Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса "Школа Мастеров"
рабочая программа (3 класс)

Проконина Галина Михайловна

Содержание программы направленно на выявление и развитие способностей детей к различным видам деятельности. Программа представлена в виде взаимосвязанных разделов: «природные материалы, пластичные материалы, бумага и картон, проволока и фольга, текстильные материалы». Программа рассчитана на реализацию данного содержания – один час в неделю. Общее количество часов в год: 1 класс – 33, 2-4 класс – 34. Общее количество – 135 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Организация внеурочной деятельности способствует расширению круга интересов детей, направленного на продуктивную преобразовательную творческую деятельность. Создание условий для разнообразных видов творческой деятельности.

        Основной целью курса «Функциональная грамотность: Школа мастеров» является саморазвитие личности каждого ребенка, отработка навыков, формирование и закрепление устойчивого интереса к рукоделию, развитию творческого воображения и самостоятельности в процессе освоения окружающего мира через собственную продуктивную творческую деятельность.

        

        Задачи курса

Образовательные:

  • формирование умений, связанных с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах творческой деятельности;

Развивающие:

  • развитие наблюдательности, умение видеть характерные эстетические  признаки окружающих объектов, сравнивать между собой;
  • развитие способностей к дизайн-деятельности (чувство цвета, формы, композиции), воображению и творчеству.

Воспитательные:

  • приобщать учащихся к основам рукоделия;
  • воспитывать у учащихся личностную позицию при восприятии произведений прикладного искусства.

Содержание программы направленно на выявление и развитие способностей детей к различным видам деятельности. Программа представлена в виде взаимосвязанных разделов: «природные материалы, пластичные материалы, бумага и картон, проволока и фольга, текстильные материалы». Программа рассчитана на реализацию данного содержания – один час в неделю. Общее количество часов в год: 1 класс – 33, 2-4 класс – 34. Общее количество – 135 часов.

        Формы работы:

  • экскурсии;
  • клубные занятия;
  • выставки;
  • презентации готовых изделий

Содержание курса

Раздел «Природные материалы»

Теоретические сведения. Природные материалы брянского края (листья, цветы, плоды, семена, ветви, кора) их свойства, технология использования для изготовления разнообразных поделок. Правила сбора, хранения и подготовки природного материала к работе.

        Аппликационные композиции  из целых растительных форм и приемы составления. Характерные особенности растительных форм. Орнаменты, тематические сюжеты; композиции из растительного материала в декоративно-прикладном творчестве. Закономерности цветосочетания.

         Организация рабочего места при работе с природным материалом.

        Качество изделий и критерий: красота, аккуратность, оригинальность, прочность.

Факторы влияющие на качество изделий: старательность, терпение, точность и др.

Правила и приемы заготовки, сушки и подготовки природного материала к работе; правила безопасной работы.

технология изготовления изделий на основе общих приемов: техника аппликации, объемные композиции.

Практические работы. Экскурсия для сбора природных материалов. Подготовка и обработка материалов. Упражнения на анализ особенностей растительных форм. Разработка и изготовление изделий в технике аппликации из целых растительных форм (листьев, цветов, трав…), объемные композиции из природных материалов.

Варианты объектов труда

1 класс

Аппликация, коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков. Что нам дарит листопад? Букеты, зоологический портрет, летний луг, лесная полянка, узоры и орнаменты, зеркальные композиции, моделирование.

2 класс

Аппликации из природных материалов, комбинированные работы из осенних листьев и плодов, и бумаги, лесные скульптуры. Экопластика. Моделирование.

3 класс

Аппликации из засушенных растений, букет и натюрморт, коллаж из различных материалов, морские фантазии – сюжетные композиции.

4 класс

Волшебная флористика. Волшебный круг орнамента, цветочные композиции, картины из листьев, семян, преображение обычных вещей. Экопластика. Природа и творчество.

Раздел «Пластичные материалы»

Теоретические сведения. Применение пластичных материалов для изготовления предметов, изделий. Традиции лепки, приемы работы, подготовка к работе, способы декорирования.  Глиняная игрушка: традиции и современность. Особенности народных игрушек.

