Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Наш родной край»
рабочая программа (4 класс)

Рогозина Надежда Александровна

Программа разработана для учащихся начальной школы с учетом возрастных особенностей.

Основы краеведческой культуры следует закладывать у людей с раннего возраста. Особая значимость этого курса состоит в формировании у младших школьников целостной картины окружающей природной и социальной среды и места человека в этой среде как личности.

В процессе обучения учащиеся приобретут знания о  символике, культуре, природе (природные зоны, растительный и животный мир) родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Наш родной край"70.34 КБ

Предварительный просмотр:

Общеобразовательное учреждение «Сосновская школа»

Таврического района Омской области

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР___________

«__»_________2021 г.

«Принято»

Педагогический совет

Протокол № г

«Утверждено»

Директора

ОУ «Сосновская школа»

_______

«___»__________2021 г.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

«Наш родной край»

Направленность - туристко - краеведческая

Целевая группа - 10-11 лет

Срок реализации – 1 год

Трудоемкость – 1 час в неделю, 34 часа в год

Уровень освоения программы - стартовый

Автор - составитель:

Рогозина Надежда Александровна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

с. Сосновское, 2022 год

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наш родной край» имеет туристско-краеведческую направленность и составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования.

Актуальность

Изучение родного края актуально в современное время. Воспитать настоящих граждан - патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время повышается интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. Дети 9-10 лет очень любознательны и способны воспринимать новую информацию. Поэтому основы краеведческой культуры следует закладывать в этом возрасте. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно – историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через сознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Особая значимость этой программы состоит в формировании у младших школьников целостной картины окружающей природной и социальной среды и места человека в этой среде как личности.

Немало важным фактором изучения краеведения заключается в том, что приобретенные знания обучающиеся могут применить при участии в состязании «Картознани УМ» Областной олимпиады «Школьные навыки», во Всероссийских, районных конкурсах краеведческой направленности.

Особенность целевой группы

У детей 9-10 лет расширяется круг интересов, начинает проявляться самостоятельность, рост чувства ответственности за свои поступки, появляются планы на будущее, но учебная деятельность продолжает оставаться основной деятельностью школьника. Новообразованием данного возраста является рефлексия. У детей меняется взгляд на окружающий мир, он впервые вырабатывает собственные взгляды, собственное мнение. Отмечаются сильные эмоциональные переживания как положительные, так и отрицательные, не только от успехов в учебе, но и от того, как складываются его отношения с товарищами. Важно создать дружескую атмосферу в коллективе для самовыражения и плодотворной деятельности обучающихся.

Форма реализации - очная.

Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная.

Формы организации занятий: посещение школьного музея, Комнаты Боевой Славы; просмотр видео-материалов, дискуссия, творческое задание, самостоятельная работа, контроль, рефлексия, дидактические игры.

Формы сотрудничества: учебное сотрудничество, мозговой штурм.

Срок реализации, трудоемкость и режим освоения программы

Программа рассчитана на один учебный год, трудоемкость 34 часа (занятия предусмотрены 1 раз в неделю – 1 академический час).

Программа адресована учащимся 9-10 лет. Участниками программы могут стать ребята соответствующего возраста на основе свободного выбора и проводится независимо от уровня их подготовки по данному направлению. Набор осуществляется в начале учебного года.  Дополнительный набор учащихся может осуществляться в течение учебного года, если группы не сформированы по количественному составу.  Количество учащихся в группе до 15 человек.

          Цель программы: формирование у обучающихся эмоционально-нравственного самоопределения в деятельности и общении посредством познания истории и культуры своего края.

       Задачи: 

  1. Формирование интереса к своему краю, его истории, культуре, природе.  
  2. Развитие историко-краеведческих и поисковых умений и навыков (проведение опросов и бесед с родителями, бабушками, обработке полученных материалов, экскурсии в музеи).
  3. Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе, истории и культуре края, осознание и стремление к сохранению исторических и культурных традиций.

