Работа учителя начальных классов с детьми с ТНР
статья

С каждым годом в обычную общеобразовательную школу приходит все больше детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также дети с аутизмом, задержкой психического развития, детским церебральным параличом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_uchitelya_nachalnyh_klassov_s_detmi_s_tnr.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

Работа учителя начальных классов с детьми с ТНР

С каждым годом в обычную общеобразовательную школу приходит все больше детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также дети с аутизмом, задержкой психического развития, детским церебральным параличом. Особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья занимают учащиеся с задержкой психического развития. Эта категория детей наиболее  многочисленно представлена в общеобразовательных школах.

Под термином «задержка психического развития» понимается отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой – дает (как правило, при наличии этого специального подхода) возможность обучения ребенка по общей программе усвоения им государственного стандарта школьных знаний. Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем. Но обнаружить свои дарования и способности, развить их ему мешает неравенство возможностей. В связи с этим, основной задачей современной образовательной системы является предоставление ребенку  возможности естественного и гармоничного существования в едином школьном пространстве со здоровыми детьми. В этом и заключаются основы и принципы широко внедряемого сейчас в школы инклюзивного образования.

В наиболее благополучных случаях часть детей с ОВЗ успешно адаптируется в пространстве общеобразовательной школы и не нуждается в специальных условиях воспитания и обучения. Тем не менее неуклонно растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении  специальной психолого-педагогической помощи.

В организации учебного процесса для детей с ОВЗ обязательным становится принцип коррекционной направленности обучения, предполагающий активное воздействие на их сенсорное, умственное и речевое развитие.

Что же получается на практике. В общеобразовательную школу попадают дети с ОВЗ, а работают с ними зачастую обыкновенные учителя, имеющие только образование «учитель начальных классов» и не владеющие методикой обучения «особых» детей, не знающие психологию,  коррекционную педагогику, не владеющие приемами и методикой обучения таких детей. Очень часто им приходится действовать исходя из собственного педагогического опыта и чисто инстинктивно. Обучать таких детей в идеале должны учителя-дефектологи,  в постоянном сотрудничестве с педагогами-психологами и учителями-логопедами,  а также медицинскими работниками.

Специфика многих современных школ такова, что зачастую практически в каждой школе есть такая категория детей с ОВЗ, как дети с ЗПР различного генеза, зачастую осложненная эмоционально-волевыми нарушениями, а также гиперактивностью и чрезмерной возбудимостью нервной системы. И подход к данной категории детей должен быть особый, совершенно иной, чем к обычным детям. Очень часто учителю на уроке приходится быть и артистом и врачом и психологом, работая с данной категорией детей. Зачастую приходится полностью перестраивать весь заранее намеченный план урока, включать дополнительные паузы, минутки релаксации, и вообще сочинять на ходу.

В настоящее время многие дети с проблемами поведения и особенностями развития эмоционально-волевой сферы все еще не получают адекватного обучения и воспитания. Большая часть их оказывается выключенной из образовательного процесса, получает образование значительно ниже своих возможностей или обучается индивидуально и не имеет возможности контактировать со сверстниками.  В школе дети сталкиваются с большим количеством различных правил и ограничений. Любому ребенку требуется время, чтобы организовать свое поведение в соответствии с этими правилами.

Дети с проблемами поведения и особенностями развития эмоционально-волевой сферы испытывают выраженные трудности при адаптации к новой ситуации и нуждаются в целенаправленной помощи педагога и специальной организации условий обучения. Не получив подобную помощь, ребенок не только не сможет занять свое «место ученика», но и, возможно, будет мешать другим детям: кричать, вскакивать во время урока. В результате ребенок не сможет стать активным участником образовательного процесса и довольно скоро будет исключен из него, а у учителя останется ощущение некомпетентности. Проблемы с поведением не всегда бывают вызваны «плохим воспитанием» (хотя бывает и так). Иногда у ребенка просто не получается вести себя в соответствии со школьными требованиями. Ведь для этого ему необходимо скоординировать работу различных систем организма: воспринять самые разнообразные ощущения (звонок, инструкция учительницы, схема на доске, прикосновение другого человека), переработать всю эту информацию, как-то к ней отнестись и дать именно тот ответ на сложное воздействие среды, которого ожидает от него школа. Все это может привести к таким проявлениям, которые учитель справедливо сочтет неадекватными: перевозбуждению или, наоборот, пассивности, неспособности выполнять даже простые, доступные ребенку в обычной жизни действия.

Всем учащимся с ОВЗ необходима коррекция, то есть, «вписывание» их в новые условия, адаптацию к школьной ситуации, освоению школьной среды. Не решив эту задачу, педагог не может впоследствии добиться продуктивной работы ребенка на занятиях, осмысленного усвоения им, учебных действий и навыков.

Образование детей с ОВЗ является одной из основных задач для школы. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность. Школа обязана дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и особенностей, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Работа учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностми здоровья.Формирование  в обществе, в т.ч. у педагогов и родителей, толерантного отношения к детям с ОВЗ, популяризация ...

Игра как коррекционно-терапевтическое средство в работе учителя начальных классов с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Статья раскрывает вопросы природы игры, её использование педагогом, с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ. Материал позволяет провести теоретическое осмысление и изучени...

Использование метода учебного проекта: особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ

Использование метода учебного проекта: особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ...

«Особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ по ФГОС»

laquo;Особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ по ФГОС»...

Из опыта работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ (ЗПР, 2 класс).

Сегодня по отношению к детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмоциональн...

Особенности работы учителя начальных классов с детьми младшего школьного возраста

Особенности работы учителя начальных классов с детьми младшего школьного возраста...