Практические работы. Лепка изделий пластическим способом. Наблюдения и опыты по изучению свойств пластичных материалов.

Варианты объектов труда

          1 класс.

          Пластилиновый фон, процарапывание на пластилине, панно из пластилиновых «колбасок»,  «аппликация» из пластилина, объемные поделки из шаров, вытянутых шаров, изготовление чайного сервиза.

          2 класс.

          Рисование пластилином, лепка, герои  мультиков – в пластилине. Древние образы в современных глиняных игрушках (филимоновская).

          3 класс.

          Лепка на проволочном каркасе, рисование пластилином, конструирование, древние образы в современных игрушках (дымковская), лепка посуды по мотивам Семикаракорских мастеров.

          4 класс.

          Изготовление казачки, казака, изготовление объемных фигур. Лепка сюжетных композиций по произведению М.А. Шолохова «Нахаленок». Древние образы в современных глиняных игрушках (каргопольская).

Раздел « Бумага и картон»

           Теоретические сведения. Общее представление о назначении  бумаги. Заглянем в прошлое. Виды бумаги и свойства, производство. Разъемные и неразъемные соединения деталей. Конструирование особенностей изделий. Объемная аппликация и ее виды. Виды картона и его свойства, правила и приемы работы.

            Технология изготовления изделий (на основе общих приемов) в технике оригами, плоской, обрывной аппликации, мозаики, плетения. Правила и приемы работы.

             Практические работы.

             Упражнения на изготовление изделий по шаблону, на глаз, с помощью копировальной бумаги; разметка, симметрия деталей, резание и вырезание.

              Варианты объектов труда

              1 класс.

              Бумагопластика – цветочные мотивы. Обрывная аппликация, симметричная аппликация. Бумагопластика – осенний лес,   веточка яблони.

               2 класс.

              Объемная аппликация, мозаика из бумаги. Рисование ватой, веселая геометрия. Панно.

               3 класс.

               Гофрирование бумаги. Игрушка из бумаги и картона.

Транспарантное вырезание. Симметричное силуэтное вырезание. Моделирование из конусов. Объемное моделирование.

               4 класс.

               Русские узоры, орнамент. Изготовление казачки. Нитяная графика на картонных шаблонах.

Мир нашего аквариума. Подводный мир. Изображение и фантазия. Сказочные  птицы. Конструирование.

Раздел «Проволока и фольга»

               Технические сведения.

                Общие представление о металлах, сплавах   и их  свойствах. Виды, свойства, области применения проволоки, фольги. Правила и приемы работы с проволокой и фольгой. Технология изготовления изделий   на основе общих приемов.

                 Практические работы. Упражнения на обработку проволоки (сгибание, скручивание); обработку фольги (выравнивание, создание рельефов, крепление к основе). Разработка и изготовление изделий на основе общих приемов.

                  Варианты объектов труда

                   1 класс.

                 Изготовление изделий из проволоки (фигурки), изготовление цветов  из проволоки, объемные изделия из фольги.

                    2 класс.

                 Моделирование из проволоки, гирлянда из фольги, поделки из мягкой проволоки и фольги.

                   3 класс.

                 Силуэты из проволоки. Куклы из проволоки и веревки. Поделки из фольги.

                   4 класс.

                   Бижутерия из проволоки и фольги. Силуэты из проволоки и фольги.

Раздел «Текстильные материалы»

                 Технические  сведения. Общие сведения о назначении, производстве текстильных материалов. Виды переплетений. Украшение одежды. Вышивка. Аппликация и коллаж из текстильных материалов. Соединение деталей. Технология изготовления изделий на основе общих приемов. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Традиции народной игрушки. Виды игрушек из ткани.

                 Практические работы. Упражнения на выполнение стежков, подбор ниток. Раскрой деталей изделия из ткани. Соединение деталей. Обработка кроя.

Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Разработка и изготовление изделий на основе общих приемов.

                  Варианты объектов труда

                  1 класс.

                  Изделия из разных веревок, ткани и трикотажа, аппликация из ниток, ткани.

