Формирование читательского интереса младших школьников
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

 

 

Аннотация

В работе раскрывается сущность понятий «интерес», «читательский интерес». Определены основные существенные характеристики читательского интереса. Определяются критерии сформированности читательского интереса младших школьников. Проведена исследовательская работа младшими школьниками литературного произведения.

Ключевые слова: интерес, читательский интерес, школьник, выбор книг, формирование, чтение, чтение книг, исследования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskogo_interesa_mladshih_shkolnikov.docx52.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование читательского интереса младших школьников

Аннотация

В работе раскрывается сущность понятий «интерес», «читательский интерес». Определены основные существенные характеристики читательского интереса. Определяются критерии сформированности читательского интереса младших школьников. Проведена исследовательская работа младшими школьниками литературного произведения.

Ключевые слова: интерес, читательский интерес, школьник, выбор книг, формирование, чтение, чтение книг, исследования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….

4

  1. Теоретическая часть……………………………………………………

6

  1. Понятие читательского интереса и его виды……………………….

6

1.2. Роль чтения в формировании личности ребёнка школьного возраста

8

1.3. Культура чтения как фактор формирования читательских предпочтений…………………………………………………………………

9

1.4. Исследовательская работа школьников в процессе изучения литературы……………………………………………………………………

10

  1. Практическая часть……………………………………………………

14

2.1. Анализ читательских предпочтений современных школьников младших классов……………………………………………………………..

14

2.2. Читательский клуб «Книголюб»……………………………………….

15

2.3. Исследовательская работа на примере сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне…»…………………………………………………………

17

Заключение……………………………………………………………………

19

Использованные литературные источники…………………………………

20

Введение

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, способной жить в быстро меняющемся мире. Литература - единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый в школе с первого по одиннадцатый класс. Поэтому влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом.

В современном обществе, перенасыщенном информационными технологиями (Интернет, социальные сети, виртуальное пространство в компьютерах, планшетах, айфонах), наблюдается резкое снижение интереса к чтению книг. Бесспорно, чтение в целом развивает творческое воображение, будит чувства и мысли, призывает к сопереживанию, задаёт жизненные ориентиры, формирует незыблемые ценности, обогащает речь и воспитывает чувство языка.

Специалисты констатируют, что потеря интереса к чтению – одна из актуальных проблем современного общества, различные аспекты которой обсуждают психологи, педагоги, социологи, библиотечные работники. За последнее десятилетие мир стремительно изменился, и уже ни для кого не секрет, что люди стали меньше читать. Сегодня книге трудно выдержать конкуренцию с видео, компьютерными играми, Интернетом. Многие годы мы говорили о себе, как о самой читающей стране в мире. Читать книги всегда считалось хорошим тоном, признаком интеллигентности, образованности. Сегодня растет количество наименований выпускаемых книг. Однако большинство взрослого населения страны вообще не читает книг, не покупали никаких книг, газет или журналов.

Научная новизна и теоретическая значимость работы обусловлена тем, что в исследовании впервые обоснована необходимость формирования читательского интереса  школьников младших классов ЧОУ СОО «Школа-интернат № 15 ОАО «РЖД» и экспериментально проверена методика выявления их читательского интереса.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью активизировать интерес к книгам и чтению, обратиться к формированию читательской культуры учащихся младшего звена, а также необходимостью выявления приемов и средств повышения читательского интереса школьников младших классов ЧОУ СОО «Школа-интернат № 15 ОАО «РЖД».

Объектом данного исследования является читательский интерес школьников младших классов ЧОУ СОО «Школа-интернат № 15 ОАО «РЖД».

Предметом – уровень читательского интереса школьников младших классов ЧОУ СОО «Школа-интернат № 15 ОАО «РЖД».

Цель данной работы – выявить круг читательских интересов современного школьника на примере учащихся младших классов ЧОУ СОО «Школа-интернат № 15 ОАО «РЖД», и сформировать культуру чтения младших школьников с помощью создания и развития читательского клуба «Книголюб» в образовательном пространстве СОО «Школа-интернат № 15 ОАО «РЖД».

Вышеуказанное определяет задачи исследования:

1. Рассмотреть культуру чтения как важнейший фактор формирования читательских предпочтений;

2. Проанализировать отношение школьников к чтению литературы.

3. Проанализировать роль семейного чтения в формировании читательской культуры подростка.

4. Определить литературные предпочтения современных школьников.

5. Создать с сентября 2022г. читательский клуб «Книголюб» для 1-4 классов в ЧОУ СОО «Школа-интернат № 15 ОАО «РЖД», направленный на формирование читательской культуры школьников младших классов.

