рабочая программа внеурочной деятельности
календарно-тематическое планирование (4 класс)
рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_masterskaya_4_klass_dlya_sayta.docx | 68.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №--»
Дополнительная общеразвивающая программа
«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Направленность: техническая
Возраст учащихся: 10-11 лет
Срок реализации: 1 год (33 часа)
Автор-составитель:
___________________, учитель начальных классов
г. Набережные Челны
2022
1.2. Информационная карта ДОП
1 | Образовательная организация | МБОУ «СОШ №__» |
2 | Полное название программы | Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» |
3 | Направленность программы | Техническая |
4 | Сведения о разработчиках ФИО, должность | ____________________, учитель начальных классов |
5 | Сведения о программе: | Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» составлена для учащихся 4В класса |
5.1 | Срок реализации | 1 год (33 часа) |
5.2 | Возраст учащихся | 10-11 лет |
5.3 | Характеристика программы: - тип программы - вид программы - принцип проектирования программы - форма организации содержания | дополнительная общеразвивающая модульная |
5.4 | Цель программы | Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству |
6 | Формы и методы образовательной деятельности | Формы: творческая работа, презентация творческих работ, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, парад творческих работ, наблюдение, опрос, самостоятельная работа, выставка, конкурс. Методы:
|
7 | Формы мониторинга результативности | Творческая работа, презентация, конкурсы, выставки, проекты |
8 | Результативность реализации программы | По окончании курса обучения, программа усвоена: - эффективный уровень – 100% Сохранность контингента – 97% Участие в конкурсах – 100% Наличие призеров и победителей конкурсов: - республиканский уровень – 15% - муниципальный уровень – 27% - учрежденческий уровень – 38% |
9 | Дата утверждения и последней корректировки программы | Август, 2022г. |
Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы | ||
1 | Информационная карта образовательной программы | 2-3 |
2 | Оглавление | 4 |
3 | Пояснительная записка | 5-8 |
4 | Учебно-тематический план | 9 |
5 | Содержание программы | 9-10 |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий | ||
1 | Оценочные материалы | 10 |
2 | Список литературы | 10 |
3 | Календарный график | 11-14 |
Пояснительная записка.
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Творческая мастерская" для 4 класса составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, в соответствии с законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012
Направленность программы – техническая.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020).
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 г. № 52831).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 г. № 61573).
- Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. №16).
- Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467).
- Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций».
Актуальность программы – в наш век новых технологий развиваются и прикладные технологии по декоративно- прикладному искусству. Большое количество прикладных техник, мастер – классов, видеоуроков в интернет-пространстве дают возможность осваивать современные технологии и доступно обучать детей прекрасному и востребованному.
Отличительные особенности программы – включены новейшие технологии, которые не входят в программный материал учащихся, при реализации программы формируются ИКТ-компетенции, так как приоритетным направлением являются мастер-классы в интернете, расширение межнационального опыта в области прикладного
Цель: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству
Задачи:
- Приобщение учащихся к народному искусству и художественному творчеству.
- Формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, к искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.
- Развитие творческих способностей и навыков работы с различными материалами, формирование практических навыков работы с различными инструментами, расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения.
- Формирование “культуры творческой личности”, развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
- Воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству, дизайну в разных формах, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности.
Адресат программы – примерный портрет учащегося для которого будет актуальным обучение по данной программе. Программа предполагает освоение учащимися знаний, умений, навыков при работе с бумагой, в результате они могут изготовлять простые и сложные поделки из бумаги, из пластилина, фетра, ткани. Приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение слушать и воспринимать чужую точку зрения. У учащихся будет развита мелкая моторика рук, освоение новых и необходимых способов работы с инструментами, овладеют различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования, могут создавать кукол в скульптурно-текстильной технике, применяя при этом самые разнообразные приемы: роспись, вышивка, плетение бисером, изготовление различных аксессуаров. Научатся правильному оформлению изделий, творчески мыслить, самостоятельно находить решения поставленных задач, не копировать чужие изделия, избегать шаблонности мышления, применять полученные сведения при изготовлении работ, не заложенных в программу обучения.
Объем программы – в неделю 1 час, в год 33 часа
Формы организации образовательного процесса – индивидуальные, групповые, в малых группах
Виды занятий по программе определяются в соответствии с поставленными целями и задачами, могут быть различные конкурсы, тематические выставки, мастер-классы, праздничное чаепитие, игры
Срок освоения программы -1 год
Режим занятий – продолжительность одного занятия – не более 40 минут.
Планируемые результаты освоения программы
Освоение детьми программы «Творческая мастерская» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству.
