Манси - коренной народ Сибири.
классный час (2 класс)

Шевелева Вера Сергеевна

Разработка классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mansi_-_korennoy_narod_sibiri.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Манси – коренные жители Сибири»

конспект классного часа

Автор разработки: Шевелева Вера Сергеевна, воспитатель школы-интерната №24 ОАО «РЖД»

Дата проведения:18.03.2021 года

Участники: ученики 2 – Б класса

Направление воспитательной деятельности: эстетическое и патриотическое воспитание.

Используемое оборудование: использование ИКТ(интерактивная доска, презентация о народе манси), видеоматериал, рисунки людей различных национальностей, бумажные листы формата А4, фломастеры, карандаши.

Цели:

  • сформировать знания о коренном населении севера, познакомить с их бытом, культурой и обычаями;
  • развивать творческие способности, обогащать словарный запас;
  • воспитание активности, взаимопомощи.

Задачи:

1. Формирование у детей познавательных действий об объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа;

2. Познакомить детей с культурой, обычаями, традициями народов Севера. Знакомить с произведениями национальных поэтов. Развитие творческих способностей учащихся через проигрывание игр, прослушивания музыки, иллюстрирования прочтенной сказки «Гордый олень».

Ход занятия

Организационный момент

У каждого из вас есть помощники, которые помогают выполнять трудные задания, принимать решения. Попросим их помочь нам в работе на уроке. Закройте глазки и повторяйте за мной.

Мои ушки, чтобы слушать.

Мои глазки, чтобы видеть.

Моя головка, чтобы думать.

У меня всё получится!

- Откройте, глазки и повторите твердо и уверенно:

У меня всё получиться!

На доске изображения людей различных национальностей.

Ученик читает стихотворение:

Ставит чум моя семья –

Трудятся отец и мать.

Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,

Я кустарник нарублю.

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей.

Чум, чум, круглый дом,

Побывайте в чуме том!

 Гости явятся едва –

В печку прыгают дрова.

Печка жарко топится,

Угостить торопится.

Ладушки, ладушки,

Круглые оладушки.

- Ребята, пожалуйста, посмотрите на доску, вы послушали стихотворение, подумайте и предположите, какая тема нашего классного часа (ответы детей).

- Вы молодцы, мы действительно, сегодня с вами будем говорить о северных народах. А точнее познакомимся с малым народом России – манси. Тема нашего классного часа: «Манси – коренной народ Сибири».

- Коренными жителями называют народы, которые обитали на своих землях до формирования существующих государственных границ, до прихода туда переселенцев из других мест.

Ханты-Мансийский автономный округ, историческое название края – Югра. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации в 2003 года Ханты-Мансийский автономный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Своим именем этот край обязан живописной местности, расположенной вокруг могучих рек: Оби и Иртыша. “ Югра” в переводе означает “ люди на воде”, а “манси” называли “вогулами”, что означало “дикие”. Вогулы - манси, занимали территорию по обоим склонам Среднего Урала, а также по рекам Обь и Иртыш. Численности манси в России на сегодняшний день составляет 8300 человек.

- К особенностям внешности современных представителей можно отнести:

  • рост до 160 см у мужчин и женщин;
  • хрупкое телосложение;
  • волосы прямые, черные или темно-русые, плотной структуры;
  • складка века, прикрывающая слезный бугорок, ярко выраженного монгольского типа;
  • в основном темные глаза;
  • широкий разрез рта, прямая форма и небольшая толщина губ;
  • подбородок заостренный или округлый, средневыступающий;
  • борода и волосы на теле растут не густо и медленно;
  • форма головы — неширокая и невысокая.

- Национальный костюм манси из-за естественных особенностей климата отличался обязательным наличием теплой верхней одежды. Ее шили из оленьих шкур женщины, в качестве иголки и нитки использовали рыбьи кости и жилы. Из шкур оленей, убитых в летнее время, шили мужские малицы(меховая рубаха, глухая, с капюшоном и варежками), вывернутые мехом внутрь или легкие женские шубы. Поскольку дамы основное время проводили дома или занимались собирательством, утепленная одежда им была ни к чему.

