Проблемно-ориентированный анализ деятельности школьного методического объединения учителей начальных классов
методическая разработка на тему

Деятельность МО учителей начальных классов и эстетического цикла   в 2011/2012 учебном году строилась в соответствии с планом методической работы школы. 

В течение учебного года МО провело 5 плановых заседаний, на которых обсуждались вопросы  работы  МО на каждую учебную четверть, намечались стратегические задачи, направленные на повышение качества образования школьников, анализировались различные методические формы реализации мастерства учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemno-orientirovannyy_analiz.docx100.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемно-ориентированный анализ деятельности

школьного методического объединения учителей начальных классов

МБОУ СОШ п. Малиновский

 за 2011/2012 учебный год

Деятельность МО учителей начальных классов и эстетического цикла   в 2011/2012 учебном году строилась в соответствии с планом методической работы школы. В состав МО входит 8 учителей начальных классов, 1 учитель технологии и изобразительного искусства, 1 учитель технологии 5-8 классы, 1 учитель музыки. Учителя МО работали по теме

«Развитие творческого потенциала учителя, его влияние на рост уровня образованности, воспитанности и развития учащихся».

В качестве основных задач   работы  МО были выдвинуты следующие:

  1. Освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности, а так же предметов, изучаемых в курсе начальной школы, согласно ФГОС второго поколения.
  2. Совершенствование педагогического мастерства учителей посредствам организации открытых уроков, мастер классов, самообразования, курсовой подготовки, семинаров в школе.
  3. Организация творческой исследовательской деятельности обучающихся.
  4. Принимать участие в подготовке и проведении олимпиад для обучающихся.

Все поставленные задачи способствовали достижению цели: «Создание инклюзивного образовательного пространства начальной школы при переходе на ФГОС: Начальное общее образование».

         В соответствии с поставленными задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

  • Повышение квалификации, педагогического мастерства и аттестации кадров;
  • Экспериментальная и инновационная деятельность;
  • Обеспечение методической работы.

В течение учебного года МО провело 5 плановых заседаний, на которых обсуждались вопросы  работы  МО на каждую учебную четверть, намечались стратегические задачи, направленные на повышение качества образования школьников, анализировались различные методические формы реализации мастерства учителей.

Тематика заседаний:

Заседание№1. Анализ работы методического объединения за 2010 – 2011 учебный год

  1. Об итогах работы  МО за 2010 – 2011 уч. год, знакомство с планом работы МО на 2011 – 2012 уч. год
  2. О рассмотрении учебных рабочих программ
  3. О корректировке тем самообразования
  4. Об едином орфографическом режиме
  5. О нормативно – методическом обеспечении по предметам в 2011 – 2012 учебном году

Заседание №2. Работа по стандартам нового поколения.

  1. Доклад « Концепция стандартов нового поколения».
  2. Внеурочная деятельность в «стандартах нового поколения».
  3. Сообщение « Особенности формирования общеучебных умений и навыков первоклассников».
  4. Круглый стол «Обсуждение открытых уроков в 1 классах».

Заседание №3. Показатели оценки системы качества знаний обучающихся.

  1. Современные подходы к обучению младших школьников в условиях перехода на стандарты второго поколения.
  2. Утверждение перечня учебников.
  3. Методика работы с тестовыми логическими заданиями.
  4. Творческая работа с геометрическим материалом.  

Заседание №4. Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям  информационного общества, инновационной экономики.

  1. Доклад «Развитие личности и её самореализация на основе компетентности и «умение учиться»
  2. Проектная деятельность как средство развитие личности (из опыта работы).
  3. Сообщение «Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
  4. Открытые классные часы.

Заседание №5.  Анализ работы МО за прошедший год в рамках эксперимента по внедрению ФГОС второго поколения.

1.Анализ прохождения программного материала.

2.Анализ работы МО за прошедший год.

3. Итоги успеваемости учащихся за год.

