать можно

Так делать иногда можно

Так делать нельзя

Так делать нельзя  ни в коем случае

1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.

2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.

3. Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде

4. Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убрать в квартире.

5. Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.

6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

7. Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.

8. Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол

9. Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.

10. Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком

11. Мальчик (девочка) намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет.

12. Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.

13. Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.

14. Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.

15. Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.

16. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.

17. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.

18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.

 

Всего в предложенной анкете представлено:

- семь ситуаций, заключающих нарушение моральных норм (2,4, 7,10,12,14,17);

- семь ситуаций, заключающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9,11,13,16);

- четыре нейтральные ситуации, нe предусматривающие моральной оценки (5,15, 8,18),

 

Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм. Интерпретация: высокий уровень: сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, показывающих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4 балла; базовый уровень: суммы равны (± 4 балла); низкий уровень: сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, показывающих недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4 балла.

Нарушение моральных норм оценивается как более серьёзное и недопустимое по сравнению с конвенциальными нормами.

 

Методика и инструментарий для мониторинга

1.Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, наглядный материал.

2.Список литературы для учителя:

1.Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо». Методическое пособие. 1 класс. /Л.В. Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208c.,2021

2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКС), 2008.

3. Классные часы на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, тренинги) 1-4 классы: методическое пособие! Авт. — сост. А. Д. Агафонова. — М. : Издательство «Глобус», 2009.

7. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия.

1 класс. - М..ВАКО, 2005.

Технические средства:

1. Компьютер.

3. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров.

Интернет – ресурсы:

  1. Единая        коллекция        цифровых        образовательных        ресурсов        http://school- collection.edu.ru/
  2. Интернет        учителю        начальной        школы        http://mmc.rightside.ru/links/66- nachalka.html
  3. Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru
  4. Проект «Открытый класс» http://www.openclass.ru/pages/195
  5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
  6. Школа учителя http://www.tolstoy-school.ru/teach/teach.htm

Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Тема занятия

Количество часов

Дата

1

Здравствуй, школа!

1

2

Вот и стали мы учениками.

1

З

Учимся работать в команде.

1

4

О хорошем и плохом.

1

5

Клуб «Выручайка».

1

6

О дружбе.

1

7

В царстве Мойдодыра.

1

8

«Здравствуй!»

1

9

Венок осени.

1

10

Профессий много есть на свете.

1

11

В мире любимых сказок.

1

12

Учимся приходить на помощь.

1

13

О рабочих руках и трудолюбии.

1

14

Зайкина избушка.

1

15

Учимся вежливости.

1

16

Новогодняя сказка.

1

17

Познакомьтесь: это я !

1

18

Снегурочка.

1

19

Сказка о солнечном зайчике.

1

20

Учимся быть добрыми.

1

21

Когда люди радуются?

1

22

Я расту!

1

23

Поезд везёт подарки мамам.

1

24

Сказка о весёлой пчёлке.

1

25

Клуб любителей природы.

1

26

Как у зайчонка зуб болел.

1

27

Приглашаем гостей.

1

28

В городе Лекарственных растений.

1

29

Экскурсия по городу Лекарственных растений.

1

30

На пороге лета.

1

31

О рыбалке.

1

32

Солнышко.

1

33

Нам нравится гулять по зоопарку.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человек...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо"

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо» для 1-4 классовБазовый уров...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Уроки нравственности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Уроки нравственности...

Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности

Цель курса «Уроки нравственности»: воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников. Задачи: Сформировать первоначальные представления о моральных...