Воспитательная работа: определение, направления, формы и методы, показатели качества
статья

Воспитание – это органичный ценностно-целевой блок и приоритет модернизируемого образования, определяющий содержание, формы, методы обучения, адекватные основным воспитательным ценностям; качественный показатель образовательной деятельности; деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_rabota.docx32.59 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная работа: определение, направления, формы и методы,

показатели качества

Содержание воспитывающей функции образования раскрывается через сущность понятия «воспитание». В законе «об образовании» воспитание представлено как «органичный ценностно-целевой блок и приоритет модернизируемого образования, определяющий содержание, формы, методы обучения, адекватные основным воспитательным ценностям; качественный показатель образовательной деятельности; деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [11, с. 18].

Цель воспитания – «формирование и развитие, прежде всего Человека творческого, самостоятельного, социально ответственного, коммуникативного, с развитой потребностной сферой познания окружающего мира и самопознания; самореализации с учетом индивидуальности; самосовершенствования, саморазвития и самовоспитания; Человека чести, социальной справедливости, заботящегося об окружающих людях, природе, о сохранении и развитии культуры; гражданина малой и большой Родина и гражданина Мира, Человека профессионала нового мышления» [10, с. 18].

        В         ФГОС         НОО         воспитательная         работа         рассматривается         как

«педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности» [12, с. 6].  

Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. По существу, воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения. Организация– это целевое объединение ресурсов; составная часть управления, суть которой заключена в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей [5].

Задачи организации воспитательной работы – это те изменения, которые педагог намечает достигнуть в окружающей их педагогической деятельности в планируемое время.

Результатом организации воспитательной работы является достижение личностью или коллективом высокого уровня воспитанности [4].

Для того чтобы организовать воспитательную работу с младшими школьниками нужно учесть, что наиболее оптимальными являются следующие виды деятельности: познавательная, трудовая, игровая, художественно-эстетическое, спортивное. Приоритетным является значение игровой деятельности в жизни младших школьников. Игровая деятельность младших школьников выступает как специальная форма коллективной деятельности и как элемент, важная составляющая всех других видов деятельности.

В «Стратегии развития воспитания до 2025 года» рассматриваются такие направления [9]:

  • Гражданское и патриотическое воспитание (формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственными социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию);
  • Духовно-нравственное развитие (воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям);
  • Приобщение детей к культурному наследию (создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям);
  • Физическое развитие и культура здоровья (формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни);
  • Трудовое         воспитание         и         профессиональное

самоопределение (воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам);

  • Экологическое воспитание (становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле).

Форма – это способ существования чего-либо, внешнее выражение какого-либо процесса. Форма неразрывно связана с содержанием, изменение одного влечёт за собой изменение другого. Стремление сохранить старые формы при новом содержании будет тормозить воспитательный процесс. На сегодняшний день существует большое количество форм воспитательной работы. Они могут быть:

1) простые и сложные;

2) кратковременные и длительные;

3) групповые, коллективные, общешкольные, межшкольные, микрорайонные, межрегиональные, государственные;

4) традиционные и творческие;

5) спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса и специально организованные;

6) регулярные и эпизодические.

Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы может быть составлен определённый алгоритм – некая схема, позволяющая наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс [3].

Элементы её таковы [3]:  

  1. Определение цели и задач. Цель – это запланированное отношение, которому посвящено организуемое педагогом дело.  
  2. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и названия мероприятия.  
  3. Создание психологического настроения (рассказ о предстоящем деле, мечты о результатах).
  4. Предварительная подготовка (подбор содержательного материала и др.).
  5. Проведение самого воспитательного мероприятия.
  6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях: обсуждение результатов вместе с учащимися и собственно педагогический анализ.

