Доклад "Работа классного руководителя по предотвращению и разрешению конфликтов в классном коллективе"
статья (4 класс)

Выступление на МО классных руководителей о мерах по предотвращению и разрешению конфликтов в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №7

 села Стародубского Буденновского района»

Работа классного руководителя по предотвращению и разрешению конфликтов в классном коллективе

Учитель начальных классов

Малашенко Н. Я.

2021 г.

«Не бывает бесконфликтных личных отношений.

Конфликты неизбежны в любых отношениях между людьми».

Хорхе Букай (аргентинский психотерапевт) 

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus - «столкновение» и обозначает столкновение сил, сторон, мнений и интересов людей, вызывающее определенные действия.

Проблема конфликта является актуальной для человечества на протяжении многих веков. Взгляды философов, психологов, социологов и педагогов по данному вопросу во все времена были как интересны, так и противоречивы. Но все они сходятся во мнении,  что именно в детстве начинают формироваться основные личностные характеристики, в связи  с этим решается каким будет человек и как сложится его судьба.  

Из одиннадцати лет школьной жизни,  четыре  года ребенок  проводит за партой начальной школы. Можно сказать, что школа-это вторая семья детей, в которой учитель – это «мама», одноклассники – это «братья и сёстры».  В эти четыре года происходит становление личности. 

Младший школьный возраст - это время перехода к новому образу жизни, когда меняется отношение ребёнка с социумом, укрепляется осознание статуса школьника, возникших прав и обязанностей. В школе  ребёнок учится общаться, понимать себя и окружающих, учитывать разные мнения окружающих его людей, но, по мнению психолога  С.Н. Арсентьевой, зачастую общение младших школьников приводит к конфликту, и он возникает не только в стенах учебного учреждения, но и за его пределами. 

По этому поводу ФГОС начального общего образования выдвигает требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования учащимися, такие как: «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций». В «портрете выпускника начальной школы» сказано, что ученик должен уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. 

Конфликтное поведение младших школьников стало не редким явлением. В каждой  школе теперь есть обязательные психолог и социальный педагог, одной из профессиональных функций, которых является наблюдение  за поведением детей, выявление  и предупреждение конфликтов  (совместно с классным  руководителем).

Конфликт легче предупредить, чем разрешать. Следовательно, учителю необходимо организовывать профилактику конфликтного поведения учащихся. 

Профилактика конфликтного поведения - это система мероприятий (психологической, социально-психологической диагностики, психологической и педагогической коррекции), направленных на предупреждение конфликтной ситуации, способной привести к возникновению межличностных конфликтов. 

Не смотря на то, что такая  система мероприятий направленна на весь классный коллектив, для ее планирования классному руководителю необходимо сначала установить фигурантов, степень выраженности конфликтного и агрессивного поведения в классе. Особое внимание стоит уделить причинам конфликтного поведения учащихся. 

Существуют различные методы выявления конфликтного и агрессивного поведения учащихся.   Один из них – метод наблюдения. Наблюдая за поведением учеников, мы можем понять, кто из них конфликтный ребёнок, а кто – нет.  

Для планирования профилактики конфликтного и агрессивного поведения в классе,  классный руководитель должен быть осведомлен об условиях предупреждения конфликтного поведения, которые можно разделить на несколько групп: 

1.Условия, которые препятствуют возникновению конфликтов. К ним относятся: доброжелательная обстановка в коллективе, личный пример педагогов и родителей, прохождение тренингов с  детьми, так и с родителями. 

2.Условия работы в школе. Их создают с помощью: ситуаций «успеха», похвалы, внимательного отношения друг к другу. 

3.Устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. Можно создать правила, которым нужно следовать при предотвращении конфликтов. Такие правила можно создать в школьном коллективе или воспользоваться правилами из журналов или книг. 

Для того, чтобы научить детей мирно решать конфликты, нужно начинать данную работу с первого класса, используя игры и упражнения, способствующие профилактике конфликтного и агрессивного поведения учащихся.  