6. Популяризировать чтение литературы среди ребят и исследовательской деятельности в области литературы.

Гипотеза: уровень читательского интереса учащихся младших классов низкий, современный ребенок отводит мало времени на чтение, что приводит к снижению читательского интереса, и отсутствию популяризации исследовательской деятельности в области литературы среди детей.

Этапы исследовательской работы:

– организационный (составление вопросов для опроса и анкеты, выбор респондентов);

– проведение эксперимента (опрос-анкетирование, исследование);

– аналитический (обработка данных);

– заключительный (анализ, выводы).

При проведении данного исследования использовались как теоретические методы (моделирование, абстрагирование, анализ, синтез), так и эмпирические (наблюдение, анкетирование, опрос, сравнение). В процессе исследования также были использованы следующие методы, способствовавшие широкому охвату литературных предпочтений школьников, детальному анализу полученных результатов исследования:

• изучение научной, публицистической, справочной литературы, школьной документации, библиотечных формуляров.

 • диагностика учащихся с целью выявления читательской активности, литературных предпочтений;

• систематизация собранного материала, его статистическая обработка.

Практическая значимость заключается в следующем:

данные исследования могут быть использованы на уроках и классных часах для организации дискуссий, родительских собраниях, библиотечных часах; позволят корректировать работу по воспитанию подрастающего поколения и привитию им художественного вкуса, а так же популяризации исследовательской деятельности в области литературы среди детей.

  1. Теоретическая часть
  1. Понятие читательского интереса и его виды

Количество работ по исследованию читательских интересов современного школьника невелико. Среди них ещё меньше таких, в которых были бы подвергнуты анализу читательские интересы младших школьников. А ведь именно в этот период начинает формироваться духовность личности человека.

При рассмотрении проблем формирования читательской компетентности базовыми являются понятия «чтение», «читательская деятельность».

По определению Н.Н. Светловской, чтение понимается как деятельность, причем деятельность высшего порядка, и акцентируется внимание на творческом аспекте этой деятельности. А в основе чтения лежит умение думать. А чтобы появилось желание читать, думать, читателю должно быть абсолютно понятно, что дает ему лично творческое общение с книгой-собеседником, а так же ему это должно быть интересно.

Термин «интерес» в переводе с латинского обозначает «иметь значение» В.Ф.Ефимов отмечал, что «интерес – это то, что двигает человека к жизни, действию, познанию, определению, учению». Именно интерес помогает ориентироваться в информационном потоке, дает возможность проявить себя в деятельности.

В соответствии с Российской педагогической энциклопедией: «Интерес- стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе». Толковый словарь С. Ожегова трактует это понятие как «особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять»[1].

Психологический словарь дает пояснение интереса как «потребностного отношения или мотивационного состояния, побуждающего к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. Он возникает на основе познавательного влечения (желания) к той или иной области действительности и в процессе своего развития может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к своему предмету, в склонность (А. Б. Орлов)»[2].

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое
складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в
социальных условиях его существования и никоим образом не является
присущим человеку от рождения
[3].

Читательский интерес - это избирательно-положительное отношение читателя к чтению книги, произведения печати, приобретающих для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру соответствия его духовным потребностям и особенностям читательской психологии. Другими словами читательский интерес - это выделение из огромного мира литературы определенной книги, т.е. выбор книги, но не любой, а той, которая имеет для конкретного читателя значимость в меру соответствия его потребностям, чтение которой приносит читателям эмоциональное наслаждение, доставляет ему радость, вызывает положительное отношение к себе.

Вопросы читательского интереса рассматривает И.И. Тихомирова в работе «Психология детского чтения от А до Я». Автор выделяет в понятии «интерес» два его главных вида: интерес к познанию и интерес к участию.

Первый заключается в приобретении и переработке информации, а второй – в погружении в переживания других людей. В чтении художественной литературы оба вида интереса сливаются воедино.[4]

 «Наличие или отсутствие интереса к чтению – основной фактор отношения ребенка к книге и критерий ее оценки. Кризис детского чтения состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий».

Так же, читательские интересы классифицируют по разным основаниям.

В зависимости от того, кто выступает субъектом (носителем) читательских интересов, их можно рассматривать как личностные (отношение личности), групповые (отношение общества к чтению определенной литературы). Они диалектически взаимосвязаны. Общественный интерес через групповые проявляется в личностных интересах (как общее через особенное проявляется в единичном). В тоже время общественный или групповой читательский интерес не сводится к простой сумме личностных, а имеет свои закономерности формирования и развития, которое необходимо учитывать библиотекарю.

