Экоинновационная деятельность младших школьников в рамках работы школьного научного сообщества «Эколята»
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Пичужкина Галина Николаевна

В публикации рассказыается об опыте экоинновационной работы младших школьников в рамках работы школьного научного сообщества "Эколята"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экоинновационная деятельность младших школьников в рамках работы школьного научного сообщества «Эколята»

    Экология как область знания носит междисциплинарный характер, она позволяет обобщить в образовательном процессе научные, культурологические, философские и этические знания, художественное образование, эстетическое воспитание, познавательную, творческую, трудовую и экологическую деятельность школьников. Это определяет содержательное поле образовательной модели школы, позволяет строить его на основе интеграции и гуманизации различных областей знания. Поскольку такое образование нацелено на вовлечение обучающихся в активную практическую деятельность, оно часто осуществляется методами и технологиями, основанными на взаимодействии. Это работа в группах, совместная работа над исследовательскими проектами, дискуссии, круглые столы и т.д.).

      Задача школы- дать обществу не только творческих людей, но и экологически грамотных, т. к. проблема ухудшения качества окружающей среды остается одной из самых серьезных проблем современности.

       В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будет воспитано в школьнике чувство бережного отношения к природным объектам. Поэтому сегодня экологическая грамотность должна стать нормой жизни и понимание важности проблемы сохранения и защиты природных ресурсов должно формироваться не один год.

        Инновационные образовательные технологии являются одним из основных способов обновления образовательного процесса. Активное участие детей в деятельности, развитие коммуникативной культуры учащихся, эмоционально насыщенное общение, получение опыта организации работы коллектива, творческий перенос полученных знаний при решении конкретных проблем - эти и многие другие позитивные проявления развития и социализации личности являются результатами применения инновационных технологий в образовательном процессе школы.

     Экологические инновации (или экоинновации) – это новые продукты, новые технологии, новые способы организации производства и социальные программы, обеспечивающие взаимодействие между экономическим развитием и сохранением окружающей среды, движение общества в русле принципов теории устойчивого развития.

     В рамках внедрения экоинновационной работы в школе функционирует экологическая лаборатория, действующая в рамках школьного научного сообщества «Эколята». Руководителем этого сообщества является моя бывшая ученица Сигова Анастасия, призер 13-ого Всероссийского конкурса научно- исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений им. Д. И. Менделеева(г. Москва). Эта лаборатория работает в рамках Всероссийского природоохранного социально- образовательного проекта «Эколята». У лаборатории есть своя эмблема. Девизом работы объединения стали строки из стихотворения  поэта Владимира Кораблинова: «Чтобы любить свой край родной, надо его хорошо знать».

       Целью проекта является формирование у обучающегося богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе и, как следствие бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия, практически деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

       Формы деятельности:

- индивидуальная (подготовка разовых докладов, сообщений, изготовление наглядных пособий, поделок);

- групповая (работа над совместными проектами);

- массовая (проведение акций, походов, праздников).

       В работе экологической лаборатории «Эколята» принимают участие обучающиеся 1-5-х классов. На нравственное воспитание детей большое значение оказывает практическая природоохранная деятельность, или экоактивизм. Экоактивизм- это теория малых дел, поиск единомышленников, участие в живых делах, волонтёрство. Это и развешивание кормушек, уборка мусора и др. Обучающиеся лаборатории принимают участие в акциях «Чистый двор», «Рекам - чистые берега», «Первоцветы», «Зеленый обелиск», в конкурсах детских творческих работ «Зеркало природы», экологических практикумах. На мастер- классах ребята демонстрируют различные  опыты, такие как «Сладкая эрозия», объясняющий причины образования эрозии почвы, опыты по определению кислотности почвы, изучается механический состав почвы для подбора растений для школьной территории, состав пыли, обучающиеся учатся, как убирают нефтяные пятна с поверхности воды. Свои опыты ребята продемонстрировали на городской конференции педагогических работников г. Чебоксары в августе этого года.

      В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает практическая  деятельность, которая стала одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в нашей школе. Особенность организации практической экоинновационной деятельности в том, что в ней принимают участие не только одаренные дети, а дети с различным уровнем подготовки.

    Исследовательская деятельность ребенка начинается с самого раннего детства, когда он начинает задавать родителям тысячу своих «Почему?». В младших классах он учится добывать знания практическим путем. Именно поэтому я считаю, что эта работа должна начинаться с 1 класса. Мы вместе учимся сохранять тепло в домах, использовать экологически безопасные продукты питания, изучаем экологические проблемы нашего города, поднимаем вопросы защиты окружающей среды.    

     Задача нашей лаборатории- научить школьника сохранять и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки. И из маленького мирка детства он перенесет эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь.

     Таким образом, использование инновационных технологий в экологическом образовании позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать обучающихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...

Статья. Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.

Организация внеучебной деятельности в МБОУ СОШ №1 города Верхнего Уфалея....

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

Статья "Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках работы школы полного дня"

Статья рассматривает специфику организации проектно-исследовательской работы с учащимися прогимназии № 698 г. Санкт-Петербурга, функционирующего в режиме школы полного дня. Статья раскрывает основные ...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЗАНЯТИЙ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА

На основании анализа литературы выявлена целесообразность использования лыжной подготовки в  школьном спортивном клубе младших школьников. Многие исследователи в своих работах отмечают пользу лыж...