Планируемые результаты

Личностные 

- демонстрирует потребность в самореализации и творческом самовыражении;

- осознает ответственность за то дело, которым занимается;  

- демонстрирует интерес к истории и культуре родного края.

Метапредметные результаты

Регулятивные

- способен организовать своё рабочее место;

- способен выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

- способен работать по предложенному педагогом плану, алгоритму при сборе информации;

- исправляет ошибки и проводит оценивание своей работы и работы товарищей.

Познавательные 

- осуществляет поиск необходимой информации и ее анализ для выполнения учебных заданий;

 - оформляет и представляет полученную информацию;

- способен самостоятельно выполняет творческие задания;

Коммуникативные 

- взаимодействует в группе, договаривается, участвует в распределении ролей;

- прогнозирует последствия коллективно принимаемых решений;

- оформляет свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с ситуацией; при необходимости отстаивает свою точку зрения; при необходимости корректирует свою точку зрения, учитывает другие аргументы.

Результаты по направленности:

 - проявляет начальные знания об исторических особенностях возникновения родного края, своей школы (знает государственную символику родного края);

- демонстрирует знания о людях, прославивших родной край (ветераны ВОВ, художники, поэты);

- демонстрирует знания о культурном наследие Омской области (называет достопримечательности, музеи, театры);

  • проявляет знания о природе родного края (называет наиболее распространенных представителей животного и растительного мира родного края; способен бережно относиться к природе).

Учебно-тематический план

№ п/п

Заня

тия

Тема занятия

Кол-во часов

Введение. Краеведение — что это такое?

1

Модуль 1 «С чего начинается Родина?»  8 часов

«Что такое Родина?»  История возникновения города Омска

1

Историческое значение «Омской крепости».

1

История возникновения с. Сосновское

1

Государственная символика родного края

1

Известные улицы села

1

Моя улица и мой дом.

Самостоятельная работа обучающихся.

1

История возникновения моей школы

1

Обобщение знаний по модулю «С чего начинается Родина?». Тест. 

1

Модуль 2 «Люди, прославившие родной край» 8 часов

Люди, прославившие нашу школу своими делами

1

Люди, прославившие наше село своими делами

1

Герои Великой Отечественной Войны – жители села

1

Герои Великой Отечественной Войны – жители села

1

Мои родственники – участники ВОВ. Самостоятельная работа обучающихся.

1

Поэты и писатели нашего края

1

Художники нашего края

1

Обобщение знаний по модулю «Люди, прославившие родной край». Конкурс чтецов.

1

Модуль 3 «Культурное наследие» 8 часов

Достопримечательности города Омска

1

Достопримечательности города Омска

1

Архитектура города Омска

1

Музеи г. Омска.

1

Театры и кинотеатры г. Омска.

1

Путешествие в мир ремесел

1

Достопримечательности нашего села

1

Обобщение знаний по модулю «Культурное наследие»

1

Модуль 4 «Удивительная природа» 9 часов

Географическое положение нашей малой Родины

1

Природные зоны Омской области.

1

Растительный мир родного края

1

Насекомые родного края.

1

Обитатели вод – рыбы.

1

Обитатели воздушного пространства

1

Звери, обитающие на территории родного края

1

Реки и озера Омской области

1

Охрана природы родного края. Обобщающее занятие. Тест.

1

Общее количество часов

34

Содержание программы обучения:

Содержание тем данной программы состоит в виде циклического построения.

Введение. Краеведение — что это такое? Инструктаж по ТБ. Игры на знакомство (Трудоемкость 1 час).

Форма проведения занятия: групповая.

Термины и понятия: техника безопасности, инструктаж, виды работ, краеведение, краеведы, местность.

Формы организации деятельности: игра на сплочение.

Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете, в музее. Что такое командная и индивидуальная работа. Понятие краеведение. Определение цели, задач программы. Направления краеведения. Что изучают юные краеведы. Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) Родина?

Контроль: педагогическое наблюдение.

