Организация учебной деятельности классного коллектива.
материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Работа классного руководителя по организации учебной деятельности классного коллектива составляет существенную часть его воспитательной деятельности в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация учебной деятельности классного коллектива.

Работа классного руководителя по организации учебной деятельности классного коллектива составляет существенную часть его воспитательной деятельности в целом.

Задачи этой работы следующие:

-помощь ученикам и учителям в достижении высокого уровня организованности;

-формирование учебной мотивации и развитие общеучебных навыков;

-поддержание интереса к учёбе, уверенности в значимости высокого уровня знаний;

-развитие познавательных интересов;

-осуществление индивидуального подхода к учащимся;

-привлечение родителей к организации учебной работы.

Формы реализации этих задач таковы:

-оптимальная посадка ребят на уроке;

-посещение уроков учителей- предметников не менее двух раз в четверть по каждому предмету;

-проведение классных часов из серии «Учись учиться», на которых необходимо знакомить детей с приёмами развития внимания, памяти, учить их рационально строить свою учебную работу;

-проведение один раз в четверть итоговых классных часов, на которых учить ребят подводить итоги, анализировать причины успехов и неудач, намечать новые реальные рубежи;

-организация и проведение учебных экскурсий, предметных игр, конкурсов,
предметных недель;        
ч-

-привлечение учеников класса к участию в турнирах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах, поощрение победителей;

-привлечение родителей к проведению бесед, лекций, учебных экскурсий, профориентационной работе, к оказанию психологической помощи, к работе предметных кружков, к помощи отдельным ученикам класса по отдельным предметам;

-привлечение учащихся к научно-исследовательской работе.

'*&


Профессиональная подготовка и условия работы.

Слагаемые педагогического успеха мастерства классного руководителя являются:

-        методическая подготовленность, позволяющая ему определить педагогическую
стратегию;

  • знания и умения по детской и подростковой возрастной психологии, педагогической психологии, социальной педагогике;
  • знание теоретических основ воспитания;

  • владение технологией воспитательного воздействия на личность, группу, коллектив; -организаторские умения и навыки;
  • широкая образованность и духовная культура, интеллигентность;

-бережное отношение к накопленному отечественному и мировому педагогическому опыту, опыту и традициям народной педагогики;

-способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы, находить нетрадиционные воспитательные технологии и брать на себя ответственность за педагогическое новаторство;

-        ориентация на человека и прежде всего на ребёнка, подростка, как на высшую
ценность, уникальную личность;

-опора на науку, способность прогнозировать и просчитывать свои действия, владение приёмами анализа и самоконтроля, умение педагогически осмыслить новые социально-экономические условия, оценить новые тенденции с позиций педагогической целесообразности;

  • вера в человека, в пользу и правоту своего дела, педагогический оптимизм, мужество и сила воли;
  • коммуникабельность, сотрудничество в основе отношений.

Классный руководитель должен знать:

  • Закон Российской Федерации « Об образовании»;
  • «Конвенцию о правах ребёнка» 1993 года;
  • педагогику, детскую, возрастную, социальную психологию;
  • школьную гигиену;
  • педагогическую этику;        ^
  • теорию и методику воспитательной работы;
  • основы трудового законодательства.

Классный руководитель должен уметь:

общаться    с    детьми,    поощряя    детскую    активность,    ответственность.    Подавая собственный пример деловитости и ответственности;

  • видеть и формулировать свои воспитательные цели;
  • составить план воспитательной работы в собственном классе;

-        организовать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход,
классный вечер, классный час и т.д.;

-        организовать и провести родительское собрание;

-        пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками и
корректно использовать их в воспитательной работе.

Для реализации педагогических задач классному руководителю необходимо создать условия:

  • материально-техническое обеспечение организуемого им воспитательного процесса;
  • административная поддержка и методическая помощь;

-        систематическое научно-теоретическое осмысление классного руководителя как
проблемы *


ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Воспитательные задачи классный руководитель решает в соответствии с учетом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика.

Основным критерием результативности деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, обеспечение социальной защиты, создание необходимых условий для активизации усилий 'детей по решению собственных проблем.

Круг  функциональных  обязанностей   классного  руководителя  в  начальной  школе включает: организацию деятельности классного коллектива;

организацию учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся; организацию жизни класса во внеучебное время; изучение и воспитание личности; работа с родителями.

Организация деятельности классного коллектива

1. Изучение личных дел учащихся и ведение классного журнала.

2.Организация деятельности класса: распределение поручений в классе, организация работы дежурных, работа с активом класса, делегирование учащихся во внутришкольные объединения, организация внеклассных мероприятий.

