Статья "Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках работы школы полного дня"
статья (2, 3, 4 класс) на тему

Белова Ольга Александровна
Статья рассматривает специфику организации проектно-исследовательской работы с учащимися прогимназии № 698 г. Санкт-Петербурга, функционирующего в режиме школы полного дня. Статья раскрывает основные особенности проектно-исследовательской деятельности как метода, способствующего развитию исследовательских и творческих способностей младших школьников. На конкретных примерах рассматривается видовое разнообразие проектов и этапы работы над проблематикой проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ

Аннотация: Статья рассматривает специфику организации проектно-исследовательской работы с учащимися прогимназии № 698 г. Санкт-Петербурга, функционирующего в режиме школы полного дня. Статья раскрывает основные особенности проектно-исследовательской деятельности как метода, способствующего развитию исследовательских и творческих способностей младших школьников. На конкретных примерах рассматривается видовое разнообразие проектов и этапы работы над проблематикой проекта.    

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, младшие школьники, школа полного дня, метод проектов. 

Школа, в которой я работаю не совсем типична-это прогимназия, т.е. образовательное учреждение, подготавливающее к поступлению/обучению в гимназиях, школах с углубленным изучениям предметов, лицеях, состоящая  из дошкольного отделения и начальной школы полного дня, учреждение работает для своих воспитанников  и учащихся с 8-20 с понедельника по пятницу. Возможность такого длительного пребывания детей в школе предполагает выполнение очень большого объёма возможностей для образования и воспитания детей.

Если рассматривать конкретно проектную деятельность в прогимназии, то в её можно разделить на 2 направления:

  1. Общешкольные проекты, которые проходят сквозной нитью в жизни наших детей и учителей. Это долгосрочные и многолетние проекты, ставшие уже школьной традицией – это и тематические недели, проводящиеся в течение учебного года, посвященные науке, творчеству, здоровью, детской книге, экологии; к подобным школьным проектам можно, также,  отнести и уникальную Книгу Памяти, которой уже 10 лет, она создаётся учащимися и педагогами прогимназии, где каждая страничка посвящена родным, пережившим годы войны. Одним из молодых школьных проектов являются проведение самими учащимися мастер-классов по технологии и хореографии для всех желающих поучаствовать в них воспитанниках школы, что пользуется очень большой популярностью.
  2. Второе направление проектной работы – это вид исследовательской деятельности учащихся под руководством учителей. Не секрет, что зачастую создание проектов на разных учебных дисциплинах предполагает большую работу со стороны родителей, вынужденных участвовать в их подготовке. Мы же ставим перед собой задачу максимально самостоятельной, осознанной, интересной и посильной самим ученикам деятельности. Школа полного дня, как нельзя лучше этому способствует.

На примере проектов учащихся по предмету Окружающий мир на тему «Транспорт будущего» хотелось бы рассказать, как была организована работа по нему. По программе в 3 классе учащиеся изучают тему «Транспорт», в которой , в том числе, затрагивается вопрос инновационных городских проектов общественного пассажирского транспорта и, как пример, рассматриваются  поезда московского метрополитена «Читающая Москва», и «Акварель», нечто подобное мы наблюдали в некоторых поездах петербургского метрополитена, где пассажиры во время поездки могли рассматривать репродукции знаменитых художественных полотен или фрагменты литературных произведений, отвлекаясь на время от телефонов и планшетов. Ученикам было предложено придумать свой проект городского транспорта, где пассажиры могли бы с пользой и интересом проводить время. Для этого был предоставлен чёткий план работы, который является основным залогом успеха в создании проекта:

  1. Оформление титульного листа (в нашем случае, желательно, от руки, с указанием названия проекта, его автором, местом и годом издания;
  2. Рисунок (при необходимости в разных проекциях, снаружи и изнутри) предлагаемого транспорта;
  3. Его описание (вид транспорта, где, для кого используется и в чём заключается его инновационность);
  4. Предварительная проверка проекта педагогом, корректировка, при необходимости;
  5. Этап защиты проекта по плану:

– представление (демонстрация рисунка на экране);

– сообщение названия проекта и аргументы в пользу того, что именно такой транспорт просто необходимо внедрить в нашем городе, в чем его уникальность и полезность для общества.

Время выступления около 3 минут. У учеников была возможность выбрать себе помощника (руководителя) проекта из педагогов нашей школы, но, как правило, дети предпочитали полную свободу, хотя и обращаются за советом или дополнительной информацией (к примеру, собрать данные о существующих проектах на эту тему, найти историческую справку) в школьную библиотеку и медиатеку. Далее жюри, состоящее из педагогов и активных  учащихся прогимназии, давали свою оценку убедительности и состоятельности данного проекта.

В результате умение создавать проекты способствовало:

– развитию исследовательских и творческих способностей учащихся;

– воспитанию самостоятельности и ответственности;

– формированию умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения;

– развитию одарённости (одно из направлений работы с одарёнными детьми – это участие их в проектной деятельности);

– преодолению неуверенности при публичных выступлениях и, как следствие, развитие коммуникативных качеств учеников;

– воспитанию конкурентоспособной личности.

В заключении можно сказать, что проектно-исследовательская деятельность является перспективным методом развития младших школьников.

Список используемой литературы

  1. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. – М.: изд-во Каро, 2017. – 128с.
  2. Роготнева А.В., Тарасова Л.Н., Никульшин С.М. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС. – СПб.: ВЛАДОС, 2018.  
  3. Савенков, А. Учебное исследование в начальной школе. // Начальная школа. – 2000. - № 12. – С. 101-108.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...

Статья. Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.

Организация внеучебной деятельности в МБОУ СОШ №1 города Верхнего Уфалея....

Внеурочная деятельность младших школьников в рамках введения ФГОС начального общего образования

Направление «Внеурочная деятельность» - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов ...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

Экоинновационная деятельность младших школьников в рамках работы школьного научного сообщества «Эколята»

В публикации рассказыается об опыте экоинновационной работы младших школьников в рамках работы школьного научного сообщества "Эколята"...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...