Модуль1 «С чего начинается Родина?»  8 часов

  1. «Что такое Родина?»  История возникновения города Омска. (1 час)

Форма проведения занятия: групповая, индивидуальная.

Термины и понятия: Родина (отчизна), малая родина, символика, история.

Формы организации деятельности: беседа, выполнение рисунков.

Прослушивание песни Л. Семёновой «Русь». Обсуждение. Беседа о смысле слов Русь, Россия, Родина и малая Родина. Рисунки официальных и неофициальных символов России. История возникновения Омска.

Форма контроля: педагогическое наблюдение, самооценка, выставка рисунков.

  1. Историческое значение «Омской крепости». (1 час)

Форма проведения занятия: групповая, парная.

Термины и понятия: крепость, заселение

Формы организации деятельности: Знакомство с историей основания Омска (И.Д. Бухольц). Открытие и заселение Омской области. Просмотр видеосюжета о красоте родной природы.

Форма контроля: взаимооценка.

  1. История возникновения села Сосновское. (1 час)

Форма проведения занятия: групповая, индивидуальная.

Термины и понятия: зерносовхоз, целена, переселенцы.

Формы организации деятельности: Знакомство с книгой «Сосновское: страницы истории и современности».

Выполнение творческого задания «Мое село» (рисование села).

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

  1. Изучение символики родного края. (1 час)

Форма проведения занятия: индивидуальная, парная.

Термины и понятия: гимн, герб, флаг.

Формы организации деятельности: рассмотрение символики Таврического района на стенде в рекреации школы, изучение гимна района. Изображение символики района.

Форма текущего контроля: рисунок герба, взаимооценка

 1.5 Известные улицы села. (Трудоемкость 1 час).

Форма проведения занятия: индивидуальная.

Термины и понятия: улица.

Формы организации деятельности: Работа над пониманием значения слова УЛИЦА.  Рассказы о возникновении названий улиц села (Улыбина, Жукова, Карбышева и др.). Исследовательская работа «Почему улица так названа? Какой след в истории она оставила».

Форма контроля: подготовка небольшого рассказа.

  1. Моя улица и мой дом. Самостоятельная работа обучающихся. (1 час)

Форма проведения занятия: индивидуальная.

Термины и понятия: улица, дом, безопасный путь, схема.

Формы организации деятельности: Составление схемы (чертеж) короткого и безопасного пути от своего дома до школы и обратно. Обсуждение безопасного пути домой, из чего он складывается.

Форма контроля: педагогическое наблюдение, консультирование.

  1. История возникновения моей школы. (1 час)

Форма проведения занятия: групповая (рассказ учителя)

Термины и понятия: школа, музей, экскурсия.

Формы организации деятельности: Экскурсия в школьный музей. Знакомство с историей возникновения школы, с традициями школы, правилами поведения в учебном заведении. Знакомство с историей названия улицы, где находится школа.  

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

1. 8 Обобщение знаний по модулю «С чего начинается Родина?» (1 час)

Форма проведения занятия: групповая, индивидуальная.

Термины и понятия: краеведение, Родина, малая Родина, символика района, улица, дом, школа.

Формы организации деятельности: выставка рисунков «Символики Таврического района», опрос обучающихся. Обобщение знаний.

Форма контроля: зачетное занятие - тест.

Модуль 2 «Люди, прославившие родной край» 8 часов

2.1; 2.2 Люди, прославившие нашу школу своими делами. (2 часа).

Форма проведения занятия: групповая, индивидуальная.

Термины и понятия: руководитель, достоинство, слава.

Формы организации деятельности: лекция. Прослушивание рассказа об учителях, директорах и выпускниках школы, которые имеют значительные достижения и награды в различных сферах деятельности: образовании – Зенкович С.С., военной – Андриенко Г.А., спортивной – Берковский Н.Н., культурной – Григорьева Т.И... Обсуждение услышанного. Сочинение на тему «Кем бы я хотел быть».

