"Учебный диалог как один из способов организации учебной деятельности"
статья (1 класс) на тему

Лим Наталья Викторовна

Сообщение на тему "Учебный диалог как один из способов организации учебной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo_uchebnyy_dialog.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный диалог как один из способов организации учебной деятельности

    Одной из важнейших задач системы образования является    формирование  универсальных учебных действий, среди которых  выделяют  коммуникативные действия.   К  ним      относятся: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов и умение достаточно полно выражать свою точку зрения. всё это вместе - умение вступать в диалог.

   В живой разговорной речи диалог – это форма общения людей. В диалоге раскрывается "человек в человеке" как для других, так и для самого себя. А  так как обучение невозможно вне общения, то тогда диалог – это еще и метод обучения.  И в этой ситуации можно говорить уже об учебном диалоге.

Учебный диалог - это субъект-субъектное взаимодействие учителя и учащихся, а также самих учащихся, которое перерастает в продуктивное учебное сотрудничество при организации внутригрупповой или общеклассной дискуссии при постановке и решении учебных задач.

   Л. В. Занков  высоко оценивал  способность  учителя  организовывать коллективный процесс познания и подчёркивал, что:  «Учение теряет неприятный привкус чего-то навязанного, скучного, становится захватывающим коллективным процессом познания. Оно протекает в атмосфере дружной, согретой подлинным теплом работы класса, в обстановке непринужденности и в то же время высокой дисциплины, которая создается уважением к учителю и товарищам, увлеченностью процессом познания и интенсивной занятостью детей на уроке» . Мудрость учителя заключается в знании секретов открытия и в умении создать такую атмосферу на занятиях, которая способствует овладению приемами познания. И в системе развивающего обучения Л.В.Занкова основным средством  в руках учителя  становятся вопросы.  Хорошо поставленный вопрос — тот, на который ученик захочет ответить, сможет ответить или над которым ему захочется подумать, и он будет заинтересован в сотрудничестве. Заметим, что  приоритет таких вопросов, которые предполагают варианты ответов детей, свободное оперирование материалом, выбор того аспекта анализа учебного предмета, который наиболее близок ребенку. Вопросы открытого типа, стимулирующие мышление.

Открытые вопросы позволяют:
- получить развернутый, подробный ответ;
- узнать мнения и оценки спрашиваемого;
- проверить степень понимания.

Рассмотрим на конкретном примере.  Урок математики   в  1 классе.

- Назовите изученные числа.

Дети называют числа, учитель выборочно записывает их на доске 4,7,5,6,0.

Что вы можете сказать об этих числах?  (открытый вопрос)

  • 0 здесь лишнее число, потому что оно не натуральное, а остальные числа – натуральные.

Учитель стирает число 0 и  выдерживает паузу.

  • Теперь лишнее число 7, если его убрать, то мы можем получить отрезок натурального ряда 4,5,6.

Учитель стирает число 7

  • Лиза.  Андрей я с тобой  не согласна. 7 не лишнее число, его просто надо записать после числа 6 и получится отрезок натурального ряда 4,5,6,7.
  • Учитель. Ваши мнения на этот счёт?

- Витя. Лиза, я соглашусь с тобой, но дополню, ведь отрезок натурального ряда чисел может начинаться с любого числа и заканчиваться любым числом, в нём только каждое следующее число должно быть на один больше, а 7 > 6 на один.

Учитель. Значит, из этих чисел мы можем составить только этот отрезок натураль-ного ряда чисел?

 Небольшая пауза.

- Нет, из этих чисел можно составить несколько отрезков натурального ряда, например 5,6,7; 4,5.

- Ещё можно 5,6; 6,7.

Учитель. Молодцы, многое знаете.

 Диалог  была нацелен  на  проверку степени  понимания учащимися знаний о натуральном ряде чисел.

    Организуя диалог в 1 классе, учителю важно придерживаться определённых этапов: задать вопрос, спросить  ученика, желающего высказаться, выслушав ответ, не оценивать его, а спросить детей: "Кто согласен?".  Выслушать следующего  ученика, и снова учитель, не комментируя ответ, организует обсуждение высказанных мыслей, по возможности заостряя противоречия между ними. Чтобы диалог  был результативным, педагогу важно  следить за логикой рассуждений учеников.  Одним из условий ведения диалога является  вовлечение  в обсуждение всех учеников, добиваясь  их  реакции (при помощи жестов или значков) на каждое высказывание ученика или самого учителя.