- чувство прекрасного и эстетические чувства;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные рузультаты:
Регулятивные:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
Коммуникативные:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Формы подведения итогов реализации программы - конкурс, выставка, презентация творческих работ, проект
Учебно-тематический план
№ п.п. | Название модуля | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 1 | 1 | Тестовый тренажёр | |
2 | Изделия из ткани | 8 | 8 | Выставка работ | |
3 | Бумагопластика | 6 | 6 | Выставка работ | |
4 | Конструирование и моделирование из бумаги. Оригами | 11 | 1 | 10 | Выставка работ |
5 | Изделия из разных материалов | 7 | 7 | Проект | |
Итого: | 33 | 2 | 31 |
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
Материалы и инструменты. Презентация «Чему мы будем учиться. Какие я знаю материалы». Инструктаж по ТБ
Раздел 2. Изделия из ткани.
Швы «вперед иголку», «назад иголку». Декоративные и вспомогательные швы. Стебельчатый и тамбурный швы. Навивные узелки. Косая гладь. Аппликация из лоскутков ткани разных цветов. Шаблон. Работа из лоскутков геометрической формы. Приметка, окантовка. Изготовление мягкой игрушки из фетра с использованием швов «вперед иголку» и навивных узелков. Изготовление игрушек из помпонов.
Раздел 3. Бумагопластика.
Способы вырезания. Аппликация. Работа с бумагой: сгибание вдвое, квадрат из прямоугольника, разметка деталей, вырезание деталей. Мозаика из обрывных кусочков бумаги. Композиция из бумаги. Объем в аппликации. Квиллинг. Прорезные объемные формы.
Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.
Раздел 4. Конструирование и моделирование из бумаги. Оригами.
Оригами. История оригами. Условные знаки, принятые в оригами. Разметка. Базовые формы. Простые фигуры из квадрата и прямоугольника. Орнамент из нескольких заготовок. Выпуклая аппликация. Фигуры из квадратов разных размеров. Работа с коробочками разных размеров. Объемное моделирование из заранее изготовленных шаблонов. Бумажная развертка. Чертеж. Конструирование из спичечных коробков. Объемное моделирование из готовых геометрических форм. Конструирование на листе в клетку. Виды конструкторов.
Раздел 5. Изделия из разных материалов.
Конструирование из цветной бумаги. Раскрашиваем пластилином. Художественное конструирование из природного материала. Аппликация из кругов. Необычные «мягкие» игрушки из газеты и цветной бумаги. Изготовление мягкой игрушки из фетра с использованием тамбурного и стебельчатого швов и навивных узелков. Плетение из бумаги. Азбука Кирилла и Мефодия
Оценочный материал.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогам изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, презентация проекта.
Литература и интернет-источники.
1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Архив учебных программ - http://www.rusedu.ru/member3995.html
Список литературы для детей
1. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – М.: Рольф, 2001.
2. Ахмадуллин Ш.Т. Развиваем мозг ребенка. Пластилин. – М.: Нева, 2022.
3. Цирулик Н.А. Технология. Умные руки: Учебник для 3-4 класса. – Самара, 2012.
4. Выгонов В.В. Поделки из разных материалов. 1-4 кл. – М.: Экзамен, 2011
Календарный график
№ п/п | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | опрос, беседа. | 1 | Вводное занятие. Вводный первичный инструктаж Презентация «Материалы и Инструменты» | Каб.124 | Опрос, индивидуальная работа | ||
Изделия из ткани | |||||||
2 | опрос, беседа, презентация | 1 | Вышивка на салфетке «Времена года» Швы «вперед иголку», «назад иголку». Декоративные и вспомогательные швы | Каб.124 | творческая работа | ||
3 | беседа, сообщение | 1 | Вышивка на салфетке «Котенок» Стебельчатый и тамбурный швы. Навивные узелки. Косая гладь | Каб.124 | самостоятельная работа по образцу | ||
4 | беседа, презентация | 1 | Аппликация «Царевна-лягушка» Аппликация из лоскутков ткани разных цветов. Шаблон. Стебельчатый шов | Каб.124 | творческая работа по образцу | ||
5 | презентация | 1 | Аппликация «Синички» Аппликация из лоскутков ткани разных цветов при помощи склеивания деталей | Каб.124 | самостоятельная работа по образцу | ||
6 | беседа, показ | 1 | Орнамент на подушке Работа из лоскутков геометрической формы. Приметка, окантовка | Каб.124 | творческая работа | ||
