"Реализация программы воспитательной работы школы через организацию внеурочной деятельности классного руководителя" .
учебно-методический материал по теме

Соловьева Любовь Леонидовна

Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_klassnogo_rukovoditelya.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя

в организации внеурочной деятельности обучающихся

Соловьева Любовь леонидовна

заместитель директора школы по УВР

МКОУ «Самохваловская СОШ»

Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества.

 В противном случае оно совершенно бесполезно”.

Киплинг

Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. С 2011-2012 уч.  года  филиал  МКОУ «Самохваловская СОШ»   «Яутлинская НОШ»  переходит на ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации  внеурочной   деятельности  младших школьников. В школе разработана Основная образовательная программа  начального общего образования , которая  содержит  раздел «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования», в который в соответствии с рекомендациями МОиН РФ  включается программа внеурочной деятельности.

В организации и проведении внеурочной деятельности учащихся особая роль отводится классному руководителю.

С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы, педагога-дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач.  На базе нишей школы   всегда  организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных  кружков.

Главной задачей  классного руководителя, осуществляющего внеурочную работу, является   формирование личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.              

Что касается механизма реализации внеурочной деятельности в нашей школе, то именно здесь и начинают  возникать проблемы:

- Мероприятия проводятся  во второй половине дня.

- Школа  не  имеет свободного  помещения для организации внеурочной деятельности.

- Нет ставок на дополнительное образование.

- отсутствие  компетентности у учителей в вопросах новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности.

-  Отсутствие опыта в разработке  программы  внеурочной деятельности;

- Отсутствие   материально-технических условий;

- Проблемы финансового обеспечения.

Что делать?  

 В этом случае  наша школа «Яутлинская НОШ»     использует возможности социокультурных учреждений   села Яутла и учреждений    Шатровского района:

- детский сад (группа кратковременного пребывания детей);

- сельский дом культуры;

- сельская библиотека;

- районный краеведческий музей;

- районная детская библиотека;

-  Яутлинский ФАП;

- муниципальный пожарный пост;

- школа –кружок «Очумелые ручки»;

 -  и др.

Внеурочная деятельность построена по типу оптимизационной модели. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учитель  - Коурова А.М., социальный педагог – Строжкова Н.В.)

В плане воспитательной работы школы МКОУ «Самохваловская СОШ»   предусмотрено  7 направлений работы классного руководителя:   Общеинтеллектуальная деятельность,  гражданско-патриотическое воспитание, спортивно-оздоровительная деятельность, духовно-нравственное воспитание,  экологическое воспитание, профориентационная работа.

№ п.п.

Направления воспитательной работы

Форма реализации

социокультурных учреждений  

1

Общеинтеллектуальная   деятельность    

Олимпиады разных уровней, викторины,   дистанционные олимпиады.

школа

2

Гражданско-патриотическое воспитание

экскурсии

районный краеведческий музей;

3

Спортивно-оздоровительная деятельность

Веселые старты, конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»

«Подвижные игры»,

школы

4

Духовно-нравственное воспитание

Беседы, классные часы, экскурсии

«Азбука добра» «Творим добро»

«Учимся управлять собой»

Школа, сельская библиотека;

- районный краеведческий музей;

- районная детская библиотека;

5

Экологическое воспитание

Конкурсы рисунков, фотоработы, классные . часы

школа

6

Социальное  направление

Помощь в проведении праздников

сельский дом культуры;

7

Профориентационная   работа

Классные часы, круглые столы, беседы, встречи

Яутлинский ФАП;

муниципальный пожарный пост;

почта.

Важно, чтобы работа  классного руководителя  в школе не была исключительно ситуативной, бессистемной, когда классный руководитель только реагирует на текущие события, происходящие в классе, а не организует, не строит систему работы. Поэтому методисты предлагают  некий цикл воспитательной работы классного руководителя, который представляет собой комплекс, набор следующих действий, этапов работы.

  1. Изучение учащихся и коллектива класса:  получение демографических,  медицинских,  психологических,  педагогических  данных (семья,  социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности).
  2. Формулировка воспитательных задач,  общих для  класса  или отдельных групп, учеников класса, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных.
  3. Планирование  воспитательной  работы  - составление плана, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач, направлений   и дел по их решению.
  4. Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом:  проведение классных часов,  экскурсий,  походов,  вечеров,  родительских собраний и пр.
  5. Анализ и оценка результатов воспитания, которые выражаются в уровне воспитанности учеников. Наблюдение, опросники и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи, а также о собственной профессиональной компетенции и личностном росте классного руководителя как воспитателя.

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

  1. взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
  2. организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  3. организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
  4. организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в создании единого образовательного и методического пространства в школе, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется  школой  и согласуется с родителями обучающихся.

Ещё одним из основных и очень важных направлений работы в нашей школе с учащимися является работа с одаренными  детьми. Традиционно  в школе проходит неделя начальных классов,  проводится школьный тур предметных олимпиад с целью привития  интереса к различным предметам, выявления одаренных детей, организации индивидуальной работы с этими учащимися.  

Качество образования  - это обучение + воспитание. Показатель обученности – активная поисково-исследовательская, интеллектуальная, творческая, здоровьесберегающая  деятельность детей на уроках, участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах, соревнованиях различных уровней..

Классный руководитель – это особый наставник, который должен помогать другим учителям в порученном ему классе, найти контакт с детьми, устранять возникающие конфликтные ситуации. Классный руководитель должен присутствовать на остальных уроках в этом классе (хотя бы 1 раз в неделю), проводить мероприятия, праздники.

Родительские собрания по большей части проводят тоже классные руководители. Собрание проводится примерно 1 раз в 2 месяца. Классный руководитель должен знать всех родителей (или лиц, их заменяющих) лично, поговорить с каждым отдельно, помочь решить проблемы или попытаться найти общее решение вместе с родителями.

В школах, помимо учебы, существует масса организационных вопросов. Например, сбор денег на ремонт школы. В обязанности классного руководителя входит подробное объяснение родителям, на что пойдут эти деньги, он должен найти подход не только к ученикам, но и к их родителям, найти со всеми общий язык.

Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь» в каждом ребенке.

Хочу напомнить слова Конфуция,  великого китайского мудреца и философа: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем,    достоин быть учителем!».

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы “ Развитие творческой личности в классном коллективе”.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руко...

Программа воспитательной работы “ Развитие творческой личности в классном коллективе”.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руко...

Анализ воспитательной работы за 2011-2012уч. год классного руководителя 2 «а» класса Семиковой Надежды Леонидовны.

В чём заключается моя воспитательная деятельность? Это прежде всего создание благоприятной эмоциональной обстановки в детском коллективе, организация свободного времени детей, изучение их индиви...

Программа воспитательной работы школы

В обстановке общего кризиса идей происходит  пересмотр ключевых понятий педагогики, и прежде всего понятия «воспитание». В течение долгого времени в общественном сознании укрепляется взгляд на шк...

Мастер — класс «Реализация программы духовно — нравственного воспитания через внеурочную деятельность»

Распространение опыта работы учителя начальных классов по реализации программы духовно-нравственного воспитания через внеурочную деятельность....

Программа Воспитательной работы "Школа Вежливых наук", Программа работы с родителями на 2023-2027 уч.гг.

Программа Воспитательной работы "Школа Вежливых наук" 2023-2027 уч.гг.Программа работы с родителями "Содружество" 2023-2027 уч.гг.Страничка Экскурсии и праздники | О...