    На  заседаниях  методического  объединения  решались вопросы по  планированию и  проведению предметных  недель, делились  педагогическим  опытом работы учителя  начальных  классов, выслушивались  выступления  учителей по  поставленным  проблемам, где впоследствии  решалось использование  опыта  работы в учебную  деятельность педагога. Велись  обсуждения  и дискуссии по современным   проблемам в образовании, выявляли возможные причины  снижения  качества  обучения  учащихся. Профессиональный рост учителей начальных классов осуществляется через организацию и проведение методической недели, семинаров и взаимопосещения уроков.

Формы работы МО

  1. Целевые и взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их результатов.
  2. Доклады и сообщения из опыта работы в сочетании с практическим их показом.
  3. Теоретические семинары
  4. Наставничество (консультации)
  5. Индивидуальные консультации
  6. Открытые уроки
  7. Предметные недели
  8. Аттестация

Темы выступлений учителей на педсоветах, семинарах и методических объединениях по вопросам внедрения ФГОС:

  • Боревич С.В. Доклад « Концепция стандартов нового поколения».
  • Курбанова Л.Г. Внеурочная деятельность в «стандартах нового поколения».
  • Грудцина Н.М. Сообщение « Особенности формирования общеучебных умений и навыков первоклассников».
  • Боревич С.В. «Современные подходы к обучению младших школьников в условиях перехода на стандарты второго поколения».
  • Дорожкина Н.Ф. Доклад «Развитие личности и её самореализация на основе компетентности и «умение учиться»
  • Глушква Л.Ф. Сообщение «Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Основным ориентиром в определении содержания и форм учебного процесса по предметам в начальной школе остаются Государственные образовательные стандарты, инструментом для реализации которых являются Федеральные примерные программы, разработанные для ОУ РФ.  Год назад наша школа активно включилась в изучение, а затем и в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Обучение 1-х классов ведётся по программе «Школа 2100», «Школа 21 века». Возможность апробации условий введения ФГОС второго поколения на базе школы  была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, Проведён анализ ресурсов учебной и методической  литературы, программного оснащения,  используемого для обеспечения  системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеурочной  деятельности учащихся.

Учебный план на 2011 – 2012 учебный год выполнен, учебные программы пройдены. Все учащиеся, в т. ч. обучающиеся на дому по состоянию здоровья, успешно прошли программы и переведены в следующий класс.

«Динамика уровня качества знаний обучающихся за 2011-2012 учебный год »                       Таблица 2

Учитель

1 четверть/

2 четверть/

3 четверть/

4 четверть

ИТОГ

Дорожкина Н.Ф.

Грудцына Н.М.

Курбанова Л.Г.

44%

44%

44%

44%

44%

Казанцева Н.В.

52,63%

52,63%

52,63%

52,63%

52,63%

Ушакова М.М.

52,17%

52,17%

52,17%

52,17%

52,17%

Глушкова Л. Ф.

52,94%

52,94%

52,94%

52,94%

52,94%

Велижанина Т.Г.

40%

40%

40%

40%

40%

Боревич С.В.

50%

50%

50%

50%

50%

Диаграмма 1. Качество знаний (между параллелями)

Диаграмма 2.                                              Диаграмма 3                                               Диаграмма 4

Качество знаний по 2 классам        Качество знаний по 3 классам               Качество знаний по 4 класса

Повышение квалификации педагогов.

Таблица 3

Учитель

Аттестация

Курсы

Тема самообразования

Обобщения опыта

Введение новых ФГОС

1

Грудцына Н.М.

1 квалификационная категория

Теоретико – методологические основы изучения и технология построения образовательного процесса

интегрированного курса

краеведения «Мы- дети природы» в условиях введения ФГОС начального общего образования.

Предметные компетентности в стандартах второго поколения

Система коррекционно – развивающего обучения на уроках грамоты и русского языка

На окружных курсах выступление по теме « Проектная и исследовательская деятельность младших  школьников в процессе изучения курса краеведения»

2

Курбанова Л.Г.

Методические и содержательные особенности преподавания комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики»

Экологическое воспитание младших школьников.

Общешкольное родительское собрание для 4 классов

«Круглый стол»

На окружных курсах  выступление по теме «Будизм и природа»

3

Велижанина Т.Г.

Метаредметные умения учителя как требование федерального государственного стандарта

Групповая и парная работа как форма дифференцированного

Обучения на уроках в начальной школе.

