Правила поведения на дороге обучающихся начальной школы
методическая разработка (1 класс)

Гоголева Ирина Вячеславовна

Материал для воспитателя  в группе продленного дня в школе для обучающихся начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_povedeniya_na_doroge.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: НАША УЛИЦА. ГОРОД, ПОСЕЛОК, ДЕРЕВНЯ,
ГДЕ МЫ ЖИВЕМ


(1 час)

Улица, дорога, их составные части:
проезжая часть, тротуары, газон

Цели: формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения; ознакомить с понятиями проезжая часть, тротуар, газон, обочина.

Словарь: улица, дорога, проезжая часть, тротуар, газон, обочина.

Содержание

– Давайте разгадаем загадку:

В два ряда дома стоят.

Десять, двадцать, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга глядят.

                        (Улица.)

Сегодня мы  приглашаем младших школьников в Автоград. В городке есть дома, магазины, школа, есть улицы, дорога, перекрестки, много машин, велосипедов. Но надо соблюдать условие – на улицах должен быть порядок, дисциплина. А для того, чтобы никто не попал  под  машину  и  не  было  аварий, все должны соблюдать правила движения.

Игра «Улица городов»

Цель игры: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, правилах дорожного движения, различных видах транспортных средств.

Материал: макет улицы(есть настольная игра); деревья; автомобили; куклы-пешеходы; светофор; дорожные знаки.

Учитель рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.

Вопросы к детям:

1. Какие дома на нашей улице?

2. Какое движение на нашей улице – одностороннее или двустороннее?

3. Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомашины?

4. Что такое перекресток? Где и как нужно переходить улицу?

5. Как обозначается пешеходный переход?

6. Как регулируется движение на улице?

7. Какие сигналы светофора вы знаете?

8. Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?

9. Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

10. Как надо вести себя в автобусе?

11. Можно ли играть на улице?

Далее педагог предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто-то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто хорошо (без ошибок) справится с ролью водителя или пешехода.

Наша улица

Вот наша улица. По ее проезжей части мчатся автомобили. Едут автобусы и трамваи. На тротуарах много пешеходов. Они переходят улицу по пешеходным переходам. Для того, чтобы на улицах было безопасно, надо соблюдать особые правила. Эти правила должны знать водители и пешеходы. Должен знать их и ты.

Петя Светофоров знакомит школьников с этими правилами:

1. Нельзя ходить по проезжей части, а можно только по тротуару, придерживаясь правой стороны.

2. Переходите улицу шагом в местах, обозначенных указателями, либо по пешеходным тоннелям.

3. На регулируемых перекрестках ожидайте появления зеленого сигнала светофора или соответствующего знака регулировщика и переходите улицу тогда, когда поперечный поток транспорта не прекратится; при этом внимательно наблюдайте за транспортом, совершающим поворот.

4. Прежде чем сойти с тротуара на проезжую часть улицы, убедитесь в полной безопасности, сначала посмотрите налево, а дойдя до середины улицы, направо; идущий транспорт пропустите.

5. Ожидайте трамвай, троллейбус, автобус только на специально обозначенных посадочных площадках, не мешая движению транспорта, а где их нет, – на тротуаре, не создавая помех движению пешеходов.

6. Выйдя из трамвая, посмотрите направо, и только убедившись в полной безопасности, идите на тротуар.

7. Не играйте на проезжей части улицы, не катайтесь на коньках, санках, самокатах на мостовой и тротуарах, не цепляйтесь за движущийся транспорт.

Изучать и знать правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта. Просто так правил не бывает. У каждого правила есть свой смысл: почему так, а не наоборот. Широкая мостовая нужна машинам – они сами большие, да и скорость у них гораздо больше, чем у нас с тобой. А нам, пешеходам, вполне хватит и тротуара. Здесь мы в полной безопасности. Опытный пешеход никогда не будет расхаживать по мостовой. Даже не сойдет с тротуара: опасно, и водителям помеха. А для тех, у кого плохая память, кто не очень твердо знает правила, в опасных местах ставят прочные железные ограждения. Иногда их красят в яркие цвета – чтобы было заметнее. Такие барьеры еще раз напоминают: ни шага с тротуара!

А если не в городе? Если не на улице, а на шоссе? Тогда правило звучит чуть иначе: дорога – для машин, обочина – для пешехода! И ходить надо по левой стороне обочины, чтобы машины ехали тебе навстречу. Водитель вовремя тебя увидит, и ты вовремя заметишь машину.

Итак, мы запомнили: для движения пешеходов по улице служит тротуар, ходить по нему надо шагом, придерживаясь правой стороны, не мешая другим пешеходам, в узких местах – уступать дорогу взрослым.

Транспорт движется по проезжей части улиц.

Песня «Школа пешехода», сл. В. Мурзина, муз. С. Миролюбива.

Игра (на размеченной площадке или стадионе)

Обучающимся показывают улицу на площадке. Школьники играют роль транспортных средств. Каждому выдают табличку с надписями: такси, автобус, трамвай, троллейбус т. п.

