Чугунное кружево Петербурга
методическая разработка (2 класс)

Архипенко Нина Николаевна

     Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей младшего школьного возраста имеет знакомство родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребёнок, с известными людьми, прославившими наш город. Знать свою историю —значит гордиться её героическим прошлым,  быть достойным ее славного будущего.

     Мероприятие «Чугунное кружево Петербурга» посвящено достопримечательностям нашего красивейшего города. Это занятие-игра формирует у детей интерес к истории своего города, приобщает к культурному наследию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое направление

Приобщение к культурному наследию

Тема мероприятия

Чугунное кружево Петербурга

Актуальность

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей младшего школьного возраста имеет знакомство родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребёнок, с известными людьми, прославившими наш город. Знать свою историю —значит гордиться её героическим прошлым,  быть достойным ее славного будущего.

Целевая аудитория

8-9 лет, 2 класс

Роль и место мероприятия в системе работы классного руководителя

Мероприятие «Чугунное кружево Петербурга» посвящено достопримечательностям нашего красивейшего города. Это занятие-игра формирует у детей интерес к истории своего города, приобщает к культурному наследию.

Цель

Показать красоту и многообразие кованого декора из чугуна, украшающего исторические здания и улицы Санкт-Петербурга.

Активизировать личный опыт детей, их познавательный интерес к изучению истории своего города, продолжить знакомить с городом, познакомить с решётками, учить понимать красоту, своеобразие, характер рисунка каждой решётки, развивать творческие способности.

Задачи

1. Воспитывать чувство уважения к истории своей Родины, бережное отношение к памятникам культуры страны и города.

2. Познакомить с оградами и решётками города, учить видеть их красоту и разнообразие, характер рисунка.

3. Расширять словарный запас детей, формировать умение отвечать на вопрос полным ответом.

4. Совершенствовать навык работы с пластилином.

Планируемые результаты

Личностные УУД: интерес и мотивация к изучению истории и культуры родного города.

Метапредметные УУД:

регулятивные УУД: планирование правильных действий и их выполнение;

коммуникативные УУД: взаимодействие и сотрудничество, реализация своих умений.

- познавательные УУД: овладение культурой мышления, понимание логики действий, приобретение знаний по изучению культурного наследия.

Форма проведения

Комбинированное занятие

Педагогические технологии

1. Игровая технология.

2. Технология проблемного обучения.

3. ИКТ-технология.

Применяемые методы и

приемы

Методы проблемного изложения, наглядности, проектов с элементами моделирования.

Приемы: работа в группах, беседа, игра.

Этапы подготовки и проведения

Подготовительный этап.

1. Создание презентации.

2. Разработка сценария.

Основной этап.

1. Мероприятие по сценарному плану.

1) Организация начала мероприятия. (Подготовка детей к работе, создание эмоционального настроя.)

2) Актуализация опорных знаний.

(Создание ситуации для формулирования темы мероприятия.)

3) Открытие нового знания.

(Ребята в форме игры сравнивают три понятия по теме занятия)

4) Физкультминутка. (Игра «Люблю по улице гулять».)

5) Продолжение работы по теме.

В ходе беседы дети узнают о разных видах узоров оград и решёток, знакомятся с их элементами.

Организуется работа в группах (дети разгадывают загадки, выполняют задания из конвертов.)

6) Включение нового в активное использование. (Создание условий для развития умений и

навыков по применению новых знаний и включения их в систему знаний.)

7) Закрепление.

Организуется самостоятельная работа. (Дети должны придумать свою решётку и рассказать о ней.)

Заключительный этап.

Рефлексия, подведение итогов.

(Осуществление самооценки собственной деятельности, соотнесение цели и результата.)

Ресурсы

1. Кадровые  классный руководитель 2 класса.

2. Методические и информационные:

    ‒ список литературы;

    ‒ презентация «Чугунное кружево Петербурга».

3. Материально-технические:

  мультимедийный экран, компьютер;

 конверты с заданиями,

 пластилин, листы с рисунком ограды, карандаши

‒ презентация (Приложение 1)

Рекомендации по использованию

Занятие содержит подборку текстовых и иллюстративных материалов, благодаря которым преподаватель сможет донести до обучающихся в понятной и увлекательной форме роль и значение оград и решёток, увлечь обучающихся изучением декоративных элементов, украшающих наш город. Занятие может использоваться классными руководителями 2-ых классов.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 253

Приморского района Санкт-Петербурга

имени капитана 1-го ранга П.И. Державина

Занятие-игра во 2 классе

«Чугунное кружево Петербурга»

Автор разработки:

Архипенко Нина Николаевна                                                                                                   классный руководитель 2 класса

ГБОУ школы № 253

                                                    2022 год

  1.  Организация начала мероприятия.

