Использование притч в духовно- нравственном воспитании школьников- мастер-класс
методическая разработка

Александрова Людмила Александровна

Описание опыта работы по  классной инновационной плащадке по теме "Использование притч в духовно- нравственном  воспитании школьников".

Вопрос нравственно - духовного воспитания учащихся является одним из ключевых в современном обществе. Воспитание – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. нравственно- духовное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_pritch_v_duhovno-nravstvennom_vospitanii.docx24.4 КБ
Microsoft Office document icon master-klass.doc85.5 КБ
Office presentation icon pritchi.ppt2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Использование притч в духовно- нравственном

 воспитании  школьников

Вопрос нравственно - духовного воспитания учащихся является одним из ключевых в современном обществе. Воспитание – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. нравственно- духовное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

В процессе своей деятельности на уроке,  использую различные приемы и методы.

Одним из таких приемов  «питания детской души», гармоничного развития и раскрытия внутреннего мира ребенка, следования общечеловеческим ценностям в повседневной жизни, считаю  использование притч на уроках в начальной школе.

Почему я выбрала этот материал? На занятиях заметила, что часто дети читают текст глубоко не вникая в него, не понимая содержание, а порой и теряют мысль. Притча учит их пытаться осмысливать прочитанное. Поэтому учитель стоит перед выбором: либо ты им даешь сухую информацию, либо – пытаешься воспитывать, что-то обсуждая на жизненных примерах. Для себя я решила: пусть лучше ученики получат меньше точной информации, но я попытаюсь их вызвать на откровенный разговор, затронуть душевные струнки, что, возможно, когда-то в них отзовется. И для этого притча оказалась самым подходящим материалом.

Ценность притчи в том, что она вызывает учеников на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате обсуждения притчи мы на уроке приходим к какому-то общему мнению (а не учитель сообщает детям готовое «правильное» решение).

Что же такое притча? Причта – это удивительный жанр. Слово притча является переводом  на славянском языке  «притъка»-случай, происшествие- иносказание, образный рассказ, часто употребляемый для изложения вероучительных истин,  с греческого слова «paraballo», что значит “располагать в ряд”. Таким образом, притча – это то, что поставлено в один ряд с чем-либо для сравнения. В притче обычное событие повседневной жизни используется для того, чтобы подчеркнуть или разъяснить важную  истину.  В них отражается  жизнь человека, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения.

Задачи работы с притчей:

1. формирование нравственных ценностей;

2. использование речевых средств для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

3. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,

4. готовность слушать собеседника и вести диалог, возможность  высказывать свою точку зрения.

Уникальность притчи и в том, что она имеет множество свойств.

Свойства притчи: краткость; не требует доказательств; подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации; не содержит прямого наставления, морали (слушатель сам должен его вывести); строится на сравнении, подобии, противопоставлении явлений и фактов; предполагает мыслительную деятельность; несет в себе определенный  поучительный урок; помогает постичь важную нравственную истину; способ передачи мудрости старшего поколения.

Если говорить о притче с точки зрения методики, то возникает вопрос, а где, собственно, она уместна? Многолетняя собственная практика показала, что притча уместна для мотивации в начале урока, чтобы помочь детям побыстрей включиться в него.  Классный час на тему  «Счастье человека» я начала с притчи о счастье. 

 Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

— Что еще слепить тебе? — спросил Бог.

— Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.  (вопросы Что такое счастье? В чем смысл притчи?…)

Притчи можно использовать как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения. Образы притч могут быть и примером для подражания. Например, когда мы говорили о добре на уроке литературного чтения, я рассказала следующую притчу «Юноша и звезды».

Старик шел по берегу моря и увидел молодого человека, который подбирал на берегу морские звезды и бросал их в волны. Старик спросил, зачем он это делает. Юноша ответил, что звезды умрут без воды. Старик возразил, что звезд слишком много, поэтому – что толку в его усилиях? Юноша посмотрел на звезду, которую держал в руках и сказал: «Толк есть хотя бы для нее одной. Пусть она еще поживет»… Далее я предложила детям вопросы о том, как можно оценить поступок юноши и что такое доброта.

Вопросы для размышлений:

-Кого или  что можно назвать «морской звездой» которую вы бы хотели спасти?

-Как много значит для того, кого Вы «пытаетесь спасти»?

-Что Вы делаете каждый день , чтобы достичь цели?

