Описание опыта новых форм воспитательных практик «Классный час», "Они такие же как мы"
классный час (3 класс)

Гафиятулина Гульнара Зялилевна

Материал классного часа посвящен созданию в коллективе системы сотрудничества с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oni_takie_zhe_kak_my.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский конкурсе профессионального мастерства
работников сферы воспитания и дополнительного образования

«Воспитать человека»

Номинация: «Воспитание классного коллектива»

Описание опыта новых форм воспитательных практик

«Классный час»

Выполнила:

Учитель начальных классов

МБОУ «Свияжская СОШ ЗМР РТ»

Гафиятулина Гульнара Зялилевна

пгт. Нижние Вязовые, Зеленодольский район

2021

Содержание работы

Для воспитания полноценной личности ребенка с ограниченными возможностями необходимо способствовать социализации ученика. Общение в одноклассниками, друзьями могут способствовать его социально- психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.

Предлагаемая воспитательная практика ориентирована на создание в классном коллективе системы сотрудничества с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Воспитательная работа реализуется через вовлечение учащихся в совместную деятельность, поиску решений, общих мероприятий.

Сущностью инклюзивного образования - является гармоничное взаимодействие здоровых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья, приобретение опыта социальных отношений, формирование полезных для всех социальных навыков, включение активных процессов личностного саморазвития при совместном взаимодействии в общении, игре, спорте, учении, предметно-практической и духовно-практической деятельности.

Цель воспитательной практики: формировать толерантное и уважительное отношение к личности, научить детей выделять нравственную сторону поступков, развивать чувство товарищества, взаимопомощи.

Задачи:

- Создать условия для формирования способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

- Формировать понимание необходимости образования «для всех»;

- Помочь учащимися осознать, что доступ к образованию для детей-инвалидов – задача не только законодателей, но и всего общества;

- Воспитывать у учащихся чувство уважения к людям, независимо от их психических, физических и интеллектуальных способностей.

Основные направления воспитательной работы – нравственное, духовное.

 Функции воспитательной работы:

- создание воспитывающей среды,

-сплочение коллектива, привлечение к своей деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы,

- включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности.

Сценарий классного часа

«Они такие же, как мы» (3 класс)

  1. Вступительное слово учителя

Начинаем мы игру.

Развиваем логику,

Все мы станции пройдем

И назад не повернем

 Игра « Я+ТЫ = МЫ»

А) постройтесь по принципу «низкий – высокий»

Б) сначала встанут девочки, потом мальчики.

- Как вы думаете, сможем ли мы найти среди нас абсолютно одинаковых людей?

- Все люди разные. Каждый из нас особенный, оригинальный, симпатичный, но общее у нас тоже есть - мы учимся в одном классе, у нас есть общие интересы.

- Не всем повезло как нам.  

Презентация «Они такие же, как мы» - слайд 4,5 «Люди с особенностями развития»

 - Как вы думаете, какая тема нашего классного часа?  

Сегодня мы говорим о людях-инвалидах. На самом деле это уникальные люди, столько в них силы, любви к жизни,  а сколько среди них поистине талантливых людей: художников, музыкантов. 

- Как вы поняли кто такие люди с ограниченными возможностями здоровья?

Им очень непросто жить нормальной, полноценной жизнью. Особенно тяжело  детям-инвалидам, ведь им так хочется играть, бегать, прыгать, радоваться жизни, но вместо этого они прикованы к инвалидной коляске.

- Что вы о них узнали?

Разделимся на команды. Выберите свой цвет лепестка. И садимся за столы свое цвета. Наши команды «Доброта» - красный цвет, «Творчество» - зеленый цвет, «Позитив»- синий. Выберите капитана.

Дети – это цветы жизни. Ваша задача - собрать как можно больше цветов и приклеить их на табличку с название своей команды. В конце игры проверим – чья поляна зацвела.

  1 станция – «Предлагаю – выбираю» (слайд 6)

Предложи выход из ситуации.

1 ситуация – На детской площадке играли в футбол ребята школьного возраста.  Рядом в инвалидном кресле сидел мальчик Витя и наблюдал за ребятами. Неожиданно мяч попал в Витю и ударил по коляске.

- Что бы вы посоветовали ребятам? Как бы вы поступили?

2 ситуация – В класс пришли новые ученики, приехавшие из Средней Азии. Они отличались своим внешним видом от всех ребят, плохо говорили на русском языке. Что бы вы предложили своим  одноклассникам?

3 ситуация - Как ты поступишь, если твоим соседом в поезде или автобусе окажется  человек в инвалидной коляске?

