Родительское собрание "Портфолио ученика начальной школы"
материал (1 класс)

Драгунова Людмила Александровна

Цель собрания: способствовать формированию у родителей потребности в оказании 

           помощи при оформлении портфолио, содействующего выявлению и

           развитию индивидуальных творческих способностей ребёнка; дать

           рекомендации родителям по организации ведения портфолио.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_portfolio_uchenika_nachalnoy_shkoly.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: способствовать формированию у родителей потребности в оказании  

           помощи при оформлении портфолио, содействующего выявлению и

           развитию индивидуальных творческих способностей ребёнка; дать

           рекомендации родителям по организации ведения портфолио.

Форма проведения: родительский всеобуч.

Оборудование: медиапроектор, компьютер.

Этапы подготовки:

  1. Оформление доски: тема, цель, цитата: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
  2. Подготовка вопросов для обсуждения на родительском собрании:
  1. Портфолио в школе.
  2. Для чего ученику портфолио?
  3. Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
  1. Выставка портфолио и работ учащихся.

Ход собрания.

          Родительское собрание проходит в кабинете, который закреплён за классом. Собрание начинается с экскурсии родителей по выставке портфолио и работ учащихся (представленных с разрешения обучающихся 2-х классов).

Вступительное слово классного руководителя по теме собрания.

Классный руководитель:

          Поздравляю вас: ваши дети стали учениками!

         В школе наших учеников всегда ждут чудесные открытия знаний, увлекательные конкурсы, хитрые олимпиады и весёлые спартакиады. И, конечно же, дети будут в них с удовольствием участвовать, и даже побеждать самих себя. Да, да, побеждать самих себя. И это большая тайна! Ведь прежде чем, например, прыгнуть дальше всех, ребёнок сначала должен научиться прыгать дальше, чем делал это вчера. С каждым разом он будет прыгать всё дальше и дальше. Дальше самого себя или даже дальше всех ребят класса или школы. И тогда, быть может, он захочет стать профессиональным спортсменом и прыгнуть дальше всех в мире.

          И если даже ребёнок родился со слабым здоровьем, но каждый день делает зарядку, закаливается, любит заниматься спортом или просто играть в подвижные игры, то он обязательно вырастет здоровым, сильным, ловким и выносливым.

          Дорогие родители, перед вами «Портфолио достижений» - дневник вашего ребёнка, куда вы вместе с детьми и классным руководителем будете в течение многих лет записывать достижения в поведении и увлечениях, в физической подготовленности и спорте, в конкурсах и олимпиадах, в исследовательской деятельности и во многом – многом другом.

          Оканчивая каждый класс, ваш ребёнок будет знать себя всё лучше: какой он; что больше всего ему нравится, получается; что он, может быть, хотел бы исправить и улучшить, чего достичь. И кем бы ни стали ваши дети – художниками, изобретателями, врачами, - мы знаем, что они вырастут умными, воспитанными и целеустремлёнными людьми. Настоящими гражданами России.

          Желаем вам и вашим детям увлекательных дней в нашей школе и высоких достижений!

          Тема сегодняшней нашей встречи: «Портфолио ученика начальной школы».

         «Мама! Мне срочно нужно портфолио!» - эта фраза прозвучала как гром среди ясного неба во многих семьях российских школьников. В результате многие родители, прибегая к услугам «сарафанного радио», имеют либо не полную, либо искажённую информацию о том, что же такое «портфолио», для чего оно нужно, когда и как начать его собирать, чем наполнять…

Этап 1. Поговорим о портфолио.

Классный руководитель:

          Предлагаю ознакомиться с общей информацией, которая позволит составить представление о том, что такое портфолио.

          Итак, что такое портфолио? Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.) и является важным элементом практико – ориентированного подхода к образованию.

Этап 2. Для чего ученику портфолио?

Классный руководитель:

          Что стоит за сухой оценкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного портфолио – показать всё, на что ты способен.

          Наличие у ребёнка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.

          У каждого ученика будет своё портфолио, то есть индивидуальный «портфель» образовательных достижений – результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.

          Портфолио в начальной школе, прежде всего, должно носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого у младших школьников формируется контрольно – оценочная самостоятельность.

          Основные предназначения портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

          Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

– создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

– максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;

– развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

– формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

– формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;

– приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»).  

Этап 3. Что это даёт? Для чего это нужно?

Классный руководитель:

          Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентического оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимися в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико – ориентированного обучения.

Этап 4. Как выглядит портфолио ученика начальной школы?  

Классный руководитель:

          Жёстких требований на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио – хорошая возможность проявить себя, подойти к этой задаче творчески, придумать что – то своё, оригинальное.

          Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».

Этап 5. Ознакомление с содержанием портфолио обучающихся 1 класса.

          Знакомство со структурой портфолио.