- Манси занимаются охотой и рыболовством, часть населения — оленеводством,  жили оседло по рекам или совершали небольшие передвижения в течение года.

- Манси вели полуосёдлый образ жизни, переезжая в разные сезоны года с одного промыслового участка на другой. Поселения были постоянные (зимние) и сезонные (на местах промысла).

- Традиционное жилище летом - конические берестяные чумы или четырехугольные шалаши из жердей, крытых берестой, зимой - прямоугольные срубные дома, у оленеводов - крытые шкурами чумы. В деревянных избах продолжают жить и сегодня представители народности, живущие на Урале. ( видео)

 - Одним из главных средств воспитания детей является игра, она отражает действительность. Игры детей ханты и манси, направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в лесу нельзя быть никому обузой.Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное отношение к лесам, водоемам, живым существам. Игры детей в основном проходят в лесу. Игра практически всегда имитирует промысловую и бытовую деятельность взрослых. Прежде всего, это стрельба в цель из лука. Для игры в охотников используются также старые ловушки, капканы, черканы, небольшие слопцы, петли. Эти игры направлены на развитие физических качеств.Младшие дети играют в прятки. Зимой дети роют ходы и прячутся в них. Такие игры развивают ловкость, находчивость, быстроту реакции. Прыгают через обласы, нарты, а также с шестом в высоту. Дети принимали участие в состязаниях с взрослыми: в беге на лыжах, скоростной езде на обласах, разных видах борьбы, перетягивание веревки или палки, стрельбы из лука и ружья. 

Подвижная игра

«Волк и оленята».

Цель: развивать ловкость, силу

Ход игры: Из числа участников выбирается волк, остальные олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени «пасутся» на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе. Правила игры: Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

- Детские сказки у народа манси в прошлом были очень популярны. Взрослые увлеченно рассказывали их детям. Дети любили их слушать, запоминали легко и быстро, а затем пересказывали друг другу в зимние холодные вечера. Мансийские сказки для детей глубоко нравственны, познавательны. У манси не было письменности до 30-х годов нашего столетия, но это не значит, что у них не было творчества. Оно бытовало в устной форме. Среди народа выделялись мудрые и талантливые певцы, сказители. Эти прославленные певцы и сказители хранили легенды, предания, мифы, сказки, загадки для потомков. Сказки у манси имеют сезонный характер исполнения. Их можно было рассказывать только зимой, с середины ноября до середины марта. В это время свирепствовали сильные морозы, дети, женщины и старики находились дома; дни были короткие, ночи длинные. В зимние вечера было принято собираться вместе в каком-либо доме. Женщины брали с собой рукоделие. На этих сборах были девочки и мальчики. Они не мешали взрослым, не плакали, не прыгали, а, прижавшись к матерям, заворожено слушали мансийские сказки. Обычно на таких вечерних посиделках сначала рассказывали детские сказки, затем сказки для взрослых.


 Прочтение сказки «Гордый олень»


