Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в группе продленного дня
статья по теме

Статья содержит краткий обзор теоретических аспектов вопроса, а также предлагает конкретные методики с опорой на практические ситуации, наиболее часто встречающиеся при взаимодействии с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie_v_gpd.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста

 в группе продленного дня.

Согласно общепринятому определению, приведенному в педагогическом словаре, нравственное воспитание – это одна из форм наследования нравственности в обществе. Нравственность же, в понимании современного общества, является синонимом морали и этики. Таким образом, под нравственным воспитанием можно понимать процесс целенаправленного формирования у ребенка моральных установок, а также закрепления привычек поведения, соответствующих нормам и морали, принятым в обществе. В настоящее время, когда образцы жестокого обращения с людьми широко представлены в СМИ, развлекательных передачах и фильмах, а также в компьютерных играх, которые дети осваивают со старшего дошкольного возраста, нравственному воспитанию детей должно уделяться особое внимание. Кроме этого, можно отметить, что освоение, а впоследствии и закрепление, форм поведения происходит именно в детстве, а значит и образцы нравственного поведения, закрепление в сознании ребенка понятий о добре и зле, о дружбе, смелости и честности, о том, как вести себя хорошо, а как – плохо также должно происходить именно в детстве. Большую роль в этой сфере может сыграть педагог. Не случайно У. Черчилль отмечал: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». При этом в первую половину дня,  когда взаимодействие детей со сверстником и взрослым регламентировано учебной деятельностью, а основное внимание преподавателя сконцентрировано на усвоении учащимися учебной программы, нравственное воспитание скорее носит ситуативный характер. Тогда как во вторую половину дня, то есть в группах продленного дня, возможно осуществление систематической и целенаправленной работы по закреплению нравственных форм поведения и  становлению нравственного сознания детей.

Однако, необходимо понимать, что ребенок-первоклассник не подобен чистому листу бумаги, на котором можно написать то, что хотелось бы педагогу. Наоборот, ребенок, приходящий в первый класс, уже имеет в своем, пока еще не очень богатом, опыте образцы поведения, которые считаются верными и правильными в семье, а также те, которые прививались ему в дошкольном образовательном учреждении, в том случае, если ребенок посещал сад. Согласно В.С. Мухиной, нравственное воспитание осуществляется поэтапно и включает в себя:

  1. Формирование нравственных чувств (закрепление в чувственном опыте определенных эмоциональных оценок тех или иных событий в жизни ребенка, поступков самого ребенка и окружающих людей)
  2. Формирование нравственных представлений (закрепление в сознании ребенка четкого понимания о понятиях «хорошо-плохо», «добро-зло», на основе которых впоследствии формируются мотивы поступков ребенка)
  3. Формирование привычки нравственного поведения

При этом к 7 годам первый этап детьми уже пройден, второй во многом освоен и третий также начинает осваиваться. Это не значит, что нельзя, обратившись к эмоциональной сфере ребенка, вызвать у него новое чувство при оценке той или иной ситуации, но сделать это значительно сложнее. Конечно, в детском саду  воспитатели руководствуются схожими со школьными правилами поведения в коллективе, взаимодействия с детьми и взрослыми, поэтому ребенок, воспитывающийся в саду, чаще всего, уже знаком с теми нормами и правилами поведения, которые предъявит к нему школа.  В семье, где ребенок зачастую воспитывается множеством взрослых, но без коллектива сверстников, прививаемые ему представления и эмоциональные реакции на происходящее могут существенно отличаться от принятых в школе и в обществе. Так в практике работы я сталкивалась с детьми, которые не имели закрепленного представления «брать чужое – плохо», мотивируя свои действия личным желанием обладать данной вещью. Как правило, это объясняется  особенностями воспитания в семье: либо ребенок всегда получает желаемое на правах младшего и любимого члена семьи, либо наоборот чрезмерно ограничивается в своих желаниях без объяснения причин. Можно также отметить, что в представлении таких детей чаще всего установка «брать чужое можно, если хочешь» действует в паре с установкой «чужой не может и не должен брать мое», особенно это характерно для единственного ребенка в большой семье. Таким образом, ребенок, придя в первый класс, может оказаться в ситуации двойной морали, когда в семье требуют и внушают одно, а в школе – другое. Известно, что еще И.Г. Песталоцци называл лучшим воспитателем для ребенка – его собственную мать, а это значит, ни при каких условиях школьный учитель не станет для ребенка младшего школьного возраста авторитетнее и значимее, чем родители.  В таких случаях, первым шагом педагога должно стать тесное общение с семьей. Необходимо, чтобы родители поняли: ребенок должен освоить принятые в школе правила поведения, они должны закрепиться в сознании ребенка, иначе ему будет сложно общаться со сверстниками, а впоследствии сложно будет адаптироваться в обществе. Только при условии единства семьи и школы нравственное воспитание ребенка может быть эффективным и полным.