  1. Организация дежурства по столовой и школе.
  2. Соблюдение санитарных норм прикрепленного кабинета.
  3. Забота о внешнем виде учащихся.
  4. Организация питания учащихся.

7.Организация деятельности родительского комитета по созданию финансового фонда класса.

Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся

  1. Систематический контроль за посещаемостью учащихся, анализ причин про пусков учащимися уроков.
  2. Организация помощи в учебе часто болеющим учащимся, организация посещения учащихся на дому, сообщение больным учащимся домашних заданий.

  1. Воспитание в учащихся класса чувства заботы о больных одноклассниках.
  2. Создание обстановки, способствующей благоприятному усвоению учащимися учебного материала.

5.        Координация сотрудничества педагогов, работающих в классе (проведение
педагогических консилиумов, мини-педсоветов).

6.        6. Работа с дневниками учащихся: проверка дневников, выписывание отметок
учащихся в дневник, анализ дневниковых зацисей и контакт с родителями по поводу
учебных результатов за неделю.

7.        Создание условий для интеллектуального развития учащихся, их способностей и


достижений, познавательных интересов и кругозора: (кружки, факультативы, олимпиады, конкурсы, марафоны, смотры, экскурсии, выставки, поездки и т. д.).

  1. Развитие индивидуальных качеств личности учащихся с помощью школьного психолога и социального педагога, библиотекаря.
  2. Изучение отношения учащихся к чтению (сотрудничество с семьей, учителями-предметниками, изучение отношения самого ученика к чтению, консультирование и помощь в выборе книг).

Организация жизни класса во внеучебное время

1.        Создание   здорового   микроклимата  в   детском   коллективе,   формирование
положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция.

  1. Развитие у учащихся навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль за его исполнением.
  2. Организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов с привлечением всего класса или отдельных учащихся.
  3. Вовлечение учащихся в созидательную деятельность, воспитание доброты и милосердия.

  1. Организация просвещения учащихся по преодолению вредных привычек.
  2. Охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность. Организация походов, спортландий, секций внутри школы и вне ее.

7.        Помощь в деятельности учащихся класса в различных детских общественных
организациях.

8.        Организация и проведение часов общения, информационных часов и тематических
классных часов.

9.        Изучение методической литературы с целью поиска новых форм проведения
внеклассных мероприятий и определения целесообразности и содержания каждого
проводимого в классе внеклассного мероприятия.

10.        Проведение рефлексии и педагогического мониторинга результативности и
успешности проводимых внеклассных мероприятий.

Изучение и воспитание личности

1.        Привитие навыков работоспособности и воспитание ответственного отношения к
трудовой деятельности.

  1. Воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся.
  2. Воспитание гражданственности.

4.Изучение   личности   учащихся   с   помощью   педагогической   и   психологической диагностики и организации коррекционной работы с учащимися. 5. Работа с характеристикой класса и отдельных учащихся. 6.Привитие санитарно-гигиенических навыков и навыков бережного отношения к

собственному здоровью.

Ь


Работа с родителями

  1. Изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье.
  2. Индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование

3.        Проведение тематических родительских собраний (1  раз в четверть), изучение
рейтинга собраний среди родителей.

4.        Привлечение родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации
интересной, насыщенной внеучебной деятельности.

5.        Проведение    совместных   тренингов   родительского    взаимодействия    в   системе
«ученик-родитель».

  1. Влияние на общение родителей с детьми.
  2. Защита интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органах.
  3. Диагностика результативности работы с родительским коллективом учащихся класса (по мере необходимости).

Примерные должностные обязанности классного руководителя

по охране здоровья детей

Обеспечивает и отвечает за охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса, включающего урочное, межурочное (перемена) и послеурочное время.

Реализует в педагогической практике школьные нормативно-правовые акты. Устав и положения О.У., приказы инструкции, распоряжения.

Отвечает за сохранность имущества и санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, которые закреплены за его классом. Организует ежедневную уборку классных помещений, дежурство класса по школе.

Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты в соответствии с должностными обязанностями.

Участвует в подготовке и сдачи школы и кабинета к началу учебного года, учебной четверти.

Способствует социализации, формированию общей культуры личности, детей, класса.

Выполняет административно - контролирующие функции (контроль за состоянием дисциплины, поведения учащихся, посещаемости, реагирование на происшествия в классе и т.д.)

Проводит мониторинг здоровья учащихся.

Ведет индивидуальные карточки учащихся.

Готовит планирование воспитательной работы по различным направлениям: познавательного, экскурсионного, эстетического, спортивно - туристического, грудового и т.д.