Информация о Нике Вуйчич

2 станция – Литературная (слайд 7)

Собери пословицы.

1 группа – о доброте

Доброе дело  - два века живет

Добро творить -  себя веселить

Добрые слова  - дороже богатства

2 группа – о дружбе

Доброе братство -     милее богатства

Новых друзей наживай -    а старых не теряй

Недруг поддакивает  -  а друг спорит

3 группа – о справедливости

Где справедливость – там и правда

Осень хвастлива- весна справедлива

Как аукнется – так и откликнется

Информация о Соне Шаталовой

3 станция – Музыкальная (слайд 8)

Отгадай загадки о музыкальных инструментах (на доске загадки, на оборотной стороне листа – отгадка – рисунок инструмента).

1.Три струны, играет звонко

Инструмент тот-

«треуголка».

Поскорее узнавайка,

Что же это? (балалайка)

  1. Все мы очень любим слушать

Как поет у нас Тамара,

И в руках ее послушна

Шестиструнная … (гитара)

  1. Деревянные подружки

Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит-

В ногу всем шагать  велит (барабан)

  1. Очень весело поет, если дуете в нее.

Вы все на ней играете и сразу отгадаете.    Ду-ду-ду да- да-да!

Вот так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка

А что же это? (дудочка)

  1. У него рубашка в складку,

Любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет, и поет-

Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем.

С перламутровым огнем.

Весельчак, а не буян

Голосистый мой … (баян)

  1. Я стою на трех ногах,

Ноги в черных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня? (рояль)  

Информация о Диане Гурцкой, о Л. Бетховене

4 станция – Спортивная (слайд 9)

Проверим,  какие виды спорта вы знаете. Вспомните виды спорта, названия которых начинаются с буквы и запишите их.

«Ф» - футбол, фехтование, фигурное катание.

«В» - волейбол, водное поло, велоспорт

«П» - прыжки в воду, плавание, парусный спорт

Информация о паралимпийце С.В. Шилове

 5 станция – Мои желания (слайд 10)

 А теперь на своем лепестке напиши свое заветное желание. Соберем с вами цветок исполнения желания (музыкальное сопровождение Домисолька «Цветик- семицветик»)

Итог занятия

-Что бы вы пожелали людям с ограниченными возможностями здоровья?

- Какую помощь мы можем предложить детям – инвалидам?

У нас с вами вырос замечательный цветок желаний.

 Этот цветок мы прикрепим к нашему воздушному шару и пустим наши желания в небо, чтобы они исполнились.

Заключение

 В воспитательной работе активно применяю учебно-игровую, социально- ориентированную деятельность, посещение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья, социализация ребенка, совместную групповую работу на основе нравственных установок и моральных норм непрерывного образования. В процессе работы использовались различные приемы включения учащихся в деятельность: самостоятельное определение задач, планирование, самостоятельный поиск информации.

Вывод:

Поставленные цели и задачи определялись с учетом психофизиологических особенностей развития детей данного возраста. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач я считаю позитивные изменения в сознании учеников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности. Это касается, их оценки мероприятия, их заинтересованного участия в предлагаемых заданиях.

Список использованной литературы

  1. Калейдоскоп школьных дел. В.Н. Щербакова, Н.Н. Солдатенкова, Москва- Псков, 2002г
  2. Праздники круглый год: в учебное время и летом. Калашников О.В. Волгоград, 2002г3 .
  3.   https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-inklyuzivnogo-vospitaniya  
  4.  https://www.2099.ru/2019/10/26/muzykalnye-instrumenty-v-zagadkakh
  5. https://tunnel.ru/post-istoriya-zhizni-i-stikhi-autistki-soni-shatalovojj


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы воспитательной работы

Выступление на педагогическом совете по теме: "Новые формы воспитательной работы"....

"Новые формы воспитательных практик" для конкурса "Самый классный классный"

Презентация моей воспитательной программы, а также новых форм воспитательных практик....

Новые формы воспитательных практик на тему "Классный час"

 Проблема сохранения культурного наследия в современном обществе очень актуальна. Термин «духовная культура» воспринимается молодёжью как нечто далёкое и абсолютно ненужное. Од...

«Новые формы воспитательных практик».

Основные направления воспитания учащихся, эффективные формы. Проектная работа "Умные игрушки"....

Новые формы воспитательной работы.

Новые формы воспитательной работы....

Классный час "Описание новых форм воспитательных практик"

Формирование классного коллектива и создание в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для учеников (4 к компетенции)...