Азбука вежливости
методическая разработка (2 класс)

Тома Фатима Михайловна

Познавательно - воспитательное мероприятие для учащихся начальной шкоы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_vezhlivosti.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно - воспитательное  мероприятие.

«Азбука вежливости»

                                                   Сценарий разработала: Тома Фатима Михайловна

                                                         

г. Новый  Уренгой

Воспитательно-познавательное мероприятие: «Азбука вежливости»

Возраст учащихся: 7-12 лет.

Форма: обучающая, игровая.

Действующие лица:

  • ведущий;
  • чтецы;
  • участники сценки;

Цель: привитие правил хорошего тона и  поведения в обществе.

Задачи:

  • воспитывать чувства ответственности за свои поступки;
  • учить правилам хорошего тона, вежливого общения;
  • коммуникативные способности;
  • развивать речь, внимание, память, мышление.

Оборудование: магнитофон.

Методы и приемы:

  • словесные: вступительное слово педагога, выступление воспитанников.
  • проблемные: постановка проблемы перед воспитанниками.
  • игровые: театрализованные сценки из повседневной жизни.

Предварительная работа:

  • составление сценария мероприятия.

Литература:

  • «Педвестник»

Место проведения:

  • Музыкальная гостиная

Участники:

  • младшие воспитанники объединений.

Ход мероприятия.

Ведущий:  

   Здравствуйте ребята!

Мы рады видеть Вас на нашем уроке вежливости.

Вы сказали, «Здравствуйте!»

Много это или мало?

С одной стороны, как будто немного, ведь новых сведений сказано не было.

Но с другой стороны каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия.

   Подумаешь, скажите вы, не сказали «Здравствуйте!», однако ребята это необходимо для здорового климата в жизни людей, от которого зависит практически всё.

   Послушайте ребята, как точно передал значимость приветствия поэт Солодухин.

Воспитанник:

          Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали.

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте!» больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же  на капельку радостней сделалась жизнь?

Ведущий:

     Ребята скажите, что означает слово «Здравствуйте!».

Ответы детей:

Ведущий:

     Правильно  это значит желать здоровье, здравствовать. Ребята если вы встречаете утром ваших родных, знакомых, соседа, что вы им говорите?

Ответы детей:

Ведущий:

     А если вы  в течение всего дня встретите их ещё несколько раз, вы будете с ним здороваться?

Ответы детей:

Ведущий:

     Правильно ребята, как мы уже говорили, сказать «Здравствуйте!» это непросто поздороваться, это значит пожелать быть здоровым.

Ребята, вы окончите школу, получите специальности, станете взрослыми и будите трудиться на заводах, на фабриках, строить дома, выращивать растения, учить детей, лечить людей. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми, добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому ребята, надо учиться.

    Сейчас ребята прочтут вам стихотворение, а вы послушайте и подумайте!

1 чтец:

           Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут…, а впрочем.

Мы лучше здесь его не назовем.

2 чтец:

«Спасибо», «Здравствуйте!», «Простите»

Произносить он не привык

Простого слова «Извините»

Не одолел его язык.

3чтец:

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день»

Казалось бы простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «Здорово»

Он вместо «Здравствуй!» говорит.

4 чтец:

А вместо слова «До свидания»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощание:

«Ну, я пошёл, пока всего…»

5 чтец:

Не скажет он друзьям по школе

Алёша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовёт он только

Алёшка, Петька, Ванька, Толька.

6 чтец:

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем

Что имени его не знаем.

7 чтец:

Но может быть, он вам знаком

И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нём,

А мы… мы скажем вам «Спасибо».

Ведущий:

   Вот ребята вы прослушали стихотворение, а теперь скажите, встречаются ли среди нас такие же ребята?

Ответы детей:

Ведущий:

 Мы каждый раз сталкиваемся с их грубостью, дерзостью, жестокостью, жадностью. А давайте ребята, мы с вами для начала попробуем превратить плохие слова в их противоположное значение. Поможете мне? Вы, я уверена, знаете нужные слова.

Игра «Превращение»

Жадность  -  щедрость

Зависть  -  доброжелательность, добродушие

Грубость  -  нежность, ласка, вежливость

Дерзость  -  внимательность, предупредительность

Сплетня  -  правдивость,

Ведущий:

    Молодцы ребята!

Вот мы с вами избавились от плохих слов. Доброе слово ребята может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

     Детский поэт Агния Барто так описала возможность контакта при помощи одного лишь слова «Здравствуйте!»

Чтец:

Я была в стране Суами

Вспоминаю часто

Снежный лес,

И низкий домик.