В основе групповых читательских интересов лежат групповые потребности в чтении. Например, информационные потребности трудового коллектива создают одинаковую для всех объективную необходимость в чтении литературы по специальности. В сознании же отдельных членов коллектива эта потребность преломляется своеобразно, в соответствии с их ролевыми и психологическими характеристиками. Многочисленные интересы к этой литературе не одинаковы.

В зависимости от того, верно или искаженно отражают читательские интересы объективную значимость печатной продукции для читателя, их делят на истинные и ложные. Преувеличивая эмоциональную привлекательность определенной литературы, ложный читательский интерес завышает степень ее соответствия реальным потребностям в чтении, искажает их.

В деле преодоления и «профилактики» ложных читательских интересов большую роль играет развитие читательского вкуса.

Читательский вкус - это способность субъекта к самостоятельному суждению об эстетических достоинствах произведений печати. (Способность различать - чувствовать, понимать, оценивать прекрасное и безобразное в художественной литературе называют литературно-художественный вкус). Как свойство читательской психологии, вкус связан с эстетическими потребностями и идеалами, не только личности но и социальной группы к которой принадлежит личность, и общество в целом. Но его развитие сильно зависит от индивидуального читательского опыта, начитанности и культуры чтения, а также от образованности, и общей культуры человека. Читательский вкус выражается в единстве эмоциональных и рациональных оценок эстетической значимости печатных произведений.

В соответствии с целями воспитания гармонически развитых школьников, учителю важно закреплять и формировать глубокие интересы маленьких читателей к определенной литературе, добиваясь одновременно разносторонности чтения.

Правильное осознание наиболее существенных потребностей в чтении ведет к устойчивости одного или нескольких интересов, которые характеризуют читательскую направленность личности. Вместе с тем могут возникать и сменять друг друга поверхностные интересы, связанные с любознательностью читателя и со способностью книг привлекать внимание. Удовлетворение поверхностного интереса не всегда гасит его, часто оно содействует его углублению, обогащению или переходу в новый интерес.

  1. Роль чтения в формировании личности ребёнка школьного возраста

Чтение литературы имеет большое значение в формирование личности ребенка, качеств, черт характера. Она изначально направлена на понимание и созидание детской души. О ее важности говорили известные педагоги и психологи: К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн и другие. Очень многие произведения, которые написаны для детей школьного возраста, формируют у них правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. В процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности:

  1. Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.
  2. Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
  3. Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.
  4. Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

Кроме основной, с точки зрения педагогики, воспитательной роли, детская литература выполняет ряд немаловажных функций.

1. Познавательная. Благодаря чтению, слушанию книг расширяется кругозор. Все, что было неизвестно или недоступно для детского понимания, описывается понятно, доходчиво, простым языком. Из книг ребенок получает много новой интересной информации на разные темы: о природе, животных, растениях, людях, взаимоотношениях, поведении и т.д.

2. Развивающая. В процессе чтения формируется, совершенствуется речь, накапливается словарный запас. Кроме того, обдумывание, осмысление, представление прочитанного, раскрывает творческие способности, подключает к работе фантазию.

3. Развлекательная. Ребенок проводит свободное время с пользой и интересом. Без этой функции невозможно выполнить ни одну другую. Только увлеченный чтением ребенок может получить от книги удовольствие, узнать что-то новое, научиться чему-то полезному для себя.

4. Мотивирующая. Определенные моменты из книги, качества героев произведения наталкивают ребенка на переосмысление моральных ценностей, изменение своего поведения. Такое пассивное занятие, как чтение, мотивирует на активную деятельность, помогает найти выход из различных жизненных ситуаций.[5]

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка школьного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-школьнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность школьника.

  1. Культура чтения как фактор формирования читательских предпочтений

Читательские предпочтения могут формироваться посредством воздействия многих факторов, однако наиболее весомым из них, по нашему мнению, является культура чтения.

Под читательской культурой детей подразумевается - определенный уровень развития культурного общения ребенка с книгой, полноценного восприятия прочитанного, наличие характерных возрасту литературных знаний.

В.А. Сухомлинский писал: «Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа – это прежде всего книга… Книга – это могучее оружие, без нее я был бы немым или косноязычным; я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что ему надо сказать и что я говорю. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека». 

Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя: читая он активно реагирует на поступки героев, даёт им оценку, сопереживает, воссоздаёт их в своём воображении.