 

 На окружных курсах: защита проекта «Метопредметные умения на уроках русского языка» по программе «Школа 2100»

4

Боревич С.В.

1 квалификационная категория

Метаредметные умения учителя как требование федерального государственного стандарта

Использование ИКТ в обучении младших школьников

Открытый урок

«Литературные сказки».

На окружных курсах: защита проекта «Метопредметные умения на уроках математики»

5

Уткина Е.И.

1 квалификационная категория

Актуальные проблемы современного художественного образования

«Деятельностный подход»

Освоение учащимися конструктивного, изобразительного и декоративного видов художественной деятельности при внедрении программы Б.Н. Неменского посредством дифференциации и индивидуализации учебного процесса в

 1 – 8 классах.

Мастер- класс в 3 классе по теме «Мини – театр»

(школьный)

Основными формами повышения педагогического мастерства стали обучение на проблемных курсах и прохождение плановой курсовой переподготовки, самообразование, обучающие и методические семинары в других ОУ района. Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях модернизации современного образования. Коллектив начальных классов постоянно повышает уровень профессионального мастерства.

8 учителей представили открытые уроки в течение учебного года. Это способствовало повышению уровня профессионального мастерства педагогов, ориентации их на решение современных задач образования и, в конечном счете, повышению качества образовательного процесса по предметам.

В своей педагогической деятельности учителя успешно применяют элементы личностно-ориентированных, информационно-коммуникационных, игровых технологий. Также используют известные инновационные методы и приемы обучения, которыми делятся на методических семинарах и методическом совете. Анализ посещенных открытых уроков показал, что учителя активно используют на своих уроках интерактивные методы обучения, способствующие формированию коммуникативной личности школьника, развитию мотивации обучающихся и благоприятного климата обучения.

Проблема

Не все учителя ответственно подходят к взаимопосещению уроков у своих коллег.

         Задача:

С целью совершенствования технологии организации и проведения современного урока, а также обмена опытом по вопросам преподавания предмета организовать взаимопосещение уроков по предметам. В заключение каждого посещаемого урока проводить его анализ и самоанализ.

Анализ инновационной деятельности МО.

В качестве целей инновационной деятельности МО выбраны:

-        развитие исследовательских и творческих способностей обучающихся

-        формирование познавательной активности школьников, коммуникативной культуры

-         формирование умения учебного сотрудничества

-        обучение способам контроля и самооценки

-        практическая направленность изучения теоретических положений (решение практических задач)

Сущность инноваций определена учителями как:

-        повышение уровня знаний школьников

-        быстрая актуализация знаний и возможность применять их в нестандартных ситуациях

-        развитие гибкости ума обучающихся

-        формирование коммуникативной культуры.

КАРТА МЕТОДИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

2011/2012 учебный год      

Таблица 4

Учителя

Участие в профессиональных конкурсах

Участие в конкурсах различного уровня

Мастер-классы

Открытые уроки

Выступление на методическом семинаре

Выступление на МО

Дорожкина Н.Ф.

«Волшебная книга»

Диплом 3 степени

Неделя начальной школы

«Коммуникативные универсальные учебные действия как основа коммуникативных компетенций личности»

 г. Советский  

Доклад «Развитие личности и её самореализация на основе компетентности и «умение учиться»

Грудцына Н.М.

Неделя начальной школы

УУД

Г.Советский

Сообщение « Особенности формирования общеучебных умений и навыков первоклассников».

Курбанова Л.Г.

«Мой любимый учитель» Видеоролик.

Участники.

Неделя начальной школы

Внеурочная деятельность в «стандартах нового поколения».

Казанцева Н.В.

«Урок года»

Тема «Развитие умения находить в предложении грамматическую основу»

«Первые шаги» (проектная декада) Муниципальный.

Участники.

Неделя начальной школы

«Создание личного сайта педагога».

Член группы.

Ушакова М.М.

«Кенгурёнок-математика для всех».

1, 2 место.

Всеросийский.

Неделя начальной школы

«Методика работы с тестовыми логическими заданиями».

Глушкова Л. Ф.

Фестиваль «Синяя птица».