Рассмотрим основные методы в организации воспитательной работы [13]:

  1. Методы формирования сознания личности (разностороннее воздействие на сознание, чувства и волю учащихся с целью формирования у них системы взглядов и убеждений – разъяснение, рассказ, беседа, пример, внушение, инструктаж, пример).  
  2. Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (формирование умений, навыков и привычек культуры поведения, сознательной дисциплины, ответственного отношения к порученному делу – упражнение, приучение, требование, воспитывающие ситуации, поручение).  
  3. Методы стимулирования поведения и деятельности (побуждать поступать по нравственным законам, принятым обществом – соревнование, поощрение, наказание)  
  4. Методы самовоспитания (формирование потребности в сознательной планомерной работе над собой, в совершенствовании своей личности – личные обязательства, самоотчёт, самоанализ, самоконтроль, самооценка).

Все, что проходит в учебном заведении с целью осуществления воспитательной работы во внеурочное время, в некоторых педагогических источниках объединяется одним общим понятием – внеклассная воспитательная работа.  В других источниках наряду с внеклассной работой выделяют еще и внеурочную работу по учебным предметам (предметные кружки, секции, олимпиады, выставки творческих работ и др.). Также внеурочная работа определяется как целенаправленная воспитательная работа со школьниками, которую организовывают и осуществляют учителя, воспитатели в школе после уроков. Успех этой работы во многом зависит от деятельностного связи с внешкольными учебно-воспитательными заведениями. К внеклассной работе предстоит работа классных руководителей, школьного библиотекаря и всех других школьных работников с учащимися, которая проводится после уроков, но не имеет специально выраженного предметного характера (не направлена на изучение какого-то одного учебного предмета). Эта работа может проводиться в стенах школы или за ее пределами, но организуется и проводится работниками школы (собрания, классные часы, линейки, вечера отдыха, выставки, экскурсии, игровые программы, конкурсы, походы, встречи, викторины, агитбригады, диспуты, КВН, тренинговые занятия, праздники, коллективные творческие дела, коллективное игровое общение и т.д.) [1].

Особенность внеклассной воспитательной работы заключается в добровольном участии в ней (учащиеся выбирают профиль занятий по интересам), общественной направленности (содержание деятельности отвечает потребностям общества, отражает достижения науки, культуры, искусства), инициативности, самодеятельности учащихся (учета желаний детей, их предложений) [2].

Выделяют и внешкольное образовательно-воспитательную работу. Она осуществляется в спортивных, музыкальных и художественных школах, станциях юных натуралистов и юных техников, клубах по месту жительства, центрах творчества детей и юношества т.д., то есть проводится под руководством не школьных педагогов, а работников внешкольных учреждений и отличается большей, по сравнению с внеклассной работой, практической направленностью и специализацией.

Внеурочную воспитательную работу рассматривают как сочетание внеклассной и внешкольной работы, как взаимодействие двух важных звеньев воспитания (внеклассной и внешкольной), направленных на достижение единой цели – гармоничного развития детей и молодежи, выявление талантливых и одаренных воспитанников, создание условий для их воспитания творческих способностей и задатков [2].

Задача внеурочной воспитательной работы в государственных документах определяется следующим образом [9]:

  1. закрепление и углубление знаний, приобретенных в процессе обучения;
  2. расширение общеобразовательного кругозора учащихся, формирование у них научного мировоззрения;
  3. формирование интересов к различным сферам науки, техники, искусства, спорта, выявление и развитие индивидуальных творческих способностей и наклонностей;
  4. организация досуга школьников, культурного отдыха и разумных развлечений.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее – Стандарты) много внимания уделяют воспитанию: его целям, условиям, создаваемым в школе для осуществления воспитательной работы, программному обеспечению воспитательного процесса и т. п. А что в Стандартах говорится об оценке качества воспитания? Этой проблеме в Стандартах и в сопутствующих им документах уделяется должное внимание [7].  

Таким образом, оценка качества воспитанности школьников ни в коем случае не может рассматриваться как итоговая оценка самих школьников. Это лишь оценка результатов деятельности школы, семьи и других социальных институтов, ответственных за эту воспитанность. Мониторинг воспитанности школьников – это средство профессионального самоанализа и самооценки педагогов данной общеобразовательной организации, используемое ими для обнаружения проблем и определения перспектив собственной профессиональной деятельности [7].

Воспитание – одно из самых распространённых понятий в нашем профессиональном языке. Воспитание есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий.  

