Русские народные игры, как основа сохранения русских традиций
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Байдина Ирина Юрьевна

Игра – это уникальнейшее явление человеческого бытия. Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является ведущей формой деятельности ребенка до определенного возраста. В играх формируется и проявляется потребность ребенка познать окружающий мир и воздействовать на него, развивается характер ребенка, формируется личность в целом.  Народная игра всегда была важнейшей школой жизни и должна ей остаться. Ведь нет такого качества человека, которое бы не развивалось в народной игре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Русские народные игры, как основа сохранения русских традиций

Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является ведущей формой деятельности ребенка до определенного возраста. Игра – это уникальнейшее явление человеческого бытия. В играх формируется и проявляется потребность ребенка познать окружающий мир и воздействовать на него, развивается характер ребенка, формируется личность в целом.

В настоящее время изменилась суть детской игры: она становится все более агрессивной, индивидуалистичной. Из повседневного обихода детского досуга исчезают групповые игры, в которых веками ребенку передавался опыт социализации, включения его постепенно во взрослую жизнь, исподволь велась подготовка к этой жизни. Все эти считалки, дразнилки, «салки», «казаки-разбойники», сечки, заклички, песенки, как оказалось, – не просто фольклор, а мудрейшие своды законов, правил и кодексов. И их исчезновение грозит потерей национального своеобразия и даже вырождением нации. От того, как дети играют, зависит то, как они будут жить, будучи взрослыми.

Народная игра – это генетический фонд игровой культуры народа, это обтачиваемые столетиями эталонные образцы гармоничного сочетания эстетически совершенных словесных и музыкальных текстов с динамичными действиями, с богатой символикой и лексикой. В игре сохранены представления наших предков об устройстве мира, кодексы нравственные и моральные: вековые представления о чести, достоинстве, порядочности, эталоны физической культуры. На протяжении веков игра воспитывала уважение к обычаям, правилам поведения, учила отношению к девушкам и юношам, старшим и младшим, слабым и сильным. Испокон веков в них отражался опыт, образ жизни людей, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, проявлять волю, выдержку, стремление к победе. Традиционные народные игры учили детей труду, бережному отношению к природе.

Для народных игр характерен демократизм, гуманность. Они уравнивали всех, и каждому давали возможность проявить себя с наилучшей стороны. Народные игры присутствовали в жизни детей всех сословий, от крестьянства до дворянства. Игры принимают всех, поэтому их правила гибкие, позволяющие включаться в игру разным людям. В игре мало запретов, и поэтому тысячи и тысячи лет в игры играли все дети, развивая в себе физические и нравственные качества. В отличие от просто физических упражнений, игра веками являлась целостной деятельностью, своеобразной моделью жизни, поведения человека, включая нравственный, эстетический, трудовой, умственный и даже правовой аспекты этой жизни, ведь вступая в игру добровольно, каждый её участник всегда берет на себя обязательства выполнять правила и традиции игры, а они так умело обработаны гением народного многовекового опыта, что непринужденно, мягко, но неуклонно способны добиваться от каждого участника игры уважения к другим играющим, заложенным в игре культурным традициям народа, к всечеловеческим ценностям.

У каждого народа сложилась и действует своя народная педагогика игры, объединяющая вековой опыт, знания, мысли о применении игры в воспитании. Наши предки прекрасно понимали, что именно игры, игрушки закрепляют навыки (отсюда – мальчишеские сабли и девичьи куклы), направляют интересы, дают толчок к дальнейшему развитию характера, склада ума и будущего призвания. Игры всегда давали отдых, заряд бодрости и энергии для дальнейшего существования.

Игры никто никогда специально не организовывал, никто им не учил: каждое поколение, подрастая, перенимало игры у старших. В условиях народной игровой культуры обеспечивалось воспроизводство игровых традиций, своеобразное возвращение к некоторым играм на более поздних этапах жизненного пути, связанное с воспитанием собственных детей и внуков, передачей им традиций. Обычно функцию вовлечения ребенка в игру и передачи игрового опыта осуществляли старшие дети, передающие способы и правила игры младшим. Однако в последнее время в связи с распадом детских разновозрастных сообществ в семье, на улице, в детских учреждениях, трансляция игр от одного поколения детей к другому оказалась нарушенной. Теперь же, когда в силу ряда причин произошел разрыв естественной и непрерывной цепочки в передаче игрового опыта, стали требоваться специальные организационные усилия, чтобы снова её наладить.

Один из путей возрождения – это внедрение народных игр в современную праздничную культуру. Когда-то игры были неотъемлемой частью обрядовой культуры народа. Но она в основном утрачена, вместе с ней утрачена и традиция праздничных забав. Современный человек, приходя на праздничное гулянье, организованное на городской площади или в парке, ощущает себя уже не участником события, а просто зрителем. И только игра может помочь ему преодолеть психологический барьер, перейти из категории пассивного наблюдателя в прямое участие в праздничном действии.  

Основным условием внедрения народных игр в современную педагогику должно быть знание и свободное владение богатством игрового репертуара. Используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, педагог должен добиваться пробуждения интереса, воображения, активного выполнения игровых действий, так как игра позволяет стимулировать обучение; способствует регулированию нагрузки, снимая напряжение через релаксацию; помогает человеку лучше узнать себя, раскрыть свои творческие и человеческие качества.

 Народная игра всегда была важнейшей школой жизни и должна ей остаться. Ведь нет такого качества человека, которое бы не развивалось в народной игре: воображение, фантазия, логика, интуиция – все это развивалось в первые годы жизни. В более позднем возрасте, в коллективных играх, в ребенке формировались чувство ответственности, коллективизм. Игры всегда воспитывали мыслительную активность, ибо играя, нужно действовать живо, энергично, осмысленно и целеустремленно. То, что в играх нужно было неукоснительно соблюдать правила, учило ребенка гражданственности, – ибо сначала чтят законы игры, а потом – и законы страны.





 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности в 1 классе "Русские народные игры"

Программа курса «Русские народные игры»1 класс (66 ч)Пояснительная записка  Безусловно, содержание обучения должно максимально предусматривать физическое, трудовое, нравственное, эмоциональн...

Русские народные игры

Презентация "Русские народные игры" выполнена с целью познакомить учащихся с русскими народными забавами, развлечениями в рамках школьного мероприятия. Предлагается использовать полученную информацию ...

Внеурочная деятельность: «Русские народные игры». Тема: Игры – веснянки.

Игры издавна служили средством самопознания,здесь проявляли лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку. Данная внеурочная деятельность "Русские народные игры" способствует укреплению здоров...

Проект учащихся 2 «Б» класса «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей». «Создание учебного диафильма для чтения учащихся 2 класса "

Проект учащихся 2 «Б» класса ГОУ СОШ №141 с этнокультурным русским компонентом образования  «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей».«Создание уче...

Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».

Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения,  логического мышления, внимания, общей моторики....

Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...

Методическая разработка Подвижные игры на свежем воздухе "Русские народные игры на свежем воздухе"

Мероприятие Подвижные игры на свежем воздухе«Русские народные игрына свежем воздухе»Игры народные на свежем воздухе–издавна известная забава детей.Эти игры, как песни и сказки, созда...