Влияние гаджетов на развитие современного ребенка
статья

Волкова Галина Николаевна

                                    Влияние гаджета на развитие современного ребенка

 

    Современная индустрия компьютерных технологий развивается так быстро , что угнаться за всеми новинками  невозможно.  Без удобного приложения сегодня никак не обойтись.  Поэтому у многих родителей возникает масса вопросов, можно ли доверять своему ребенку новомодное устройство.

       Существует большое количество информации о  вредном и положительном влиянии гаджетов на развитие ребенка как психическое, так и физическое. От исследований, доказывающих снижение качества и количества сна у детей, и до повышения уровня развития памяти и мышления у детей

                                                        Упущенное не вернешь

    Дело в том, что за первые два года своей жизни ребенок умудряется преодолеть пропасть, разделяющую только что родившийся, в высшей степени зависимый организм, и физиологически уже вполне автономного и деятельного человека.

В это волшебное время нейроны головного мозга проделывают такое, чего больше уже никогда за всю жизнь не повторят: они перемещаются (в прямом смысле!), формируют между собой связи, приобретают специализацию, невостребованные гибнут, словом, мозг ребенка в этом возрасте можно сравнить разве что с кипящим котлом.

Весь он, ребенок, в это время «настроен» на познание, он жадно поглощает всю доступную о мире информацию, потому что именно сейчас происходит главная в его жизни настройка: настройка жить в этом конкретном мире, в этой материальной реальности. Именно поэтому детям этого возрастного диапазона так важно, чтобы игрушки, книги и все, что с ним соприкасается, было настоящим, доступным непосредственному опытному восприятию через все имеющиеся у него органы чувств. Например, лучшие игрушки те, что можно и потрогать и засунуть в рот и долго рассматривать. А еще очень важно, чтобы эти игрушки и изображения в книгах были реалистичными.

В самом деле, малыш еще только знакомится с окружающим миром и для того, чтобы понять, что кружок с двумя точками и кривой – это стилизованное (абстрактное!) изображение человеческого лица, ему сначала нужно тщательно и подробно изучить настоящее лицо. То же относится и к изображениям/игрушкам, представляющим животных, машины, здания и прочее. От изучения самих объектов окружающего мира ребенок постепенно переходит к изучению их физических свойств и способов взаимодействовать с ними: что во что можно положить, что из чего вытащить, как оно падает и куда девается, упав?

Чем тщательнее и подробнее малыш изучит эту первую в его жизни физику, тем меньше времени ему придется тратить в будущем на решение задач (хорошее владение понятиями о пространстве и  -родительские отношения Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни. И напрасно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении. В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Так, эволюция действия по Д.Б. Эльконину проходит следующий путь: ребенок ест ложкой, затем манипулирует ложкой («кормит куклу»), как мама, далее его действия все более схематизируются, кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку. Компьютерная же игра в исполнении дошкольника имеет другую психосоциальную структуру. Для компьютерной игры характерны: · преобладание механического следования игровому протоколу с погружением в полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эф организации своих движений - залог успеха в математике, геометрии, физике).

                           Положительное влияние гаджетов на развитие ребенка

     Многие современные дошкольные образовательные организации оснащены планшетами и компьютерами. Заходя в кабинет специалиста (педагога-психолога, учителя-логопеда), они, несмотря на разнообразие игрушек, в первую очередь замечают именно компьютер, просят включить его, нажимают на клавиши. Игра на компьютере служит хорошим стимулом для развития у ребенка познавательных процессов и других полезных навыков. Ведь когда ребенок сидит за компьютером, у него горят глаза от неподдельного увлечения и интереса. Он становится более собранным и внимательным, вследствие чего повышается объем запоминаемой информации, включается рассудочная деятельность, развивается мелкая моторика рук и глаз. Существует огромное количество развивающих и обучающих компьютерных программ для дошкольников. Это не «ходилки» и «стрелялки», а игры, которые помогают специалистам (учителям-логопедам, тифлопедагогам, учителямдефектологам и педагогам-психологам) развивать способности ребенка и проводить коррекцию нарушенных функций. Кроме таких игр существуют образовательные программы по обучению детей дошкольного возраста иностранным языкам, по развитию творческих способностей детей. Например, очень популярны программы обучения компьютерной графике, в которых ребенок становится мультипликатором и создает собственный мультфильм. Во многих детских садах широко используются компьютерные программы, предназначенные для выработки навыков управления психоэмоциональным состоянием по методу биологической обратной связи (БОС). Такое «общение» с компьютером очень полезно детям с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью, с эмоционально-волевыми нарушениями (агрессия, страхи, тревожность), с повышенной эмоциональной утомляемостью и многим другим.

