Классный час «Страницы Великой Отечественной войны (1941–1945)»
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Мельникова Наталья Владимировна

Классный час рассказывает о жизни и подвигах советских людей во время ВОв

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка28.25 КБ

Предварительный просмотр:

III Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

Классный час по теме: «Страницы Великой Отечественной войны (1941–1945)»

Разработчик:

Павленко Наталья Владимировна,

учитель  начальных классов

МБОУ СОШ № 9 имени Н.Е. Череваня

2022 год

1. Пояснительная записка

1.1 Тематическое направление: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

1.2 «Страницы Великой Отечественной войны (1941–1945)» – тема позволяет воспитывать у подрастающего поколения чувство патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества. Длительность - 45 минут.

1.3 Целевая аудитория воспитательного мероприятия: учащиеся 4 классов (оптимальное количество участников - до 24 человек).

1.4  Мероприятие  входит в ряд мероприятий, направленных на развитие и воспитание патриотических чувств на живых примерах героизма и жизни сверстников в годы войны.

1.5  Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на живых примерах героизма и жизни сверстников в годы войны.

Задачи:

• Воспитывать у подрастающего поколения чувство патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.

• Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

• Воспитывать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

1.6 Форма проведения: дискуссия. Форма позволяет дать учащимся теоретические знания о проблеме, обсудить полученную информацию.

1.7 При проведении занятия используется информационно-коммуникационная технология  обучения.

1.8  Оборудование: плакаты,  фотографии военных лет, Презентация  

1.9 Мероприятие рекомендуется проводить в середине  учебного года, поскольку оно позволяет воспитывать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

2. Основная часть

2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия

В аудитории необходимо подготовить  ноутбук, плакаты,  фотографии военных лет.

2.2. Описание проведения мероприятия

 1. Организационный момент.

2. Постановка учебной задачи.

- Ребята, каждый год перед 9 мая мы с вами говорим о Великой Отечественной войне. Давайте вспомним, что мы знаем об этом событии?

Слайд 1

Ребятам того времени пришлось многое испытать. До войны у них было такое же счастливое детство, как и у вас. Но 22 мая 1941 года перечеркнуло всю их жизнь.

Слайд 1.

Война — жестокая и ужасная вещь. Пока на земле есть злоба и ненависть, будут войны, которые унесут жизни детей и взрослых. Великая Отечественная война...  Много  дней и ночей продолжалась величайшая в истории битва за свободу и автономию Отечества, за спасение народов от чумы и фашистского рабства. Миллионы людей отдали свои жизни, дабы мы могли видеть чистое небо и спокойно спать. Около тридцати миллионов человек уплатили своими жизнями за наше будущее. Воевали в основном мужчины, но ведь тяжелая ноша легла на плечи матерей, жен, сестер, которые были санитарками на полях сражений, заменяя мужчин на станках, на заводах и на полях колхозов. От женщины-матери исходит начало жизни, и  это несравнимо с войной, убивающей жизнь. Война - не детское дело. Сегодня наш разговор пойдет о тех, кому в самом начале Великой Отечественной войны было 5,8, тринадцать лет… Их детство закончилось двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года. Они подросли, неся на своих хрупких плечах и печаль наших поражений, и веселье наших побед. По обрывкам памяти мы увидим иную войну, войну, которую виделиэти дети.

Ученик .

Июнь. Лето. Суббота. Люди занимались своими обычными делами: мы играли на улице, старшеклассники возвращались с выпускных вечеров. Никто не думал, что приятные хлопоты,  игры и множество жизней будут перечеркнуты одним страшным словом — война. В воскресенье в 4 часа утра немецкие войска перешли границу нашей страны. Многие деревни были сожжены, города окружены и блокированы.

Слайд 2.

Грозный сорок первый… Как он изменил судьбы! Обагрил кровью и слезами детство. Сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок. Разрушил светлые мечты…

Давайте прочитаем значение слова «герой».

(Читаем текст со слайда )

Слайд 3-4.

Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины.

Слайд 5-6.