Притчи можно использовать для обсуждения той или иной темы, для рефлексии в конце урока.  Например,  при чтении рассказ «Никакой я горчицы не ел» с целью раскрытия важности  познания себя при выборе пути, своего  истинного  предназначения, предлагаю притчу «О ручейке» (Сделали вывод:  что значит «найти свое призвание?»)

Нравится детям притча про одуванчики. Знакомство с этой притчей провела во время экскурсии весной на улице, во время цветения одуванчиков. Когда зашли в класс ребята рисовали цветы. На следующий урок в качестве домашнего задания, дети принесли стихи, рисунки и даже рецепты из одуванчиков. Мы их действительно, полюбили!

В конце учебного года (это для меня стало традицией) я демонстрирую учащимся 4 класса притчу «Полная банка» к теме «Человеческие ценности», дети участвуют активно, помогая называть все ценности, определяя самые важные для жизни.

Работа над притчей «Ведро яблок»    в 3 классе по теме «Щедрость и великодушие» (задание после прочтения: 1 группа- рисунок к притче, 2 группа яблочки с характеристикой человека великодушного и щедрого, 3 группа  придумали продолжение к притче (где отрицательный герой осознал свое поведение, попросил саженцы у соседа, посадил сад, плоды раздавал всем и стал добрым и щедрым).

После пересказа  притчи о «Семейных ценностях», учащимся предлагаю создать  вместе с родителями родословное дерево, рассказать о своих предках, исследовать традиции, обычаи своей родословной. Результат необычайный: дети принесли очень много работ, при этом рассказывали как родители активно участвовали, обзванивали родственников как в Казахстане, в России и даже в Германии. ….

Темы притч могут быть разнообразными: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок и т.д.

Примерный перечень использования притч по темам:

О добре и зле;

О добрых и плохих поступках людей;

О милосердии и сострадании

«Окно», «Брошенный камень», «Про кота», «Два волка», «Две подруги», «Город Ангелов», «Девять медалей», «Морские звёзды», «Добрые дела», «О слепце», «Человек в яме», «Про собаку», «Про мост», «Сердце», «Донор», «На мосту», «Странная женщина и темнокожий мужчина», «Богадельня».

Воспитай себя сам

«Гвозди», «Начни с себя», «Всё познаётся в сравнении», «Урок бабочки», «Позитивное видение», «Борьба двух начал», «Богатый и бедный», «Всё в твоих руках», «Жизнь в клетке», «О художнике», «Семь чудес света», «Об общественном мнении», «Хитрец», «Три Я», «Притча о ярости».

О мужестве и героизме

«Город Ангелов», «Калека», «Донор», «Бирюзовый платок», «Девять медалей», «Сердце», «Про мост».

Любовь и уважение к родителям и близким людям

«Воробей», «Ангел-хранитель. Мама», «Близнецы», «О блудном сыне», «Отец и сын», «Записка», «Забери меня, мама», «Мамочка», «Разговор с мамой», «Корзину- то возьми»

О жизненных ценностях

«Русская земля», «Богатый и бедный», «Семь чудес света», «О надежде», «О жизни», «О смысле жизни», «О ценности жизни», «Калека», «О художнике», «Как изменить мир», «Предназначение», «То, что можно изменить», «Содержание важнее внешнего вида»

О любви и влюблённости

«Роза», «Бирюзовый платок», «О любви ветра и цветка», «Хрупкая мечта», «Венчальная», «Куда уходит любовь», «Любовь жила», «Любовь и сумасшествие», «Любовь и счастье», «Разум и чувства», «Про любовь и влюблённость», «Сам слепи своё счастье», «Улыбка»

Об отношениях к братьям нашим меньшим

«Морские звёзды», «Про кота», «Про собаку», «Про бабочку», «Светлячок»

Для бесед с родителями

«Наши дети», «Семь чудес света», «Ангел-хранитель. Мама», «Богатый и бедный», «За день до своего рождения», «Близнецы», «Притча о гвоздях», «Корзину – то возьми», «Хрупкий подарок», «Записка», «Забери меня, мама», «Почему меня ты, мама, не родила», «Цепочка хромосомная», «Ювенальная юстиция»

        Я заметила, что читая произведения великих писателей , народные сказки можно отметить их как притчи, носящие в себе нравственную ценность. Вот некоторые из них.

Русские народные сказки

 «Лиса и журавль» - забота о друге, поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.

«Царевна-лягушка» - не старайтесь менять тех, кого любите, зависть до добра не доводит.

«У страха глаза велики» - каждый боится чего-то своего, и часто напрасно.

Авторские сказки

Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке» - всему есть предел и желаниям тоже.

