Программа воспитательной работы «Школа полного дня – школа творческого взаимодействия»
методическая разработка на тему

Греку Светлана Викторовна

Программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx40.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Малоатлымская средняя общеобразовательная школа»

Программа внеурочной деятельности

«Школа полного дня – школа творческого взаимодействия»

Составитель: Греку Светлана Викторовна,

учитель 1 категории

Малый Атлым,

2010 г.

Введение.

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально-природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.

В последнее время в РФ наблюдается тенденция роста внимания к развитию воспитания.

Впервые за многие десятилетия в основополагающем государственном документе - Национальной доктрине образования в Российской Федерации - определены цели воспитания и обучения как единого процесса. Социальный заказ государства на воспитание человека современного, образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности, нашел отражение в таких важнейших документах, как Концепция модернизации российского образования на предстоящее десятилетие и Государственная программа патриотического воспитания граждан России.

Если сопоставлять традиционный и инновационный подходы к воспитанию, то между ними - существенная разница. Когда в обществе происходит резкая смена образа жизни и социального поведения, неэффективными оказываются многие стереотипы, к которым привык педагог, родители, сами воспитанники. Обнаруживается внутренняя сущность человека, его естественные потребности, социальные устремления, право быть самим собой - то, что обычно не входит в круг педагогических целей и ценностей, развивается стихийно.

В образовательном учреждении воспитательная работа уже не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных по отношению к урочной деятельности либо вообще вынесенных «за скобки» преподавательской деятельности учителя. Сегодня воспитание может и должно быть понято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.

Исходя из вышесказанного, возникла необходимость пересмотра воспитательной работы в школе и разработки программы «Школа полного дня – школа творческого взаимодействия», реализуемой в условиях сельской общеобразовательной школы.

Вышеназванные документы и опыт работы школы № 359 города Санкт-Петербурга легли в основу программы  развития воспитания в школе, которая направлена на обновление содержания и повышение роли воспитательной деятельности, целью которой является формирование социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру.

Концепция воспитательной системы школы творческого взаимодействия.

В современных условиях человеку приходится решать две противоположные задачи:

  1. Становление самим собой, сохранение, познание, развитие и реализация собственной индивидуальности в условиях ее нивелировки.
  2. Становление межсубъектного взаимодействия с людьми и миром в условиях растущего непонимания.

Процесс воспитания, понимаемый как помощь в самосозидании человека, видится в этом случае как единство самореализации - раскрытия творческой индивидуальности и социализации - включения в межсубъектное взаимодействие.

Цель   воспитания - человек, выстраивающий свою жизнь как  творческое взаимодействие с миром, людьми, собой на основе трех принципов:

-    личностного самоопределения;

-    ценностно-смыслового равенства;

-    постижения красоты;

-    творческое взаимодействие.

Личностное самоопределение понимается как содержательное конструирование жизненного поля, включающего в себя как совокупность индивидуальных жизненных смыслов, так и пространство реального действования (актуального и потенциального) (М.Р. Гинзбург).

Деятельность   человека на  основе данного принципа  характеризуется сформированностью и дальнейшим развитием таких интегральных качеств,   как:

  1. Наличие системы индивидуальных жизненных смыслов и осуществление реального целеполагания на ее основе.
  2. Готовность к выбору средств и достижение спроектированного результата.
  3. Адекватная самооценка и постоянная саморефлексия.

Ценностно-смысловое равенство понимается как признание права каждого субъекта на собственные ценности и смыслы, их равенства и необходимости их понимания.

Деятельность   человека  на   основе  данного  принципа характеризуется сформированностью и дальнейшим развитием таких интегральных качеств  человека,   как:

  1. Нравственно-гуманистической направленности личности.
  2. Готовности к диалогу «Я - другой» с любым субъектом жизнедеятельности.
  3. Терпимости в отношениях к людям, умению понять и простить.

Постижение красоты понимается как процесс осознания, формирования потребности, понимания и созидания красоты во взаимодействии с самим собой, людьми, миром.