7 | беседа, презентация | 1 | «Пятачок» Изготовление мягкой игрушки из фетра с использованием швов «вперед иголку» и навивных узелков | Каб.124 | творческая работа | ||
8 | беседа, презентация | 1 | «Енот» Изготовление мягкой игрушки из фетра с использованием тамбурного и петельного швов | Каб.124 | творческая работа | ||
9 | беседа, видеоролик | 1 | «Цыпленок» Изготовление игрушек из помпонов | Каб.124 | творческая работа, выставка | ||
Бумагопластика | |||||||
10 | беседа, презентация | 1 | «Ромашка» Вырезанная из бумаги аппликация из геометрических фигур | Каб.124 | выставка, конкурс | ||
11 | презентация, показ | 1 | Горный пейзаж Композиция из бумаги | Каб.124 | творческая работа | ||
12 | беседа, презентация | 1 | Закат Композиция из кусочков бумаги | Каб.124 | самостоятельная работа по образцу | ||
13 | беседа, презентация | 1 | Яблоко и виноград Композиция из бумаги. Объем в аппликации | Каб.124 | творческая работа | ||
14 | викторина, презентация | 1 | Открытка Прорезные объемные формы. Конструирование | Каб.124 | творческая работа | ||
15 | беседа, презентация | 1 | «Пальма» Объемная композиция. Квиллинг | Каб.124 | творческая работа, выставка | ||
Конструирование и моделирование из бумаги. Оригами. | |||||||
16 | беседа, презентация | 1 | Оригами. История оригами. Условные знаки, принятые в оригами. Разметка. Базовые формы | Каб.124 | опрос | ||
17 | викторина, презентация | 1 | «Котенок» Оригами. Простые фигуры из квадрата и прямоугольника. Выпуклая аппликация с использованием фигурок оригами | Каб.124 | творческая работа в группах | ||
18 | презентация | 1 | «Гвоздика» Оригами. Работа с цветной бумагой и картоном. Простые фигуры из квадратов разных размеров. Орнамент из нескольких заготовок | Каб.124 | творческая работа в парах, презентация выполненной поделки | ||
19 | презентация | 1 | Коробочка Оригами. Базовая форма «Треугольник» | Каб.124 | творческая самостоятельная работа | ||
20 | беседа, презентация | 1 | «Грибок» Конструирование из бумаги. Игрушки из цилиндра и конуса | Каб.124 | творческая работа по образцу | ||
21 | беседа, презентация | 1 | Лошадка и Бычок Конструирование из бумаги. Игрушки из цилиндра и конуса. Изготовление деталей из полосок бумаги | Каб.124 | творческая работа в арах | ||
22 | презентация, выставка | 1 | «Жар-птица» Конструирование из бумаги. Игрушки из цилиндра и конуса. Изготовление деталей из полосок бумаги | Каб.124 | творческая самостоятельная работа | ||
23 | презентация | 1 | Зооконструктор Объемное моделирование из заранее изготовленных шаблонов | Каб.124 | творческая работа в парах | ||
24 | беседа, презентация | 1 | Паровозик, фургон Объемное моделирование из готовых геометрических форм (спичечные коробки) | Каб.124 | творческая самостоятельная работа | ||
25 | презентация, выставка | 1 | Модели самолетов и вертолетов Конструирование на листе в клетку | Каб.124 | творческая работа | ||
26 | беседа, демонстрация презентация | 1 | Конструктор Виды конструкторов. Модели морских транспортных средств из конструктора | Каб.124 | творческая работа в парах, выставка | ||
Изделия из разных материалов | |||||||
27 | беседа, презентация | 1 | Воздушный змей Конструирование из цветной бумаги | Каб.124 | творческая самостоятельная работа | ||
28 | беседа, презентация | 1 | «Мать-и-мачеха» Раскрашиваем пластилином | Каб.124 | творческая работа в парах | ||
29 | беседа, демонстрация презентация | 1 | Деревья Художественное конструирование из природного материала | Каб.124 | творческая работа в парах | ||
30 | беседа, презентация | 1 | В мире животных Аппликация из кругов. Сочиняем сказку | Каб.124 | творческая самостоятельная работа, презентация сказки | ||
31 | беседа, презентация | 1 | «Снегирь» Конструирование из бумаги. Необычные «мягкие» игрушки из газеты и цветной бумаги | Каб.124 | творческая самостоятельная работа | ||
32 | беседа, презентация | 1 | «Змея» Изготовление мягкой игрушки из фетра с использованием тамбурного и стебельчатого швов и навивных узелков | Каб.124 | самостоятельная работа | ||
33 | беседа, демонстрация презентация | 1 | Азбука Плетение из бумаги. Азбука Кирилла и Мефодия | Каб.124 | проект, презентация проекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...