Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ)"
материал по теме
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_mo_uchiteley_nachalnyh_klassov.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы школьного методического объединения
учителей начальных классов Муниципального образовательного
учреждения «Средняя ( полная) общеобразовательная школа№1» ЕМР РТ
В 2011-2012 учебном году методическое объединение учителей начальных классов работало над темой “Формирование прочных знаний и развитие познавательной активности учащихся в условиях обновления содержания образования ”.
Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующую цель:
создать условия, способствующие повышению педагогического мастерства по формированию у школьников ключевых компетенций при переходе к стандартам нового поколения.
Задачи работы МО:
Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в профессиональной сфере
Обеспечение непрерывности образования учителей через систему повышения квалификации по изучению стандартов II поколения в начальной школе
Освоение современных образовательных технологий, ориентированных на компетентностное развитие личности обучающихся
Развитие у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, накопление опыта коллективных творческих дел
Продолжение работы по реализации принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании; формирование у учащихся потребности в самоконтроле и самооценке
Выявление и реализация образовательного и творческого потенциала педагогов и детей, создание условия для самореализации личности учителя, ребенка и родителя
Создание базы контрольных материалов, способствующих изучению эффективности педагогической деятельности при внедрении стандартов II поколения в начальной школе
Продолжение работы над проектно-исследовательской деятельностью младших школьников
Обеспечение преемственности в обучении учащихся
В 2011-2012 учебном году в МО начальных классов работало 8 учителей. Высшая категория у Герфорт В.А., 4 учителя имеют 1 категорию Донаурова Н.В., Салихова Г.С., Нуриева Р.С., Филлипова О.А. В 2012 году Мухаметзянова Г.Г.подтвердилась на категорию «Учитель».
В текущем учебном году учителя начальных классов работали над совершенствованием своего мастерства: проходили курсы, работали по темам самообразования.
Темы самообразования учителей начальных классов
на 2011-2012 учебный год
№ | ФИО учителя | Тема самообразования |
1 | Салихова Г.С. | Организация учебной деятельности на основе системно-деятельностного подхода (ФГОС) |
2 | Филиппова О.А. | Развитие памяти на уроках литературного чтения |
3 | Донаурова Н.В. | Формирование навыков исследовательской работы у учащихся начальной школы |
4 | Султанова М.С. | Развитие логического мышления на уроках математики |
5 | Мухаметзянова Г.Г. | Развитие логического мышления у учащихся начальных классов |
6 | Забирова Т.М. | Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся |
7 | Герфорт В.А. | Проектная деятельнос ть в начальной школе |
8 | Нуриева.Р.С. | Совместная проектная деятельность детей и взрослых |
Донаурова Н.В., Герфорт В.А., Салихова Г.С., Нуриева Р.С. прошли обучение по теме «Проектирование дополнительных образовательных программ для детей младшего школьного возраста» , Донаурова Н.В. прошла дистанционные курсы «Основы религиозных культур и светской этики» . Салихова Г.С. и Донаурова Н.В. приняли участие в программе Intel «Обучение будущему» в институте компьютерных технологий г. Казань. Донаурова Н.В. предоставила проект «Школа пешехода», а Салихова Г.С. «Добрые дела».
Систематически учителя школы посещают городские семинары, конференции, выступают на педсоветах, участвуют в муниципальных и региональных конкурсах. Все учителя начальных классов посетили семинар по здоровью. Донаурова Н.В. м Салихова Г.С. участвовали в открытом региональном конкурсе рабочих программ и методических разработок по реализации ФГОС. Донаурова Н.В. приняла участие во втором Всероссийском конкурсе презентаций «ТопСлайд». Салихова Г.С. выступала на педсовете по теме «Переход к стандартам второго поколения- новый шаг в модернизации Российского образования», Герфорт В.А. «Компетентность в деле внедрения ФГОС», Филиппова О.А. «Особенности адаптации первоклассников». Донаурова Н.В. «Результативность обучения по итогам 3 четверти в нач. школе».
В апреле в школе прошёл региональный семинар по теме «Формирование этнокультурной компетенции обучающихся в условиях общеобразовательной многонациональной школы»,с участием преподавателей Набережночелнинского государственного педагогического института, Набережночелнинского государственного Торгово- технологического института, заместителей директоров общеобразовательных школ города и района, руководителей ШМО, зам.директоров Нижнекамского муниципального района. Учителя нач. классов приняли активное участие в создание газеты «Первое государство» и сборника статей. Донаурова Н.В. провела урок русского языка во 2 классе «Корень слова. Однокоренные слова», Салихова Г.С. «Почему нужно много есть овощей и фруктов?», Нуриева Р.С. «Великая война и Великая Победа» , а Герфорт В.А. показала открытое мероприятие «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим». Все уроки и мероприятия получили высокую оценку.
