Формирование валеологической культуры детей младшего школьного возраста в группах продленного дня.
статья (3 класс) на тему

Гильманшина Людмила Геннадьевна

В статье отражены проблемы сохранения и укрепления здоровья детей не только в учебное время но и в группах продленного дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

   Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная , но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым , но и воспитывать в будущем здоровых детей.

    В результате длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов, в обществе наблюдаются негативные тенденции в снижении здоровья детей. По статистике, удельный вес здоровых детей уже в младших классах в образовательных учреждениях РФ составляет только 10%, а 90% детей, поступающих в первый класс, имеют различные отклонения в состоянии здоровья - от функциональных до хронических заболеваний. Как известно, успешность воспитания, обучения, развития и творческого саморазвития младших школьников обусловливается состоянием здоровья, функциональными и адаптивными возможностями детского организма к микро стрессам в образовательно-воспитательном процессе. Поэтому серьёзную озабоченность вызывают негативные тенденции , характеризующиеся ростом заболеваемости детей в процессе обучения . Большое место среди нарушения здоровья занимают нарушения опорно-двигательного аппарата. Этому способствует гиподинамия в школе и дома, снижение мотивации детей к занятиям физической культурой. За последние годы также отмечается значительный рост социально опасных заболеваний, таких как туберкулез, наркомания, алкоголизм. Такая динамика состояния здоровья учащихся это и следствие серьезных недостатков в деятельности образовательных учреждений. Уже давно пора задуматься о сохранении здоровья пока еще относительно здоровых детей и о профилактике заболеваемости.

   Социально-педагогическую работу по сохранению здоровья обучающихся необходимо начинать на самых ранних этапах обучения - в начальной школе, в этом возрасте большинство само разрушающих стереотипов поведения личности еще не сформированы. В связи с этим задача воспитания и развития у детей способности внимательно, бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих остро стоит  и перед учителями начальных классов и перед воспитателями гпд. Именно в младшем возрасте закладываются стереотипные модели поведения, формируется образ жизни. Важно, чтобы дети в этом возрасте получили элементарные сведения о способах сохранения и укрепления здоровья, осознали его как одну из главных ценностей жизни и приобрели здоровые привычки, которые в дальнейшем оформятся в осознанные поведенческие модели, что принято называть здоровым образом жизни.
   Одним их механизмов решения данной проблемы в современном  
школьном образовании является становление у детей валеологической культуры, которая позволит сохранить и укрепить здоровье детей младшего школьного возраста.
     
Учить здоровому образу жизни - это не только пропагандировать физическую зарядку, рациональное питание, помочь избавиться от вредных привычек, но и воспитание умений, навыков ведения здорового образа жизни, в целом привитие валеологической культуры. Несмотря на то, что у младшего школьника учеба занимает большую часть его времени, но все - таки игровая деятельность остается на первом месте. Именно поэтому  делается  акцент на внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста в образовательном процессе. Внеурочная деятельность является частью целостного педагогического процесса школы. Внеурочная (внеклассная) работа понимается как деятельность, организуемая с классами воспитателем гпд  группой обучающихся в после урочное  время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет воспитателю выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.

  Занятий по направлениям вне учебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на вне учебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между воспитанниками и воспитателем  с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Одной из важных задач внеурочной работы, это необходимое условие организации и проведения мероприятий по охране и укреплению здоровья субъектов воспитательного процесса. Для реализации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях доступны следующие виды внеучебной работы:

- спортивно-оздоровительное;

- художественно- эстетическое;

- научно-познавательное;

- военно-патриотическое;

- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

- социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);

- туристско-краеведческая деятельность.

Определенно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, научно техническую, эколого-биологическую, физкультурно - спортивную и другую деятельность. К сожалению, на сегодняшний день дети стали агрессивны к окружающим людям, это сказывается чрезмерным просмотром телевизионных программ, увлечением компьютерными играми, и все это сказывается на неблагополучной социально-психологической атмосфере общества, которая, в свою очередь, связана с целым комплексом причин. К их числу относятся: разрушение нравственных и семейных устоев, ранняя алкоголизация несовершеннолетних, рост в их среде наркомании, ослабление воспитательной функции школы, нерациональная организация досуговой деятельности школьников, безнадзорность детей в каникулярное время. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. В этом плане дополнительное образование детей представляет собой реальную социальную силу, способную последовательно противостоять натиску всевозможных «контркультур», дестабилизирующих молодое поколение. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Для того чтобы привлечь ребенка к дополнительным занятиям, необходимо:

1. расширить виды творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся (бизнес-клубы, массовые мероприятия, личные выставки результатов детского творчества и т.д.);

2. обращение к личностным проблемам учащихся, развитие их духовно -нравственных качеств, творческой и социальной активности, через реализацию здоровье сберегающих технологий воспитания, во внеурочной деятельности. Эти положительные особенности внеурочной работы способствуют воспитанию мотивации школьников на ЗОЖ и создают условия для развития элементов валеологической культуры. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что проблема здоровья человека становится самой актуальной проблемой для всех отраслей знания, особое место сегодня отводится педагогической науке, призванной через систему образования путем развития элементов валеологической культуры учащихся, кардинально изменить ситуацию. Прежде всего, ориентируя школьников на самосохранение здоровья не только в учебной, но и во внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в группе продленного дня

Статья содержит краткий обзор теоретических аспектов вопроса, а также предлагает конкретные методики с опорой на практические ситуации, наиболее часто встречающиеся при взаимодействии с детьми....

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        ФОРМИРОВАНИЕ  НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ          УЧАЩИХСЯ   МЛАДШ...

Формирование экологической культуры в младшем школьном возрасте

Экологическое мировоззрение школьника начинает формироваться ещё до школы, ещё  в дошкольном учреждении закладываются его основы . Они складываются на основе личностного восприятия, эмоционально-...

«Проблема мотивации детей младшего школьного возраста в группах танцевально-спортивного направления»

Что мотивирует наших детей к занятиям,связанных с физическим трудом? Что заставляет их приседать, подпрыгивать, отжиматься и одновременно думать, запоминать, принимать решения? Как, не только заинтере...

Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста в группе продлённого дня

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребёнка,характеризующийся преобладанием эмоционально &nd...

Развития логического мышления у детей младшего школьного возраста в группе продленного дня

Совсем недавно первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня же задачи несколько иные. Главная задача – научить учиться. И именн...

Определение уровня общей физической подготовки у детей младшего школьного возраста в группах начальной подготовки по специализации «Лыжные гонки».

В данной статье освещается значение общей физической подготовки (ОФП) для детей младшего школьного возраста, занимающихся лыжными гонками в спортивной школе, и предлагается таблица для определения уро...