Детей распределяют в три группы, две группы выстраивают на улице лицом к лицу с правой и левой стороны. Подается команда: «Направо!», «Движение!». Учащиеся едут по улице, подчиняясь правилам движения, по правой стороне, третья группа движется по тротуару. Далее группы меняются местами.

Задания и вопросы:

1. Покажи проезжую часть улицы Автограда.

2. Кого называют пешеходом?

3. Где переходят улицу пешеходы?

4. Покажи зелёные газоны.

5. Кто двигается по обочине дороги и почему?

6. Для чего служит проезжая часть улицы?

7. Покажи на дорогах Автограда перекрестки.

8. Выучи слова песни «Школа пешехода».

Игра «Улица городов»

Цель игры: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, правилах дорожного движения, различных видах транспортных средств.

Материал: макет улицы; деревья; автомобили; куклы-пешеходы; светофор; дорожные знаки.

Учитель рассматривает с детьми макет улицы, задает вопросы. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.

Вопросы к детям:

1. Какие дома на нашей улице?

2. Какое движение на нашей улице – одностороннее или двустороннее?

3. Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомашины?

4. Что такое перекресток? Где и как нужно переходить улицу?

5. Как обозначается пешеходный переход?

6. Как регулируется движение на улице?

7. Какие сигналы светофора вы знаете?

8. Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?

9. Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

10. Как надо вести себя в автобусе?

11. Можно ли играть на улице?

Далее учитель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто-то из детей играет роль пешехода. Выигрывает тот, кто хорошо (без ошибок) справится с ролью водителя или пешехода.

Игра «Кто самый внимательный»

Один ученик становится перед классом на место, обозначенное точкой или небольшим кругом. Учащиеся по очереди дают ему команду: «Шаг вперед!» Ученик должен выполнить команду, сделав один шаг вперед, а потом вернуться на прежнее место и ждать следующей команды. Следующими командами могут быть: «Два шага назад!», «Шаг влево!», «Два шага вправо!» Если ученик сделал все движения верно, то к его одежде крепится жетон.

Упражнения (в классе)

Цель: научить  учащихся  быстро  определять  правую  и  левую  стороны.

1. Обучающиеся строятся. Воспитатель, показывая, подает команду: поднять правую руку, поднять левую руку; повернуться на 180° и повторить упражнение.

2. Обучающиеся становятся парами и поворачиваются лицом к лицу. По команде воспитателя показывают правую и левую руку партнера.

3. Поднимают правую и левую руку без показа учителя.

4. Воспитатель спрашивает, с какой стороны находятся окна (или дверь) в классе, обучающиеся отвечают. Затем он подает команду, чтобы обучающиеся повернулись на 180°, и снова спрашивает: «А теперь с какой стороны находятся окна?»

Задания и вопросы:

1. Зачем нужно знать и выполнять правила дорожного движения?

2. Как можно ходить пешеходам по тротуару и обочине?

Упражнения (на площадке и на улице)

Переход улицы по пешеходному переходу по одному и группами. Один из учащихся назначается руководителем группы. Поупражняться  несколько раз, меняя руководителей. Вывести детей на улицу в сопровождении родителей, юного инспектора движения. Еще раз напомнить правила перехода улицы. Затем, держа за руку ученика, перейти улицу вместе с ним. Таким образом перейти улицу с несколькими учениками. И, наконец, улицу переходят сами дети, по одному, под тщательным наблюдением учителя и родителей. Учитель в этом случае остается на одной стороне улицы с детьми, один из родителей переходит на другую сторону. Юный инспектор движения отходит на 15–20 м и, стоя на тротуаре, предупреждает об опасности.

Эти упражнения повторяются несколько раз, чтобы выработался прочный навык.

В заключение можно предложить учащимся посмотреть кукольный спектакль, подготовленный старшими учащимися – юными инспекторами дорожного движения.

Упражнения (на площадке)

На перекрестках устанавливают светофоры, управляемые учащимися. Школьники по группам играют роль транспорта и пешеходов. Для упрощения движения транспорту запрещается делать левый и правый повороты. При переходе улиц учащимися особое внимание уделяется пониманию ими сигналов пешеходного светофора, в том числе с вызывающим устройством. На одном из перекрестков движение регулирует регулировщик из отряда юных инспекторов движения.

Задания и вопросы:

1. Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?

2. Какой сигнал виден со всех четырех углов перекрестка?

3. Какой сигнал светофора запрещает переход улицы?

4. При каком сигнале светофора можно переходить улицу?

5. Какие сигналы светофора мы знаем?

6. Как нужно переходить дорогу, где нет светофора?

7. Когда на дороге стоит регулировщик?

8. Покажите жест регулировщика, который обозначает красный свет светофора (желтый, зеленый).

Игра «Пешеходы и водители»

Часть ребят изображает пешеходов, а часть – водителей. Водители должны сдать экзамены на права шоферов и получить автомобиль. Дети-водители направляются к столику, где под руководством Пети Светофорова располагается комиссия, и сдают экзамен. Пешеходы направляются в магазин игрушек за покупками. Затем с куклами, продуктами, колясками они идут к перекрестку.

