Сказки в воспитании детей младшего школьного возраста
статья

Егорова Татьяна Анатольевна

Роль сказки в жизни учеников начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_v_vospitanii_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.odt28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Сказки в воспитании детей младшего школьного возраста

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении  дошкольного, младшего школьного возраста и остается с ним на всю жизнь. Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста велика. В дошкольном возрасте ребенок усваивает знания о мире, нормах поведения, взаимоотношениях между людьми. Сказки пробуждают все доброе, что есть в душе ребёнка, формируют нравственные ценности и любовь к чтению, учат правильному общению со сверстниками и взрослыми, развивают эмоциональную сферу и речь.Некоторые дошкольники не имеют правильного представленияо том, как нужно вести себя в разных жизненных ситуациях, у них недостаточно сформированы нравственные качества, положительные навыки и привычки поведения, при взаимодействии с другими детьми или взрослыми, они встречаются с трудностями.

Поступление в школу-это достаточно сложный период в жизни ребёнка (новые люди, другие требования, значительные нагрузки). У одних детей достаточно быстро возникает физиологическая усталость, у других проблемы психологического плана, связанные с адаптацией в новом коллективе. Проблема развития доброжелательных отношений, культуры поведения, сохранения и укрепления здоровья является одной из актуальных в младшем школьном возрасте. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, благодаря чему формируется «детское общество». Это создает предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором формирования личности ребенка. В различных видах деятельности младшие школьники осваивают коммуникативные умения, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры. Однако у детей этого возраста наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. Одним из эффективных средств развития этических норм поведения и общения у младших школьников является сказкотерапия. Жанр сказки позволяет детям ориентироваться на то, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации.

Сказка – это важное средство развития личности ребенка, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Она влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Слушание рассказов и сказок помогает детям увидеть в них примеры из их собственной жизни. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в решении своих проблем. Через сказки ребёнок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости, находит пути решения проблем и выходы из разных сложных ситуаций.

Работая над сказкой с учащимися 1-2 классов можно применять различные методы.

1.Вводная беседа. (2-3 мин.) – главная цель заинтересовать (интересная история, загадка или стихотворение)

2. Чтение сказки воспитателем (10-12 мин.)
Воспитатель во время чтения сказки использует мимику, эмоциональность. Правильно выбранная интонация, выразительность чтения облегчают детям усвоение. Это помогает расслабиться, молча послушать сказку.

3. Обсуждение сказки. Беседа по содержанию.

4. Творческая работа(10-12мин). Дети передают свое отношение к героям сказки, рисуют цветными карандашами персонажей сказки. Рисунки размещаются на доске. Можно предложить сочинить свою сказку или подготовить инсценировку эпизода. С детьми можно разучить стихотворения о вежливых словах («Добрый день», «Что такое «здравствуй», «Простите», «Слово «Пожалуйста» и др.)

5.Заключение (2-3 мин) - закрепить знания детей о содержании сказки

- С какой сказкой мы познакомились? Чему научились? Каких героев сказки вы запомнили? ( перечисляем героев сказки, дети дают им свою оценку)

Занятия для младших школьников «В гостях у сказки» можно разделить на три части: «Вежливые сказки», «Общительные сказки» и «Безопасные сказки». Они формируют у детей навыки культуры поведения, знакомят с правилами общения и безопасного поведения. Для занятий с детьми можно использовать русские народные сказки, авторские сказки Шорыгиной Т.А., Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е и др.

Вежливые сказки знакомят детей с этическими нормами поведения, формируют навыки культурного поведения. Этикет-это правила, нормы поведения человека в обществе. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Сказки в доступной и увлекательной форме знакомят детей с простыми правилами этикета, помогают воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию этических норм поведения у детей младшего школьного возраста.
Сказки «Вежливые бельчата», «Как попугай Таню вежливости научил», «Упрямый утенок» и другие дают элементарные представления о добрых и недобрых поступках, о трусости и смелости, об уважении к взрослым и умении быть благодарными, учат проявлять внимание и заботу, быть доброжелательными. Работа над «Сказкой о Зайчике, который обиделся на свою маму» помогает детям преодолевать конфликтные отношения с родителями, помогает понять, что на родителей не следует обижаться, если они наказывают детей за их непослушание. Эта сказка учит любить своих родителей, быть с ними вежливыми, заботиться о них. Знакомясь со сказкой «Вредная ворона», дети учатся культуре поведения и общения. У них формируются такие качества как умение дружить, дорожить дружбой, преодолевать трудности общения в новом коллективе.