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

2.3; 2.4 Герои ВОВ – жители села. (Трудоемкость 2 часа).

Форма проведения занятия: экскурсия в Комнату Боевой Славы.

Термины и понятия: герой, ветеран, ВОВ.

Формы организации деятельности: Рассказ о жителях села, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Улица села, названная именем Героя Советского Союза И.К. Улыбина. Беседа о подвигах.

Форма контроля: педагогическое наблюдение, устный опрос.

2.5 Мои родственники – участники ВОВ. Самостоятельная работа обучающихся. (Трудоемкость 1 час).

Форма проведения занятия: индивидуальная, консультирование.

Термины и понятия: ветеран, участник ВОВ.

Формы организации деятельности: Практическое задание: сбор информации о своих родственниках (по плану), которые участвовали в Великой Отечественной войне.

Форма контроля: педагогическое наблюдение. 

2.6 Поэты и писатели нашего края. (Трудоемкость 1 час).

Форма проведения занятия: лекция (рассказ учителя)

Термины и понятия: поэт, писатель.

Формы организации деятельности: Знакомство с организацией "СОЮЗ ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ". Знакомство с творчеством детских поэтов и писателей Омска и омской области (литературная подборка произведений детских писателей и поэтов: Тимофея Белозёрова, Марии Юрасовой, Роберта Рождественского, Нины Цуприк, Бориса Гвоздева, Виктора Васильева, Валерия Чижова, Владимира Новикова, Т. Андринской, Татьяны Четвериковой). Выучить одно стихотворение омского поэта на выбор для конкурса чтецов.

Форма контроля: педагогическое наблюдение, конкурс чтецов.

2.7 Художники нашего края. (Трудоемкость 1 час).

Форма проведения занятия: лекция (рассказ учителя)

Термины и понятия: живописец, пейзажист.

Формы организации деятельности: Просмотр презентации «Путешествие в музей изобразительных искусств имени». Знакомство с творчеством Врубеля Михаила Александровича. Знакомство с творчеством художников: К. П. Белова, С.Т. Белова, В. Р. Волкова, В.В. Кукуйцева, А.Н. Ли́берова. Обсуждение картин: «Царевна-Лебедь» М.А. Врубеля, «Я и мои друзья» А.Н. Ли́берова.

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

2.8 Обобщение знаний по модулю «Люди, прославившие родной край». Конкурс чтецов. (Трудоемкость 1 час).

Форма проведения занятия: индивидуальная.

Термины и понятия: герой, ветеран, живописец, поэт, писатель.

Формы организации деятельности: представление рефератов о родственнике-участнике ВОВ. Конкурс чтецов.

Форма контроля: педагогическое наблюдение, взаимооценка.

Модуль 3 «Культурное наследие» 8 часов

3.1; 3.2 Достопримечательности города Омска. (Трудоемкость 2 часа).

Форма проведения занятия: групповая.

Термины и понятия: достопримечательность, памятник.

Формы организации деятельности: Обсуждение темы «Кому и за что ставят памятники». Просмотр мультимидийной презентации «Памятники Омска».

Форма контроля: педагогическое наблюдение, взаимооценка

3.3 Архитектура города Омска. (Трудоемкость 1 час).

Форма проведения занятия: групповая.

Термины и понятия: архитектура.

Формы организации деятельности: Просмотр презентации и видеосюжетов о разнообразие архитектурных стилей в Омске (борроко, классицизм, модерн). Об истории развития города. Виртуальное путешествие «По историческим местам Омска.  Омск деревянный, каменный, чугунный. Изучение памятников архитектуры (Омская крепость, Тарские ворота, Дом Колчака, Омское отделение Государственного банка России, Пожарная каланча, Сибирский кадетский корпус, Никольская церковь, Любинский проспект, Драматический театр и др.). Дискуссия.

Форма контроля: взаимоопрос, педагогическое наблюдение.

3.4 Музеи г. Омска. (Трудоемкость 1 час).

Форма проведения занятия: групповая.

Термины и понятия: музей.