Г-Х- Андерсен «Гадкий утенок» - не надо смеяться над недостатками, они могут стать достоинствами.

«Новый наряд короля» - не бойтесь говорить правду или спрашивать что не знаешь.

Козлов С. «Черный омут» - цени то, что имеешь.

Рассказы Л.Н.Толстого

«Лгун» - если однажды соврал – вряд ли тебе поверят в дальнейшем.

«Отец и сыновья» - если жить в согласии - никто не одолеет.

«Три сына» - Делай добро. Помни о боге и храни его в своей душе.

«Волк и собака» - у каждого есть свобода выбора. Счастье – это тоже выбор.

«Царь и рубашка» - счастье внутри человека, независимо от числа рубашек на нем.

Рассказы Е.Пермяка

«Рукавицы и топор» - лучшее наследство – умение.

«Торопливый ножик» - терпение- качество настоящего мастера.

Разновидности заданий при работе с притчей на уроке:

· обсуждение основной идеи и смысла притчи; формулировка вопросов;

·  название притчи;

· притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться);

· выделение ключевых слов – понятий, с последующим комментированием;

· инсценировка притчи;

· подбор пословиц, поговорок на идею притчи;

· сравнение с басней, видеороликом  (определить);

· вставить пропущенные слова в текст притчи;

· притча с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, профессии, социальной роли и т.п.).

· сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями;

· определение ценностей, которые отражает притча.

· составление кроссвордов, ребусов по идее притчи;

· иллюстрация притчи.

Сочетание разных методов, форм и видов деятельности повышает мотивацию учащихся и делает уроки наиболее продуктивными, интересными.

Работа над притчей «Ведро яблок»    в 3 классе по теме «Щедрость и великодушие» (задание после прочтения: 1 группа- рисунок к притче, 2 группа яблочки с характеристикой человека великодушного и щедрого, 3 группа  придумали продолжение к притче (где отрицательный герой осознал свое поведение, попросил саженцы у соседа, посадил сад, плоды раздавал всем и стал добрым и щедрым). Драматизация  

После пересказа  притчи о «Семейных ценностях», учащимся предлагаю создать  вместе с родителями родословное дерево, рассказать о своих предках, исследовать традиции, обычаи своей родословной. Результат необычайный: дети принесли очень много работ, при этом рассказывали как родители активно участвовали, обзванивали родственников как в Казахстане, в России и даже в Германии. …. Исследовательский метод

Прием «Облака мыслей». Автор этого приема Ш.Амонашвили. дети слышат название притчи, обдумывают и записывают все, что приходит в голову в связи с этой темой.

Педагог должен помнить, что на уроках, необходимо целенаправленно создавать условия для становления нравственно- духовной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому он стремится.

Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы, их сердца наполнятся мудростью, а разум — пониманием.

Список литературы

1.      Начала мудрости. А. Лопатина, М. Скребцова –Москва; Амрита-Русь, 2005.

2.      Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов/ Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 16 – е изд., испр. – М: Русский язык, 1984. – с.310, 315, 737.

3.      Тумина Л.Е. Без притчи века не изживёшь (приёмы работы с притчей на уроках развития речи)// Журнал «Русский язык в школе», Ν6, 1997. – с.9 – 15.

4.      Энциклопедический словарь юного литературоведа/Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988. – с. 232 – 234.

5.      Древнерусская притча. — М.: Советская Россия, 1991.

6.      Тумина Л.Е. Без притчи века не изживёшь (приёмы работы с притчей на уроках развития речи)// Журнал «Русский язык в школе», N6, 1997. – с.9 – 15.

7.      100 великих гениев/ Р.К. Баландин. – М.: Вече, 2005. – с.191 – 192



Предварительный просмотр:

Республика Марий Эл

Моркинский район

МОУ «Шоруньжинская средняя общеобразовательная школа»

             

                                                                                           

                                                   

Описание инновационной деятельности

« Использование притч в духовно- нравственном

 воспитании школьников» 

                                                      Работу выполнила

                                                                      учитель начальных классов:

                                                              Александрова Людмила

                                              Александровна

Шоруньжа

2022

Мастер-класс

Добрый день уважаемые коллеги! Меня зовут Людмила Александровна Александрова. Работую в Шоруньжинской средней общеобразовательной школе учителем начальных классов. Общий трудовой стаж 26 лет.