Все большее влияние на подрастающую личность оказывают средства массовой информации (прежде всего телевидение), видео и компьютеры. Увлечение телевидением и компьютерными коммуникациями приводит к пассивности восприятия, к потреблению, развлечению, но не к развитию. Средства массовой информации с их сильным эмоциональным воздействием создают уже определенный стереотип восприятия, для того, чтобы ему что-то противопоставить, нужны достаточно яркие, разнообразные эстетические впечатления.

Поскольку чтение – это труд, потребность в чтении нужно воспитывать в человеке с детства. Желание читать передается только «из рук в руки», как эстафетная палочка. Практически невозможно привить любовь к чтению без непосредственного контакта с человеком, который обладает культурой чтения и способен наладить с ребенком диалог, живое общение.

Воспитание читательской культуры складывается прежде всего из:

  • привычки к систематическому ежедневному чтению, которая формируется у детей под влиянием семьи, школы и библиотеки; 
  • высокого уровня восприятия литературы, позволяющего включать в круг чтения книги, требующие интенсивной работы ума и сердца. 

         Воспитать полноценную личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует знания, учит мыслить, помогает человеку понять своё предназначение.

Сложность современного мира актуализирует задачу гуманитарного развития личности. Исключительная роль в этом процессе принадлежит чтению. Исследуя чтение в условиях открытого образования как социально-педагогическую проблему, следует придерживаться позиции, при которой образование рассматривается как социокультурный феномен.

  1. Исследовательская работа школьников в процессе изучения литературы

Помимо формирования культуры чтения, важным фактором возникновения  читательского интереса младших школьников является проведение исследовательской работы в процессе изучения литературы. Исследования литературы помогают школьникам более глубоко взглянуть на проблему чтения в их возрасте. И одной из основных задач учителя младших классов, является приобщение и побуждение учащихся к данному исследованию в целях увеличения  интереса к чтению как таковому.

Для полноценного раскрытия темы первостепенной задачей является уточнение основного понятия — «исследовательская деятельность», раскрытие сущности его отличий от похожих видов деятельности во избежание путаницы.

По мнению выдающегося отечественного психолога А.Н. Леонтьева[6], деятельность представляет собой процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придаёт некоторый смысл.

Исследование — творческий процесс изучения объекта или явления с определённой целью, но с изначально неизвестным результатом.

Выделяют три основных условия эффективности исследовательской деятельности:

1.        Добровольное желание в проведении исследования: ученик и учитель должны хотеть проводить данное исследование, если тема будет неинтересна хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследование не получится.

2.        Возможность провести исследование. Прежде всего это должен уметь сделать учитель, невозможно руководить исследовательской деятельностью, если не представляется вся структура работы, если не известна методика, особенности и т.д. Что касается ученика, то у него должны быть сформированы определённые компетентности, соответствующие заданной в исследовании тематике.

3.        Получение удовлетворения от собственной работы (важно для обоих субъектов — учителя и ученика).

«Вопрос мотивации кажется основной проблемой обучения, по сравнению с которой все остальные, пожалуй, менее драматичны, тем более, если учесть острый дефицит педагогического ресурса, не позволяющий надеяться на эффективную борьбу с интересами школьников. Этот вопрос особенно сложен, так как он неразрывно связан с нашими общесоциальными обстоятельствами, кризисом престижности науки и культуры, отсутствием ныне традиционного уважения к школе и культуре вообще»[7].

Проблема вовлечения современных школьников в исследовательскую работу стоит перед каждым педагогом. Вопросу мотивации посвящено очень много литературных источников, но, судя по результату выявления ключевых проблем, трудности в данном аспекте организации исследовательской деятельности ещё остаются у большого количества учителей. Очень часто учителя просто «навязывают» эту работу детям.  С одной стороны, кто-то может сказать, что пусть хотя бы так, но дети занимаются исследовательской работой, учатся самостоятельности и ответственности, но на самом деле вреда от такой организации намного больше. Навязывание дополнительными трудоёмкими заданиями школьников вызывает обоснованный внутренний протест против данной деятельности, который в свою очередь порождает посредственность их выполнения, формирует отрицательное отношение к самостоятельной работе, и тем более речь не идёт о достижении целей технологии исследовательской деятельности. «Распыление» усилий учащихся на различные трудоёмкие работы ухудшает выполнение каждой. Продолжительность и всеохватность данной ситуации могут дать плодородную почву для формирования негативных стереотипов, связанных с учебно-исследовательскими работами.