Начнём с того, что детско-взрослая общность (а под общностью мы понимаем объединение людей на основе переживаемого ими чувства принадлежности друг к другу) – это не один из факторов воспитания, влияющих на него наряду с другими такими же факторами, не средство воспитания, используемое педагогами вместе с другими такими же средствами, и не одна из воспитывающих сред, существующих наряду с другими такими же средами. Детско-взрослая общность – это источник всякого личностного развития ребёнка, происходящего как в процессе воспитания, так и в процессе его стихийной социализации и саморазвития. Детско-взрослая общность играет ключевую роль во всех трёх процессах: саморазвитие, социализация, воспитание ребёнка могут осуществляться только в общностях, которые тот образует со значимыми для него взрослыми людьми [6].

Говоря о ключевой роли детско-взрослой общности в воспитании, важно отметить: чем большее количество подобных общностей будет объединять педагога и ребёнка, тем эффективнее будет сам процесс воспитания [8].

Для организации воспитательной работы присущи такие цели [8]:

  • усвоение ребёнком социально значимых знаний (знаний основных норм и традиций того общества, в котором он живёт), это цели первого уровня;
  • развитие его социально значимых отношений (позитивных отношений к тем объектам и явлениям окружающего мира, которые признаны

ценностями в этом обществе), это цели второго уровня;

  • приобретение им опыта социально значимого действия – это цели третьего уровня.

Однако этим цели не исчерпываются.  

Во многом реализация воспитательного потенциала совместной деятельности педагогов и школьников зависит от форм деятельности. Дело в том, что различные уровни воспитательных целей, которые мы упоминали выше, могут быть достигнуты только в рамках соответствующих им форм: чем выше уровень достигаемой цели, тем сложнее будут эти формы [6].  

По каким критериям и показателям оценивать качество воспитания? Ответов на этот вопрос можно получить великое множество. Какие же ошибки допускаются в определении критериев и показателей качества воспитания? Проанализируем наиболее распространённые из них.

Традиционно распространённым в педагогической среде является такое мнение: качество воспитания в общеобразовательной организации оценивается хорошо, если в ней, например [7]:  

  • проводится большое количество общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
  • часто и регулярно происходят заседания педагогических советов по проблемам воспитания;
  • существует широкая сеть кружков, секций, клубов, общественных объединений;
  • имеется большой выбор разнообразного оборудования, сна-

ряжения, инвентаря и т. п. для осуществления воспитательного процесса.

Модель внутришкольной оценки качества воспитания базируется на нескольких основных принципах. Среди них [6]:

Принцип развивающего характера оценки качества воспитания. Основное назначение оценки качества воспитания – способствовать развитию воспитания в системе общего образования. Это означает, что результаты оценки качества воспитания должны быть использованы не для поощрения или наказания отдельных педагогов или образовательной организации в целом, а для обнаружения тех проблем, над которыми этим педагогам либо этой образовательной организации предстоит работать дальше, для грамотной постановки целей воспитания, для грамотного планирования воспитательной работы, для адекватного подбора форм и методов работы с детьми. Оценка качества воспитания призвана помочь школе понять, над чем ей надо работать дальше, что делать со своими учащимися, как улучшать результаты своей деятельности [6].

Принцип разделённой ответственности за качество воспитания. Школа далеко не единственный и не самый влиятельный (в плане воспитания детей) социальный институт, и она, очевидно, вовсе не должна относить на свой счёт всё, что касается качества воспитания. Так, воспитанность школьников – это не обязательно заслуга школы или её вина. Школа несёт за воспитание детей свою немалую, но при этом всего лишь долю ответственности. А потому применительно к оценке качества воспитания школьников имеет смысл говорить о разделённой ответственности за это качество школы и других социальных институтов: семьи, церкви, СМИ, общественных организаций [6].

Принцип приоритета внутренней оценки качества воспитания. В системе оценки качества воспитания приоритет необходимо отдать внутренней оценке, т. е. оценке, которая производится самими субъектами школьного воспитания. Процедура же внешней (по отношению к образовательной организации) оценки должна лишь дополнять процедуру самооценки и стимулировать развитие последней. Это:

  • позволит значительно снизить уровень фальсификации оценки качества воспитания и повысить её объективность;
  • восстановит утерянное доверие друг к другу представителей разных уровней системы образования;
  • уменьшит действие факторов, демотивирующих педагогов, воспитателей;
  • позволит использовать результаты оценки непосредственно для обеспечения качества воспитания образовательной организацией.