                                  Как избежать привыкания?

Если в вашей жизни возникла проблема привыкания ребенка к миру компьютерных технологий и это сказывается на его поведении, общении, учебе, срочно стоит предпринять меры безопасности. Такая зависимость распознается по двум признакам:

  • реальная жизнь и общение с родителями (родственниками, друзьями) отодвигаются на второй план;
  • возникает бурный протест, истерика, угрозы, когда родители пытаются ввести ограничения.

Заметив подобные симптомы чрезмерной увлеченности электронными игрушками, следует отучить ребенка следующими приемами:

  • контроль за длительностью общения отпрыска с «технологиями будущего». Чтобы потом не сталкиваться с подобной проблемой, детей от года и до 5 лет старайтесь совсем не подпускать к гаджетам;
  • изучение рекомендаций к приложениям, чтобы описания соответствовали его возрастной группе;
  • не прибегайте к помощи девайсов без надобности. Не старайтесь отделаться от ребенка, тыкнув ему в руки планшет или айфон, лучше увлеките своим занятием, попросите помочь. И не манипулируйте детьми, обещая игру в качестве вознаграждения за выполненную просьбу.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_gadzhetov_na_razvitie_sovremennogo_rebenka.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Влияние гаджета на развитие современного ребенка

    Современная индустрия компьютерных технологий развивается так быстро , что угнаться за всеми новинками  невозможно.  Без удобного приложения сегодня никак не обойтись.  Поэтому у многих родителей возникает масса вопросов, можно ли доверять своему ребенку новомодное устройство.

       Существует большое количество информации о  вредном и положительном влиянии гаджетов на развитие ребенка как психическое, так и физическое. От исследований, доказывающих снижение качества и количества сна у детей, и до повышения уровня развития памяти и мышления у детей

                                                        Упущенное не вернешь

    Дело в том, что за первые два года своей жизни ребенок умудряется преодолеть пропасть, разделяющую только что родившийся, в высшей степени зависимый организм, и физиологически уже вполне автономного и деятельного человека.

В это волшебное время нейроны головного мозга проделывают такое, чего больше уже никогда за всю жизнь не повторят: они перемещаются (в прямом смысле!), формируют между собой связи, приобретают специализацию, невостребованные гибнут, словом, мозг ребенка в этом возрасте можно сравнить разве что с кипящим котлом.

Весь он, ребенок, в это время «настроен» на познание, он жадно поглощает всю доступную о мире информацию, потому что именно сейчас происходит главная в его жизни настройка: настройка жить в этом конкретном мире, в этой материальной реальности. Именно поэтому детям этого возрастного диапазона так важно, чтобы игрушки, книги и все, что с ним соприкасается, было настоящим, доступным непосредственному опытному восприятию через все имеющиеся у него органы чувств. Например, лучшие игрушки те, что можно и потрогать и засунуть в рот и долго рассматривать. А еще очень важно, чтобы эти игрушки и изображения в книгах были реалистичными.

В самом деле, малыш еще только знакомится с окружающим миром и для того, чтобы понять, что кружок с двумя точками и кривой – это стилизованное (абстрактное!) изображение человеческого лица, ему сначала нужно тщательно и подробно изучить настоящее лицо. То же относится и к изображениям/игрушкам, представляющим животных, машины, здания и прочее. От изучения самих объектов окружающего мира ребенок постепенно переходит к изучению их физических свойств и способов взаимодействовать с ними: что во что можно положить, что из чего вытащить, как оно падает и куда девается, упав?

Чем тщательнее и подробнее малыш изучит эту первую в его жизни физику, тем меньше времени ему придется тратить в будущем на решение задач (хорошее владение понятиями о пространстве и  -родительские отношения Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни. И напрасно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении. В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Так, эволюция действия по Д.Б. Эльконину проходит следующий путь: ребенок ест ложкой, затем манипулирует ложкой («кормит куклу»), как мама, далее его действия все более схематизируются, кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку. Компьютерная же игра в исполнении дошкольника имеет другую психосоциальную структуру. Для компьютерной игры характерны: ∙ преобладание механического следования игровому протоколу с погружением в полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эф организации своих движений - залог успеха в математике, геометрии, физике).