В течение года было проведено 5 заседаний МО учителей начальных классов. Основные темы заседаний были направлены на обсуждение актуальных вопросов воспитания и обучения младших школьников, связанных с введением ФГОС: «Особенности ФГОС нового поколения», «Метод проектов на уроках литературного чтения», «Организация проектов в начальной школе», «Исследовательская работа в нач. школе», «Совместная проектная деятельность детей и взрослых», «ФГОС и здоровьесберегающие технологии», «ФГОС в контексте государственной политики в образовании».
Огромное внимание было направлено на изучение документов, материалов по внедрению ФГОС в школе. Учителями разработана образовательная программа начального обучения в соответствии со стандартами второго поколения. Салихова Г.С. разработала программы внеурочной деятельности «Умники и умницы», «Моя Родина», «Школа вежливых наук».
В школе успешно осуществлялась работа с учащимися по УМК “Школа России”, что позволило обеспечить благоприятные условия для обучения младших школьников с различным уровнем подготовленности, мотивации и способностей.
Одним из условий успешности образовательного процесса является материально-техническая база кабинетов. В начальной школе кабинет 1 А класса оснащен интерактивной доской.В кабинетах учителей начальных классов накоплен богатый дидактический материал, что, безусловно, способствует оптимизации учебного процесса.
Учащиеся активно участвовали в международной игре-конкурсе “Русский медвежонок”, в международной игре-конкурсе “Кенгуру”, в городских конкурсах. В игре «Русский медвежонок» участвовало 107уч.,что составляет 72% от учащихся 2- 4 классов.. В игре «Кенгуру»- 116уч., что составляет 78%. Ученик 2 А класса Манаков Дмитрий в игре «Британский бульдог» занял первое место по региону.
В текущем учебном году учащиеся начальной школы активно участвовали во внеклассной работе школы, приняли участие в конкурсах: муниципальных «Тайны космоса», конкурс проектных работ, «Символы детских общественных организаций», конкурс фотографий «За здоровый образ жизни» и т.д., в республиканских «Марш парков», «Елабуга- мой чистый город», во Всероссийских экологический конкурс «Здоровье планеты», конкурс презентаций «ТопСлайд». Чижанова Ирина, ученица 4Б класса участвовала в научно- практической конференции «Наше наследие».
Особое внимание обращено на проблемы преемственности всех ступеней обучения. Обеспечение успешной адаптации первоклассников и учащихся при переходе со ступени начального образования в среднее звено способствует качеству образования в школе.
В адаптационный период учителя 1-х классов, руководствуясь рекомендациями, проводили ежедневно нестандартные уроки. Проведена педагогическая диагностика учащихся. Администрацией школы и руководителем МО были посещены уроки в 1-х классах. Выявлены учащиеся, которым необходима помощь учителя–логопеда или психолога. Выявлены проблемы и пути их решения. Проведены родительские собрания по теме «Трудности адаптации первоклассника в школе».
В 4-х классах учителя были проведены открытые уроки учителями старших классов. В 4 классах проведены административные контрольные работы, которые показали хороший уровень обученности детей и готовность обучаться на следующей ступени. По русскому языку работу выполнял 4Б класс, качество составило- 80%, по математике в 4 А классе качество- 75% Необходимо более тесно развивать сотрудничество всех участников образовательного процесса.
С февраля по май работала «Субботняя школа развития детей шестилетнего возраста» под руководством учителей будущих первоклассников. Дети обучались по четырем направлениям: развитие математических представлений, развитие речи, моторика, логика. Проведено родительское собрание по теме: «Как подготовить ребенка к школе». По окончании курсов родителям даны рекомендации. Салихова Г.С., Нуриева Р.С. приняли участие в расширенном педсовете родителей и воспитателей детского сада № 27 по теме «Преемственность детского сада и школы», посетили открытые занятия.
Анализ состояния преподавания и уровня обученности учащихся начальной школы за 2011- 2012 учебный год.
В текущем учебном году была продолжена работа по совершенствованию системы контроля уровня достижений учащихся, качества обучения. На заседаниях МО анализировались причины неуспеваемости учащихся, намечались пути помощи детям по усвоению программных требований.
Итоги к/р за год
предмет | Класс | 2а | 2б | 3а | 3б | 4а | 4б |
Русский язык Математика | Качест. | 81% | 70% | 85% | 65% | 79% | 80% |
Успев. | 100% | 89% | 100% | 100% | 100% | 95% |
Качест. | 78% | 69% | 85% | 72% | 75.% | 71% |
Успев. | 100% | 89% | 100% | 100% | 95.8% | 100% |
Высокий уровень качества знаний по математике в 2А, 3А, 3Б, 4Б классах, по русскому языку 2А, 3А, 4А классах.