Предлагаю Вашему вниманию мастер - класс на тему:

«Использование притч в духовно- нравственном воспитании школьников»

Духовно-нравственное воспитание - это сложная, противоречивая, и важнейшая проблема педагогики. Ведь от того, каким в духовно-нравственном отношении формируется ребёнок, зависит, состоится ли он вообще как человек. Именно нравственность включает такие понятия: душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, т.е. самые ценные и главные человеческие качества. И мы, взрослые, обязаны ежедневно, ежеминутно воспитывать их в наших детях.

Как помочь ребёнку ответить на жизненные вопросы, в которых заложен нравственный смысл?

На уроках и занятиях заметила, что часто дети читают текст глубоко не вникая в него, не понимая содержание, а порой и теряют мысль.  Я стою перед выбором: либо я им даю сухую информацию, либо – пытаюсь воспитывать, что-то обсуждая на жизненных примерах. Для себя я решила: пусть лучше ученики получат меньше точной информации, но я попытаюсь их вызвать на откровенный разговор, затронуть душевные струнки, что, возможно, когда-то в них отзовется. И для этого притча оказалась самым подходящим материалом.

Ценность притчи в том, что она вызывает учеников на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате обсуждения притчи мы на уроке приходим к какому-то общему мнению (а не учитель сообщает детям готовое «правильное» решение).

Если говорить о притче с точки зрения методики, то возникает вопрос, а где, собственно, она уместна? Многолетняя собственная практика показала, что притча уместна для мотивации в начале урока, чтобы помочь детям побыстрей включиться в него, как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения, образы притч могут быть и примером для подражания, для обсуждения

 той или иной темы, для рефлексии в конце урока.

Предлагаю  решение этого вопроса  на основе проблемного диалога по содержанию притчи.

Хочу напомнить вам,  притча - это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. По содержанию притча близка к басне. Она содержит какую-то дилемму, неожиданные слова, поступки. Притча объединяет опыт разных  людей, народов. Простой язык притч понятен детям.

Способов использования притч очень много.

 Я начну с базового метода работы  – ОБСУЖДЕНИЕ ОСНОВНОЙ ИДЕИ И СМЫСЛА ПРИТЧИ.

На уроках литературного чтения при  чтении рассказа Л. Толстого «Старый дед и внучек» предлагаю послушать и поработать над притчей, которая называется «Корзину-то возьми».

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнёс высоко в горы. Опустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

-Сынок, я не в обиде, что ты принёс меня сюда, но корзину – то возьми!

-На что она мне?

-Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…

Уважаемые помощники, теперь предлагаю вам ответить на мои вопросы.

- О ком эта притча?

- О чем забыл сын?  

 (обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда родители стареют)

- Что бы вы сказали сыну?

- В чём заключается ответственность родителей и детей друг перед  другом?

- Чему учит притча?

(Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлить дни твои на земле»….- одна из заповедей христиан.)

         Кто в молодости не заботиться о своих родителях, тот обрекает себя на страдание в старости.

- Молодцы, вы правильно поняли смысл притчи.

- Предлагаю поработать в группах. У каждой группы своё задание.

Задание для 1 групы: Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи. Объясните, почему так решили!

Задание для 2 группы: Выберите пословицу, которая точнее других  передает смысл притчи.

Задание для 3 группы: Вспомните и обсудите, приходилось ли вам читать подобные произведения, либо было в вашей жизни событие, которое подходит по смыслу к притче  (выберите только одну историю и расскажите другим группам).

 Давайте послушаем выступление групп.

1 группе - Вы верно определили и  качества юноши и старика.

2 группе – Я согласна с вашим выбором. А другие пословицы подходят к смыслу притчи?

3 группе – Молодцы, вы хорошо поработали. Интересная история.

Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости – оглянись на то, как ты относишься к своим родителям».                              Персидская поговорка

Отец  и мать для нас все. И наша обязанность «чтить отца и мать» не кончается , когда они даже стареют.

ВЫВОД  МАСТЕР-КЛАССА.

Уважаемые педагоги! Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ – облегчённый, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно НО! только при правильном педагогическом воздействии.

Чтобы нравственные вопросы, которые затрагивает притча не прошли мимо детей, важно завершить занятие на эмоциональном подъёме. 

                                           Песня «Мама»

Приложения

1 способ. Обсуждение основной идеи и смысла притчи

Фрагмент технологической карты занятия

при работе над притчей «Корзину-то возьми»

этап 1- фронтальная  работа

Приём учителя

УУД детей

Ожидаемые результаты деятельности обучающихся

  • Читает  выразительно притчу.

  • задает вопросы.
  • выявляет, как обучающиеся поняли смысл притчи.