     В процессе такой планомерной работы  формулируются правила, к которым учащиеся обращаются каждый раз при организации диалога.

Правила общего обсуждения:

  • не говорить всем сразу;
  • во время диалога  надо  смотреть на говорящего (учителя или ученика);
  • реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял);
  • возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: «Дима, ты не сказал, что…». « Таня, я с тобой  согласен (не согласен), но хочу добавить...» 
  • Внимательность к говорящему, выслушивание его мнения до конца.
  •  Недопустимость насмешек и  комментариев.
  • Право каждого на свое мнение.

    Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:
• ни одна реплика такого диалога не может остаться без ответа;
• учебный диалог строго ограничен по времени;
• если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний;
• речевые характеристики учебного диалога связаны с требованием полных ответов.

Если во время диалога каждый  имеет свое мнение, то значит, ученик не просто присутствует на уроке, а является его активным участником.

Различают 2 вида учебного диалога: подводящий диалог  и  побуждающий диалог.

 Подводящий к теме диалог (как один из основных методов постановки учебной проблемы) можно сравнить с локомотивом, который движется к намеченному пункту.  Этот диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.

Он не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».  Этот метод можно использовать при введении новых понятий, которые в какой-то степени могут быть знакомы детям из повседневной жизни.

Урок математики в 1 классе по теме «Прямая и кривая линии»

Учитель

Ученик

На доске 5 рисунков (3 прямых и 2 кривых линии синего и красного цветов).

-  Помогите Кате и Лене разбить линии  на доске на группы. (Одобряем оба варианта разбиения. Предлагаем  посмотреть на вариант разбиения линий по форме.)

-  Какие названия вы можете придумать для каждой, группы линий?

-  Над какой темой мы будем работать?

Дети предлагают два варианта разбиения: по цвету, по форме (выполняется у доски).

-  Прямые, кривые.

-  Прямые и кривые линии.

Как один из методов поиска решения на уроке использую подводящий к знанию диалог.

Это система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания. В 1-м классе чаще всего поиск решения происходит в виде подводящего диалога. Форма работы - фронтальная.

Урок русского языка в 1-й классе по теме  «Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с маленькой и большой буквы».

Учитель

Ученик

-  Давайте выясним значение слова шарик.

 - Вернемся к нашему предложению. От  чего зависит, какую букву мы выберем?

На доске появляются две картинки: воздушный шарик и собака.

- Посмотрите на картинку с воздушным шариком.

- А теперь - на картинку с собакой.

-  От чего же зависит выбор буквы?

Это может быть:

а) воздушный шарик;

б) кличка собаки;

в) круглый предмет.

- Маленькая буква.

- Большая буква.

- От значения слова.


Побуждающий диалог – это "экскаватор", который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает сформулировать учебную задачу.

           Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески, и развивает творческие способности. Я создаю проблемную ситуацию, затем произношу специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения я побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечиваю открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.

Побуждающий от проблемной ситуации  диалог является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырёх педагогических действий:
• создания проблемной ситуации;
• побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
• побуждения к формированию учебной проблемы;
• принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Рассмотрим несколько приёмов.

1. Одновременно предъявляются противоречивые факты, точки зрения. Учащимся предлагается ответить на вопросы: «Что вас удивило?», «Что интересного вы заметили?».

Урок математики в 1 классе по теме «Числа и цифры. Римские цифры»

На доске вывешены рисунки с изображением одного, двух, пяти, десяти предметов. Под каждым из них записано число предметов на рисунке с помощью римских цифр, цифр народа майя или арабских.

Учитель

Ученик

-  В одной старинной книжке Петя  увидел рисунки. Рассмотрите их.

- Сосчитайте число предметов на каждом рисунке. (Предъявление первого факта.)

-  Посмотрите на записи под рисунками в каждой группе. (Предъявление второго факта.)

-  Что вы заметили?

-  Подумайте, что могут означать записи под рисунками? (Побуждение к осознанию противоречия.)

-  Какова же сегодня тема урока?

(Побуждение к формулировке проблемы.)

Считают число предметов на рисунке.

-  Записи под рисунками разные.