Принцип гуманистической направленности оценки качества воспитания. Оценка качества воспитания должна предполагать уважительное, доверительное отношение как к школьникам, так и к педагогам, осуществляющим воспитательный процесс. Оценка качества воспитания не должна предполагать сравнения детей, педагогов или школ друг с другом, составления каких бы то ни было рейтингов качества воспитания, дистанцирования администрации общеобразовательных организаций или органов управления образованием от выявленных в ходе оценки проблем и переложения ответственности за эти проблемы на родителей и педагогов [6].

Принцип ориентации на оценку сущностных сторон воспитания. Чрезвычайно важно в процессе осуществления оценки качества воспитания сосредоточиться не на формальных его составляющих (документах, обеспечивающих воспитательный процесс в общеобразовательной организации, количестве проведённых школой или педагогом воспитывающих мероприятий, конкурсных достижениях учащихся и т.д.), а на сущностных: ценностях, целях, механизмах, формах, способах, результатах воспитания [6].

Названные подходы и принципы легли в основу предлагаемой модели внутришкольной оценки качества воспитания [6]. Эта модель даёт нам идеализированное и обобщённое представление об оценке качества воспитания, её целях, направлениях, критериях, показателях и ограничениях. Она призвана в общих чертах дать ответ на вопрос о самом процессе осуществления этой оценки.

Предлагаемая модель разработана в соответствии со Стандартом и может быть использована во всех общеобразовательных организациях [6].

Качество воспитания мы понимаем как меру достижения целей и решения задач воспитания, определённых в соответствии с потребностями и перспективами развития личности и общества. Оценить качество воспитания в школе можно по трём основным направлениям [7]:

  1. качество результатов воспитания школьников (как школьники воспитаны);
  2. качество воспитательной деятельности педагогов (как педагоги воспитывают);
  3. качество управления воспитательным процессом (как администрация общеобразовательной организации осуществляет управление в сфере воспитания).

Рассмотрим каждое из направлений [8].

1.О качестве результатов воспитания школьников можно судить по мере достижения школой и другими социальными институтами, влияющими на детей, основных целей воспитания.

Для такой оценки можно использовать критерий их личностного роста, а саму оценку производить по следующим показателям:

  • усвоение школьниками основных социально значимых знаний

(знаний о социально значимых нормах и традициях);

  • развитие         социально         значимых         отношений         школьников

(позитивных отношений к базовым общественным ценностям);

  • приобретение школьниками опыта социально значимого действия.

Оценка качества результатов воспитания школьников проводится путём сравнения поставленных в каждом классе целей воспитания и реально полученных результатов, фиксируемых педагогическим наблюдением и анкетированием школьников [8].

2.О качестве воспитательной деятельности педагогов можно судить по мере решения основных задач воспитания, лежащих в компетенции педагогов, работающих непосредственно с детьми.

Для оценки качества воспитательной деятельности педагогов можно использовать критерий грамотности организации воспитательной деятельности, а саму оценку производить по следующим показателям:

  • соответствие целей воспитательной деятельности педагога актуальным проблемам воспитанности школьников;
  • адекватность форм и содержания воспитательной деятельности педагога поставленным целям;
  • использование педагогом воспитательного потенциала учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности школьников;
  • формирование педагогом воспитывающих детско-взрослых общностей.

Основной используемый здесь метод – это экспертиза. Источником необходимой для экспертной оценки информации являются результаты анкетирования школьных педагогов, имеющих классное руководство или внеурочную нагрузку. Эти результаты должны быть обязательно сверены экспертом с данными его наблюдения за деятельностью педагогов, собеседования с ними, совместного с ними анализа выполнения их планов или программ работы с детьми.

3.О качестве управления воспитательным процессом можно судить по мере решения основных задач воспитания, лежащих в компетенции администрации общеобразовательной организации.