Деятельность человека на основе данного принципа характеризуется сформированностью и дальнейшим развитием таких интегральных качеств  человека,   как:

  1. Эстетическая направленность личности.
  2. Понимание красоты природы и человеческой культуры.
  3. Способности к созиданию красоты в мире, в человеческих отношениях, в самом себе.

Творческое взаимодействие понимается как межсубъектная совместная деятельность, в которой сохраняется и развивается индивидуальность каждого. А сама деятельность и ее результаты носят творческий характер.

Человек, готовый и способный к творческому взаимодействию, характеризуется сформированностью и дальнейшим развитием таких интегральных его  качеств,   как:

  1. Потребность в постоянном саморазвитии, самоактуализации.
  2. Познавательная активность.
  3. Творческий характер результатов деятельности.

Заявленные выше интегральные проявления человека могут быть диагностированы, сформированы и развиты в процессе воспитания в школе целостно. Это позволит достигнуть заявленной цели воспитания.

В условиях традиционной школы достижение данной цели невозможно. Это реально лишь при создании нового типа образовательного учреждения, в основе которого будет воспитательная система, ориентированная на такие ценности, как личностное самоопределение, ценностно-смысловое равенство, постижение красоты, творческое взаимодействие. Ведущими в ней будут технологии творческого взаимодействия:

  1. Совместная учебная творческая познавательная деятельность.

Учителя и учащиеся становятся субъектами учебной деятельности, которая носит творческий, поисковый, исследовательский характер.

Основные формы: урок, факультатив, кружок.

  1. Коллективная творческая деятельность.

Учителя и учащиеся становятся субъектами деятельности и общения, в процессе которого создается коллектив, где каждому уютно, но при этом у каждого свое лицо, отношения носят характер творческой заботы, строятся  на основе ценностного смыслового равенства. 

Основные формы: КТД, игры, праздники.

3.Совместное самосовершенствование.

Учителя и учащиеся становятся субъектами самосовершенствования. В совместной рефлексии анализируются собственные проблемы, создаются ситуации, требующие целеполагания, выбора, самооценки. 

Основные формы: лагерные сборы, игры, социально-психологические тренинги.

        Чтобы учесть возрастные особенности учащихся, в школе создается три подсистемы:

1.        Школа  индивидуально-личностного  взаимодействия (1-4-е классы).

Цель: освоение ценностей воспитательной системы на индивидуально-личностном уровне. Осознание учащимися собственных потребностей, возможностей, особенностей.

           2.         Школа  деятельностного  взаимодействия   (5-8-е классы).

Цель: формирование потребностей к реализации и освоению ценностей воспитательной системы в различных видах деятельности.

3.        Школа общения и мировоззрения (9-11е классы).

Цель: Формирование способностей к реализации и освоению ценностей воспитательной системы в общении, диалог мировоззренческих позиций.

Содержание программы  включает в себя  девять творческих периодов (приложение 1) и следующие направления:

♦ Гражданско-патриотическое,  трудовое - раздел «Мой родной край».

♦ Духовно-нравственное - раздел «Общение и культура».

♦ Спортивно-оздоровительное  - раздел «Здоровье».

♦ Художественно-эстетическое – раздел «Досуг».

♦ Общественно-социальное – раздел «Образ жизни».

Структура воспитательной системы школы творческого взаимодействия.

Ценностные ориентации воспитательной системы

личностное самоопределение

ценностно-смысловое равенство

постижение красоты

творческое взаимодействие

Диагностика ценностных ориентаций субъектов воспитательной системы

учителя

учащиеся

родители

Формирование мотивации на ценности воспитательной системы

учителя

учащиеся

родители

Технология творческого взаимодействия

Совместная творческая познавательная деятельность

Коллективная творческая деятельность

Совместное самосовершенствование

Формы работы

Урок, факультатив, кружок

Коллективные творческие дела, игры, праздники

Лагерные сборы, игры, социально-психологические тренинги

Анализ результатов

учителя

учащиеся

родители

Логика реализации программы:

  1. Коллективное планирование.
  2. Информирование о различных видах деятельности (беседа, экскурсия, работа с книгой, стенная газета)
  3. Коллективные творческие дела, в процессе которых учащиеся имеют возможность проявить себя в каком-либо виде человеческой деятельности.
  4. Творческие дела, направленные на формировании доброжелательных отношений: взаимопомощи, взаимоответственности.
  5. Фиксация достижений (конкурсы, викторины, выставки)

Предполагаемые результаты:

В результате реализации данной программы происходит формирование:

-  доброжелательного отношения к людям (сверстникам, младшим, старшим);

-  способности, потребности и готовности к творческому взаимодействию в различных видах деятельности;

- общеобразовательного кругозора и познавательного интереса;

- адекватной самооценки.