Формы организации деятельности: Просмотр презентаций, фотографий, видеосюжетов   о музеях города Омска. Беседа о значимости музеев.

Форма контроля: взаимооценка.

3.5 Театры и кинотеатры г. Омска. (Трудоемкость 1 час).

Форма проведения занятия: групповая.

Термины и понятия: театр, кинотеатр.

Формы организации деятельности: Прослушивание и просмотр видеороликов о театрах и кинотеатрах г. Омска. Изучение театральной жизни города Омска и Омской области. Знакомство с актерами через презентацию «Театральные деятели Омского Прииртышья». Дискуссия о значении театров и кинотеатров.

Форма контроля: взаимооценка.

3.6 Путешествие в мир ремесел. (Трудоемкость 1 час).

Форма проведения занятия: групповая, индивидуальная.

Термины и понятия: народный промысл, ремесло.

Формы организации деятельности: Изучение истории народных ремесел и промыслов в Омской области. Просмотр презентации «Сибирские виды народных художественных промыслов».  Поиск материала в книгах, изучение сибирских ремесел.

Форма контроля: взаимооценка.

3.7 Достопримечательности нашего села. (Трудоемкость 1 час).

Форма проведения занятия: групповая.

Термины и понятия: достопримечательность, земляки.

Формы организации деятельности: Экскурсия по селу.

Форма контроля: собеседование.

3.8 Обобщение знаний по модулю «Культурное наследие»

Форма проведения занятия: групповая.

Термины и понятия: архитектура, достопримечательность, земляки, музей, театр.

Формы организации деятельности: обобщение знаний по пройденным занятиям, разгадывание кроссворда.

Форма контроля: кроссворд.

Модуль 4 «Удивительная природа» 9 часов

4.1 Географическое положение нашей малой Родины. (Трудоемкость 1 час).

Форма проведения занятия: групповая.

Термины и понятия: атлас, карта, легенда карты, географическое положение.

Формы организации деятельности: Слушание рассказа о географическом положении Омской области. Работа с Атласом Омской области – рассмотрение легенды атласа, границ омской области.

Форма контроля: взаимооценка.

4.2 Природные зоны Омской области. (Трудоемкость 1 час).

Форма проведения занятия: групповая.

Термины и понятия: природная зона.

Формы организации деятельности: Просмотр видеоэкскурсии по природным зонам Омского Прииртышья (степной, лесостепной, лесной). Участие в обсуждении климатических особенностей   Омской области. Работа с географической картой (нахождение  на карте своего региона и его главного города; учиться различать природные зоны по его растительности и его обитателям, климатическим условиям).

Форма контроля: взаимооценка, педагогическое наблюдение.

4.3 Растительный мир родного края. (Трудоемкость 1 час).

Форма проведения занятия: групповая.

Термины и понятия: растительность.

Формы организации деятельности: просмотр презентации о деревьях и кустарниках, прорастающих на территории Омской области. Виртуальная экскурсия - просмотр видеосюжета о красоте родной природы Омского Прииртышья. Дискуссия.

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

4.4 Насекомые родного края. (Трудоемкость 1 час).

Форма проведения занятия: групповая.

Термины и понятия: насекомые.

Формы организации деятельности: просмотр презентации о насекомых Омской области (виды насекомых, их жизнь, вред и польза от насекомых).                                   Участие детей в обсуждении. Игра «Луг и его обитатели».

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

4.5 Обитатели вод – рыбы. (Трудоемкость 1 час).

Форма проведения занятия: групповая.

Термины и понятия: рыбы.

Формы организации деятельности: Просмотр   презентации о рыбах, которых можно встретить в реках нашего края. Дидактическая игра «Большие и маленькие рыбки».

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

4.6 Обитатели воздушного пространства. (Трудоемкость 1 час).

Форма проведения занятия: групповая.

Термины и понятия: рыбы.