Общительные сказки знакомят с оптимальными формами поведения, развивают коммуникативные способности младших школьников. В ходе занятий дети приобретают сведения о правилах общения со сверстниками и взрослыми, учатся доброму, терпимому отношению к друзьям, младшим и старшим, проявлению элементарного уважения к родителям, близким. Сказка «Голубка» учит правилам этикета в семье, умению заботиться о старших членах семьи, оказывать им знаки уважения, выполнять просьбы и поручения. Сказка «Федя и волшебный ключик» учит сотрудничать с друзьями, когда дети занимаются одним общим делом, распределять между собой обязанности, делить игрушки, прислушиваться к мнению других детей. Каждый возраст приносит ребенку свои трудности. Младшие школьники часто сталкиваются с трудностями, связанными с учебой, с несвоевременным и некачественным выполнением заданий на уроках и дома, с возникновением конфликтов с учителем. Работа над сказкой «Цветик-семицветик», «Кенгуренок Вася» помогает в преодолении проблем, вызванных страхом трудностей, чувством неуверенности в собственных силах, нежеланием работать со сложным материалом. Сказка «Помидор Сашка» помогает детям преодолевать трудности в общении со сверстниками при поступлении в новый коллектив, учит быть приветливыми, доброжелательными, общительными. Знакомство со «Сказкой о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание» помогает преодолеть нарушения в поведении детей, вызванные недостатком внимания. В новом коллективе у детей иногда возникают конфликтные ситуации, непонимание, агрессивность, повышенная раздражительность и тревожность. Общительные сказки помогают найти пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины), преодолеть страхи, неуверенность в себе («Сказка про ежика Витю», «Сказка про Енота», «Маленький медвежонок» и другие)

Безопасные сказки учат младших школьников правилами безопасного поведения дома и в общественных местах. Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, использованием электроприборов, большим скоплением людей, условиями отдыха. Сказки в доступной и увлекательной форме знакомят детей с правилами безопасного поведения, учат предвидеть и, по возможности, избегать опасных ситуаций.
Безопасные сказки - это особенности безопасного поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, дома, на воде, во время прогулок). Практическое знакомство с правилами поведения, с основными службами помощи (скорая медицинская, пожарная, газовая, полиция) развивает умение ориентироваться в экстремальных ситуациях, принимать правильное решение. Сказка «Волшебный мяч» познакомит детей с правилами поведения на улице, как правильно вести себя на прогулке, где можно играть с мячом в городе. Сказка «День рождения Васи» учит безопасному общению с домашними животными, правилам поведения при встрече с незнакомыми животными. Сказка «Марта и Чичи идут в парк» познакомит с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми, научит не доверять просьбам и предложениям незнакомцев.

Детям младшего школьного возраста часто приходится оставаться дома одним. Чтобы не попасть в неприятную или опасную ситуацию, дети знакомятся с правилами осторожного поведения дома через сказки, стихотворения, видеофильмы, сочиняют сказочные истории. В конце занятия проводим блиц-опрос «Когда дома ты один»,игру «Закончи предложение», «Можно и нельзя».

Сказка всегда, во все времена, играла огромную и важную роль в воспитании детей. Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки, которые мы читаем детям,способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. очень доступно и доходчиво объясняют нормы и правила поведения, внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом, помогают построить конкретную линию поведения в разных жизненных ситуациях. Роль сказки в воспитании детей велика. Ребёнок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни. Важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество семьи и школы, как средство успешного воспитания детей младшего школьного возраста

Данная статья содержит материал в котором отражены формы взаимодействия классного руководителя с семьей обучающихся воспитанников для успешного воспитания детей....

Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в группе продленного дня

Статья содержит краткий обзор теоретических аспектов вопроса, а также предлагает конкретные методики с опорой на практические ситуации, наиболее часто встречающиеся при взаимодействии с детьми....

Основы формирования экологического воспитания детей младшего школьного возраста

•Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей  среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное  целое•Учить классифицировать объ...

Влияние пословиц на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста

В пословицах отразились представления о моральных качествах человека, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – Добродетель, и его надо ...

Роль сказки в воспитании детей младшего школьного возраста.

Классификация русских-народных сказок. Их роль в образовательном процессе у детей младшего школьного возраста....