Начиная работу по нравственному воспитанию детей необходимо помнить, что  целый ряд психологов придавал нравственности особое значение, так С.Л. Рубинштейн отмечал следующие уровни, без которых личность не является самостоятельной и полноценной:

  1. Психический – специфичность психических процессов, присущих индивиду
  2. Личностный – особенности характера и индивидуальных неврожденных черт
  3. Жизненный – мировоззрение, жизненный опыт, ум и нравственность.

Таким образом, формируя нравственную сферу ребенка, педагог вносит изменения в его личность и оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь индивидуума.

Итак, я, как воспитатель группы продленного дня, ставлю перед собой задачу нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Работа начинается с первых дней обучения детей в первом классе. Строя работу, следует учитывать возрастные особенности детей. Младший школьный возраст – период, охватывающий достаточно большой отрезок времени, с 6-7 лет до 10-11. Соответственно развитие психических качеств претерпевает за это время существенные изменения. В первом классе, особенно сейчас, когда 6-летний первоклассник уже является реалией сегодняшнего дня, воля как регулятор протекания психических процессов еще не сформирована, также окончательное развитие лобных долей головного мозга происходит только к 7-8 годам, а именно лобные доли мозга отвечают за символичность и логику мышления и за понимание причинно-следственных связей. Большинство талантливых педагогов прошлого, в том числе и В.А. Сухомлинский, отмечают, что самое главное для детей младшего школьного возраста – это единство между сознанием, как надо поступать правильно, и собственно поведением ребенка, но для шестилетнего ребенка разрыв между сознанием и поведением нормален, так как дети этого возраста действуют спонтанно, не обдумывая предварительно своих действий. Привычка обдумывать, также как и привычка анализировать свои и чужие поступки, появится у них позднее. И именно воспитатель группы продленного дня призван будет содействовать установлению прочной связи между сознанием и поведением ребенка. Л. Кольберг, считает, что уровни нравственности имеют определенную градацию, согласно его теории, к концу младшего школьного возраста (к 10 годам) заканчивается первый «преднравственный уровень», то есть ребенок на этом уровне поступает исходя из представлений «что будет, если я поступлю так …» (накажут или нет) и «какая мне польза» (что я получу в результате). Я позволю себе не согласиться с этой точкой зрения, так как практика показывает. Что дети младшего школьного возраста могут сопереживать другим, а также совершать поступки, опираясь на какие-либо примеры без осмысления, будет ли вознаграждение за сделанное. Но следует отметить, что, конечно, поощрение ребенка за высоконравственные поступки – мощный прием в арсенале взрослого.

В своей работе с детьми я, как и большинство педагогов, руководствуюсь рядом принципов:

1. Ребенок всегда имеет право на ошибку. Ребенок еще только осваивает большинство правил и норм поведения в обществе, а это значит, что он будет совершать ошибки, которые ему необходимо не просто указать, но объяснить, предложить альтернативный выход из ситуации и совместно с ребенком рассмотреть положительные стороны этого выхода.