Занятие начинается музыкальной заставкой о Санкт-Петербурге.

(Это наша традиция: каждое занятие, классный час или праздник, где изучаем историю и культуру родного города, мы начинаем этими звуками. Они очень настраивают детей на предстоящую встречу.)

II. Актуализация опорных знаний.

Он царя Петра творенье,

Город славы, город-сад.

Кораблей заморских флаги,

Вдоль Невы дворцов парад.

- Ребята, о каком городе эти строки? (слайд №1)

III. Открытие нового знания.

- Наши помощники Марина и Петя передали для вас интересный конверт.

Давайте посмотрим, что в конверте.

ЗАДАНИЕ в конверте – сыграть в игру «Третий лишний». Даны карточки

  МОСТ- РЕШЁТКИ -ПАРАПЕТ

 Два слова связаны между собой, а третье - лишнее. Найдите лишнее слово и объясните, как связана между собой оставшаяся пара. (Дети работают в группах). Справились? Почему?  (Не знакомо слово ПАРАПЕТ)

- Куда нам надо обратиться, чтобы узнать значение этого слова? (найти в толковом словаре)

/ ПАРАПЕТ – невысокая сплошная стенка, проходящая по краю крыши, террасы, балкона, вдоль набережной, моста, ограда из камня (в качестве заграждения) /

 Подберите синонимы к этому слову (ограждение, барьер, перила).

Так какое же слово лишнее? (мост) Почему?  А как связаны между собой два оставшихся   слова? (Входят Марина и Петя)

 Марина и Петя:

- Ребята, расскажите, как вы выполнили наше задание.

- Мы очень любим гулять по нашему городу и заметили на набережных, мостах, зданиях, около садов и парков удивительное кружево.

А это что за кружева видны там впереди?

К решетке-чуду поскорей поближе подойди.

Как в сказке замерли цветы. Волшебник, кто же он?

Давным-давно всё это сплел из чугуна Фельтен.

(Юрий Матвеевич Фельтен - архитектор, получил образование в Германии)

Петербургские кузнецы плели его из тёмного металла - чугуна. Догадались, что это? (РЕШЁТКИ)

- А что такое кружево? (ответы детей) (слайд № 2)

- А для чего нужно чугунное кружево? Посмотрите на чугунные решётки.

(Чугунные решётки и ограды крепкие, надежные, они не затеняют, не прячут окружающее пространство, они интересны своими затейливыми узорами. Они необходимы для безопасности людей на мостах и набережных, на балконах и крышах. Решётки ограждают от транспорта сады, парки и дворы). 

Петя и Марина:

- Мы заметили, что у старинных невских набережных нет решёток.  На них ограда из камня. Как она называется? (ПАРАПЕТ).

- Кто-нибудь из вас видел такие набережные с гранитными парапетами? (слайд № 3)

У других петербургских рек на набережных - чугунное кружево.  Решётки на набережных не повторяются, каждая набережная украшена своей решёткой.

- Давайте посмотрим, какие орнаменты встречаются на решетках.

(слайды № 4, 5)

Задание для детей. (Группы получают конверты с рисунками сказочных морских героев: русалки, морские коньки, тритоны).

- Ребята, как вы думаете, эти картинки связаны с темой нашего занятия? Объясните свое мнение. (это морская тематика на решётках).

- Рассказ учителя.

  У старинных петербургских мостов решётки, как сказки. На первом невском мосту замерли морские коньки - жители сказочного подводного царства. Они поддерживают трезубец - символ власти морского царя. Морская тематика напоминает о морской славе города. Это мост Лейтенанта Шмидта.

 (слайд № 6)

На Литейном мосту «поселились» русалки. Посмотрите, как они степенны и полны достоинства. Ещё бы, ведь они поддерживают герб Петербурга! Есть здесь и растительный орнамент. (слайд № 7).

IV. Физкультминутка.

Давайте немного отдохнём, погуляем по нашему городу.

Люблю по городу гулять, (маршируют на месте)

Люблю смотреть, люблю считать.

Невский – раз, Зимний – два, (показывают на картинки)

Три – красавица Нева, (волнообразные движение руками)

А четыре – мост Дворцовый, (встают парами, изображая мост)

Пять – гуляю по Садовой, (шагают парами, держась за руки)

Шесть – к Исаакию схожу

И на купол погляжу. (соединяют руки над головой в виде купола)

Семь – конечно, Летний сад,

Как красив его наряд! (разводят руки в стороны)

V. Продолжение работы по теме мероприятия.

Марина и Петя: - Отгадайте загадку:

 Красивый мост, любимый нами,

 Известен четырьмя конями.