И девчонка Аста

Она была глазаста

Ходила в белой блузке

И только слово «Здрасте»

Могла сказать по-русски.

Всего одно словечко,

А как нас выручало!

Потрескивала печка,

Девчонка не молчала,

Пирог со свежей рыбой

Разрезали на части

И на мое «спасибо»,

Смеясь сказала: - здрасте!

Я улыбнулась Асте,

Она мне снова: - здрасте!

Всего одно словечко,

А как нас выручало!

Мы вышли на крылечко

Девчонка не молчала.

И на прощанье снова

Как пожеланье счастья

Звучало это слово

-Здрасте…!

Ведущий:

   Скажите ребята, только ли слова должны быть у нас добрыми.

Надо, чтобы и поступки наши были разумными, ясными, добрыми, чтобы никогда нам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Обычно говорят.

           - Будь всегда вежливым.

           - Как это невежливо.

           - Он хороший человек вежливый.

Что это значит? Кто скажет?

Ответы детей:

Ведущий:

    Правильно, вежливость – это проявление уважения.

Вежливость – это готовность сказать доброе слово тому, кто в этом нуждается. Не редко случается и так, что люди дают оценку кому-то в зависимости от его умения использовать выражения речевого этикета, то есть быть вежливыми.

           

     Вам, наверное, приходилось слышать, что-нибудь вроде:

- Какая у вас девочка воспитанная, всегда говорит «здравствуйте».

- Наш сосед хороший человек, всегда говорит «спасибо»;

- Какой неприятный человек, говорит всем «ты».

Ребята, а вы знаете в каком случае нужно говорить «ты», а в каком «Вы»?

Ответы детей:

Ведущий:

   Ну, к примеру, возьмём такой случай. Мальчик приходит с прогулки домой, его встречает бабушка, с которой он в дружеских отношениях он говорит ей:

- Привет бабуля, дай покушать.

А может он сказать точно также бабушке своего друга?

Ответы детей:

Ведущий:

   «Вы» - обычно говорим незнакомому или малознакомому человеку, «ты» хорошо знакомому, близкому человеку.

Но бывают такие исключения, когда говорят «ты» малознакомым людям, и даже незнакомым. Они демонстрируют в отношениях равенство, раскованность. Это обычно случается между шоферами. Они обычно говорят. Например.

- Здорово браток. Ты не знаешь, как проехать к тому или иному пункту?

    Но бывает и наоборот, даже близкие, дружеские отношения между людьми в некоторых случаях все же не приводят к «ты» – общению. Так бывает  чаще среди людей старшего поколения, интеллигентов. Такое общение связано с чувством повышенного уважения к собеседнику. Но мы не можем сказать, что в первом случае собеседники уважают меньше друг друга.

   Просто, эти люди носители просторечия, недостаточно владеющие нормами литературного языка. Именно как люди «простые» они нередко используют  «ты» - форму в своем лексиконе. Понятно ребята?

   И, тем не менее, старайтесь обращаться к незнакомым и малознакомым людям на «Вы». Будьте всегда вежливы.

   Для того чтобы стать вежливыми, вы ребята должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становиться теплее радостней, светлей. В слове заключена великая сила. Одним только словом можно окрылить человека, точно так же одним словом можно убить человека.

   Ребята, а какие вы знаете волшебные слова? Назовите их.

Ответы ребят:

Ведущий:

          Сейчас мы с вами поиграем в игру, где вы должны угадать окончание предложения.

  1. Растает даже глыба, от слова теплого……     (спасибо)
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит….    (добрый день)
  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы….(спасибо)
  4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте)
  5. Когда нас бранят за шалости, говорим….(прости, пожалуйста)  

Ведущий:

           Молодцы ребята! Давайте остановимся на слове «пожалуйста».

Сейчас ребята вам покажут небольшую сценку.

Сценка

Ведущий:           Иностранец, изучающий русский язык на слух, завёл дневник своих наблюдений. Очередь у окошка на телеграфе. Он видит, как какой-то взволнованный человек старается пробиться к окошку. Человек явно спешит, он говорит умоляюще:

Человек -   «Пожалуйста».

Ведущий: Иностранец заносит в блокнот «пожалуйста – это значит просьба».

Ведущий: Но люди в очереди тоже говорят.

Люди в очереди - «Пожалуйста».

Ведущий: Иностранец вычеркивает прежнее обозначение слова и вписывает «Пожалуйста - это значит «Не стесняйтесь, проходите первым».

Ведущий: Человек протягивает руку к бланкам. Телеграфистка пододвигает бланки к нему и говорит:

Телеграфистка: - «Пожалуйста». 