Этап 6. Важно помнить!

Классный руководитель:

          В самом начале, когда ребёнок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но, по мере того как он взрослеет, эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребёнка таким образом, чтобы он сам прикладывал определённые усилия к формированию портфолио. Во время такой работы происходит осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

Этап 7. «Цепочка мнений».

Классный руководитель:

          Подведём итог нашего собрания. Сформулируем основные выводы. (Родители делятся впечатлениями, делают выводы.)

Этап 8. Рефлексия.

Классный руководитель:

          Уважаемые родители! Завершая нашу встречу, хочется подчеркнуть, что на этапе начальной школы вашим вкладом в будущий успех ребёнка является, прежде всего, включение детей в различные виды деятельности, привитие им интереса к труду. Думаю, что, объединив усилия, мы обязательно добьёмся успеха.

          Спасибо за внимание! Всего доброго!

Памятки классному руководителю 

Советы родителям по организации помощи ребёнку в сборе материалов портфолио.

  1. Ни в коем случае не подменяйте ребёнка в процессе формирования портфолио как копилки его успехов.
  2. Не отказывайтесь от помощи в сборе материалов: можно напоминать о пересмотре достижений, помогать в систематизации, обсуждать достижения, своевременно пополнять копилку успехов.
  3. Не стремитесь к количеству достижений, лучше обратите внимание на их качественную сторону.
  4. Привлекайте самого ученика к планированию конкретных учебных задач и анализу успехов с целью формирования сознательного отношения к учёбе и её конкретным результатам.
  5. Помогайте школьнику вести его портфолио с учётом индивидуальных способностей, возможностей и индивидуальных особенностей – каждый ребёнок уникален, его нельзя ни с кем сравнивать!
  6. Ученику надо предоставить возможность периодически пересматривать свои работы и заменять их по желанию.

Из чего складывается сотрудничество с родителями.

– Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире.

– Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребёнка, основанный на доверии к его личности.

– Определитесь в совместных требованиях к ребёнку, не ущемляйте его прав и свободы.

– Выработайте оптимальный для ребёнка режим жизни и работы дома.

– Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания (чем живёт школа) и успехах, продвижениях в развитии ребёнка.

– Выявляйте причины дезадаптации в школе и совместно с родителями стремитесь их устранить.

– Организуйте педагогическое просвещение родителей, стремитесь к повышению их педагогической культуры.

– Организуйте, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребёнка.

– Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне её.

– Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.

– Анализируйте свои отношения с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.

Формы деятельности по вовлечению родителей в воспитательный процесс.

– дни творчества детей и их родителей;

– открытые уроки и внеклассные мероприятия;

– помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально – технической базы школы;

– родительское общественное патрулирование;

– шефская помощь;

– участие родителей в работе Совета школы.

Запреты, нарушение которых недопустимо с точки зрения педагогической этики.

Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют такие ситуации, когда учитель идёт с родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагогов с родителями должны носит преимущественно дедовой характер и касаться развития ребёнка в учебно – воспитательном процессе.

Второй запрет – это запрет  на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, а потом ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.

Третий запрет – это запрет на оценку личности ребёнка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребёнка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т.п.

Цели: способствовать формированию у родителей потребности в оказании  

           помощи при оформлении портфолио, содействующего выявлению и

           развитию индивидуальных творческих способностей ребёнка; дать

           рекомендации родителям по организации ведения портфолио.

Форма проведения: родительский всеобуч.

Оборудование: медиапроектор, компьютер.

Этапы подготовки:

  1. Оформление доски: тема, цель, цитата: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
  2. Подготовка вопросов для обсуждения на родительском собрании:
  1. Портфолио в школе.
  2. Для чего ученику портфолио?
  3. Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
  1. Выставка портфолио и работ учащихся.

Ход собрания.

          Родительское собрание проходит в кабинете, который закреплён за классом. Собрание начинается с экскурсии родителей по выставке портфолио и работ учащихся (представленных с разрешения обучающихся 2-х классов).

Вступительное слово классного руководителя по теме собрания.

Классный руководитель:

          Поздравляю вас: ваши дети стали учениками!

         В школе наших учеников всегда ждут чудесные открытия знаний, увлекательные конкурсы, хитрые олимпиады и весёлые спартакиады. И, конечно же, дети будут в них с удовольствием участвовать, и даже побеждать самих себя. Да, да, побеждать самих себя. И это большая тайна! Ведь прежде чем, например, прыгнуть дальше всех, ребёнок сначала должен научиться прыгать дальше, чем делал это вчера. С каждым разом он будет прыгать всё дальше и дальше. Дальше самого себя или даже дальше всех ребят класса или школы. И тогда, быть может, он захочет стать профессиональным спортсменом и прыгнуть дальше всех в мире.