  • Воссоздают образ в своём воображении;

 

  • создают картинку, которая вызывает переживание, вопросы, мысли;

  • думают.

  • анализируют, высказывают мнения.
  • Выявляют смысл притчи:

«Не делай другому того, чего не хочешь получить сам».

Фрагмент технологической карты занятия

при работе над притчей «Корзину-то возьми»

этап 2 -групповая  работа

Приём учителя

УУД детей

Ожидаемые результаты деятельности обучающихся

  • Даёт задания для групповой деятельности

  • диагностирует,  как работает группа.
  • Соотносят качества характера человека с персонажем притчи

           (1 группа);

  • соотносят пословицы со смыслом притчи

            (2 группа);

  • соотносят личный опыт со смыслом притчи

            (3 группа).

  • Соотносят смысл притчи с конкретными образами из жизни.

Фрагмент технологической карты занятия

при работе над притчей «Корзину-то возьми»

этап 3 - групповая  работа

Приём учителя

УУД детей

Ожидаемые результаты деятельности обучающихся

  • Организует выступления обучающихся;

  • диагностирует, что и как понял либо не понял ученик.

  • Доказывают свои умозаключения.
  • Знакомятся  на примере конкретной притчи с нормой и множеством её проявления в разных средах.

2 способ.  «Притча без окончания»

Фрагмент технологической карты занятия

при работе над притчей «Бумеранг ДОБРА»

этап 4 - фронтальная  работа

Приём учителя

УУД детей

Ожидаемые результаты деятельности обучающихся

  • Представляет притчу в форме видеосюжета и останавливает (в середине просмотра);

  • задаёт вопросы;

  • выслушивает ответы обучающихся;

  • выявляет, как поняли смысл данной притчи (диагностирует);

  • призывает к действиям при помощи вопросов.

  • Смотрят;

  • строят гипотезы;

  • высказывают свои намерения.
  • Выявляют смысл притчи

«Делай добро и другие будут делать добро в ответ»;

  • соотносят смысл притчи с конкретными примерами из жизни

Задания для работы в паре (группе)

 1 группа:

Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи. Объясните, почему так решили.

ЮНОША

СТАРИК

Легкомыслие

Мудрость

Беззаботность

Спокойствие

Жестокость

Смирение

Бессердечность

Незлобивость

Вежливость

Щедрость

Жадность

Скупость

Доброжелательность

Самоуверенность

Уважительность

Благоразумие

Практичность

Страх

2 группа:

  Выберите пословицу из предложенных и соотнесите со смыслом притчи.

  • Что ты даешь своим родителям – завтра получишь от своих детей.

  • Что посеешь то и пожнешь.

  • Не делай другим того, чего не желаешь себе.

  • Дерево смотри в плодах, а человека в делах.

  • Жадность подталкивает на подлость

3 группа:

Вспомните и обсудите, слышали или читали вы произведения, либо было в вашей жизни похожее событие, которое близко подходит к смыслу притчи (выберите только одну историю и расскажите другим группам).

Примерный план использования притч при проведении бесед, уроков нравственности и доброты.

Темы мероприятий

Притчи, которые можно использовать

  • О  добре и зле;
  • О  добрых и плохих поступках людей;
  • О  милосердии и сострадании

«Окно», «Брошенный камень», «Про кота», «Два волка», «Две подруги», «Город Ангелов», «Девять медалей», «Морские звёзды», «Добрые дела», «О слепце», «Человек в яме», «Про собаку», «Про мост», «Сердце», «Донор», «На мосту», «Странная женщина и темнокожий мужчина», «Богадельня».

  • Воспитай себя сам.

«Гвозди», «Начни с себя», «Всё познаётся в сравнении», «Урок бабочки», «Позитивное видение», «Борьба двух начал», «Богатый и бедный», «Всё в твоих руках», «Жизнь в клетке», «О художнике», «Семь чудес света», «Об общественном мнении», «Хитрец», «Три Я», «Притча о ярости».

  • О  мужестве и героизме.

«Город Ангелов», «Калека», «Донор», «Бирюзовый платок», «Девять медалей», «Сердце», «Про мост».