2. Воспитание всегда должно сочетаться с игрой и улыбкой. Ни для кого не секрет, что улыбчивый педагог, знающий много забав и игр, умеющий и любящий веселиться вместе с детьми, быстрее завоевывает их расположение. В сфере нравственного воспитания, где авторитет взрослого и его пример играют большую роль, чем в других сферах педагогической деятельности, это необходимо, ведь только авторитетного педагога дети захотят услышать и только тому, на кого они настроены позитивно, захотят подражать.

3. Учитель должен точно знать, чего именно он хочет от ребенка. Этот принцип важен потому, что в некоторых случаях педагоги сами не могут объяснить, что включает то или иное, прививаемое ребенку, качество, а педагог должен быть готов к любым вопросам ребенка. Так однажды ребенок спросил, «почему делиться хорошо? Ведь ты отдаешь свое, и у тебя этого больше нет, а с тобой потом никто уже не поделится, потому что у них же этого нет». Кроме этого необходимо помнить, что, как уже говорилось выше, нравственное воспитание осуществляется на собственном примере, и нельзя говорить детям о том, что, например, надо прощать других, отказывая при этом самим детям в прощении. Таким образом, педагог должен выработать сначала систему ценностей, взглядов и поступков для себя, а потом уже воспитывать детей.

4. В любой ситуации нравственное воспитание детей призвано установить гуманистические отношения в детском коллективе. То есть, прежде всего, дети должны стать друзьями. Этого легче всего достичь, привлекая детей к совместной деятельности, но и тут необходимо помнить, что педагог должен быть всегда рядом и образец совместных игр чаще всего дает также педагог. Для того, чтобы второклассники играли самостоятельно и дружно, нужно научить их этому в первом классе. Этому не учат детей в детском саду, так как в детском саду игры преследуют другую цель – обогащение опыта ребенка различными игровыми действиями и представлениями. В детском саду дети редко придумывают игры самостоятельно, чаще всего играют не в большом коллективе, а маленькими группами, игра в большей степени отражает действия с предметами (как игры в песочнице) и отношения людей  из мира взрослых (как игра в больницу и школу).

В дошкольных образовательных учреждениях нравственное воспитание детей как один из аспектов социализации личности предусмотрен программой воспитания, то есть для каждого возраста разработаны цели, задачи и приемы осуществления нравственного воспитания. В школе, где основное значение придается все же обучению, каждый учитель является, по сути, автором своей собственной, проверенной практикой и опытом методики. Основной целью моей работы в области нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в группе продленного дня является интериоризация нравственных установок и представлений. То есть, если к четвертому классу в сознании ребенка прочно закрепились положительные примеры поведения, а представления и установки нравственного сознания ушли во внутренний план, цель была достигнута. К четвертому классу ребенок должен поступать правильно не потому, что так говорили взрослые или так поступал любимый персонаж, не потому, что за это похвалят, а за проступок накажут, а потому, что он не может и не хочет поступать иначе. Таким образом, к концу четвертого класса у ребенка должны быть сформированы нравственные принципы и установки, а, следовательно, должна быть сформирована нравственность, которая является одной из составляющих личности, согласно концепции С.Л. Рубинштейна. Следует отметить, что к четвертому классу в сознании ребенка так или иначе в любом случае закрепятся формы поведения, а вот будут или не будут они соответствовать нормам и правилам общества, - является показателем работы педагога в области нравственного воспитания.

Средства и методы нравственного воспитания, используемые мною в работе, не являются новаторскими или нестандартными.

Прежде всего, это обращение к личному опыту ребенка, то есть рассмотрение и анализ примеров из жизни, а также из фильмов и литературы. Однако, при коллективной беседе я, в большей степени, склоняюсь к анализу отвлеченных примеров, прежде всего из своего опыта (то есть рассказываю ребятам истории, свидетельницей которых я была), а также из жизни ребят по их желанию. Конкретные ситуации, произошедшие в группе, могут быть рассмотрены либо по факту, если стали общеизвестны, либо исключительно в индивидуальной работе с участниками ситуации. При рассмотрении примеров из художественных произведений важно понимать, что произведение должно быть интересно детям. Мне кажется, что для этого педагог должен быть в курсе, какие мультфильмы, телепередачи, фильмы популярны в группе.

