Главные вкладки

    ПАРТНЁРСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
    методическая разработка на тему

    ПАРТНЁРСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ТЕМА

    «ПАРТНЁРСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА».

            

    Наверное, раз в четыре года каждый учитель начальных классов задаёт себе вопрос: «Каким будет мой новый класс? Как сделать так, чтобы детям и родителям было комфортно в школе? Как сформировать дружный коллектив? Как создать условия для жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «Школа – семья»?

    Классный коллектив - это единое целое, большая семья, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

    Как же привлечь родителей в школу? - вечная проблема педагогов. Учителя всегда в поиске, какие создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для педагогов и детей. В связи с этим перед классным руководителем стоит важная и ответственная задача – сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса.

    Как говорят, если у родителей нет времени для общения сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени для общения с родителями завтра.

    Одной из актуальных проблем в воспитании ребёнка является партнёрство семьи и школы в реализации воспитательных задач в контексте введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.  

    Соответственно, задаемся вопросом «Что такое партнёрство?». В «Толковом словаре современной лексики русского языка», авторы Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова слово ПАРТНЁРСТВО означает «Партнёрство – согласованные, слаженные действия участников общего дела. Взаимные отношения, контакты государств и тому подобное, основанные на взаимовыгодности и равноправии».

    Значит, ПАРТНЁРСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ (в данном случае классного руководителя) - это механизм взаимоотношений и способ взаимодействия между родителями, учащимися и педагогами.

    Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной в том случае, если они действительно станут партнёрами. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в различных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развития и способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров, преодоления негативных поступков и проявлений в поведении.

    Изучение материалов: “Национальной образовательной инициативы” “НАША НОВАЯ ШКОЛА” помогло понять, что проблема заключается в недостаточной сформированности взаимодействия семьи и школы. И как результат – неэффективные условия для успешного образования и развития учащегося. Современная школа должна решать эти проблемы.

    «Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха».

    Поэтому в 2010 году я начала работу над воспитательным проектом «Партнёрство классного руководителя и семьи в организации воспитательной деятельности классного коллектива».  

    Данный проект рассчитан на 4 года.

    Сроки реализации проекта 2010-2014 гг.

    Реализация задач данного проекта осуществляется в три этапа (табл. 1).

    Таблица 1

    1 этап

    2 этап

    3 этап

    Формирующий

    этап реализации Проекта

    (сентябрь-декабрь 2010г.)

    Знакомство

    Организационный

    этап реализации Проекта

    (январь-май  

    2011 г.)

    Этап Партнерство

    (2012-2014 уч.г.)

    Совместная деятельность

    На первом этапе предусмотрено определение общих целей, общих ценностей и ресурсная база сторон.

    Наличие именно общих целей – важнейший фактор для построения партнерства.

    На первом этапе большое значение имеет определение взаимной полезности участников, т.е. изучение возможностей (ресурсов) друг друга. В число родительских ресурсов могут входить не только материальные или технические ресурсы, но и временные, кадровые, социальные (связи, знакомства), а также мотивационные, т.е. готовность родителей включиться в жизнь образовательного учреждения и их потенциальная активность.

    На втором этапе приоритет отдается к проектированию конкретных программ совместной работы, исходя из определившихся направлений взаимодействия и ресурсов.

    Этот этап предусматривает особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

    Цель данного проекта: построение полноценных партнерских отношений между школой и семьей, обеспечивающих удовлетворенность всех участников образовательного процесса и являющихся основой качественного образования и воспитания.

    Проект направлен на то, что воспитательная работа с детьми  будет достаточно содержательной и эффективной, если активно в ней  будут принимать родители, которые являются полноправными субъектами организации воспитательного процесса.

    Задачи проекта:

    • Выработка общих целей для построения партнерства;
    • Определение взаимной полезности участников социального партнерства;
    • Проектирование конкретных программ совместной работы;
    • Всесторонняя психолого-педагогическая поддержка семьи;
    • Формирование в семье позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности учащихся;
    • Своевременное информирование всех субъектов образовательного процесса

    Ожидаемые результаты:

    • сплочение детского коллектива, самовыражение личности на основе творческого сотрудничества и взаимопонимания;
    • сближение взрослых и детей, на основе проявления положительных эмоций;
    • приобретение участниками проекта навыков творческого сотрудничества и применение их в повседневной жизни;
    • повышение эффективности и активности сотрудничества классного руководителя и семьи.

    Любой классный руководитель работает по пяти основным направлениям.

    Рисунок 1

    Направления деятельности классного руководителя.

    Направления деятельности классного руководителя

    Я не буду останавливаться на основных 4 направлениях. А остановлюсь на совместной деятельности родителей, учащихся и классного руководителя.

    Какие формы занятости предлагаются родителям в классном коллективе? На следующем рисунке мы видим, кем могут выступать родители в классном коллективе.

    Рисунок 2

    Предлагаемые формы занятости родителей в воспитательной работе класса.

    img3

    Родители моего класса – это организаторы, судьи, консультанты, ведущие, но не гости. В данной ситуации дети видят своих родителей с другой стороны, в отличие от привычной домашней обстановки.