К тому же нужно заметить, что сложно хотеть чего-то, если даже не знаешь, о чём идёт речь, и что у тебя есть возможность этим заниматься: то есть просто детям не объясняют суть учебного исследования, глядя на название, они заочно делают вывод о его трудности и не берутся за это. Мало того, в ученической (и часто в учительской) среде сформировалось негативное восприятие самостоятельной исследовательской работы во внеурочное время, и этот стереотип мало где стараются разрушать. Важно донести до учащихся, что учебное исследование — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Важно дать понять школьникам, что навыки, полученные ими в ходе систематических исследовательских работ, помогут им реализовать себя в будущем на любом поприще, так как умение видеть проблему, придумывать, разрабатывать стратегию, анализировать — всё это качества успешной личности в современном мире.

Исследовательская деятельность в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. При изучении художественной литературы, отражающей историю нашего народа, именно в процессе исследовательской работы происходит осознание учащимися собственной сопричастности к прошлому и настоящему страны, Родины, осознание себя частью, созидательной силой, способной повлиять на ее развитие. Такой вид деятельности в области литературы приучает школьника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор в будущем. Чтобы исследовательскую работу ученики смогли, а главное, желали выполнять, учитель должен быть готовым отвечать на все их вопросы, развить в них творчество, создать познавательный стимул. Безусловно, ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию ученого, которое имеет своим результатом научное открытие качественно новых закономерностей и явлений. Конечный результат поисковой деятельности  ученика в области литературы — собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на проблемы, на художественные произведения. Трудно не согласиться с М.Г. Качуриным: «Если книги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и школьники, взгляд которых в условиях хорошего преподавания будет внимателен и пытлив, способны увидеть в давно известном тексте что-то не замеченное прежде»[8].

Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать «свое слово», направить поиск, предложив методику исследования.

  1. Практическая часть
  1. Анализ читательских предпочтений современных школьников младших классов

Мной было проведено небольшое исследование читательских предпочтений учащихся 1-4 классов по следующим критериям:

  1. имеют ли читаемые детьми произведения отношение к школьной программе;
  2. жанровый состав читаемых школьниками произведений;
  3. направленность произведения (развлекательное, познавательное, учебное).

Результаты исследования представлены в таблицах.

  1. Отношение читаемых произведений к школьной программе

Количество опрошенных учащихся 1-4 классов:

 –248 произведений (имеет отношение к школьной программе) - 64,4%,

– 137 произведений (не имеет отношение к школьной программе) – 35,6%

Данный факт можно обусловить тем, что современные дети не проводят свой досуг за чтением книг. А значит, круг их чтения ограничивается произведениями школьной программы. Книгу школьники открывают только по необходимости. Ответы на интересующие их вопросы они ищут в других местах: в Интернете, у товарищей, но не в книге.

  1. Читательские предпочтения в зависимости от жанрового состава читаемых школьниками произведений

В ходе опроса 72 учеников, были предложены следующие жанры произведений:

  • Фэнтези и фантастика – 8 человек – 11,1 %
  • Приключенческая литература – 3 человека – 4,1 %
  • Детектив – 2 человека – 2,8 %
  • Произведения о жизни современных школьников – 1 человек – 1,4 %
  • Историческая литература – 1 человек – 1,4 %
  • Классическая литература – 39 человек –54,2 %
  • Учебная литература – 18 человек – 25 %

Полученные данные можно объяснить возрастными интересами и читательскими предпочтениями школьников.

  1. Продолжить предложение «Чтение для меня – это…»

Я предложила ребятам, ученикам 1-4 класса, продолжить предложение: «Чтение для меня – это...»

Всего было опрошено 72 ученика.

В ходе опроса, учениками были предложены следующее продолжение вышеуказанного предложения:

  • Познание – 49 человек – 68,1 %
  • Развлечение – 11 человек – 15,3 %
  • Отдых – 6 человек – 8,3 %
  • Удовольствие – 1 человек – 1,4 %
  • Скука – 5 человек – 6,9 %

Исходя из полученного результата, в большинстве своем ученики относятся к чтению как к познанию.

  1. Сколько времени ежедневно ребята отводят на чтение художественной литературы.

Так же мной проведен опрос учащихся 1-4 классов, на предмет сколько они отводят время на ежедневное чтение. Опрошено было 72 человека.

При проведении опроса были получены следующие ответы с указанием количества времени, отводимого учениками на чтение:

  • Более 3 часов – 6 человек – 8,3 %
  • От 1-3 часов – 9 человек – 12,5 %
  • От 30 минут до 1 часа – 56 человек – 77,8 %
  • Не читают – 1 человек – 1,4 %

Как видно из полученных результатов, большинство школьников читают ежедневно от  30 минут до 1 часа.