Схема взаимодействия образовательных структур школы творческого взаимодействия.

Детское объединение

                                                                «ООК»

Театральное                                                                           Научное

объединение                                                                         общество    

                                                                                                учащихся                                                          

     Объединение

декоративно-прикладного                                                        

   искусства                               школа творческого                      Редколлегия

                                                      взаимодействия                     газеты «Светлячок»

Спортивные

   секции

                                                                   Классно-урочная система

Танцевальный                         классические типы             Нетрадиционные

коллектив                                       уроков                            типы уроков:

                                                                                          -урок-фантазирование

             Клуб                                                                    -урок-путешествие

 военно-патриотического                                              -урок-спектакль;

  направления «Патриот»                                               -урок-сказка;

                                                                                          -урок-игра;

Программа  внеурочной воспитательной деятельности школы индивидуально-личностного взаимодействия предназначена для работы классных руководителей  с обучающимися    начальных классов.

Цель: освоение ценностей воспитательной системы на индивидуально-личностном уровне. Осознание учащимися собственных потребностей, возможностей, особенностей.

Ведущей технологией организации жизнедеятельности коллективов 1-4-х классов является коллективная творческая деятельность, творческие и ролевые игры, конкурсы, праздники, соревнования.

В результате реализации данной программы происходит формирование:

-доброжелательного отношения к людям (сверстникам, младшим,
старшим);

-способности, потребности и готовности к творческому взаимодействию в различных видах деятельности;

 -общеобразовательного кругозора и познавательного интереса;

Программа внеурочной воспитательной деятельности школы деятельностного взаимодействия  предназначена для работы классных руководителей  с учащимися пятых - восьмых классов.

Целью программы  является создание условий для развития и самореализации учащихся в различных видах деятельности. Такими условиями являются:

-знакомство ребят с различными видами деятельности человека;

-предоставление возможности испытать себя в различных видах
деятельности;

-поощрение желаний учащихся участвовать в различных видах деятельности;

-создание доброжелательных отношений между учащимися;

-предоставление возможности быть организатором в различных видах деятельности;

-формирование коллектива.

Ведущей технологией организации жизнедеятельности коллективов 5-8-х классов является коллективная творческая деятельность, творческие и ролевые игры, конкурсы, праздники, соревнования.

В результате реализации данной программы происходит формирование:

-доброжелательного отношения к людям (сверстникам, младшим,
старшим);

-способности, потребности и готовности к творческому взаимодействию в различных видах деятельности;

 -общеобразовательного кругозора и познавательного интереса;

 -адекватной самооценки.

Программа внеурочной воспитательной деятельности школы общения и мировоззрения  предназначена для работы с учащимися  9-11 классов.

Позволяет:

- целенаправленно организовать процесс общения подростков, воспитывать у них культуру общения;

-  в различных формах общения в процессе коллективной творческой деятельности повысить мотивацию социально-значимой деятельности;

- прививать социально-значимые ценности, в частности, ценности здорового образа жизни;

- формировать у учащихся представления, навыки, культуру самоорганизации в проведении активного досуга.

Целью  данной программы является создание условий для самоопределения и самореализации, учащихся в общении со сверстниками, с взрослыми, с окружающим миром в целом.

Такими условиями являются:

  1. Развитие навыков цивилизованного общения.
  2. Предоставление возможностей самовыражения в различных формах общения.

Программа реализуется  классными руководителями.

Включает в  себя:

1.   Внеурочные занятия в классе:

- диагностическое занятие;

 -психологический  практикум;

 -занятие-тренинг;

- занятие-рефлексия.

  1. Внеурочные мероприятия в школе.