  • Любовь и уважение к родителям и близким людям

«Воробей», «Ангел-хранитель. Мама», «Близнецы», «О блудном сыне»,  «Отец и сын»,  «Записка», «Забери меня, мама», «Мамочка», «Разговор с мамой»,  «Корзину- то возьми»

  • О жизненных ценностях

«Русская земля», «Богатый и бедный», «Семь чудес света», «О надежде», «О жизни», «О смысле жизни», «О ценности жизни», «Калека», «О художнике», «Как изменить мир», «Предназначение», «То, что можно изменить», «Содержание важнее внешнего вида»

  • О  любви и влюблённости

«Роза», «Бирюзовый платок», «О любви ветра и цветка», «Хрупкая мечта», «Венчальная», «Куда уходит любовь», «Любовь жила», «Любовь и сумасшествие»,  «Любовь и счастье», «Разум и чувства», «Про любовь и влюблённость», «Сам слепи своё счастье», «Улыбка»

  • Об отношениях к братьям нашим меньшим

«Морские звёзды», «Про кота», «Про собаку», «Про бабочку», «Светлячок»

  • Для бесед с родителями

«Наши дети», «Семь чудес света», «Ангел-хранитель. Мама»,  «Богатый и бедный», «За день до своего рождения», «Близнецы», «Притча о гвоздях», «Корзину – то возьми», «Хрупкий подарок», «Записка», «Забери меня, мама», «Почему меня ты, мама, не родила», «Цепочка хромосомная», «Ювенальная юстиция»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александрова Людмила Александровна, учитель начальных классов МОУ «Шоруньжинская СОШ» Республика марий Эл Моркинский район

Слайд 2

Притча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. По содержанию притча близка к басне .

Слайд 3

Способы использования притч в учебном процессе Обсуждение основной идеи и смысла истории. Название притчи. Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться. Иллюстрировать рассказ (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения). Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы. Выделить ключевые понятия.

Слайд 4

Способы использования притч в учебном процессе Инсценировка по рассказу Загадка, на которую нужно дать ответ Найти или предположить (вставить) пропущенные слова. Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста). Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли т.п.) Сравнение нескольких притч

Слайд 5

Способы использования притч в учебном процессе Обсуждение основной идеи и смысла притчи

Слайд 6

Л. Н. Толстой Старый дед и внучек Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил.

Слайд 7

Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: — Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорит: — Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

Слайд 8

Притча «Корзину –то возьми»

Слайд 9

«Корзину –то возьми» Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Слайд 10

Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Как вы думаете, почему он отнёс отца в горы ?

Слайд 11

Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его: - Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми! - Зачем отец просит сына забрать корзину?

Слайд 12

- На что она мне? - Твоему сыну пригодиться, когда он захочет принести тебя сюда…

Слайд 13

Вопросы для обсуждения: О какой заповеди забыл сын? Какое правило нравственности надо соблюдать? В чём заключается ответственность родителей и детей друг к другу? Продолжите предложения: Я хочу пожелать моим родителям … …

Слайд 14

Задание для 1 группы Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи. Объясните, почему так решили. Легкомыслие Мудрость Беззаботность Жестокость Смирение Бессердечность Незлобивость Щедрость Скупость Благоразумие Страх старик юноша

Слайд 15

Задание для 2 группы Выберите пословицу, которая точнее других передает смысл притчи. Что ты даешь своим родителям – завтра получишь от своих детей. Что посеешь то и пожнешь. Не делай другим того, чего не желаешь себе. Дерево смотри в плодах, а человека в делах. Жадность подталкивает на подлость

Слайд 16

Задание для 3 группы Вспомните и обсудите, приходилось ли вам читать подобные произведения, либо было в вашей жизни событие, которое подходит по смыслу к притче (выберите только одну историю и расскажите другим группам).

Слайд 17

Народная мудрость «Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости – оглянись на то, как ты относишься к своим родителям». Персидская поговорка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание младших школьников (мастер-класс).

В данных разработках представлены увлекательные мероприятия по экологическому воспитанию младших школьников, которые уместно применять во внеурочной деятельности....

Организация проектной деятельности младших школьников (мастер-класс).

Мастер-класс посвящён воспитанию у младших школьников чувства сопричастности к истории родного города через погружение в проектную деятельность....

«Развитие навыков самостоятельной работы как условие личностного роста младших школьников». Мастер класс

Главной  задачей современной школы, является подготовка выпускников, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело, ...

"Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников", мастер-класс

Мастер-класс об использовании метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе....

Развитие исследовательских умений младших школьников. Мастер-класс

Тема семинара: Системно-деятельностный подход как основа развития ребенкаТема выступления: Развитие исследовательских умений младших школьниковФорма выступления: мастер-классДата проведения: 10.04.201...

Активные приёмы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Мастер-класс. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)

      Вспомним свои школьные годы, как   нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и...