Таким образом, я делаю следующие выводы о читательских предпочтениях учеников 1-4 классов нашей школы:

Во-первых, интересы чтения школьников зависят от школьной программы. Учащиеся при выборе книг основываются на то, что им предоставляет учебник, а не на свои предпочтения.

Во-вторых, выбор жанра зависит от возрастных интересов детей.

В-третьих, круг чтения подростков все же не ограничивается только учебниками.

  1. Читательский клуб «Книголюб»

Меня, как любого взрослого человека очень волнует проблема снижения интереса к чтению книг наших детей, т.к. я не только являюсь педагогом, классным руководителем.

Однажды на уроке, одним учеником были заданы вопросы «В чем смысл жизни?», «В чем смысл человеческих отношений?», «Как ты относишься к смерти?» у нас вышел диспут, который я решила вынести на отдельный классный час. И именно с этих вопросов начался наш путь к созданию читательского клуба. Я предложила такую идею ученикам и…дети согласились, не многие, но согласились. Таким образом, мы подошли к организационному этапу создания читательского клуба для учеников 1-4 классов с целью показать ребятам, что процесс чтения можно разнообразить при помощи компьютера и при этом не забывать о книге в её привычном виде.

  • Организационный этап.

Организовалась группа инициативных детей из учащихся 4 класса, которые взяли на себя организационные вопросы: выбор тем, книг, подготовка и проведение диспута, дискуссии или читательского обсуждения, привлечение учащихся в работу читательского клуба.

  • Реализация.

На первом заседании читательского клуба, мы с ребятами выбрали название – «Книголюб». Выбрали девиз и эмблему: «Кто много читает, тот много знает».

Первую встречу мы провели в форме беседы о том, что не может компьютер заменить книгу. В рамках этой встречи состоялась презентация клуба, на которой мы обсудили план работы.

На этом заседании мы продолжили диспут с ребятами, которые высказывали свое отношение к жизни. «…Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым…». Мы размышляли с детьми о духовной культуре человека, о важнейших нравственных, человеческих ценностях – о доброте, уважении, любви, милосердии, человеколюбии, чутком отношении к окружающим, к родным. Долго дискутировали и пришли к выводу, что мы в школе как маленькая семья, и хочется бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, нужно украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами и быть милосердными.

Перед каждой нашей встречей мы выпускали информационный листок, в котором сообщали о теме для осуждения.

Тему нашей следующей встречи подсказало события, которые являются основной новостью всех каналов. И в свете этих событий, было решено изучить нашу Победу в Великой Отечественной войне. На этой нашей встрече мы предложили ребятам почитать письма с фронта –  письма от солдат, матерей, детей из фашистской неволи. С каким трепетом они читали фронтовые треугольники! Мы их подготовили именно такими, приблизив их по виду максимально к тем фронтовым, а тексты найти помог Интернет.

Осень богата литературными событиями. Ни одно из них не прошло без нашего внимания. Впереди Новый год – самый любимый детский праздник. Конечно, ребята учат стихи к празднику, читают рассказы, сказки.

Так же с ребятами мы совершили выездную встречу клуба, которая состоялась в Библиотеке имени М.Сибиряка в г. Челябинске. За что благодарим руководство данной библиотеки, которые так же организовали для нас мастер-класс по чтению и выбору книг.

Итогом всей нашей работы станет праздник в апреле, мы его решили приурочить к Международному дню детской книги, который состоится 2 апреля 2023 года. Каждый из ребят готовит представление своей любимой книги, стихотворения, рассказа, сказки. Для этого ребята составляют лэпбуки – интерактивные тематические папки, которые они оформляют с помощью родителей.

Готовим буктрейлер «Книги – наши друзья» в виде слайд-шоу о новых книгах в нашей библиотеке.

На родительских собраниях, обсуждая с родителями работу нашего читательского клуба «Книголюб» я вижу эффект от осознанного прочтения книг. Мы обсуждаем книги разного жанра. Мнения самые разные. Ребятам интересно высказываться, слушать других, спорить. Я понимаю, что мои ученики, мои девчонки и мальчишки, научились слушать и слышать друг друга, отстаивать свою точку зрения, стали внимательнее друг к другу. Всё это так важно, когда наши дети взрослеют.  

С каждым разом нас становится все больше и больше в нашем читательском клубе. На последнем заседании было предложено попробовать себя в качестве писателя и даже вынесено на обсуждение создание сборника интересных высказываний, мыслей и конечно же собственных небольших рассказов.