                   Материал и образ. Изготовление куклы путем скручивания ткани.

                   2 класс.

                   Аппликация из ткани        и ниток, мозаика   из нитяных валиков, панно из лоскутиков, коврики – сказки.

                    3 класс.

                    Аппликация из распущенного трикотажа, аппликация из нарезанных  ниток, аппликация из кружев, панно из сказки, нитяная графика на картонных шаблонах, аппликация – выполнение плоских комбинированных игрушек.

                    4 класс.

                   Аппликация из бумаги, ткани, кружев, ниток, Коллаж  из различных тканных и нетканых материалов. Изготовление масленички на основе из проволоки. Национальный костюм. Панно из ткани. Декоративное панно из лоскутов ткани.

                  Требования к уровню подготовки по данной программе

                  Ученик должен знать и помнить:

- роль трудовой деятельности в жизни человека;

- виды труда и технологий, содержание общих приемов трудовой деятельности;

- назначение, сферы применения, основные свойства различных материалов (природных, бумаги и картона, пластичных, текстильных);

-взаимосвязь назначения, конструкции и дизайна изделия;

- личную или социальную значимость продуктов своего труда или результат труда других людей.

                     Уметь (владеть способами и приемами умственной и практической трудовой деятельности):

- определять материалы (природные, бумагу и картон, пластические, текстильные, проволоку и фольгу) по внешним признакам, используя различные ощущения;

- определять и соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделий;

- подбирать необходимые для работы инструменты и приспособления и соблюдать правила безопасного труда;

- осуществлять рациональную и экономичную разметку деталей, их сборку в изделие; а  также декоративную отделку изделия различными способами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- подбирать материалы и инструменты, способы трудовой деятельности в зависимости от цели и ограниченных условий;

- планировать свою деятельность и осуществлять контроль за ее ходом;

- изготовлять изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, собственному замыслу;

-  уметь сотрудничать в трудовом коллективе;

- рационально размещать инструменты и приспособления на рабочем месте, наводить порядок после завершения трудовой деятельности на рабочем месте.

Прогнозируемый результат

      В процессе занятий по программе «Школа мастеров» накапливается практический опыт учащихся, от простых изделий они постепенно переходят к овладению более сложных образцов. При работе над изделием учащиеся знакомятся с различными видами материалов, их свойствами, технологией изготовления, с историей появления, оформлением изделий.

       Результатом работы с детьми по формированию интереса к рукотворчеству  является:

- повышение уровня социально-бытовой адаптации и развитие самостоятельности;

- формирование интереса к рукоделию, способствующего развитию эстетического вкуса у учащихся, созданию вокруг себя приятной атмосферы;

- совершенствование мелкой и общей моторики руки.                  

          Формы работы.

  • Тематические праздники
  • Коллективно-творческие дела
  • Декоративо-прикладное  творчество
  • Экскурсии по родному краю
  • Устные журналы
  • Сбор и оформление материалов
  • Проектная и исследовательская деятельность

Курс рассчитан на 1 год обучения в начальной школе 1 часу в неделю, 34 часов  год в 3 классе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ     3 класс 34 часа

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Виды деятельности

Дата план.

Дата факт.

Природные материалы – 8 часов

1

Аппликация из засушенных листьев

Аппликация из природных материалов. Работа с засушенными листьями, улучшение приемов наклеивания на бумагу. Понятие «стилизация».

Преобразование разных природных материалов между собой.

Аппликация из засушенных растений «Ожившие цветы»

02.09.22

2

Букет и натюрморт

Аппликация букет и натюрморт (на выбор)

09.09.22

 3-4

Коллаж из различных материалов

Коллаж из природных материалов «Донские просторы»

16.09.22

23.09.22

5

Морские фантазии – сюжетная картинка

Композиция «Морские фантазии»

30.09.22

6

Ленточная аппликация «хороводы»

Выполнение аппликации из ленточек бумаги. «Хороводы»

07.10.22

7-8

Тематические аппликации из засушенных листьев и семян на картоне.