Но история не может сказать, что ощущала семилетняя девчонка, на глазах у которой её сестра и брат были разорваны бомбой… голод, холод, ужас. Ужас одиночества в данном мире, ужас жизни, которая может закончиться в любой момент. Как и взрослые, они переживали лишения, но и маленькие радости и счастье в конце войны.

Слайд 7-9.

Конечно, не всегда удавалось пойти в школу, но дети бежали туда с огромной радостью. Учителей было мало, условия были тяжелыми. Дети разных возрастов съезжались в школу со всего села и с упоением слушали учителя. Бумаги не было, дети писали карандашами между строк газетной бумаги.

(Читаем слайды 11-14)

Слайд 14.

Таня Савичева.

После войны мир узнал много историй о судьбах детей во время войны. Прежде чем рассказать об одиннадцатилетней девочке из Ленинграда Тане Савичевой, напомню о судьбе города, в котором она жила. С сентября 1941 г. по январь 1944 г. 900 дней и ночей Ленинград жил в кольце вражеской блокады. 640 000 его жителей погибли от голода, холода и бомбардировок. Продовольственные склады были сожжены во время налетов немецкой авиации. Пришлось сократить свой рацион. Рабочие и инженеры получали только 250 г хлеба в день, а  для рабочих и детей 125 г. Фашисты считали, что люди перестанут защищать свой город и сдадут его на милость врагу.

Но они просчитались. Город не может погибнуть, если за него встанет все население и даже дети!

Нет, Таня Савичева не строила укреплений и вообще она не совершила никакого геройства, ее подвиг в другом. Она написала блокадную историю своей семьи…

Большая, дружная семья Савичевой спокойно и мирно жила. Но война отняла у девочки всех родных одного за другим. Таня сделала 9 коротких записей…

Слайд 15-16.

Война прошла через все. Привычная жизнь превратилась в ад: бабушки, деда, отцы, старшие братья ушли на фронт и не возвратились, бомбы посыпались на головы, начался голод, школы стали закрывать, женщины и дети пошли трудиться на заводы, где стреляли пули. Не хватало рабочих, дети работали на станках. Машины были огромные, следовательно они подставляли ящики и становились на них. Дети трудились на заводах, помогали раненым в госпиталях. И все же они были детьми.

Слайд 17-18.

Во время бомбардировок погибали целые семьи, появилось много сирот. В годы войны каждый пятый ребенок останется сиротой. Еще в 1942 году было принято решение приютить сирот. Во время войны создано около четырех миллионов детских домов.

Слайд 19-24.

Громадным испытанием для нашего государства стала блокада Ленинграда. На протяжении девятисот дней гитлеровцы окружали город плотным кольцом, и ленинградцы не могли получить никакой помощи извне: ни еды, ни медицинской помощи, ни топлива... В городе не было воды. Дабы выжить, ленинградцы вырезали из Невы куски льда и таскали их в свои дома, дабы растопить и получить хоть какую-то жизненно значимую влагу. Мебель бросали в печь, дабы  согреться. Суп готовили из остатков кожаной обуви. Люди раздувались от голода, потому что дневная норма хлеба выглядела так: сто пятьдесят грамм  хлеба. Все эти невзгоды, как и взрослые, мужественно переносили дети.

Доклады.

- С первых дней войны миллионы людей по всей стране устремились на фронт. Вчерашние школьники, студенты, молодежь осаждали военкоматы. Война – дело мужское, но молодые граждане чувствовали себя причастными к происходящему в родной стране, и они, настоящие патриоты, не могли остаться в стороне от драмы, развернувшейся на их глазах. Они буквально сделали все, чтобы стать защитниками Отечества. Некоторым это удалось.  Юноши и девушки бежали на фронт из дальних тыловых городов и деревень. Их желание было продиктовано единым (искренним) нескрываемым желанием - сокрушить ненавистный фашизм. Молодые граждане писали: «Направьте нас туда, где нужны наши руки, наши знания».

Слайд 21.

Валя Котик.