В результате реализации данной программы происходит формирование:

-   социального опыта в общении, навыков цивилизованного общения

со сверстниками, взрослыми, окружающим миром;

    -   способности, потребности и готовности к творческому взаимодействию;

-  общеобразовательного кругозора и познавательного интереса;

- адекватной самооценки.

        Для выявления степени эффективности программы можно использовать программу  деятельности службы сопровождения по отслеживанию развития учащихся.

Задачами службы сопровождения являются:

1.        Оказание   психологической   (поддерживающей,   коррекционной,
просветительской) помощи.

2.        Отслеживание результативности воспитательного процесса.
Для решения этих задач работают:

1.   Классные руководители.

2.        Учителя-предметники.

3.        Руководитель службы сопровождения заместитель директора по воспитательной работе.

Содержание деятельности:

1.Изучение условий, в которых происходит становление личности. Выявление личностных психологических трудностей.

2.Проведение психологической диагностики различного профиля и
предназначения.

3.Оказание психологической помощи ученикам, родителям (лицам,
их заменяющим), членам педагогического коллектива в решении
конкретных проблем.

4.Изучение степени адаптации детей при переходе из одной школы
(подсистемы) в другую.

5. Разработка и осуществление развивающих программ с учетом психофизиологических и половозрастных особенностей.

6. Психолого-педагогический анализ:

- формирования личностных отношений к различным сторонам жизни в процессе разных видов деятельности;

-  формирования адекватной самооценки;

- психологического климата и отношений между детьми, личностного статуса в классном коллективе;

- степени включенности каждого ребенка в творческом взаимодействии;

-  способности к самоопределению и саморазвитию;

-  уровня воспитанности ребенка.

7.Осуществление педагогического анализа результативности воспитательного процесса.

8. Просвещение педагогических кадров по вопросам психо-физиологических особенностей детей различного возраста и пола, причинам возникновения психологических проблем и способов их разрешения.

9.Обучение педагогических кадров методикам психолого-педагогического анализа педагогической деятельности.

Формы работы:

1.Семинары.

2.Консультации для педагогов и родителей (лиц их заменяющих).

3.Разработка необходимой документации и материалов.

4.Обобщение аналитических материалов.

5.Групповая и индивидуальная работа.

6.Проведение различного типа и назначения диагностических методик.
Критерии результативности воспитательной работы:

1.        Уровень воспитанности анализируется по пяти  показателям (методика Ю.В. Васильева):

-  свобода личности;

-   гуманность личности;

-   духовность личности;

-  творчество личности;

- практичность личности.

2.        Целостное формирование личности ребенка как совокупности личностных отношений к:

-    здоровью, собственным физическим возможностям;

-    волшебству и собственным возможностям творить «чудеса»;

-    истории, в том числе истории России, семьи;

-     людям, в том числе членам семьи, ровесникам, себе;

-    творческим способностям;

-   познаниям.

3.Доброжелательная творческая атмосфера в коллективах различного
уровня и масштаба; ценность и самоценность каждого в коллективе.

4. Положительная динамика формирования самооценки.

5.Активность, самостоятельность и добровольность участия в творческом взаимодействии.

6.Нравственная направленность выбираемой деятельности.

7.Готовность к выбору привлекательной для себя деятельности, детского сообщества, социальной роли в них, нравственных ценностей.

Схема диагностирования результатов

Диагностика показателей результативности

Степень                   психологический         занятость      самооценка

обученности                климат                     в кружках

детей по                    в коллективе              и секциях

предметам  

              отношение                 удовлетворенность                 гражданственность

                ребёнка                   родителей состоянием

               к школе                обученности и воспитанности

                                                          ребенка

Диагностика факторов, влияющих на результативность деятельности воспитательной системы

   Уровень              уровень       стиль взаимоотношений              состояние

преподавания     интеллекта   «учитель-ученик», «ученик-         здоровья

                              учащихся            ученик»

                  мотивация         интенсивность                  позиция семьи,

                   учения              воспитательной                 социальный

                                                работы                                запрос

Показатели развития учащихся школы творческого взаимодействия

Диагностическая карта

1.Личностное самоопределение учащихся                                        

  1.1.Наличие системы индивидуальных жизненных смыслов и осуществление реального целеполагания на ее основе.                    