Я считаю, что книга и чтение – это формирование нравственного и творческого человека. Книга сегодня, по моему мнению, независимо от формы ее представления, остается основой культуры. Чтение – это окно, через которое дети видят и познают мир и самого себя.

Результатом своей работы считаю увеличение числа учеников, вступивших в читательский клуб «Книголюб», которые хотят читать, размышлять, думать, спорить, делать соответствующие выводы, находить компромисс, уважать другое мнение.

Не бывает готовых рецептов воспитания и обучения. У каждого педагога свои подходы. Но бывают такие идеи, которые хочется взять на вооружение и воплотить в жизнь. Для меня такой идеей стала идея создания читательского клуба. А дальше в эту идею я с моими коллегами вложили свой опыт и желание по-новому отнестись к процессу чтения и донести до детей смысл интерактивности чтения.

  1. Исследовательская работа на примере сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне…»

Н.И.Кудряшов в книге «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы» подчеркивал, что исследование может применяться на всех  этапах обучения литературы. Но обращение к раннему этапу литературного образования неизбежно ставит перед учителем и методистом острый вопрос: когда уместно и полезно начинать разговор о литературном произведении как творении писателя?

У нормально развивающегося ребенка огромная и радостная тяга к фантастическому, волшебному. Он горячо любит сказки  и всякого рода художественные небылицы.

Школьники начальных классов в соответствии с действующей программой должны освоить  начальные понятия о литературе как искусстве слова, об устном народном творчестве, о его значении для литературы.

Изучается пушкинская «Сказка о мертвой царевне …».

Программа содержит тезис: «Близость сказки Пушкина к народным сказкам…».

Как же не сказать, что истоком пушкинской сказки послужила народная, записанная поэтом со слов Арины Родионовны. Запись (или часть ее) сохранилась, публикуется в многократно повторенном десятитомном собрании сочинений Пушкина. Ее можно прочитать детям и сопоставить ее (в коллективной беседе)со сказкой Пушкина.

Конечно, Пушкин-сказочник всегда интересовал науку. Как раз сопоставление фольклорных записей Пушкина и его сказок -  это наименее изученная сторона проблемы. А для развития подростков-читателей это интересно и важно. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл. Работа идет в виде аналитической беседы по тексту. Отбираются места, где толкование желательно или необходимо для верного и живого восприятия.

Ученики  замечают, что у Пушкина 7 богатырей, а в няниной сказке 12. Это вызывает спор. Они делают вывод,  что 7 число волшебное.

Делаются и довольно тонкие наблюдения: «Пушкин любит слово румяный … И богатыри у него все румяные.»

Ребята приходят к выводу, что поэт, как и народ, любит здоровье; здоровый человек – веселый, бодрый. Румяные щеки – ясный признак здоровья.

«Но ведь и ядовитое яблоко, которое царевне подбросили, тоже румяное!» - осеняет вдруг одного из учеников. Новая задача для размышления.

Сопоставление записи фольклорной сказки с пушкинской сказкой позволяет на уроке поговорить о стихах и прозе.

Дети делают вывод, что Пушкин «рисует звуками». Эта мысль была высказана, когда мы разбирали сцену отравления царевны. Ученица заметила, что у Пушкина описание яблока круглое, как само яблоко, потому что «очень много буквы о».

В самом деле:

      ….Оно,

     Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто…

В трех строчках одиннадцать раз повторено о, да какое полновесное. Ведь даже рифмы кончаются на о.

Так ребята  знакомятся со звукописью, овладевают навыками анализа поэтического текста, легко усваивают средства художественной выразительности.

Работа по сопоставлению фольклора и литературы не раз еще понадобится. Даже эпизодические, совсем крохотные задания могут иметь немалую ценность для воспитания пытливого читателя, начинающего исследователя текста.

Заключение

Читательские предпочтения могут формироваться посредством воздействия многих факторов, однако наиболее весомым из них является культура чтения.

Обучающиеся 1-4 классов в целом к книгам и чтению относятся положительно, понимают влияние художественной литературы на развитие формирующейся личности. Многие признают, что книга может дать гораздо больше для духовного развития ребенка, чем телевидение или интернет. Тем не менее сами ребята читают чаще литературу, необходимую для обучения в школе. В качестве основных причин того, что ребята мало читают, респонденты называют нехватку времени или лень.