Когда гитлеровцы ворвались в Шепетовку, Валя Котик и ее друзья решили дать бой врагу. Ребята собрали с поля боя оружие, которое партизаны потом в телеге с сеном перевезли в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты дали Вале роль связного и разведчика в их подпольной организации. Он узнал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты планировали карательную операцию против партизан, и Валя, найдя гитлеровского офицера, руководившего карателями, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе с матерью и братом Виктором ушли к партизанам . . Пионер, которому только что исполнилось четырнадцать, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. Сами по себе - шесть вражеских эшелонов взорвались на пути к фронту. Валя Котик награжден орденами Отечественной войны I степени и Партизана Отечественной войны II степени. Валя Котик героически погиб, и Отечество посмертно присвоило ему звание Героя Советского Союза. Перед школой, где учился этот отважный первопроходец, ему установлен памятник. На его счету шесть взорванных вражеских эшелонов. Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью «Партизан Отечественной войны» 2-й степени. Валя Котик погиб геройски, и Отечество посмертно присвоило ему звание Героя Советского Союза.

Слайд 23.

Марат Казей.

...Война обрушилась на белорусские земли. Фашисты вторглись в деревню, где проживал Марат со своей матерью Анной Александровной Казей. К осени Марату уже  необходимо было ходить в школу, в пятый класс. Фашисты превратили здание школы в свою казарму. Недруг был в ярости. Анна Александровна Казей была схвачена за связь с партизанами, и скоро Марат узнал, что его мать повешена в Минске. Сердце мальчугана наполнилось гневом и злобой к недругу. Совместно с сестрой Адой, комсомолкой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станковский лес. Он стал разведчиком в штабе партбригады. Он проникал во вражеские гарнизоны и доставлял дорогие данные командованию. Применяя эти данные, партизаны разработали  операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске... Марат принимал участие в поединках и  проявлял отвагу, бесстрашие, совместно с опытными подрывниками подрывал железную дорогу.  Пионеру Марату Казею было присвоено звание Героя Советского Союза. В Минске установлен монумент юному герою.

Слайд 25-29.

Гитлеровское руководство истребляло мирное население на всей оккупированной территории Советского Союза. Обычно перед выселением в деревню врывался отряд карателей, сжигал дома, угонял скот, грабил имущество. Многие жители были убиты на месте или сожжены в своих домах. Женщин с детьми собирали на вокзалах, грузили в вагоны,  и увозили  в один из лагерей или тюрьму.

 Много детей  использовались как живой экспериментальный материал для бесчеловечных экспериментов. Немцы организовали завод детской крови для нужд немецкой армии. Фашисты, имея отлично обученную и вооруженную армию, стремительно захватили города, села. Люди этого не приняли,они создали партизанские отряды. В этих отрядах  было много молодых воинов, юношей и девушек. Многие из них воевали с оружием в руках. Эти ребята были разведчиками, они добывали необходимую партизанам информацию.

Слайд 26.

Лёня Голиков.

Он вырос в селе Лукино, на берегу реки Поло, впадающей в легендарное озеро Ильмень. Когда враги захватили его родное село, мальчик ушел к партизанам. Не раз выезжал в разведку, передавал важные сведения партийному отряду. И летели с холма вражеские поезда и машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Был в его жизни бой, где Леня сражался один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, перевернула машину. Выскочил фашист с портфелем в руке и, отстреливаясь, побежал. Леня за ним. Он преследовал врага почти километр и в конце концов убил его. В папке были очень важные документы. Штаб партизан немедленно отправил их в Москву. В его короткой жизни было много других сражений! И юный герой, сражаясь плечом к плечу со взрослыми, никогда не дрогнул. Погиб под деревней Острая Лука зимой 1943 года, когда противник особенно разозлился, почувствовав, что под ногами горит земля, что его не пощадят... 2 апреля 1944 года вышел указ Президиумом Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза пионере - партизане Лене Голикове.

Слайд 28.

Зина Портнова.

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в селе Зуя, где она отдыхала — это недалеко от станции Оболь Витебской области. В Оболе была создана подпольная комсомольская молодежная организация «Юные мстители», и Зина была избрана членом ее комитета. Принимала участие в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки и вела разведку по заданию партизанского отряда.

...Декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В селе Мостище ее предал предатель. Фашисты похитили юную партизанку и пытали ее. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, ее решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и выстрелила в упор в гестапо.