Русский язык
Анализ ошибок, допущенных учащимися в диктанте, показал, что наиболее типичными ошибками являются:
Пропуск, замена, искажение букв, слогов, слов
Написание безударной гласной, проверяемой ударением
Падежные окончания существительных (4 классы)
Анализируя причины ошибок, допущенных учащимися в итоговой работе, можно выделить наиболее важные из них, такие как:
Отсутствие у многих учащихся орфографической зоркости, врожденной грамотности, высокого уровня сформированности навыков контроля и самоконтроля;
Проблема формирования навыков грамотной письменной речи и письма на сегодняшний день остается одной из главных проблем, стоящих перед начальной школой. Большую роль в решении этой проблемы может и должен оказать обмен опытом и совместное определение направлений в работе всего методического объединения учителей начальных классов и тесная связь с методическим объединением учителей словесности.
Рекомендации. В целях повышения грамотности учащихся 1 ступени обучения необходимо:
Повысить результативность работы по совершенствованию у учащихся навыков чтения и письма;
Добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;
Систематически осуществлять работу над ошибками, довести до сведения учащихся и родителей алгоритм работы над каждой орфограммой;
Сотрудничество с логопедической службой.
Всем учителям начальных классов рекомендуется обратить внимание на типичные ошибки, их причины и возможные пути устранения пробелов.
Математика
Среди причин, лежащих в основе выявленных в ходе проведения итоговых работ по математике ошибок, допущенных учащимися, можно выделить следующие, наиболее существенные:
Недостаточный уровень сформированности у учащихся младших классов общего способа работы над задачей (анализ условия задачи, составления плана решения задач, реализация принятого плана с пояснением действий и проверка решения);
Слабый навык сформированности у учащихся контроля и самоконтроля;
Отрыв отдельных теоретических знаний от практики (от умения применять на практике полученные знания).
Проблема повышения уровня математической подготовки учащихся начальных классов как в плане развития, так и в плане формирования вычислительных навыков и умений решать задачи, остается важной для методического объединения и школы в ближайшее время.
Рекомендации. В целях повышения уровня математической подготовленности учащихся младших классов необходимо:
Добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;
Совершенствовать навыки решения всех типов задач.
Успеваемость по классам
Класс | Учитель | Упеваемость | Качество | Отличники | На «4» и «5 |
1а | Салихова Г.С. | Безоценочное обучение |
1б | Филиппова О.А | Безоценочное обучение |
2а | Донаурова Н.В. | 100% | 78% | 5 | 16 |
2б | Султанова М.С. | 100% | 59% | 3 | 13 |
3а | Мухаметзянова Г.Г. | 100% | 75% | 1 | 20 |
3б | Забирова Т.М. | 100% | 52% | 4 | 8 |
4а | Герфорт В.А. | 100% | 61% | 2 | 13 |
4б | Нуриева Р.С. | 100% | 60% | 3 | 9 |
Итого | 100% | 64% | 18 | 79 |
По итогам 2011- 2012учебного года по всем предметам государственная программа (практическая и теоретическая части) выполнена полностью.
Учителями начальных классов тщательно проанализированы результаты своей деятельности, выявлены положительные и отрицательные факторы, влиявшие на преподавание.
Несмотря на усилия работающих учителей, остаются некоторые проблемы: необходимо повысить уровень качества обученности при помощи составления индивидуальных программ, отслеживания роста ученика при помощи мониторинга.
Анализ работы учителей начальной школы показывает, что поставленные задачи решены. Этому способствовала четкая, слаженная работа всего методического объединения учителей начальных классов.
Руководитель ШМО : Н.В.Донаурова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕЖШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Данная статья поможет руководителям методических обединений проанализировать свою работу...
Проблемно-ориентированный анализ деятельности школьного методического объединения учителей начальных классов
Деятельность МО учителей начальных классов и эстетического цикла в 2011/2012 учебном году строилась в соответствии с планом методической работы школы. В течение учебного года МО провело 5 ...
АНАЛИЗ работы школьного методического объединения учителей начальных классов за 2016 – 2017 учебный год.
Повышение эффективности образовательного процесса в школе является одной из ведущих задач модернизации структуры и содержания общего образования. Основная тема работы школьного методического объединен...
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов
В материале дан анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов. Тема МО «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в ...
Анализ деятельности школьного методического объединения учителей начальных классов МОУ "Гимназия №1" г. Воркуты в 2020 – 2021 учебном году.
Система методической работы на муниципальном уровне основывается на понимании целей, задач, тенденций развития образования, определяемых современной государственной образовательной политикой, создании...
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальной общеобразовательной школы
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальной общеобразовательной школы...
План работы школьного методического объединения учителей начальных классов на 2021-2022 учебный год МБОУ «СОШ №2 г.Азнакаево» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
Основные задачи методической работына 2021 – 2022 учебный год Тема: «Повышение эффективности качества образования, проектно- исследовательской деятельности учащихся, как средств...