Формы организации деятельности: Просмотр   презентации о птицах нашего края (перелетных, оседлых и кочующих). Беседа и обсуждение увиденного. Виртуальная экскурсия «Экскурсия в Птичью гавань». Дидактическая игра «Узнай, какая я птица!».

Форма контроля: взаимооценка.

4.7 Звери, обитающие на территории родного края. (Трудоемкость 1 час).

Форма проведения занятия: групповая, индивидуальная.

Термины и понятия: звери.

Формы организации деятельности: Просмотр презентации о зверях, обитающих в нашем крае и их жизни. Дидактическая игра «Мир зверей».

Поисковая работа: сбор информации в интернете, в библиотеке и т.д. к следующему занятию подготовить сообщение о любом звере, который обитает в Омской области.

Форма контроля: взаимооценка.

4.8 Реки и озера Омской области. (Трудоемкость 1 час).

Форма проведения занятия: групповая.

Термины и понятия: устье, русло, озеро, река, болото.

Формы организации деятельности: просмотр презентации о реках Омской области: Иртыш, Омь, Тара, Шиш, Уй, Оша, Туй, Ишим.  Питание, характер течения рек (кратко). Поиск рек в атласе Омской области.

Просмотр видеосюжета об озерах Омской области. «Муромцевские озера»- легенды и правда о них. Болота Омской области.

Форма контроля: взаимооценка, педагогическое наблюдение.

4.9 Охрана природы родного края. Обобщающее занятие. (Трудоемкость 1 час).

Форма проведения занятия: групповая, индивидуальная.

Термины и понятия: заповедник, заказник.

Формы организации деятельности: Обсуждение и просмотр «Красной книги» Омской области. Просмотр презентации и видеосюжетов на тему: «Особо охраняемые территории и памятники природы Омской области». Природный парк «Птичья гавань» в Омске. Формирование понятие «эколог». Рассказ о Баировском, Степном, Любинском, Мангутском, Калачинском, Большеуковским государственными заказниками. Тевризский, Туйский, Куренгийский, Бергамакский бобровые заказники. Обсуждение темы: «Формы охраны природы».

Форма контроля: педагогическое наблюдение, тест.

Контрольно-оценочные средства

Методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый, исследовательский; проблемный, игровой, дискуссионный, проектный; активные и интерактивные методы обучения.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, этическая беседа, пример, соревнования, поручения, практические задания и др.

Педагогические технологии: здоровьесберегающая, игровая, ИКТ, технология развивающего обучения.

Планируемые результаты

Критерии оценки

Показатели оценки

Форма контрольно-оценочного

материала

Личностные результаты

1.

Демонстрирует потребность в самореализации и творческом самовыражении

Стремление формулировать и высказывать собственную точку зрения

Низкая степень – ребенок не может сформулировать собственную точку зрения и нуждается в помощи и контроле педагога

Педагогическое наблюдение, беседы, самооценка, участие в конкурсах.

Средняя степень - ребенок формулирует собственную точку зрения с помощью педагога или родителей

Высокая степень – ребенок ясно формулирует собственную точку зрения и стремится ее высказывать

2

Осознает ответственность за то дело, которым занимается.  

Способность доводить начатое дело до результата.

Практическая работа (рисунок, схема), дидактические игры

Низкая степень – ребенок испытывает трудности с доведением дел до завершения (творческое задание)

Педагогическое наблюдение, взаимооценка, самооценка.

Высокая степень – ребенок решает все поставленные в ходе обучения задачи

3

Проявляет интерес к истории и культуре родного края

Степень проявления интереса к истории и культуре родного края

Низкая степень – ребенок не проявляет интерес к истории и культуре родного края

Педагогическое наблюдение.

Высокая степень – ребенок проявляет интерес к истории и культуре родного края.

Метапредметные результаты

1

Проявляет навыки самостоятельной работы при выполнении творческих заданий

Самостоятельность при выполнении творческих заданий,

участии в конкурсах

Минимальный уровень – ребенок испытывает серьезные затруднения при выполнении творческих заданий и нуждается в постоянной помощи и контроле педагога

Наблюдение, собеседование, самооценка.