-  Одно и то же число предметов на рисунке, а записи разные.

- Записи могут означать числа, записанные разными знаками (цифрами).

-  Числа и цифры.

(Учебная проблема как тема.)

Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Закон всемирного тяготения»

Учитель

Ученик

- У меня в руках мячик на верёвочке. Сейчас я буду вращать его над головой (вращает). Похоже это на движение планет вокруг Солнца?

- А что произойдёт, если верёвочка оборвётся? (Предъявление первого факта)

- Скажите, а планеты к Солнцу тоже верёвочками привязаны? (Предъявление второго факта)

- Что же вас сейчас удивило? (Побуждение к осознанию).

- Какой же у вас возникает вопрос? (Побуждение к проблеме)

- Да, похоже.

- Мячик улетит.

- Нет, не привязаны. (Испытывают удивление – возникновение проблемной ситуации).

- Планеты ничем не привязаны, но от Солнца не улетают (Осознание противоречия).

- Почему планеты не улетают от Солнца? (Учебная проблема как вопрос)

2. Сталкиваются мнения учеников вопросом или практическим заданием.       Учащимся предлагается ответить на вопросы: «Вопрос был один?», «Сколько в классе мнений?», «Почему так получилось?». Этот прием целесообразно использовать на уроках математики при ознакомлении учащихся с различными способами решения уравнений, задач, вычислений.

Урок русского языка в 1-й классе по теме  «Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с маленькой и большой буквы».

Учитель

Ученик

- Запишите под диктовку предложение: У крыльца лежит шарик.

- Поднимите руку, кто написал так же, как на доске.

- Кто написал по-другому? Какое слово?

Оба варианта записываются на доске.

-   Смотрите, одно и то же слово написано по-разному.

- Какой у вас возникает вопрос?

-  Чему мы будем сегодня учиться?

Дети пишут в тетрадях, один  ученик - на доске.

(Шарик в одном случае со строчной буквы, в другом - с прописной.)

- Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с маленькой и большой буквы?

- Распознавать, когда слово пишется с большой буквы, а когда - с маленькой.

(Учебная проблема как тема)

3. Учащимся предлагается вопрос или практическое задание «на ошибку». Затем необходимо предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.

Урок математики в 1 классе по теме «Длина»

Учитель

Ученик

- Измерьте длину полоски с помощью мерки (у учащихся на каждом столе полоски одинаковой длины, мерки на разных столах разные). (Задание на ошибку.)

-  Давайте сравним длину ваших полосок. (Предъявление действительного факта.)

-  Итак, что вы сказали сначала?

-   А что оказывается на самом деле? (Побуждение к осознанию противоречия.)

-  Какой же возникает вопрос? (Побуждение формулированию проблемы.)

Учащиеся измеряют полоски и называют свои ответы (2, 3, 4).

Учащиеся сравнивают длину полосок наложением. (Возникновение проблемной ситуации.)

-  Полоски разной длины.

-  Все полоски одинаковой длины (Осознание противоречия.)

-  Как можно сравнить длины полосок, отрезков? (Учебная проблема как вопрос.)

4. Учащимся предлагается задание, не сходное с предыдущими.

Учащимся предлагается ответить на вопросы: «Вы  смогли выполнить  задание?», «В чём затруднение?»,  «Чем оно не похоже на предыдущие?». Этот прием можно использовать при ознакомлении учащихся с новыми вычислительными приемами.

Урок математики в 1 классе по теме «Табличное сложение»

Учитель

Ученик

Найдите значения выражений: 5 + 4, 8 + 2, 10 + 7, 9 + 5 (последнее выражение не сходное с предыдущими).

-  Вы смогли выполнить задание?

-  В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? (Побуждение к осознанию противоречия.)

-  Какова сегодня тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)

При нахождении значения выражения 9+5 учащиеся испытывают затруднение (возникает проблемная ситуация).

-  Нет, не смогли.

-  Здесь надо сложить два числа, сумма которых больше 10. Мы такие задания еще не выполняли. (Осознание противоречия.)

-  Сложение двух чисел, сумма которых больше 10. (Учебная проблема как тема урока.)

5. Учащимся предлагается задание невыполнимое, но сходное с предыдущими.