   а) наличие любимых видов деятельности;                                        

   б) самостоятельное осуществление некоторых видов деятельности;

в) наличие индивидуального стиля организации деятельности.      

1.2. Готовность к выбору средств и достижение проектируемого результата.                                                                    а) выбор пути осуществления деятельности, с учетом собственных способностей;                                                                     б) успешность в деятельности;                                                                

в) использование в деятельности полученных знаний.                    

 1.3. Адекватная самооценка и постоянная рефлексия.          

а) адекватная самооценка возможностей в любом виде деятельности;                                                                                          б) совершенствование способа осуществления деятельности;      

 в) осознание алгоритма осуществления деятельности.

2. Ценностно-смысловое равенство в отношениях с людьми.                                                                              2.1.        Нравственно-гуманистическая направленность личности.

а) осуществление любого вида деятельности на основе соблюдения нравственных норм;                                                          

 б) ненасильственное включение в личнозначимый вид деятельности других людей;                                                              

в) направленность деятельности на заботу об окружающих людях.

2.2.        Готовность к диалогу «Я - другой» с любым субъектом жизнедеятельности.                                             

а) умение помочь в осуществлении деятельности окружающим;    

б) отказ от деятельности, разрушающей результаты труда окружающих;                                                                                              в) адаптация к различным партнерам по совместной деятельности.  

2.3.        Терпимость в отношениях с людьми.                            

а) осуществление совместной деятельности с любыми партнерами;

б) согласование ритма осуществления-деятельности;                        

в) бесконфликтное распределение ролей в современной деятельности.

3.        Постижение красоты в жизнедеятельности.                                            

3.1.        Эстетическая направленность личности.                          

а)  эстетический компонент результата деятельности;                      

 б) отказ от деятельности, разрушающей красоту;                            

в) идеал деятельности.                                                                          

3.2.        Понимание красоты в природе и человеческой культуре.                                                                             а) экологический характер деятельности;                                      

б) деятельность, связанная с освоением человеческой культуры.

3.3.        Способность   к  созданию  красоты  в  мире, человеческих отношениях, в самом себе.                                                  

а) эстетическое оформление собственной деятельности;                      

б) забота о собственном здоровье;                                                    

в) эстетика результата деятельности.

4. Творческое взаимодействие с миром, людьми, самим собой

4.1.Потребность в самоактуализации.                    

 а)готовность к постоянному испытанию себя в различных видах деятельности;                                                                                                  б)самосовершенствование в деятельности;                                                     в)повышение результатов деятельности.                                                      

4.2. Познавательная активность.                                              

 а) компетентность в деятельности;                                                                    

б) самообразование в процессе деятельности;                                            

в) освоение новых видов деятельности.                                                      

 4.3. Творческий характер результатов деятельности.                  

а) творческий характер организации деятельности;                              

б) участие в творческой деятельности;                                                    

в) творческий компонент результата деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация работы школы полного дня (ФГОС)

Презентация представляет собой режим работы образовательного учреждения, обеспечащего полноценное полнодневное пребывание ребёнка в школе, включающего в себя интеграцию основного и дополнительного ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.

В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...

Использование игровых оздоровительных технологий в режиме работы Школы полного дня.

Игра должна стать одним из основных средств воспитания и развития учащихся в режиме полного дня. Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно,...

Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ)"

Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ...

«Внеклассное чтение в начальной школе как средство творческого взаимодействия школьника-читателя с текстом литературного произведения»

Одним из важнейших источников знаний для человека является книга. Подсчитано, что в раннем детстве человек задает окружающим до 500 вопросов в день. С годами их число значительно снижается. Это происх...

«Внеклассное чтение в начальной школе как средство творческого взаимодействия школьника – читателя с текстом литературного произведения»

Работа содержит методические рекомендации по организации системы уроков внеклассного чтения в 1-4 классах. Разработан план совместных мероприятий с городской библиотекой. Разработана программа кружка...

Статья "Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках работы школы полного дня"

Статья рассматривает специфику организации проектно-исследовательской работы с учащимися прогимназии № 698 г. Санкт-Петербурга, функционирующего в режиме школы полного дня. Статья раскрывает основные ...