Есть у манси любимое озеро — Ватка-Тур. Недалеко от него жил охотник Захар со своей семьёй. Был он трудолюбив, целыми днями ходил по тайге, охотился. Знал повадки каждого зверя, умел выслеживать хитрую лису, находить зимой медвежьи берлоги, ловить сохатого. Только оленей никогда не ловил — жалел их Захар.
Однажды летом пошёл Захар на озеро проверить поставленные им сети. Тихо на озере. Только и слышно, как рыба плеснёт или как утка вспорхнёт… Вдруг видит: недалеко от него стоит красавец олень. Засмотрелся на него охотник — весло из рук выпало, а олень встрепенулся, замер на миг, потом гордо поднял голову с сереньким пятнышком на лбу и убежал прочь.
Прошло лето. Пришла и ушла осень. Наступила зима. А зима в Сибири суровая да снежная. Трудно Захару с семьёй жить стало. Юрта совсем худая, и на охоте удачи нет.
Пошёл Захар в лес. День идёт, другой, из сил выбивается, а на след зверя набрести не может. Вышел к болоту и видит: на краю болота стадо оленей пасётся и среди них тот, с сереньким пятнышком на лбу.
Стал Захар потихоньку подползать к оленям. Вот уже совсем близко подполз. Быть бы ему с добычей, да дрогнуло сердце у охотника, жалко стало оленя убивать. Олени почуяли, что человек близко, и умчались.
Только хотел Захар повернуть обратно, вдруг видит: прямо к нему, опустив голову, идёт большой и сильный олень. Испугался Захар, а олень остановился около него и сказал человечьим голосом:
— Здравствуй, Захар! Давно я тебя знаю. Вижу, как ты трудишься, бродишь по тайге, а удачи тебе нет.
Захар отвечает:
— Спасибо, гордый олень, что добрым словом меня согрел.
— Будь завтра снова на этом месте,— проговорил олень и, высоко подняв голову, убежал.
На другой день, только показался первый луч солнца, Захар пошёл на болото. Красавец олень уже ждал его.
— Я буду твоим другом и помощником,— сказал он.— Садись на меня!
Быстро мчался олень по тайге. Сколько было радости и удивления, когда Захар вернулся домой!
Легче стало жить Захару: освободил его олень от самых трудных работ. Все привыкли к доброму оленю. И решил охотник отблагодарить его за доброту. Вечерами сидели они всей семьёй и вытачивали, отделывали каждую веточку — делали оленю такие рога, каких ни у кого нет. И вот рога готовы — крепкие, ветвистые, красивые!
Весной, когда начал таять снег, запряг Захар оленя и посадил всю семью на нарты.
— Поехали! — крикнул Захар.
И они помчались по бескрайней тайге.
Вот и озеро Ватка-Тур. Захар освободил оленя из упряжки и вывел к тому месту, где впервые увидел его. Старший сын Захара принёс приготовленные для оленя рога.
— Это тебе, дорогой олень! — сказал Захар.
Олень гордо качнул головой с новыми рогами. Прошёлся по берегу озера, копнул острым рогом землю.
— Спасибо тебе, олень, за помощь,— сказал Захар.— Иди на свободу.
— И тебе спасибо, человек! С такими рогами мне и волк не страшен! — сказал олень и, встряхнув на прощанье красивыми рогами, скрылся в лесу.
С той давней поры все олени носят рога и дружат с человеком.

- Ребята, скажите вам понятен смысл этой сказки, несмотря на то, что она другого народа? О чем данная сказка? (ответы детей).

- А теперь ребята, мы попробуем освоить одну из профессий и станем иллюстраторами, у вас на столах лежит бумага, карандаши и фломастеры. Наша задача: нарисовать картинку к сказке «Гордый олень», чтоб посмотрев на нее, можно было понять, о чем идет речь в сказке. Приступаем! (дети рисуют, звучит музыка народа манси).

Рефлексия.

На слайде изображены смайлики, изобразить мимикой свое настроение после классного часа.

- Ребята, спасибо вам проведенное мероприятие, всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коренные народы Якутии

Урок-погружение проводился в рамках декады « Год единения и дружбы народов 2012 ». ( 2часа в 4 классе, с использованием электронного пособия) «Каждый народ, даже самый маленький, - неповторимый ...

Знакомство с кухней коренного народа ХМАО - Югра - ханты

Предположим, что если изучить кухню народа ханты, то можно узнать о быте, традиции, культуре....

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Национальные постройки коренных народов, архитектурные особенности.

В 2011 году я приехал вместе с родителями жить в Ханты – Мансийский автономный округ Югра. Этот край мне сразу очень понравился. Мне стало интересно узнать как раньше проживали в данной местности коре...

Как всё начиналось. Народы Сибири.

как жили народы Сибири...

Коренные народы Сибири. Шорцы.

Региональный компонент...