Ведущий: Иностранец вычеркивает прежнее обозначение и вписывает новое значение слова. «Пожалуйста - это значит «Вот то, что вам нужно». Человек берёт бланк и растерянно ищет ручку, сосед по очереди протягивает ему ручку и о ужас – говорит.

Сосед по очереди: - «Пожалуйста».

Ведущий: Иностранец растеряно записывает ещё одно значение, неуловимого слова «Пожалуйста» - это значит  «Охотно готов услужить вам». Человек торопливо пишет текст телеграммы, телеграфистка считает количество слов и говорит.

Телеграфистка: - «Можно приписать еще три слова». 

Ведущий: Он берет бланк и покорно произносит.

Человек: - «Пожалуйста».

Ведущий:  Иностранец, уже заметно вспотевший, ставит возле написанного  текста, жирный вопросительный знак. Потом делает такое примечание: - «Тут видимо, бесконечное множество значений».

Ведущий:

    А, в самом деле, можно ли разобраться в нашем «Пожалуйста»?

Несомненно, и мы легко это делаем каждый день. Все описанные случаи можно свести к двум случаям.

  1. В первом случае это выражение вежливой просьбы. Здесь оно выражает именно вежливость, а не саму просьбу. «Дайте, пожалуйста», «Скажите, пожалуйста», «Возьмите, пожалуйста» и т.д.
  2. Во втором случае,  это означает согласие, разрешение что-либо сделать. Это уже не первая, а ответная реплика в диалоге: « Можно мне посмотреть этот журнал»?;  «Пожалуйста». «Разрешите позвонить»; «Пожалуйста».

Ребята приведите свои примеры.

Дети приводят свои примеры.

Ведущий:

    Ребята, многие словесные формулы речевого этикета очень древни. В самом деле, никто ведь из говорящих сегодня «спасибо» не воспринимает это как пожелание, чтобы бог спас собеседника (спаси бог) или, говоря «здравствуйте» никто не задумывается, что он желает собеседнику здоровья.

    Но кроме речевого этикета, есть ещё жестовые знаки. Кто мне назовет, какие-нибудь знаки?

    Древний обряд рукопожатия демонстрировал партнёру, что к нему обращается человек без оружия в руке. Как обычно подавали правую наиболее сильную рабочую руку. Также принято, что мужчина для рукопожатия снимает перчатку. Происхождение этого жеста означает, что рука безоружна.  

    Мужчина приподнял шляпу или снял шапку, войдя в помещение. Что в этом за смысл?

    Сейчас знак вежливости, а раньше мужчина снимал шлем и обнажал голову в знак доверия к собеседнику, к хозяину дома.

    Но такой ритуал не предусматривает таких жестов для женщин. Исторически это понятно, женщины не носили оружия и не надевали шлемов. А вот поклон свойственен и женщинам – это знак смирения, готовности «подчиниться» собеседнику.

    Таким образом, жест, как и речь, может дать нам более или менее полную характеристику происходящего. На этом наша мероприятие под названием «Азбука вежливости» подходит к концу.

    Друзья мои мы будем рады, если наше мероприятие понравилось вам, и вы открыли для себя что-то новое, узнали о том, что  было вам неведомо.  Думаю для многих из вас, будет уроком наше мероприятие, и вы извлечете из него самое необходимое. Я уверена, что все вы вырастите добрыми, смелыми, вежливыми, воспитанными людьми. А сейчас пришло время попрощаться и еще раз  вспомнить стихотворение Солодухина.

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали.

Хоть были совсем  незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте»

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь.

Дорогие ребята не забывайте говорить друг другу и окружающим

   

«ЗДРАВСТВУЙТЕ!»

До свидания дорогие ребята.

До новых встреч.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа учащихся 1-А класса "Азбука вежливых слов"

Одним из наиболее популярных методов обучения в современной школе является проектирование. С одной стороны проектная деятельность многогранна, сложно организована, требует множества временных и энерге...

рабочая программа "Азбука вежливости" 1-4 класс

программа для работы во внеурочное время с 1 по 4 класс...

Воспитательная система класса "Азбука вежливости".

В работе отражены цели, задачи, компоненты, формы и методы воспитательной системы. Отмечена работа с родителями и ожидаемый результат....

Азбука вежливости.

Классный час то теме "Вежливость"....

"Азбука вежливости, или этикет на каждый день

Человек живет среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям нужно время, чтобы тебя узнать....

Урок развития речи.Азбука вежливости. Как написать письмо.2 класс ПНШ

Урок развития речи носит личностн-ориентированную направленность, включает задания на формирование УУД....