День грамотности
план-конспект занятия (1 класс)

Анненкова Татьяна Владимировна

Данный материал предназначен для обучающихся 1-2 класса для внеклассного занятия по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие для 1 (доп.) класса

Подготовила и провела: Т. В. Анненкова

Дата 19.09.20022 г.

Тема: Путешествие в страну Грамматики

Цель:

 Дидактическая: помочь обучающимся закрепить знания о буквах и звуках русского языка; развивать интерес к изучению родного языка, формировать положительную мотивацию школьной деятельности;

Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие зрительного внимания  на основе   узнавания признаков букв и звуков русского языка;

Воспитательные: воспитывать умение работать самостоятельно и коллективно.

Оборудование: презентация к занятию, карточки с буквами, ноутбук, проектор.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

 - Здравствуйте, ребята! Сегодня внеклассное занятие у вас проведу я. Меня зовут – Татьяна Владимировна.

- Давайте поздороваемся с вами. Давайте все встанем в круг и повторим вместе со мной, выполняя несложные движения.       

Как живёшь? (вот так)

Как идёшь? (вот так)

Как стоишь? (вот так)

Ночью спишь? (вот так)

Как берёшь? (вот так)

Как даёшь? (вот так)

Как сидишь? (вот так)

Как молчишь? (вот так)

Улыбнулись? (вот так)

- Садитесь на свои места и постарайтесь сохранить свою улыбку в течение всего  нашего занятия.

  1. Вступительная беседа.
  1. Словарная работа.

- Наше занятие будет посвящено Международному дню грамотности. (Слайд №1)

- А кто из вас знает, что означает слово «грамотность»?                          (Слайд №2)

- Гра́мотность (от лат. grammatica — «учение о словесности» — учение о написании слов) — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. 

- Как можно назвать человека, который умеет писать и читать? (грамотный человек)

- Под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать. Это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания.

- Скажите мне по секрету, а вас можно назвать «грамотными людьми»?

  1. Постановка цели занятия.                                                            (Слайд №3-4)

- Ребята, нам прислали письмо. Давайте прочитаем его и узнаем, кто его прислал.

«Дорогие, ребята. Я -   царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник Буквоед пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей, и теперь у нас царит такой  беспорядок.  Только собрав волшебные буквы можно отгадать магическое слово. И только тогда  можно будет расколдовать жителей нашей страны. Помогите нам, пожалуйста!»

Ну что, ребята, поможем царице Грамматики? 

  1. Работа по теме занятия.                                                              
  1. Повторение о буквах и звуках.

– Давайте, вспомним,  какие жители могут жить в стране Грамматике.  Я загадаю вам загадка, а вы постарайтесь их отгадать.

Один мягкий и свистит,
Другой твёрдый и шипит,
Третий вовсе запоёт,
Хоть кто его произнесёт… (звук).
             

- Вспомните, какими бываю звуки в русском языке?  (гласные и согласные, мягкие и твердые)                                                                  (Слайд №5)

Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буквы).
 (Слайд №6)

Сначала я никак не мог.
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).                                            
(Слайд №7)

Звук я к звуку подберу,
И его произнесу.
Если буквы в ряд сложу,
То его потом прочту…(слово).

Много слов я соберу,
                                              (Слайд №8)
Меж собой их подружу.
Понятным будет изложение,
То получу я …(предложение).

– Ребята, как вы думаете, что нам нужно взять с собой в дорогу, чтобы спасти страну от злодея Буквоеда? (Знания, дружбу, смелость, находчивость, удачу и т.д.)

Отправляемся в путь.      А что бы мы не потерялись, у меня есть волшебный клубочек, он укажет нам путь.                                                                (Слайд №9)

  1. Остановка   «Алфавитная»              (Слайд №10)

- Первая наша остановка называется «Алфавитная». Кто из вас сможет назвать все буквы алфавита?

- Молодцы! Царица Граматика прислала  нам первую подсказку -  корзинка, а в ней спряталась первая буква  -    Корзинка. (Р)                 (Слайд №11)

-  Молодцы, ребята, мы справились с заданиями,  нашли первую букву.  Наше путешествие продолжается.   (пошагали)

3.  Остановка  «Рассеянная»                       (Слайд №12-13)

 - Ребята, как вы думаете, почему эта остановка называется «Рассеянная»?

- Давайте найдем, в каких словах  злой Буквоед переставил буквы.

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!» (двери-звери)

                                    На виду у детворы

                                    Крысу красят маляры. (крысу-крышу)

Говорят,  один чудак в речке выловил башмак,

Но зато ему потом на  крючок попался дом. (дом-сом)                       

Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук

С длинными усами. (лук-жук)

- Ещё одну букву нам подарили.   ( Ж)                              (Слайд №14)

- А мы отправляемся дальше.                                                      (Слайд №15)

4. Остановка  «Лесная»                                     (Слайд №16)

- Кто же встречает нас на станции «Лесная»?

Волшебный ветер погулял, слоги все он раскидал.

МЕД     ДЯ          ЛИ        ВЕДЬ          ЯЦ       БЕЛ    ТЕЛ        ЗА       СА      КА

- Составьте из слов, кто живет в лесу.