Средний уровень – ребенок выполняет творческие задания с помощью педагога или родителей

Максимальный уровень – выполняет творческие задания самостоятельно, не испытывает особых затруднений

2

Умеет работать в коллективе и организовать творческий процесс

Степень участия ребенка в совместной творческой деятельности группы.

Практическая работа по атласу Омской области.

Низкая степень участия в совместной работе, действует неохотно, формально.

Наблюдение, взаимооценка.

Средняя степень участия в совместной работе, принимает участие в решении поставленных задач

Высокая степень участия в совместной работе, вносит

значительный вклад в решение поставленной задачи, проявляет инициативу

3

Осуществляет поиск необходимой информации и ее анализ для выполнения заданий

Самостоятельность при поиске необходимой информации и ее анализа для выполнения заданий

Минимальный уровень – ребенок испытывает серьезные затруднения при выполнении творческих заданий и нуждается в постоянной помощи и контроле педагога

Педагогическое наблюдение.

Средний уровень – ребенок выполняет творческие задания с помощью педагога или родителей

Максимальный уровень – выполняет творческие задания самостоятельно, не испытывает особых затруднений

Результаты по направленности программы

1

Проявляет начальные знания об исторических особенностях возникновения родного края, своей школы

Уровень владения знаниями, предусмотренными программой.

Творческая работа (рисунок символов района)

Минимальный уровень — ребенок владеет менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой

Педагогическое наблюдение, взаимооценка, тест.

Средний уровень – объем усвоенных знаний составляет более ½

Максимальный уровень –освоен практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

2

Демонстрирует знания о людях, прославивших родной край

Способность самостоятельно подготовить реферат о ветеране ВОВ; найти и выучить стихотворение поэта Омской области.

Минимальный уровень – ребенок испытывает затруднения при подготовке к реферативной работе и конкурсу чтецов

Педагогическое наблюдение, взаимооценка

Средний уровень – ребенок работает с помощью педагога или родителей

Максимальный уровень – ребенок не испытывает особых затруднений при работе

3

Демонстрирует знания о культурном наследие Омской области

Называет достопримечательности, музеи, театры);

Минимальный уровень – ребенок испытывает затруднения при назывании достопримечательностей, нуждается в постоянной помощи учителя

Педагогическое наблюдение, собеседование, кроссворд.

Средний уровень – ребенок способен самостоятельно рассказывать о культурном наследии с небольшой помощью педагога

Максимальный уровень – способен самостоятельно рассказывать о культурном наследии без помощи педагога

4

Проявляет знания о природе родного края

Называет наиболее распространенных представителей животного и растительного мира родного края; имеет представление о заповеднике, заказнике

Минимальный уровень – ребенок испытывает затруднения при назывании представителей животного и растительного мира родного края, нуждается в постоянной помощи учителя

Педагогическое наблюдение, тест, взаимооценка.

Средний уровень – ребенок способен самостоятельно рассказывать представителях животного и растительного мира родного края с небольшой помощью педагога

Максимальный уровень – способен самостоятельно рассказывать о представителях животного и растительного мира родного края без помощи педагога

Оценочный лист освоения программы

№ п/п

Ф.И. обучающегося

Уровень освоения программы (минимальный уровень, средний, максимальный)

Условия реализации программы

материально-техническое обеспечение

Учебный кабинет.

Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран.

Ноутбук.

Мультимедийный пректор.

Колонка.

Школьный музей быта и истории школы.

Комната Боевой Славы

информационно-образовательные ресурсы

География Омской области — Википедия

ru.wikipedia.org › wiki

 http://www.omskobl.ru/geo/

https://bigenc.ru/geography/text/2689005

https://www.tourprom.ru/country/russia/omsk/all_attr/

http://pogodaomsk.ru/Priroda_Omskoi_oblasti/

http://tavrlib.ru/kraevedenie/istoriya-tavricheskogo-rajona/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_(%D0%9E%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C)

учебно-методическое обеспечение

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием).