                           Положительное влияние гаджетов на развитие ребенка

     Многие современные дошкольные образовательные организации оснащены планшетами и компьютерами. Заходя в кабинет специалиста (педагога-психолога, учителя-логопеда), они, несмотря на разнообразие игрушек, в первую очередь замечают именно компьютер, просят включить его, нажимают на клавиши. Игра на компьютере служит хорошим стимулом для развития у ребенка познавательных процессов и других полезных навыков. Ведь когда ребенок сидит за компьютером, у него горят глаза от неподдельного увлечения и интереса. Он становится более собранным и внимательным, вследствие чего повышается объем запоминаемой информации, включается рассудочная деятельность, развивается мелкая моторика рук и глаз. Существует огромное количество развивающих и обучающих компьютерных программ для дошкольников. Это не «ходилки» и «стрелялки», а игры, которые помогают специалистам (учителям-логопедам, тифлопедагогам, учителямдефектологам и педагогам-психологам) развивать способности ребенка и проводить коррекцию нарушенных функций. Кроме таких игр существуют образовательные программы по обучению детей дошкольного возраста иностранным языкам, по развитию творческих способностей детей. Например, очень популярны программы обучения компьютерной графике, в которых ребенок становится мультипликатором и создает собственный мультфильм. Во многих детских садах широко используются компьютерные программы, предназначенные для выработки навыков управления психоэмоциональным состоянием по методу биологической обратной связи (БОС). Такое «общение» с компьютером очень полезно детям с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью, с эмоционально-волевыми нарушениями (агрессия, страхи, тревожность), с повышенной эмоциональной утомляемостью и многим другим.

                                  Как избежать привыкания?

Если в вашей жизни возникла проблема привыкания ребенка к миру компьютерных технологий и это сказывается на его поведении, общении, учебе, срочно стоит предпринять меры безопасности. Такая зависимость распознается по двум признакам:

  • реальная жизнь и общение с родителями (родственниками, друзьями) отодвигаются на второй план;
  • возникает бурный протест, истерика, угрозы, когда родители пытаются ввести ограничения.

Заметив подобные симптомы чрезмерной увлеченности электронными игрушками, следует отучить ребенка следующими приемами:

  • контроль за длительностью общения отпрыска с «технологиями будущего». Чтобы потом не сталкиваться с подобной проблемой, детей от года и до 5 лет старайтесь совсем не подпускать к гаджетам;
  • изучение рекомендаций к приложениям, чтобы описания соответствовали его возрастной группе;
  • не прибегайте к помощи девайсов без надобности. Не старайтесь отделаться от ребенка, тыкнув ему в руки планшет или айфон, лучше увлеките своим занятием, попросите помочь. И не манипулируйте детьми, обещая игру в качестве вознаграждения за выполненную просьбу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья (из опыта работы). Влияние игры на развитие личности ребенка.

«Нельзя лишать ученика радости духовной жизни. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» (...

Методическая разработка родительского собрания«Влияние семьи на развитие личности ребенка» с презентацией.

Характер и нравственное поведение  ребёнка -это слепок с характера родителей,он развивается  в ответ на их характер и их поведение . Эта презентация поможет учителю познакомить родителей со ...

Методическая разработка родительского собрания«Влияние семьи на развитие личности ребенка»

Тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка &nda...

Влияние гаджетов на развитие речи

Влияние гаджетов на развитие речи...

Диагностики и предупреждения рисков развития современного ребенка

Диагностики и предупреждении рисков развития современного ребенка (буллинг)...

Влияние гаджетов на развитие речи ребёнка 21 века

Данный доклад может быть представлен педагогом на методических объединениях и родительских собраниях. Он позволит слушателям получить информацию или освежить имеющиеся знания о влиянии гаджетов на раз...

Влияние гаджетов на развитие речи ребёнка

В современном мире гаджеты окружают нас повсюду: дома, на работе, на улице, в общественном транспорте. С каждым днём их становится всё больше и больше. Мы уже не представляем своей жизни без телефона,...