- Кто лишний?  Почему?

- Какой звук стоит первым в слове дятел. Что вы о нём знаете? (/д./)

- Вот и третья буква  у нас.  Нам пора  дальше.  (Д) (Слайд №17)

5. Физ. Минутка. (Слайд №18-19)

(Дети встают возле своих парт)

Если в тексте ошибёмся

Вы похлопайте в ладоши,

Коль порядок со словами

Вы кивайте головами.

Колокольчики звенят – хрум… (хлопают)

Лает пёсик во дворе – мяу…(хлопают)

Жук на дереве жужжит – жу…(киваю головой)

Утки серые кричат – кря…(киваю головой)

Козлик маленький кричит – му….(хлопают)

- Молодцы. Продолжим наше путешествие.                  (Слайд №20)

6. Остановка «Отгадайка»    (Слайд №21)

- Отгадайте ребус. (грабли, рыба).  

- Вот мы еще одну букву получили в подарок. (А)   (Слайд №22) 

- Молодцы, ребята!

7. Остановка  «Собирай-ка»   (Слайд №23-24)

- Разозлился Дед Буквоед и  спрятал целые слова. Давайте попробуем вернуть их на место.

(Трещит,  как…- сорока.

Нем, как …. – рыба.

Труслив, как… - заяц.

Хитрый, как… - лис.

Голоден, как… - волк.)

- Какой звук издаёт волк. Что вы о нём знаете? Нам прислали  ещё одну букву.   

(У)                                                  (Слайд №25)

- Снова покатился наш клубочек в лес. Продолжим путешествие?

8. Остановка «Исправляй-ка» (Слайд №26-27)

- Посмотрите, ребята. Наш клубочек уже совсем близко к Звуковому царству, Буквенному государству. Нам осталось выполнить последние задание и перебраться через мостик.

 Дедушка и бабушка прыгают на диванчике. 

 У реки росли ивы, березки и другие конфеты.   

- Какие ошибки вы заметили в предложениях?

- Сколько предложений  у вас было? (2)

- Назовите вторую букву  алфавита.  (Б)

- Вот и добрались мы к Звуковому царству, Буквенному государству. По  дороге собрали буквы, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание.

-А как его узнать? Что делать с этими буквами ? Буквы все разного размера?

(дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово -  Дружба).

- Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно?

- Молодцы, ребята, хорошо потрудились.

- Ребята, жители Звукового царства, Буквенного государства хотят спеть вам песенку. Послушаем?

- Понравилось ли вам наше путешествие?  

- Я прошу вас дома нарисовать, то что, вам понравилось на нашем занятия.

- Спасибо всем, до свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Грамотность Умение читать и писать на родном языке.

Слайд 4

» «Дорогие, ребята. Я - царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник Буквоед пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей, и теперь у нас царит такой беспорядок. Только собрав волшебные буквы можно отгадать магическое слово. И только тогда можно будет расколдовать жителей нашей страны. Помогите нам, пожалуйста!

Слайд 5

Один мягкий и свистит, Другой твёрдый и шипит, Третий вовсе запоёт, Хоть кто его произнесёт… (звук).

Слайд 6

Черные птички на белой страничке Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буквы).

Слайд 7

Сначала я никак не мог. Прочесть с двух букв Свой первый… (слог) Звук я к звуку подберу, И его произнесу. Если буквы в ряд сложу, То его потом прочту… (слово)

Слайд 8

Много слов я соберу, Меж собой их подружу. Понятным будет изложение, То получу я … (предложение)

Слайд 10

Остановка «Алфавитная »

Слайд 11

Р

Слайд 13

Остановка «Рассеянная» Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!» На виду у детворы Крысу красят маляры. Говорят, один чудак в речке выловил башмак, Но зато ему потом на крючок попался дом. Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползет зеленый лук С длинными усами.

Слайд 14

Ж

Слайд 16

Остановка «Лесная» МЕД ДЯ ЛИ ВЕДЬ ЯЦ БЕЛ ТЕЛ ЗА СА КА

Слайд 17

Д

Слайд 21

Остановка « Отгадайка » (грабли) (рыбак)

Слайд 22

А

Слайд 24

Остановка «Собирай-ка» Трещит, как… Нем, как …. Труслив, как… Хитрый, как… Голоден, как…

Слайд 25

У

Слайд 27

Остановка «Исправляй-ка» Дедушка и бабушка прыгают на диванчике. У реки росли ивы, березки и другие конфеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Международный день грамотности

Гра́мотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо ...

День Грамотности

Конкурс рисунков и загадок...

Международный день грамотности

Международный день грамотности...

8 сентября - Международный день грамотности

День грамотности нынче повсеместноВсе люди отмечают на планете!За грамотность с пор давних, как известно,Все люди пред потомками в ответе!Я с этим днем сегодня поздравляюТебя, как водится, сердечно от...

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (английский язык)

Мероприятие проводиться для детей 3-его класса в виде конкурса или викторины.Можно такое мероприятие провести на родительском собрании....

День грамотности

Внеклассное мероприятие в 3-х классах...

8 сентября - Международный День грамотности.

Как  стать грамотным. Традиции дня гамотности....