Для оценки качества управления воспитательным процессом можно использовать критерий реализации в сфере воспитания основных управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля, а саму оценку производить по следующим показателям:

  • планирование воспитательной работы на основе изучения проблем воспитания в общеобразовательной организации с привлечением различных представителей школьного сообщества;
  • грамотное распределение прав, обязанностей и сферы ответственности между педагогами, организующими воспитательный процесс в общеобразовательной организации, а также понимание ими своих должностных инструкций;
  • поддержка профессиональной мотивации педагогов-воспитателей со стороны администрации общеобразовательной организации;
  • осуществление грамотного внутришкольного контроля и проблемно ориентированного анализа состояния воспитания в общеобразовательной организации.

Основной используемый метод также экспертиза, а источником необходимой для экспертной оценки информатизации станут результаты анкетирования заместителя директора по воспитательной работе, педагога-организатора, социального педагога, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей ГПД [8].

Таким образом, воспитание – это органичный ценностно-целевой блок и приоритет модернизируемого образования, определяющий содержание, формы, методы обучения, адекватные основным воспитательным ценностям; качественный показатель образовательной деятельности; деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Воспитание включает в себя такие направления как: гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, приобщение детей к культурному наследию, физическое развитие и культура здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание. Формы воспитания неразрывно связаны с содержанием, изменение одного влечёт за собой изменение другого. К методам организации воспитательной работы относятся: методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности, методы самовоспитания. Оценка качества воспитанности – это степень достижения целей и решения задач воспитания, определенных в соответствии с потребностями и перспективами развития личности и общества. Оценка качества производится по трем направлениям: по тому, как школьники воспитаны, как педагоги воспитывают и как администрация общеобразовательной организации осуществляет управление в сфере воспитания. Оценка качества воспитанности школьников ни в коем случае не может рассматриваться как итоговая оценка самих школьников. Это лишь оценка результатов деятельности школы, семьи и других социальных институтов, ответственных за эту воспитанность.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т.  М.: 2003. 328 с.  
  2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Под ред. Д. В. Григорьева, П. В. Степанова.  М.: Просвещение, 2011. 223 с.
  3. Занков Л. В. Развитие школьников в процессе обучения. М.: 2007.152с.  
  4. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2004. 480 с.
  5. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина.  М.: «Академия», 2009. 160 с.
  6. Степанов         Е. Н.         Изучение         состояния         и         эффективности воспитательного процесса в классе // Классный руководитель. 2007. № 1. С. 5–12.
  7. Степанов П. В. Как в соответствии с требованиями ФГОС разработать программу воспитания и социализации учащихся // Управление воспитательным процессом в школе.  2014. № 1. С. 93–100.
  8. Степанов П. В. Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе: пособие для учителей общеобразоват. организаций /под ред. И. В. Степанова.  М.: Просвещение, 2014. 80 с.
  9.  «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».  
  10. Тубельский А. Н Уклад жизни школы как компонент образования /Воспитание школьников. 2001. № 1. С. 3-10.
  11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Изд-во «Омега - Л», 2013. 134 с.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Под ред. А. А. Казаковой. М.: Просвещение, 2018. 53 с.
  13. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.  М.: Просвещение, 1979. 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как  в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...

Работа с одаренными. Формы и методы работы на уроках православной культуры и во внеурочное время.

В статье раскрываются формы и методы работы с одаренными детьми. В презентации показаны результаты нашей деятельности....

Методическая разработка"Планирование воспитательной работы в з классе по методу И.П. Иванова"

            Методическая разработка по данной теме описывает один из эффективных методов организации коллективной творческой деятельности( по методу И.П.Иванова)....

Методическая разработка"Планирование воспитательной работы в з классе по методу И.П. Иванова"

            Методическая разработка по данной теме описывает один из эффективных методов организации коллективной творческой деятельности( по методу И.П.Иванова)....

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

«Система воспитательной работы по формированию гражданско-патриотических и эстетических качеств младших школьников на примере учащихся специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска»

    Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования мировоззрения личности. Чувства любви к родному краю, гордости за свою родину, чувство красоты природы, произведени...

Воспитательная работа по направлениям в 4 классе

План-сетка воспитательной работы,  4 класс , Православная гимназия....