Офицер также был застрелен на месте. Зина попыталась убежать, но фашисты настигли ее...

Отважную юную пионерку жестоко пытали, но до конца она оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Отечество посмертно отметило её подвиг своим высшим званием: званием Героя Советского Союза.

Страшное время для детей и матерей в концлагере наступило, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно вырывали младенцев у несчастных матерей. Во время кровавых расправ над заключенными в тюрьмах, где немцы расстреляли несколько сотен человек, для детей не делалось исключений.

Ученик.

О, война, что ты натворила, подлая:

Наши дворы стали тихими,

Наши мальчики подняли головы

Они созрели до сих пор

На пороге еле маячил

И ушли - за солдатом солдат...

До свидания, мальчики!

Мальчики, попробуйте вернуться!
 

Война нас не сломила. Мы сражались. Время показало, насколько может подрасти маленькое детское сердце, когда в нем разгорается святая любовь к Родине и злоба к её недругам.  На детские, хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий и боли военных лет. И они не прогнулись под этим злом! Маленькие герои великой войны.

Обыкновенные ученики, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы мы могли расти, учиться и жить в мире. Сегодня мы побеседуем о них, об их подвигах. Послушайте рассказы, подготовленные вашими одноклассниками, и попробуйте поставить себя на место этих героев: хватит ли вам сердечных сил и мужества, дабы перенести то, что пришлось испытать им?

За специальные заслуги, бесстрашие и героизм в борьбе с гитлеровцами они были удостоены звания Героя Советского Союза, награждены орденами и медалями. А в указах о наградах ни разу не упоминалось, что речь идет о детях. Их называли по имени и фамилии, как и взрослых. Отчего? Потому что их воинская доблесть была в одних рядах, рядом со взрослой отвагой.

Учитель.

- Вы рассказали только о нескольких героях, а ведь их тысячи. Они работали на заводах, помогали раненым в госпиталях, воевали на фронтах, в партизанских отрядах. И всё же они оставались детьми.

Ученица 1.

- Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы. Пережившие войну дети говорили: «Мы родом из войны. Родом из украденного детства, наполненного горем и ужасом». Забыть страдание даже одного маленького человека - это предать детскую память 4 миллионов погибших детей.

Ученик 2:

- В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной, суровой войне.

Ученик 3:

- Мы помним всех: героев и рядовых солдат, и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию.

 Минута молчания (звучит метроном).

Учитель:

- Вечная память всем погибшим.

пусть небо будет ясным над землей,

Пусть люди наслаждаются мирной жизнью!

Мы не допустим войны!

Защитим нашу Родину!

Рефлексия

Что было главное в уроке?

 Закончи предложения:

✓ Сегодня я узнал(а) …

✓ Было интересно …

✓ Было трудно …

✓ Я понял(а), что …

✓ Я смог(ла) …

✓ Я попробую …

✓ Меня удивило …

✓ Занятие дало мне для жизни …

✓ Я приобрел(а) …

Какое настроение вызвал урок?
 

Используемая литература:

1.Беседы о детях - героях Великой Отечественной войны. Т.А.Шорыгина. М., Сфера, 2011.

2.Журнал «Начальная школа»,2010-2016г.Статьи о Великой Победе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация классного часа, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне (1941-1945)

Презентация посвящена Победе Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 года. Показана героическая роль советского народа в достижении Победы. Использованы стихи...

«Герои Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.»- сценарий классного часа

«Герои Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.»- сценарий классного часа...

«Герои Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.»- сценарий классного часа

«Герои Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.»- сценарий классного часа...

Классный час, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945)

Великая Отечественная война 1941-1945гг. – война, какой не было в истории. Мы называем её Великой, потому что велико мужество народа и велик его гнев. Мы называем её Отечественной, потому что все защи...

Классный час «Страницы Великой Отечественной войны (1941–1945)»

Классный час о жизни и подвигах советского народа в период Великой Отечественной войны...

Открытый классный час «Мы – правнуки ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ», посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945)

Открытый классный час«Мы – правнуки ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»,посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945)....