Организует внеурочную образовательную деятельность в классе и параллельно через различные специальные формы работы.

Готовит анализ воспитательной образовательной ситуации в классе по итогам четверти и года.

Организует каникулярную деятельность в классе.

Содействует получению дополнительного образования.

Содействует получению дополнительного образования через систему кружков, секций и т. д.

Соблюдает нормы этики в общении с коллегами, учащими.

Координирует свою педагогическую деятельность с коллегами для разработки эбщих подходов к образовательной деятельности в классе.

Создает благоприятную микросреду и морально-психологического климата для каждого ученика.

Осуществляет индивидуальную работу с учащимися, изучает психологические эсобенности учащихся, направляет самовоспитание личности, саморазвитие личности.

Отслеживает эмоциональное состояние класса, проводит социометрическое эбследование, отслеживает валеологическую динамику в классе.

Организует проведение родительских собраний, участвует в работе родительских
:уббот
        «

Информирует родителей о состоянии образовательной деятельности детей, консультирует по вопросам индивидуального подхода к развитию детей.

Участвует в организации совместных внеурочных мероприятиях с родителями.


Циклограмма для классного руководители Ежедневно:

  1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствие учащихся
  2. Организации, питания учащихся
  3. Организация дежурства в классном кабинете

Еженедельно:

  1. Проверка дневников учащихся
  2. Проведение мероприятий в классе (по плану)
  3. Работа с родителями (по ситуации)
  4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации)
  5. Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни учащихся

Каждый месяц:

  1. Посещение уроков в своем классе
  2. Консультаций у школьного психолога
  3. Сбор денег, раздача денег (питание, проезди, билеты и т.д.)
  4. Встреча с родительским активом
  5. Совещание но планированию работы

Один раза в четверть:

  1. Оформление классного журнала по итогам четверти
  2. Семинар классных руководителей
  3. Анализ выполнения плана работы за четверть коррекция плана воспитательной

работы на новую четверть

4)        Проведение родительского собрания

Один раз в год:

  1. Поведение открытого мероприятия
  2. Оформление личных дел учащихся
  3. Анализ и составление плана работы класса
  4. Статистические данные класса (1 сентября)


Распределение обязанностей в родительском комитете.

Председатель, казначей, ответственный за помощь детям в учёбе. Ответственный ■ зяйственную работу, ответственный за культмассовую работу.

  • организует работу родительского комитета, составляет план работы;
  • активно участвует в организации и проведении родительских собраний;
  • является представителем класса в общешкольных родительских объединениях.

Казначей;

  • собирает родительские средства на нужды классного коллектива;
  • составляет вместе с классным.руководителем смету расходов;
  • отчитываться перед родителями за использование средств.

Zl_ ^,j „J ™ „L *±.' -гбиую работу Проявляет интерес к учебной работе детей, организует посещение уроков, помогает «обретении необходимых учебников и пособий, по возможности силами родителе

азывает  помощь  детям.  Отстающим  в учёбе,  вместе  с  классным руководителем дителями ученика способствует формированию учебной мотивации,   ответственно! ношения к учёбе, сознательной дисциплины в классе во время учебных занятий.

Организует помощь родителей в соблюдении хорошего санитарного состояния клас ремонте и оформлении классного помещения, помогает в приобретении необходимь я класса хозяйственных вещей. .Ответственный за культмассовую работу

Организует помощь родителей в организации экскурсий, походов, внеучебнь звлекательных мероприятий, культпоходов в театр, кинотеатр, привлекает родителей ганизации кружков. К проведению классных часов, вечеров и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа деятельности классного коллектива воспитанников 14-16 лет

Программа работы классного руководителя с учащимися 9 класса по направлениям программы "Содружество", принятой в школе....

ПАРТНЁРСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

ПАРТНЁРСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА...

"Учебный диалог как один из способов организации учебной деятельности"

Сообщение на тему "Учебный диалог как один из способов организации учебной деятельности"...

Организация совместной деятельности педагогического коллектива, родителей и учащихся по достижению максимальных результатов в обучении и воспитании младших школьников

С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государстве...

Проект «Партнёрство учителя и семьи в организации воспитательной деятельности классного коллектива»

Проект «Партнёрство учителя и семьи в организации воспитательной деятельности классного коллектива»...

Выступление: «Организация традиций в классном коллективе».

Я учитель, а это значит, что моя главная цель – воспитать каждого ученика успешным. ...

"Организация самоуправления в классном коллективе"

Статья "Организация самоуправления в классном коллективе"  заинтересует учителей 3-4 классов, которые начинают формировать у детей навыки самоуправления, чтобы лучше подготовить их к пе...