3 место.

Муниципальный

Неделя начальной школы

Сообщение «Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Велижанина Т.Г.

«Первые шаги» (проектная декада) Муниципальный.

3 место

Неделя начальной школы

«Творческая работа с геометрическим материалом».

Боревич С.В.

Молодёжный предметный чемпионат,

 г. Пермь, «Центр развития одарённости».

Диплом за подготовку призёров. Лучший результат в районе.

Неделя начальной школы

Доклад

« Концепция стандартов нового поколения».

«Современные подходы к обучению младших школьников в условиях перехода на стандарты второго поколения».

«Проектная деятельность как средство развитие личности» (из опыта работы).

Утка Е.И.

Школьный «Урок года» 1 место

Региональные.

«Улыбка севера»

1,2,3 место

Таблица 4 (продолжение)

Учителя

Выступление на РМО

Участие в творческих конкурсах и проектах

Наличие собственного сайта

Публикация на муниципальном уровне

Публикация на областном уровне

Размещение на педагогических сайтах (указать адрес)

Дорожкина Н.Ф.

«Коммуникативные универсальные учебные действия как основа коммуникативных компетенций личности»

 

«Экологическая лестница»

3 место

Конспект урока «Весна – пробуждение природы».

Свидетельство о публикации №3622/2012.

«Невидимые ниточки природы»

Свидетельство о публикации №3623/2012.

Грудцына Н.М.

Курбанова Л.Г.

Казанцева Н.В.

«Интегрированные уроки» на базе ММЦ г. Советский

Олимпиада по окружающему миру. 1 место

Ушакова М.М.

Всероссийский конкурс «Познание и творчество» 5 уч. Лауреаты в номинации «Лингвистическая археология».

Всероссийский конкурс «Никто не забыт, ничто не забыто» г. Пенза 6 уч-ся получили свидетельство, а учитель благодарственное письмо.

Глушкова Л. Ф.

Международный математический конкурс «Кенгурёнок – математика для всех». 3 место.

Велижанина Т.Г.

Молодёжный предметный чемпионат,

 г. Пермь, «Центр развития одарённости».

Диплом 2 степени.

Учителю диплом за подготовку призёров.

Боревич С.В.

Международный математический конкурс «Кенгурёнок – математика для всех».

1место, 2 место, 3 место.

Pro Школу.ru

Грамота № 1934812 – 1072 -5, выдана 19 апреля 2012 г. Проект «Источник знаний»

Утка Е.И.

«Интегрированные уроки» на базе ММЦ г. Советский

Внеурочная работа по предметам.

В течение учебного года обучение по предметам сочеталось с внеклассной  работой, индивидуальным  и  коллективным  творчеством  детей. В школе организованно прошли разного рода спортивные мероприятия, осенние балы, новогодние вечера, праздники, приуроченные к разным знаменательным датам и календарным праздникам.

Творческий потенциал внеурочной деятельности по предметам успешно реализуется в таких формах, как  творческие соревнования, конкурсы, праздники.

        По традиции в начальных классах прошла «Неделя Начальной Школы». Итогом данной работы стал творческий отчет учителей начальных классов. Обучающиеся начальной школы активно вовлекались во  все внеклассные мероприятия школы: спортивные соревнования, различные конкурсы и выставки, дни здоровья, что способствовало развитию:

  • познавательных интересов и способностей учащихся;
  • творческих способностей;
  • положительного отношения к школе;
  • сохранению здоровья участников педагогического процесса.

         В течение всего учебного года проводилась активная работа по привлечению родителей к созданию единой образовательной среды. Это регулярные родительские собрание и индивидуальные консультации, родительские лектории, привлечение родителей к подготовке и проведению внеклассных мероприятий, к организации  экскурсий.

На протяжении всего учебного года ученики начальной школы принимали активное участие в различных конкурсах.

«Результаты участия обучающихся в творческих конкурсах, соревнованиях, конференциях муниципального, регионального и федерального уровней в 2011 / 2012 учебном году»

ФИ ученика

класс

учитель

предмет

уровень

результат

Дубова Диана

Уткина Е.И.