    Следует заметить, что самыми активными формами сотрудничества с родителями в нашем классе являются классные мероприятия, спортивные соревнования, участие в различных конкурсах (школьных, городских, российских), подготовка к различным праздникам.

    Так же хочу  отметить, что растёт желание участвовать в различных конкурсах (табл.2), не только детей, но и их родителей. Родители систематически интересуются новыми конкурсами.

    Таблица 2

    Участие учащихся в конкурсах

    (месяц - март)

    Год обучения

    Школьный уровень

    Городской уровень

    Российский уровень

    2010-2011 уч.г.

    2

    -

    3

    2011-2012 уч.г.

    4

    -

    4

    2012-2013 уч.г.

    9

    1

    10

    2013-2014 уч.г.

    10

    3

    10

    В данной таблице показано, как изменилось участие детей в различных конкурсах. Данные взяты по годам обучения за январь-февраль месяц.

    На праздниках и во время подготовки к ним много возможностей для общения детей и родителей. Выявляются способности детей. Подготовительная работа способствует расширению знаний учеников, создаёт атмосферу творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии.

    Воспитание на лучших народных традициях способствует созданию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей, сплочению класса, развитию творческих способностей, любознательности и гордости за свой народ, своих родителей, семью.

    В конце каждого учебного года вместе с родителями и учащимися проводится анализ работы за год, отмечаются положительные моменты, выявляются лучшие мероприятия с точки зрения их организации, воспитательного воздействия на ребят, повышения их культурного уровня

    Самые запоминающиеся мероприятия, которые отметили дети и родители:

    • ежегодные совместные выезды на турбазу
    • подготовка к новому году, украшение кабинета, участие в новогодних конкурсах
    • «Аты-баты, шли солдаты…»
    • «Папа, мама, я – спортивная семья»
    • «Супер – мама»
    • Фруктовая вечеринка» (дни именинников проходят под необычными названиями «Шпионская вечеринка», «Пиратская вечеринка». Причем названия родители придумывают сами,  подыскивают сценарии, моя задача – скорректировать сценарий и провести)
    • "Творческие мастерские", " Художественные мастерские", в которых родители с детьми познают радость совместного творчества. Выпускают стенгазеты к праздникам
    •  В сентябре этого учебного года все учащиеся с родителями приготовили творческий отчет по теме «Как я провёл лето», были представлены презентации об отдыхе детей

    В этом месяце мы начали совместный проект родителей и детей «ПРОпуск в ПРОфессию». Это серия классных часов, на которых родители будут знакомить детей со своими профессиями.

    Цель данных мероприятий – сформировать у учащихся интерес к выбору профессии, познакомить учащихся с профессиями родителей, воспитывать у учащихся чувство уважения и гордости к человеку любой профессии.

    Привлечение родителей к общественной работе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе. Вовлечённость в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей - это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания его познать. Общие дела и интересы объединяют детей и родителей, помогают найти общий язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.

    Показателем результативности партнёрской работы классного руководителя с родителями являются хорошие отношения к школе, желание учиться и быть активным участником школьных дел, активность в классных и школьных делах даже самых скептически настроенных родителей.

    Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов   и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач, чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции.

    И закончить своё выступление хочется словами Ш.А.Амонашвили: 

    «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Брюхова В.М. Школа Классный руководитель и семья: от диалога к партнерству. // Классный руководитель.-2008.- №;.- С.108-124.
    2. Валькова Л.Н. Семейный клуб – одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса // Начальная школа.- 2010.- №6.- С.25-29.
    3. Высоцкая Е.И Родительское собрание «Способы решения конфликтных ситуаций в семье» // Классный руководитель.-2008.-№8.-С.51-53.
    4. Григорьев Д.В., Кожурова О.Ю. Воспитательный фактор. Школа и родители: социальное партнерство.// Интернет.
    5. Ильясова Л.А. Сотрудничество семьи и школы - залог успеха.// Интернет
    6. Кондаков А.М. Стандарты второго поколения. Интервью с руководителем проекта «ФГОС второго поколения»//Интернет.
    7. Курасова Т. Семья и школа: наше содружество – основа полноценного воспитания детей // Народное образование.-2010.-№1.- С.132., Социальная педагогика.- 2009.- №6.- С.24-30
    8. Пластинина Ю.Л. Педсовет «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития //Классный руководитель.- 2009.- №5.-С.3-5.
    9. Хуторянская Т.В. Технологические приемы содействия учителей с семьей младшего школьника // Начальная школа.- 2010.-№4.-С.3-5.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План организации воспитательной деятельности классного руководителя

    Организация воспитательной деятельности классного руководителя по направлениям....

    взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы

    в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...

    "Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.

    Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...

    Организация учебной деятельности классного коллектива.

    Работа классного руководителя по организации учебной деятельности классного коллектива составляет существенную часть его воспитательной деятельности в целом....

    Проект «Партнёрство учителя и семьи в организации воспитательной деятельности классного коллектива»

    Проект «Партнёрство учителя и семьи в организации воспитательной деятельности классного коллектива»...

    Методические рекомендации классным руководителям по составлению планов воспитательной работы с классным коллективом

    В  материале  представлены  основные  разделы,  необходимые  при составлении  планов  воспитательной  работы  с классным коллективом...