Тематическая аппликация из природных материалов «Веселый зоосад»

14.10.22

21.10.22

Пластичные материалы – 6 часов

9

Лепка на проволочном каркасе

Повторение свойств пластилина: его пластичности, мягкости, способности принимать нужную форму, податливости, возможности вносить поправки в готовое изделие. Подготовка пластилина к работе. Разные приемы лепки. Создание деталей разной формы – круглой основы, состоящей из единого блока, и более мелких компонентов, которые делаются из разных составляющих.

Лепка на проволочном каркасе «Проволочные игрушки»

11.11.22

10

Рисование пластилином «Домик в деревне».

Аппликация из пластилина на картоне «Домик в деревне»

18.11.22

11

Лепка из пластилина «посуда»

Сосуд из глиняных лент

25.11.22

12

Конструирование из пластмассы.

Лепка – конструирование «Заядлый охотник»

02.12.22

13-14

Древние образы в современных глиняных игрушках (дымковская).

Изготовление боярыни или кормилицы, древние образы дымковских игрушек                        

09.12.22

16.12.22

Бумага и картон – 8 часов

15-16

Гофрирование бумаги. Игрушка из картона и бумаги.

Работа с бумагой. Поделки из бумаги и картона. Повторение свойств различных видов бумаги. Развитие навыков конструирования из бумаги. Выполнение разных видов вырезания.

Моделирование из гофрированного картона «Кошка в полоску»

23.12.22

13.01.23

17-18

Транспарантное вырезание

Транспарантное вырезание «Болонка и другие»

20.01.23

27.01.23

19-20

Симметричное силуэтное вырезание

Симметричное силуэтное вырезание «Ночные прогулки»

03.02.23

10.02.23

21

Моделирование из конусов

Изготовление изделий из конусов (бумага). «Задумчивая артистка»

17.02.23

22

Объемное моделирование

Моделирование из бумаги «Компаньон художника – пес барбос».

03.03.23

Проволока и фольга – 4 часа

23-24

Силуэты из проволоки

Свойства фольги и проволоки. Навыки работы с ней. Правила техники безопасности. Создание поделок из проволоки и фольги. Сборка поделок.

Выполнение силуэтов из проволоки.

10.03.23

17.03.23

25

Куклы из проволоки и веревки

Проволочные куклы на выбор

24.03.23

26

Поделки из фольги

Поделки из фольги – «рыцари»

07.04.23

Текстильные материалы – 8 часов

27

Аппликация из распущенного трикотажа

Работа с тканью, трикотажными нитками. Повторение свойств ткани. Обсуждение разных видов ткани и ниток и их выбор. Закрепление умения создавать выкройку из ткани. Проверка качества работы. Повторение умений по обработке деталей из ткани.

Аппликация из распущенного трикотажа «Станица»

14.04.23

28

Аппликация из нарезанных ниток

Аппликация из нарезанных ниток «Ночной город»

21.04.23

29

Аппликация из кружев

Аппликация из кружевного полотна «Бабочка»

28.04.23

30-31

Панно «Из сказки»

Изготовление панно «Из сказки»

03.05.23

05.05.23

32-33

Нитяная графика на картонных шаблонах, аппликация.

Изонить, аппликация (нитяная графика на шаблонах)

12.05.23

15.05.23

34

Ситцевый лоскуток – выполнение плоских комбинированных игрушек.

Изготовление плоских комбинированных игрушек «Шести портретов»

19.05.23

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Маленький мастер"

Рабочая программа с 3 уровнями результатов и мониторинговой картой...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Город мастеров»

Рабочая программа составлена на авторской рабочей программы «Город мастеров» Т.М.Рагозиной,  М.-Академкнига/учебник, 2013 Разработчик программы: Щукина Ольга Анатольевна,  у...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Город мастеров" 2 класс УМК ПНШ

Рабочая программавнеурочной деятельности «Город мастеров»для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Город мастеров» на 2019-2020 учебный год

Программа разработана для учащихся 3 класса расчитана на 2 часа .Программа разработана  дя работы с бумаой  в разных техниках : квиллинг , аппликация, бумагопластика, кусудами, создание праз...