Затем показывается ошибочность его выполнения. Учащимся предлагается ответить на вопросы: «Что вы хотели сделать?», «Какие знания применили?», «Задание выполнено?», «Почему так получилось?».  Этот прием можно использовать при ознакомлении с новыми способами действий, похожими внешне на ранее изученные.

Урок русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные»

Учитель

Ученик

На доске записаны слова.

- Подберите проверочные слова.

- Каким способом вы проверяли написание этих слов?

- А теперь запишите слова: вестник, звёздный, капустный.

- Каким способом вы их проверите?

- Какие буквы требовали проверки? Вы смогли проверить их данным способом?

- Смогли вы выполнить задание? Почему?

- Какая будет сегодня тема урока?

Видят слова: мороз, порог, образ.

Морозы, пороги, образы.

- Изменяли форму слова так, чтобы в конце после согласного был гласный.

Дети пишут слова.

- Таким же: вестники, звёздным, капустным.

-Нет.

- Не знаем способа проверки.

- Непроизносимые согласные.

(Учебная проблема как тема)

6. Практическое задание, не выполнимое вообще.

Учащимся предлагаются вопросы: «Вы смогли выполнить задание?», «В чём затруднение?»

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Спряжение глаголов».

Учитель

Ученик

- Что такое склонение?

- Какие части речи, известные вам, склоняются?

- Попробуйте просклонять глагол «прыгать».

- Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

- Какой возникает вопрос?

- Изменение по падежам.

- Существительные и прилагательные.

Испытывают затруднение (Возникновение проблемной ситуации).

- Нет, не смогли. Глаголы не склоняются (Осознание противоречия).

- Как изменяются глаголы? (Учебная проблема как вопрос)

Методы поиска решения учебной проблемы.

После того как проблема поставлена, переходим к организации поиска ее решения. Самый сложный путь - через выдвижение и проверку гипотез - Побуждающий к гипотезам диалог.

Урок русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные»

Учитель

Ученик

- Итак, как проверить непроизносимый согласный? Какие есть гипотезы?

-  Изменились ли слова так, чтобы согласные стали произносимыми?

-   Значит, гипотеза не подходит. Какие еще есть идеи?

- Во всех ли случаях проверка получилась?

-  Значит, дело не только в подборе однокоренных слов. Требуется еще какое-то условие. Какое?

-   Рассмотрите проверочное слово звезда. Как с ним можно поработать?

-  Выполняйте.

-  Так как же проверить непроизносимые согласные?

- Изменить форму слова: вестник -вестники, звездный звездным, капустный – капустным.

- Нет.

- Подобрать однокоренное слово: вестник - известный, капустный - капустница, звездный - звезда.

- Нет.

Дети затрудняются с ответом.

- Выделить корень, подчеркнуть буквы, между которыми стоит проверяемый согласный.

После проверяемой Д стоит гласная А.

Дети формулируют правило.

Выдвигать и проверять гипотезы лучше, используя разные формы работы: фронтальную и групповую.

    При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «не правильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала – поддерживающий кивок головой и слово «так».

     Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить ученика к переформулированию учебной  проблемы репликами: «Кто еще хочет сказать? Кто думает  иначе? Кто может выразить мысль точнее?»

    Ученик в диалоге - не потребитель знаний, а активный участник их добывания. Только благодаря полноценному равноправному общению оно становится фактором интеллектуального развития человека. Через общение происходит становление личности.  Использование диалоговых форм обучения в учебной деятельности ведет к тому, что у учащихся формируется способность к умению обосновать свои действия, умению задавать вопрос и затребовать информацию для решения задачи от учителя. Дети не боятся обнаружить свои незнания.

Учебный диалог делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями. Диалогический  поиск решения, в отличие от изложенных готовых сведений, обеспечивает понимание нового знания каждым учеником. Дети учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы как способ организации учебной деятельности

Статья о деятельности детей на уроке в группах и в парах...

Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательного процесса в условиях введения ФГОС.

Проектная деятельность личностно – ориентирована, приносит удовлетворение детям, вызывает у них стойкий познавательный интерес, имеет воспитательную направленность. Опыт проектной деятельности р...

Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы

научная статья об использовании проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности...

Статья "Проектная и исследовательская деятельность как способ организации учебной и воспитательной работы"

В этой статье рассказывается о проектной и исследовательской деятельности в начальной школе....