Методическая литература для учителя. Атлас Омской области.

Подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся.

кадровое обеспечение

- Высшее педагогическое образование;

- наличие первой квалификационной категории;

-обладание качествами: добросовестность, коммуникативность, терпимость, ответственность, открытость;

- повышение уровня квалификации.

Список литературы

Нормативно-правовые документы, регламентирующие разработку и реализацию общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
  6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 № 196».
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача  Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования  к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  8. Положение о порядке разработки и утверждении дополнительной общеобразовательной обшеразвивающей программы в общеобразовательном учреждении "Сосновская школа " Таврического района Омской области (утверждение пед совет N 3 от 31.01.2022 г)

Методические рекомендации

  1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Министерством образования и науки России совместно с ГАОУ ВО МГПУ, ФГАУ ФИРО, АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.) (письмо   Министерства образования и науки РФ  от 18.11.2015  № 09-3242).
  2. Письмо МООО от 12.02.2019 г. № 2209 «О направлении методических рекомендаций».

Список литературы для учителя

  1. Абломова И.М., Азарова Л.В., Балошенко В. И. Демешко В.Н., Кожухарь А. и др. География Омской области.  Природа. Население. Хозяйство. Под ред. Л. В. Азаровой, Г.И. Саренко. –Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2018г.
  2. Арбузова Л.В., Голикова С.Н. «История Омского Прииртышья». Омск:

БОУ ДПО «ИРООО», 2017. – 176 с.

  1. Атлас омской области под ред. Кожухарь А.А., Гнашинин В.Н. – Омск.: Роскартография, 2019 г.
  2. Красная книга Омской области/ Правительство Омской области. – Омск: ОмГПУ, 2010 г.
  3. Сосновское: страницы истории и современности (к 90-летию села) / отв. Ре. Л.С. Пустовая; Администрация Сосновского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области. – Омск: Изд. Загурский С.Б., 2020 г.
  4. Смирнова, Л.Э. С506 Народные промыслы и ремесла Сибири: учебнонаглядное пособие / Л.Э. Смирнова, Ю.Х. Абаев. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. – 260 с.

Список литературы для обучающихся

  1. Говор И.И. Для любознательных. – М.: 2019.
  1. Гончаренко А.А. Всемирная история для школьников. Краеведение. Омск – 2011.
  2. Символы твоей России/ Сост. Департамент культуры администрации города Омска.- Омск.: 2008г.

Список литературы для родителей

1. Девятьярова И.Г., Селюк В.И. Прогулки по старому Омску. Омск:

Феникс, 2017. – 25 с.

  1. Культура Омского Прииртышья: театр, музыка, изобразительное искусство (Текст): хрестоматия /Авт-сост И.Н.Макарова, О.М.Предит и др. под общ ред. А.П.Сухаревой – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2017 – 216 с.
  2. Творцы омской истории.300 лет во имя Великой России. Информационный сборник/ Сост. Группа «Омск». Омск.: типография РА «Компаньон», 2008
  3. Улицы города Омска. Справочник. – Омск: ГУИПП «Омский дом печати», 2019. – 264 с.

Интернет-ресурсы

  1.  География Омской области — Википедия  ru.wikipedia.org › wiki
  2.  http://www.omskobl.ru/geo/
  3. https://bigenc.ru/geography/text/2689005
  4. https://www.tourprom.ru/country/russia/omsk/all_attr/
  5. http://pogodaomsk.ru/Priroda_Omskoi_oblasti/
  6. http://tavrlib.ru/kraevedenie/istoriya-tavricheskogo-rajona/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа экологической направленности «Родничок»

Состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. К сожалению, ухудшение экологической ситуации в стране служит показателем низкой общей и экологической культуры ...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Затейники»  МБУДО «Дом детского тво...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "По тропам Тамбовского края"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности  "По тропам Тамбовского края"...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб

Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...