Комиссия задает вопросы водителям:

1. На какой свет могут двигаться машины? (На зеленый.)

2. При каком свете двигаться нельзя? (При красном.)

3. Что такое проезжая часть? (Это часть улицы, где едут машины.)

4. Что такое пешеходный тротуар? (Часть улицы, где передвигаются  пешеходы.)

5. Как вы думаете, как называются эти знаки? («Пешеходный переход».)

6. Почему этот знак так называется? (Это знак «Дети».)

7. Почему этот знак так называется? (Это указатель «Переход».)

8. Почему этот знак так называется?

Выдержавшие экзамен получают удостоверения и талоны, члены комиссии поздравляют их. Водители направляются к стоянке автомобилей, садятся в них и едут по Автогородку.

Пешеходы из магазина идут к регулируемому перекрестку.

У перекрестка:

– Внимание, сейчас начнется движение по улицам, следите за светофором.

Подключается светофор, едут автомобили, идут пешеходы. Смена сигналов. Игра продолжается до тех пор, пока все школьники не усвоят правила движения.

В конце занятия можно провести эстафету.

Игра «Необычный дорожный знак»

В этой игре детям предлагается придумать необычный дорожный знак. Нужно выбрать какой-нибудь из окружающих предметов и попробовать перенести его свойства на дорожный знак. При этом возможны самые фантастические, самые невероятные варианты. Педагог предлагает  детям  задумать  какой-нибудь  предмет  живой или неживой природы (кошка, дерево, цветок, дом и др.). Педагог спрашивает: «Может ли необычный дорожный знак чем-то напоминать кошку?» Дети отвечают: «Может!»

Задания и вопросы:

1. Для чего служат дорожные знаки?

2. Назовите знак «Пешеходный переход» и объясните, для чего он нужен.

3. Назовите знак «Наземный пешеходный переход» и объясните, для чего он нужен.

4. Назовите знак «Дети» и объясните, для чего он нужен.

5. Придумайте и нарисуйте необычный дорожный знак.

Игра (в классе).

Школьники делятся на две группы (транспорт и пешеходы). Каждому из группы «Транспорт» дают табличку с названием вида транспорта: велосипед, автомобиль, мотоцикл и т. д. Пешеходам дают таблички – «Школьник», «Пешеход». Команда «Движение!» подается для тех, у кого таблички с названием вида транспорта. Команду «Тротуар!» подают для пешеходов. Дети должны четко реагировать на свою команду. По команде «Движение!» учащиеся поднимают вверх таблички с названиями: «Автомобиль», «Мотоцикл» и т. п. По команде «Тротуар!» то же проделывают пешеходы. Зазевавшиеся получают штрафные очки.

Затем игру проводят во дворе на размеченной площадке (повторяют несколько раз). Далее организуют уличное движение, как и на предыдущих уроках.

Автомобили и мотоциклы должны замедлять скорость, чтобы пропустить пешеходов. Пешеходы правильно переходят улицу. Затем учащиеся меняются ролями. Разбираются ошибки, и игра продолжается. В конце игры подсчитываются штрафные очки и определяется победитель.

Задания и вопросы:

1. Где можно кататься на самокатах и детских велосипедах?

2. Где безопасней играть в футбол и другие спортивные игры?

3. Почему нельзя играть на мостовой?

4. Расскажите, где можно играть?

5. Расскажите, где нельзя играть и почему?

Игра «Ловкий пешеход»

Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти – значит, на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный – выбываешь из игры. Попал в желтый – получаешь право бросить мяч еще раз. Для игры нужны: светофор – фанерный ящик с прорезанными в нем круглыми отверстиями, диаметр которых вдвое больше мяча; резиновый или пластмассовый мячик. В игре участвуют две команды.

Затем на вопросы отвечает команда «Светофор».

Вопросы:

1. Сколько сигналов у светофора?

2. Можно ли начинать переходить улицу на желтый сигнал светофора?

3. Что означает красный сигнал светофора?

4. При каком сигнале можно переходить улицу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правила поведения на дорогах, дорожные знаки". Конспект урока в 1 классе по окружающему миру.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе представлен по направлению «Начальная школа». Тема урока: «Правила поведения на дорогах, дорожные знаки», УМК «Начальная школа XXI века». Учебник:  Н...

Правила поведения на дороге

Как переходить дорогу...

конспект окружающего мира 1 класс.Правила поведения на дорогах, дорожные знаки УМК "Начальная школа XХI век"

Способствовать формированию  безопасного поведения детей на улицах и дорогах...

Урок окружающего мира по теме "Правила поведения на дорогах, дорожные знаки." Школа 21 века, 1 класс.

Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме "Правила поведения на дорогах, дорожные знаки." Школа 21 века, 1 класс....

Роль классного руководителя в обучении навыкам безопасного поведения обучающихся на дорогах в начальной школе

Роль классного руководителя в обучении навыкам безопасного поведения обучающихсяна дорогах в начальной школе...