Рабочая программа "Экономика - первые шаги" 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Муленкова Ирина Анатольевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_kl_ekonomika_pervye_shagi.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  для 4 класса  разработана на основе:

- основной образовательной программой начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»,  

- программой внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности Корнеева О.С. Экономика: первые шаги. М.: Вентана-Граф, 2016г.-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

     

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты:

•   развитие личностных качеств: экономность, бережливость, аккуратность, уважение к человеческому труду;

•    понимание того, что важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи);

•   уважительное отношение к иному мнению. 

Предметные результаты:

•    овладение понятиями: экономный, щедрый, запасливый, бережливый;

•    понимание необходимости бережного отношения к любой собственности;

•   знакомство с различными профессиями;

•    осознание важности домашнего труда для ведения хозяйства;

•    осознание того, что учебный труд, - это не только источник знаний, но залог будущего мастерства. 

Метапредметные результаты:

•    способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);

•   умение самостоятельно справляться с поставленными задачами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные отношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли.

К концу обучения в 4  классе ученик узнает:

  • о доходах и расходах в семье;
  • о формировании бюджета семьи;
  • основные виды ресурсов;
  • как производят товары;
  • какова роль меценатов в развитии культуры и искусства;
  • почему налоги важны для существования государства.

К концу обучения в 4 классе ученик сможет научиться:

  • рассчитывать стоимость покупки и размер сдачи;
  • определять ресурсы, необходимые для производства товара;
  • объяснять важность меценатства и милосердия.

                               

                                                      Содержание 4 класс (35 ч)

Раздел  1. Что нужно знать, чтобы товары покупать? 3 ч

Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку.

Реклама как источник информации о различных товарах и услугах.

Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются?

Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов.

Универсальные учебные действия:

— устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами;

— выделять существенные характеристики товара.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

— игры: «Магазин», «Выгодно покупателю — выгодно продавцу»;

— тема проекта «Реклама продукта»;

— исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»;

— изготовление упаковки для подарка.

Раздел  2. Доход не бывает без хлопот 4 ч

Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие.

Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов.

Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов.

Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке.

Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом.

Универсальные учебные действия:

— производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета;

— осуществлять простейшие экономические расчёты;

— планировать результаты экономии и бережливости.

Практическая и игровая деятельность:

— составление семейного бюджета, составление личного бюджета;

— нарисовать своё «изобретение» для получения воды, электричества или тепла;

— экскурсия в банк;

— игры: «Банк», «Кредит и предприниматели»;

— рисование банковской карты.

Раздел 3. «Дом невелик, да лежать не велит» 4 ч

Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи.

Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство.

Экономия и бережливость. Экономить — значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло).

Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды,  тепла.

Универсальные учебные действия:

— планировать результаты экономии и бережливости;

— взаимодействовать и договариваться в процессе игры.

Практическая и игровая деятельность:

— путешествие в страну Минуток.

Раздел  4. Богатство и бедность 9 ч

Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.

Открытия и изобретения. Создание новых технологий.

Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.

Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.

Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.

Универсальные учебные действия:

— определять источники формирования богатства;

— сравнивать возможные пути распоряжения богатством;

— различать материальные и нематериальные ценности;

— обосновывать важность меценатства и милосердия;

— объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

— исследования: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;

— тема проекта «Как распорядиться богатством»;

— тема доклада «Русские меценаты».

Раздел 5. Труд — основа жизни 8 ч

Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы,

мастерство, условия работы. Продукт труда — результат труда людей. Универсальные учебные действия:

— обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;

— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

Практическая и игровая деятельность:

— игра «Служба быта»;

— встреча с человеком интересной профессии;

— экскурсия в школьную столовую;

— экскурсия в библиотеку;

— экскурсия в художественный музей;

— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

Раздел 6. Как товары производят 7 ч

Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар.

Ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа:

земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий. Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.

Универсальные учебные действия:

— различать виды ресурсов;

— обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;

— уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства

необходимых товаров.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

— прогулка в парк за природным материалом;

— изготовление изделий из природного материала для подарка;

— игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»;

— экскурсия в магазин;

— экскурсия на почту;

— проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол

пришёл», «Родословная книжечки» и т. д.;

— рисование на темы проектов.

                                 Тематическое планирование   4 класс  (34 часа)

№ п\п

Название темы

К – во часов

Что нужно знать, чтобы товары покупать?

3

1

Свойства товаров: цена и качество.

1

2

«Реклама продукта»,  «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»

1

3

Проект «Реклама продукта»,  «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»

1

Доход не бывает без хлопот

4

4

Доходы  и расходы семьи.

1

5

Бюджет семьи.

1

6

Сберегательный банк.  

1

7

Кредит.

1

 «Дом невелик, да лежать не велит»

4

8

Собственность.

1

9

Семейное хозяйство.

1

10

Экономия и бережливость.

1

11

Способы экономии

1

Богатство и бедность

9

12

Как создаётся богатство.

Источники богатства государства

1

13

Экскурсия - исследование: «Природные богатства нашей местности»

1

14

Источники богатства человека.

1

15

Важность знаний в создании богатства.

1

16

Богатство и культура. Богатство и милосердие.

1

17

Проект на тему «Как распорядиться богатством»

1

18

Налог на имущество и налог на землю.

1

19

Значение налогов.

1

20

Банкротство.

1

Труд — основа жизни

8

21

Ценность и значимость труда.

1

22

Труд как потребность человека.

1

23

Заработная плата.

1

24

Учебный  труд школьников.

1

25

Результат труда. Проект «Трудовые награды в моей семье»

1

26

Причины различий в оплате труда

1

27

Результатом труда людей является продукт труда.

1

28

Продукты труда человека.

1

Как товары производят

7

29

Ресурсы. Природные ресурсы.

1

30 - 31

Мастера, люди, которые создают товары

2

32

Производители — люди, которые создают (производят) товары

1

33

Важность труда людей разных профессий.

1

34

Проект  «Как хлеб к нам на стол пришёл».

1

Итого

34 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме: "Основные направления обучения речи в первом диагностическом классе", посвященное 100летию Ф.Ф.Рау

Материал подготовлен и апробован учителем начальных классов специального коррекционного образовательного учреждения для учащихся 1-2 вида.Цель работы: показать особенности работы в первом диагностичес...

рабочая программа "Первые шаги в мире информатики"

Это рабочая программа по внеурочной деятельности. Она рассчитана на 4 года....

Рабочая программа по Изобразительной деятельности для первого подготовительного класса (ФГОС II вариант)

Рабочая программа  по Изобразительной деятельности  для первого подготовительного класса (ФГОС II вариант)Программа курса ь разработана на основе1. Федерального государственного образов...

Рабочая программа - Первая ступенька к знаниям

Рабочая программа для будущих первоклассников по обучению грамоте...

Рабочие программы Первой ступени основного общего образования на 2017-2018 учебный год

Рабочие программы Первой ступени основного общего образования на 2017-2018 учебный год ...

Рабочие листы - "Первые школьные шаги" - для учащихся 1 класса.

Публикация содержит рабочие листы с заданиями по математике, письму, чтению и окружающему миру для ознакомления первоклассников со школьными учебными предметами....