Рабочая программа по внеурочной деятельности "Как жили наши предки"
рабочая программа (1 класс)

Аликсеенко Лариса Валерьевна

Материал содержит пояснительную записку, календарно-тематичекое планирование к программе по внеурочной деятельности "Как жили нашипредки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_zhili_nashi_predki_1_klass.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

 «Как жили наши предки» 1 класс

Пояснительная записка

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся. Программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. 

Особенности программы

Программа духовно – нравственного воспитания «Как жили наши предки» направлена на формирование в каждом ученике патриота своей страны, на раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни по традициям и обычаям своей страны. Программа реализуется в тесном сотрудничестве семьи, школы, общественности.

Актуальность и перспективность курса 

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, учебным заведением, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Вопрос о развитии социальных компетентностей обучающихся стоит особенно актуально. Известно, что наиболее успешный опыт социализации школьники приобретают во внеурочной деятельности, в работе детских общественных организаций, кружках, клубах секциях дополнительного образования.

Программа внеурочной деятельности «Как жили наши предки» направлена на социализацию, организацию внутриклассного и школьного коллектива, приобщение к духовной и этнической культуре русского народа, знакомство с национальными культурами других народов Российской Федерации развитие лидерских качеств обучающихся.

Особенность данной программы заключается в том, что работа проводится комплексно: внеурочная деятельность сочетается с учебным процессом. Учащиеся могут проявить свои знания умения в теоретической и практической деятельности.

Организация работы

Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия – 7-8 лет.

Кол-во обучающихся в группе - до 25 человек

Срок реализации программы - 1 год  

Объём часов, отпущенных на занятия - 33 часа 

Занятия проходят 1 раз в неделю:

Продолжительность одного занятия - 40 минут

Цель - приобщение к культуре русского народа.

Задачи реализации программы:

  • познакомить учащихся с традиционной культурой русского народа, историей родного края;
  • собирать материал, связанный с историческими событиями, жизнью и бытом русского народа, старинными обрядами, обычаями, праздниками;
  • приобщать школьников к литературе, живописи родного края;
  • познакомить с народными промыслами;
  • способствовать развитию навыков поисковой, научно-исследовательской деятельности;
  • развивать интерес к учебным предметам, творческие способности учащихся.

Принципы:

  • включение учащихся в активную деятельность;
  • доступность и наглядность;
  •  связь теории с практикой;
  • учёт возрастных особенностей;
  •  сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
  •  целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Формы организации образовательного процесса

Программа предполагает использование в работе различных форм занятий:

Групповые формы работы. Обучающиеся осваивают теоретический и практический новый материал под руководством учителя.

Индивидуальные формы работы. Проводится с целью отработки полученных знаний по новому материалу. Эта форма работы основывается на творческой деятельности каждого учащегося. Учащиеся имеют свободу выбора материала, техники выполнения, инструментов после прослушивания теоретического материала.

Коллективные формы работы. Важнейшим моментом при работе с учащимися является создание и укрепление коллектива. Этому способствует подготовка и проведение общих праздников, изготовление коллективных работ, чаепитие. Такая работа способствует формированию объективной самооценки и оценки своих товарищей.

Используемые методы обучения:

  1. Методы организации и осуществления познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрации, репродукции); практические (экскурсии, праздники, творческая мастерская); познавательные (устный журнал, консультация);  конкретные и абстрактные методы (анализ, сравнение, обобщение).
  2. Методы стимулирования и мотивации деятельности: эмоциональные (поощрение, удовлетворение желания быть значимой личностью);  познавательные (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий); волевые (самооценка деятельности и коррекция); социальные (развитие желания быть полезным отечеству, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективно работы, рецензирование).

  1. Структура курса
  1. Устное народное творчество
  2. О традициях крестьянской жизни
  3. Об устройстве крестьянского дома
  4. Кто я и где мои корни?
  5. Мастерство русского народа

Перечень универсальных действий

Личностные результаты изучения курса:

  • осознавать роль знания традиций русского народа для жизни в многонациональной стране;
  • понимать, для чего необходимо знать собственные семейные «корни» и традиции;
  • знать и уважительно относиться к культуре других народов;
  • с уважением и пониманием относиться к старшему поколению, помогать людям, нуждающимся в заботе и внимании;
  • выражать своё отношение к тем или иным культурным особенностям русского народа.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
  • Учиться совместно с учителем, обнаруживать, формулировать нравственную проблему;
  • Учиться планировать свою деятельность во внеурочное время;
  • Высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки;
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога);
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем (средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач;
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения задач;
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
  • Самостоятельно выбирать материал, инструменты, способ изготовления изделия из ряда предложенных способов.

 Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • Слушать и понимать речь других людей;
  • Вступать в беседу во внеурочной деятельности;

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

3.Календарно-тематическое планирование

Тема

часы

теория

часы

практика

дата

1.

Введение.

1

2.

Экскурсия в школьный музей

1

3-5

Аналитический просмотр фильма «Князь Владимир»

3

6.

Кроссворд по теме «Князь Владимир»

1

Устное народное творчество

         7

7.

Сказки «Заюшкина избушка», «У страха глаза велики»

1

8.

Сказка «Коза Дереза»

1

9.

Сказки «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба»

1

10.

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1

11.

Сказка «По щучьему велению…»

1

12.

Итоговое занятие «Путешествие по сказкам»

1

О традициях крестьянской жизни

         5

13.

«В семье и на миру».

1

14.

«По одежке встречают...»

1

15.

«Боги древних славян»

1

16.

«Праздники древних славян»

1

17.

«Во что играли наши предки»

1

Об устройстве крестьянского дома

         3

18.

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

1

19.

«Русская печь»

1

20.

«Красному гостю - красный угол»

1

Кто я и где мои корни?

         5

21.

«Моя родословная»

1

22.

«Бабушкины сказки»

1

23.

«Русское чаепитие»

1

24.

«Крестьянские календарные праздники и обряды».

1

25.

Итоговое занятие - проект «История игрушек»

1

Мастерство русского народа

            8 

26.

«Народные промыслы»

1

27-28

Роспись деревянных изделий

1

1

29.

«Танцующая глина»

1

30.

«Лепка из пластилина игрушек»

1

31.

«Волшебный лоскуток»

1

32.

«Вышивание»

1

33.

Годовой отчёт «Праздник славянской письменности»

1

Итого

33

4. Информационно-методическое обеспечение

  1. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.
  2. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982
  3. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
  4. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
  5. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
  6. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
  7. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002
  8. Цифровые образовательные ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как жили наши предки

Яркая презентация по формированию у учащихся интереса к изучению прошлого своей Родины...

тест по окружающему миру ( ПоглазоваО) "Как жили наши предки?"

Тест даёт возможность проверитьзнания учащихся по теме "Как жили наши предки"....

рабочая программа по внеурочной деятельности "Наши проекты"

Программа внеурочной деятельности для 3 класса....

Обобщающий урок по разделу «Как жили наши предки»

урок по окружающему миру  УМК "Гармония"...

Урок кубановедения 2 класс "Дом, в котором жили наши предки"

Открытый урок по кубановедениюЦели  урока: - познакомить с историей и культурой Кубани,  бытом кубанского      казачества на основе изучения внутреннего убранства ха...

Как жили наши предки славяне

Тема занятия: «Как жили наши предки». Форма: Викторина Цель: знакомство с особенностями жизни славян, воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ....

Презентация "Как жили наши предки"

Данная презентация подготовлена для ознакомления детей начальной школы с историей славян: города, ремёсла, быт, основные занятия, торговля и защита своих рубежей....