Вторым мощным средством воздействия является игра, так как она закрепляет навыки поведения со сверстниками, в игре проявляются личностные особенности каждого ребенка. Перед началом игры необходимо обязательно четко оговорить правила, если ребенок нарушил правила, чем вызвал недовольство сверстников, то его необходимо защитить. Но, при повторной ситуации нарушения, особенно в ситуации, если ребенка изгнали из игры за систематические нарушения правил,  нельзя пользоваться своим авторитетом воспитателя, чтобы незамедлительно вернуть ребенка в игру. Более целесообразно, объяснить ему, что изгнан он был «за дело», а вернуться может только при условии, если ребята возьмут его, и только с нового кона. В то же время в случае обострения ситуации необходимо рассмотреть с остальными ребятами понятие «права на ошибку и ее исправление».

Действенным методом является пример рассуждения и поведения педагога. Однако, необходимо избежать морализации, не поучать детей, а лучше рассказать какую-нибудь историю и оставить детям шанс самим обдумать ее. Педагог как учитель нужен в первую очередь на уроках, в группе продленного дня педагог скорее является старшим уважаемым товарищем.

В любой ситуации необходимо помнить, что дети ждут оценки от взрослого. Чем младше ребенок, тем больше эта оценка должна быть похожа на  родительскую. Первоклассник ждет от взрослого проявлений отеческих чувств: приобнять, погладить по голове, дать прижаться к себе. Более взрослый ребенок нуждается в признании собственной индивидуальности, к нему можно апеллировать как к взрослому, как к будущему мужчине, обращаться за советом и помощью. Но нужно всегда предварительно проанализировать обстановку. В новой для себя ситуации, в ситуации, когда четвероклассник, например, сделал очень сложный моральный выбор, особенно, если это выбор не в его пользу, то есть был сопряжен с переживаниями, ребенок, чаще всего, ждет от педагога ласкового одобрения, как  от мамы.  В этом случае скупая фраза о том, что так и надо было поступить, недостаточное вознаграждение.

Какими бы приемами и средствами не пользовался педагог, в основе их, чаще всего, лежат четыре, перечисленные мною, в данной статье. При этом хочу особенно подчеркнуть, что специфика  моей работы по нравственному воспитанию детей в том, что педагог должен быть включенным, активным участником детской деятельности. Важно действительно хотеть рассказать им ту или иную историю, решить их проблему, разобраться в сложившейся ситуации. На мой взгляд, любая методика оживает только при желании педагога работать по ней, при готовности общаться с детьми, а иначе она остается лишь текстом, написанным на бумаге.

 Нравственное воспитание – особая сфера воспитательной деятельности, предполагающая безостановочное, постоянное участие воспитателя в жизни детей, но не для поучений, а для поддержки в моменты, когда это необходимо.

Использованная литература:

  1. Дубровина И.В. Психология Академия 2003г.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология Академия 1999г.
  3. Педагогический словарь Академия 2008г.
  4. Пидкасистый П. Педагогика Высшее образование 2007г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пословиц на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста

В пословицах отразились представления о моральных качествах человека, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – Добродетель, и его надо ...

Разнообразие форм деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.

Разнообразие форм деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.Процесс воспитания в современной  школе направлен на формирование всесторонне развитой л...

«Основы Православной культуры» как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

ull; Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.• Воспитани...

Влияние календарно-обрядовых праздников на духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста

Влияние календарно-обрядовых праздников на духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста...

Формирование валеологической культуры детей младшего школьного возраста в группах продленного дня.

В статье отражены проблемы сохранения и укрепления здоровья детей не только в учебное время но и в группах продленного дня....

Развития логического мышления у детей младшего школьного возраста в группе продленного дня

Совсем недавно первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня же задачи несколько иные. Главная задача – научить учиться. И именн...