Кромеэтого,  классному руководителю класса можно следовать  следующим советам: 

  • Для того, чтобы у первоклассников  продолжалась работа по профилактике конфликтного и агрессивного поведения,   желательно каждый день, хотя бы на одном уроке или занятии, выполнять некоторые задания, игры или упражнения  (физические минутки – направленные на снятие эмоционального напряжения, подвижные игры и др.) . Например: упражнение «Рубка дров» проводится для переключения на активную деятельность после долгой сидячей работы, также  для того чтобы прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и "истратить" ее во время игры. Данное упражнение можно использовать как физическую минутку во время урока.  
  • Осуществлять работу по профилактике конфликтов между педагогом и школьниками. Оценивая результаты учебной деятельности и поведение школьника, всегда сначала обращать внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и бесконфликтно сказать о недостатках  ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся  позволяет повысить эффективность работы учителя. 
  • Общаться на уроках с обучающимися на эмоционально ровном фоне, не показывая ярко выраженных  отрицательных эмоций. 
  • Никогда не давать негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей в присутствии детей. Учащиеся могут начать плохо отзываться о своих одноклассниках, друзьях и родителях, из-за чего  возникнут  конфликты. 
  • Помнить, что разбор конфликтных ситуаций имеет для детей, прежде всего эмоциональное значение, и преобладание негативных эмоций  не служит формированию бесконфликтного поведения, а наоборот, блокирует его. Разбор конфликтных ситуаций позволяет учащимся правильно поступать и выходить из конфликтов в последующих случаях и позволяет воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях; получать навык сглаживания конфликтов. 
  • Несколько раз в месяц организовывать классные мероприятия, где каждый ребенок может высказать своё мнение, как поступить в той или иной ситуации. Например: проводить классный час с разбором ситуаций: проигрывание и анализ ситуации; чтение и анализ ситуации; просмотр и анализ ситуации; возможен разбор ситуаций, которые происходили в классе без акцента на личности, совершившие этот поступок. 
  • Набраться терпения и не стремится радикально  быстро и «любыми» методами переделывать учеников. Некоторые учителя хотят чтобы «плохой» ученик ( задиристый, недисциплинированный) превратился в хорошего после 1-2 замечаний, такого не будет. Перевоспитание и воспитание школьника — процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности. 
  • По своему социально-психологическому статусу учитель  всегда выше   ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше стараться поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе. Иначе, ждите конфликта, некоторые учащиеся могут «показывать» свой характер и вы окажитесь в конфликте с учеником, а затем и с родителями. 
  • В работу по предупреждению конфликтного и агрессивного поведения вовлекайте родителей учеников. 

Профилактика конфликтного и агрессивного поведения младших школьников в образовательном процессе требует немалых усилий. Для того, чтобы организовать работу, направленную на профилактику конфликтного и агрессивного поведения для начала необходимо определить с помощью наблюдения и диагностики уровень конфликтности и агрессивности учащихся. Затем, чтобы данный уровень понизить или привести к стабильно низкому уровню, необходимо проводить  задания и упражнения, направленные на профилактику конфликтного и агрессивного поведения младших школьников. 

В заключении можно сказать, что организация работы классного руководителя по профилактике конфликтного поведения младших школьников в образовательном процессе очень долгая и трудоёмкая работа, но очень полезная.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАРТНЁРСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

ПАРТНЁРСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Разрешение конфликтов в детском коллективе

Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты....

Открытый классный час в 1 классе в рамках Недели классных руководителей "Вежливости открыты все дороги"

Направление: нравственно-этическое.Форма проведения: игра «Цветик – семицветик».Цель: сформировать у детей представление о вежливости, вежливомповедении.Задачи:1. Науч...

Методические рекомендации классным руководителям по составлению планов воспитательной работы с классным коллективом

В  материале  представлены  основные  разделы,  необходимые  при составлении  планов  воспитательной  работы  с классным коллективом...