- Отправимся на Аничков мост и рассмотрим решётку Аничкова моста. (слайд № 8)

И на решётке Аничкова моста отразилась морская тематика – трезубец Нептуна и морской конёк, русалки. Русалки здесь резвые, игривые.

Петя и Марина:

- Ребята, про решётку Аничкова моста мы сочинили сказку и записали её, но   один лист упал в лужу и промок, прочитать невозможно.  Сохранилось лишь начало сказки. Вот оно:

«Жили-были в подводном царстве Русалки, Морские коньки и Тритоны. Днём в морской пучине играли они. Догоняли друг друга. Ныряли на дно. Ночью поднимались на поверхность моря.

При лунном свете плескались в морских волнах. Трубили в красивые раковины. Устраивали состязания, кто заплывёт дальше.

Однажды…»

- Попробуйте сочинить продолжение сказки (Творческая работа в группах).

Послушаем продолжение сказки.

VI. Включение нового в активное использование.

- А теперь попробуйте придумать свою решётку.

 - На столах у вас лежит пластилин.  

- Какой орнамент вы можете использовать для создания решётки? (самостоятельная работа)

- Покажите, что у вас получилось (рассматривают сделанные работы).

VII. Закрепление.

-У многих петербургских парков и скверов имеются ограды. Какие они удивительно красивые! Вот так мастера чугунного дела! Давайте рассмотрим ограду Михайловского сада. Какой орнамент вы видите? (слайд № 9).

- Правильно. Здесь цветы. Это ограда сада, а в саду растут цветы.  И на ограде цветы. Очень давно в саду устраивали балы, и на один из них были привезены цветы, очень много цветов. И на время дворец и сад превратились в настоящую выставку садоводства.

Петя и Марина:

- Дети, отгадайте загадку и узнаете, куда мы отправимся дальше.

Есть в Петербурге чудо-сад

Украшен кружевом оград.

Дворец в нем есть царя Петра

И статуи, как божества.

В тени аллей. Возле оград

Скажите, что это за сад?

-  А вот и самая знаменитая ограда нашего города – ограда Летнего сада со стороны реки Невы. (слайд № 10)

- Посмотрите, как она проста по своему рисунку. Какой орнамент здесь использован?

Кажется, что любой из нас мог бы так нарисовать. Но это обманчивая простота. Автору этой ограды удалось найти такое сочетание элементов узора, такие тонкие пропорции, что эта ограда считается вершиной мастерства. Она кажется лёгкой и стройной, через неё виден сад.

Задание для детей – попробуйте дорисовать узор решётки, заштрихуйте колонны, вазы, постамент ограды. (демонстрация работ)

VIII. Итог. Рефлексия.

Мы с вами рассмотрели несколько решёток мостов, их орнаменты. Сами смастерили очень красивые решётки.  Вы видите, какие они разные.

- А почему решётки разные?

- Где решётки более простые?

- А где красивые, ажурные, неповторимые?

- Какие из решёток вам запомнились?

- Какие решётки вы видели, гуляя по городу с родителями?

- Что запомнили на сегодняшнем занятии?

 -Что заставило вас задуматься? (Ответы детей) 

-Теперь будем обращать внимание на решётки нашего города, будем их рассматривать, любоваться их красотой. И если вас заинтересует какая-то решётка, можно нарисовать её элементы, рассказать о ней на следующем занятии. Можно придумать свою решётку для моста или ограду сада и нарисовать её.

Список литературы

  1. Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. – Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2017.
  2. Ефимовский Е.С. Петербург в загадках. - СПб.: ЗАО Норинт, 2004.
  3.  Машевская Л. В., Данбицкая Л. В. Санкт-Петербург. Вопросы и задачи: Пособие по истории города. (История и культура Санкт-Петербурга в проблемно-познавательных задачах). – СПб.: КОРОНА принт, 2005.
  4. Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. - Санкт-Петербург: Паритет, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История города 3 класс "Твоих оград узор чугунный..."

Презентация к уроку "Твоих оград узор чугунный..." УМК "Школа России"...

программа творческого объединения "Бумажные кружева"

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение«средняя общеобразовательная школа №3 им. А.С. Пушкина» Принято на ШМО «__»__________20__год.    Протокол №...

Чугунное кружево.

презентация...

"...Твоих оград чугунный..."

Обучение учащихся приемами бесконечной симметрии в полосе на краеведческом материале, связанном с декоративным убранством Санкт—Петербурга....

Классный час "Чугунное кружево Петербурга"

Классный час для 3 класса по истории и культуре Санкт-Петербурга "Чугунное кружево Петербурга". Материал может быть использован для внеурочной деятельности....

Твоих оград узор чугунный

Внеклассное мероприятие "Изучаем родной город"...