Сами ребята больше предпочитают фантастику и приключения. Подавляющее большинство в качестве любимых произведений художественной литературы называли произведения, изученные на уроках литературы: Л. Толстого, А.Пушкина, и др. Особо необходимо отметить, что ребята больше предпочитают смотреть экранизации произведений художественной литературы, нежели читать первоисточники. Это говорит, на наш взгляд, о нежелании (или неумении) подростков прилагать собственные усилия для чтения и понимания книги. Школы и библиотеки стремятся повысить интерес школьников к чтению, но в семьях из-за нехватки времени взрослые читают мало. Таким образом, признавая необходимость чтения, школьники читают мало и неохотно; понимая, что книгу нельзя заменить телевидением и Интернетом, предпочитают кинофильмы и сеть Интернет, где можно найти краткое содержание любого произведения школьной программы.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая мной в начале проекта, получила свое подтверждение.

Но что порадовало меня, это интерес школьников к исследовательской работе в области литературы. Созданный на базе 1-4 классов читательский клуб «Книголюб» положительно показал стремление детей к изучению книг, так сказать в неформальной и более доверительной обстановке. Проведение исследовательской работы способствует:

– углублению и актуализации знаний учащихся как по предметам школьной программы, так и вне её;  

– саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке учеников;

– созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

– овладению методами научных исследований и т.д.

Таким образом, чтение и проведение исследовательских работ в области литературы способствует интеллектуальному развитию личности, повышению качества образования, продолжению образования в соответствии с профессиональными намерениями.

Использованные литературные источники:

  1. Агачева Э.М. Влияние литературы на воспитание детей. История, виды и жанры детской литературы. [Электронный ресурс]. - https://www.inflora.ru/boards/board388.html
  2. Большой психологический словарь [Электронный ресурс]. - http://psychological.slovaronline.com/%D0%98/681-INTERES 
  3. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1998
  4. Левидов, А. М. Автор – образ – читатель. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983, С.326
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004, 352с.
  6. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г.Морозова. - М.: Просвещение, 1999. - 95 с.
  7. Основные тенденции развития систем образования в мире // http://scholar.urc.ac.ru/courses/Manual/theme2/more/text2_1.html
  8. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - No 1. - С. 11-18
  9. Тихомирова, И. И. Психология детского чтения от «А» до «Я».: методический словарь-справочник / И. И. Тихомирова. М.: Школьная библиотека, 2004. - 248 с.
  10. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=10008
  11. Третий Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 24–25 сентября 2015 г.): материалы форума / М-во культуры Российской Федерации, М-во культуры Челяб.обл., Рос. библ. ассоциация, Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред.-сост. В. Я. Аскарова. – Челябинск: ЧГАКИ, 2015. – 484 с.


[1] Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]

[2] Большой психологический словарь [Электронный ресурс]

[3] Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г.Морозова. - М.: Просвещение, 1999. - 95 с.

[4] Тихомирова, И. И. Психология детского чтения от «А» до «Я».: методический словарь-справочник / И. И. Тихомирова. М.: Школьная библиотека, 2004. - 248 с.

[5] Агачева Э.М. Влияние литературы на воспитание детей. История, виды и жанры детской литературы [Электронный ресурс]

[6] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004, 352с. 

[7] Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности//Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001, с.80-88.

[8] Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательских интересов младших школьников

Муниципальное учреждение «Муниципальный орган управления образования Сунтарского улуса (района)» МБОУ «Кутанинская СОШ имени А.А.Иванова-Кюндя» VIреспубликанские Самсоновские чтения ...

Формирование читательских интересов младших школьников

Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках чтения. Именно здесь, на начальной ступе...

Формирование читательских интересов младших школьников.

В современное время остро стоит проблема массового детского чтения. Вдумчивое чтение книг, размышление над книгами - несомненное, общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств ...

Формирование читательского интереса младших школьников

В данной презентации автор опыта рассказывает опоиске путей развития интереса к книге и стремление к чтению; привитии обучающимся навыков чтения и формирование умения читать с удовольствием; соз...

Презентация "Формирование читательских интересов младших школьников".

В презентации  "Формирование читательских интересов младших школьников" показаны методы и формы работы по формированию читательских интересов младших школьников  на уроках и во внеурочной де...

Исследовательская работа "Формирование читательских интересов младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности".

Исследовательская работа "Формирование читательских интересов младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности" является одной из конкурсных работ. Содержит описание методов ...

Работа по формированию читательского интереса младших школьников.

Пути поиска развития интереса к чтению. Виды работы на уроках литературного чтения. Игры на уроках . Виды работы над текстом. Работа в парах. Праздники, собрания, викторины....