ИЗО

Муниципальный

Диплом 1 степени

Садова Даша

11

Уткина Е.И.

ИЗО

Муниципальный

Грамота

Богатенкова Василина

10

Уткина Е.И.

ИЗО

Муниципальный

2 место

Манакова Елена

7

Уткина Е.И.

ИЗО

Муниципальный

Диплом учасника

Едапина Лиза

2

Казанцева Н.В.

уч. нач. кл.

Школьный

Победитель

Янцев Михаил

Григорьева Жанна

2

Казанцева Н.В.

уч. нач. кл.

Всероссийский

«Окружающий мир»

1 место

Янцев Михаил

Григорьева Жанна

2

Казанцева Н.В.

уч. нач. кл.

Всероссийский

«Фактор роста»

2 место

Дорофеева Татьяна

4

Боревич С.В.

уч. нач. кл.

Муниципальнный

«Волшебная книга»

2 место

КаверинКонстантин

Казаковцев Ильдар

Кыналы Данил

4

Боревич С.В.

уч. нач. кл.

Всероссийский

1 место

2 место

3 место

Курсанов Роман

Пояркина Мария

4

Велижанина Т.Г.

уч. нач. кл.

Всероссийский

2 место

2 место

Ярикова Ариша

Шардин Д.

Медведева Е.

Нигамаева Д

Бычкова А

3

Ушакова М.М.

уч. нач. кл.

Всероссийский

Лауреаты

Нигамаева Дарья

3

Ушакова М.М.

уч. нач. кл.

Всероссийский

1 место

Казанцева Дарья

3

Ушакова М.М.

уч. нач. кл.

Всероссийский

1 место

Сулейманов И.

3

Глушкова Л.Ф.

уч. нач. кл.

Всероссийский

3 место

Анализируя работу за прошедший год, следует отметить, что поставленные задачи выполнены.

  1. Методическая работа представляет собой относительно непрерывный, постоянный процесс, носящий повседневный характер, сочетается с работой по самообразованию.
  2. Повышение квалификации и мастерства педагогов непосредственно в школе позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатом реального учебно-воспитательного процесса, изменениями в качестве  уровня  воспитанности.
  3. Планомерная методическая работа позволяет глубоко изучить личностные качества учителя, классного руководителя, выявить элементы передового опыта, затруднения в их деятельности, вовремя осуществить поддержку и оказать помощь.
  4. Опыт первого года апробации условий введения ФГОС второго поколения позволяет сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело, и, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные в апробируемых материалах пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой.

В ходе анализа работы МО учителей начальных классов в 2011/2012  учебном году были выявлены следующие проблемы:

  1. Работа по преемственности между детским садом и начальной школой; начальной школой и основной.
  2. Требования к современному уроку. Применение педагогических технологий и авторских приёмов обучения и воспитания.   ФГОС второго поколения в системе начального общего образования.
  3. Низкий уровень повышения квалификации.
  4. Пассивное отношения педагогов в создании собственных сайтов и распространения своего опыта на его страницах.
  5. Анализ и самоанализ урока.

Для решения проблем в 2012/2013 учебном году поставлены следующие цели и задачи:

Цель: создание условий для развития педагогического мастерства, повышение уровня профессионального саморазвития учителей, выполнения инновационных проектов на основе информационно-методического сопровождения педагогов.

Задачи:

  • способствовать формированию учебной деятельности как мотива и умения учиться, развитие познавательных интересов школьников и готовности обучения в основном звене.
  • продолжить использование в образовательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новейших технологий развивающего обучения, информационно-коммуникативные  технологии.
  • развивать интеллектуальные и творческие способности одаренных детей, целенаправленно готовить их к олимпиадам, конкурсам, исследовательской работе;
  • стимулировать повышение научного, методического уровня педагогов, продолжать работу по распространению элементов передового опыта. С этой целью использовать следующие формы работы:
  • -целевые взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их результатов;
  • -обмен теоретическими знаниями, находками через доклады, выступления, публикации;
  • -проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий;
  • -пополнение методической копилки и личного портфолио;
  • В осуществлении преемственности детского сада важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него     функций.
  • изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования.

Руководитель МО: Боревич С.В.