          И если даже ребёнок родился со слабым здоровьем, но каждый день делает зарядку, закаливается, любит заниматься спортом или просто играть в подвижные игры, то он обязательно вырастет здоровым, сильным, ловким и выносливым.

          Дорогие родители, перед вами «Портфолио достижений» - дневник вашего ребёнка, куда вы вместе с детьми и классным руководителем будете в течение многих лет записывать достижения в поведении и увлечениях, в физической подготовленности и спорте, в конкурсах и олимпиадах, в исследовательской деятельности и во многом – многом другом.

          Оканчивая каждый класс, ваш ребёнок будет знать себя всё лучше: какой он; что больше всего ему нравится, получается; что он, может быть, хотел бы исправить и улучшить, чего достичь. И кем бы ни стали ваши дети – художниками, изобретателями, врачами, - мы знаем, что они вырастут умными, воспитанными и целеустремлёнными людьми. Настоящими гражданами России.

          Желаем вам и вашим детям увлекательных дней в нашей школе и высоких достижений!

          Тема сегодняшней нашей встречи: «Портфолио ученика начальной школы».

         «Мама! Мне срочно нужно портфолио!» - эта фраза прозвучала как гром среди ясного неба во многих семьях российских школьников. В результате многие родители, прибегая к услугам «сарафанного радио», имеют либо не полную, либо искажённую информацию о том, что же такое «портфолио», для чего оно нужно, когда и как начать его собирать, чем наполнять…

Этап 1. Поговорим о портфолио.

Классный руководитель:

          Предлагаю ознакомиться с общей информацией, которая позволит составить представление о том, что такое портфолио.

          Итак, что такое портфолио? Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.) и является важным элементом практико – ориентированного подхода к образованию.

Этап 2. Для чего ученику портфолио?

Классный руководитель:

          Что стоит за сухой оценкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного портфолио – показать всё, на что ты способен.

          Наличие у ребёнка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.

          У каждого ученика будет своё портфолио, то есть индивидуальный «портфель» образовательных достижений – результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.

          Портфолио в начальной школе, прежде всего, должно носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого у младших школьников формируется контрольно – оценочная самостоятельность.

          Основные предназначения портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

          Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

– создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

– максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;

– развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

– формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

– формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;

– приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»).  

Этап 3. Что это даёт? Для чего это нужно?

Классный руководитель:

          Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентического оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимися в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико – ориентированного обучения.

Этап 4. Как выглядит портфолио ученика начальной школы?  

Классный руководитель:

          Жёстких требований на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио – хорошая возможность проявить себя, подойти к этой задаче творчески, придумать что – то своё, оригинальное.

          Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».

Этап 5. Ознакомление с содержанием портфолио обучающихся 1 класса.

          Знакомство со структурой портфолио.

Этап 6. Важно помнить!

Классный руководитель:

          В самом начале, когда ребёнок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но, по мере того как он взрослеет, эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребёнка таким образом, чтобы он сам прикладывал определённые усилия к формированию портфолио. Во время такой работы происходит осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

Этап 7. «Цепочка мнений».

Классный руководитель:

          Подведём итог нашего собрания. Сформулируем основные выводы. (Родители делятся впечатлениями, делают выводы.)

Этап 8. Рефлексия.

Классный руководитель:

          Уважаемые родители! Завершая нашу встречу, хочется подчеркнуть, что на этапе начальной школы вашим вкладом в будущий успех ребёнка является, прежде всего, включение детей в различные виды деятельности, привитие им интереса к труду. Думаю, что, объединив усилия, мы обязательно добьёмся успеха.

          Спасибо за внимание! Всего доброго!

Памятки классному руководителю 

Советы родителям по организации помощи ребёнку в сборе материалов портфолио.

  1. Ни в коем случае не подменяйте ребёнка в процессе формирования портфолио как копилки его успехов.
  2. Не отказывайтесь от помощи в сборе материалов: можно напоминать о пересмотре достижений, помогать в систематизации, обсуждать достижения, своевременно пополнять копилку успехов.
  3. Не стремитесь к количеству достижений, лучше обратите внимание на их качественную сторону.
  4. Привлекайте самого ученика к планированию конкретных учебных задач и анализу успехов с целью формирования сознательного отношения к учёбе и её конкретным результатам.
  5. Помогайте школьнику вести его портфолио с учётом индивидуальных способностей, возможностей и индивидуальных особенностей – каждый ребёнок уникален, его нельзя ни с кем сравнивать!
  6. Ученику надо предоставить возможность периодически пересматривать свои работы и заменять их по желанию.

Из чего складывается сотрудничество с родителями.

– Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире.

– Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребёнка, основанный на доверии к его личности.

– Определитесь в совместных требованиях к ребёнку, не ущемляйте его прав и свободы.

– Выработайте оптимальный для ребёнка режим жизни и работы дома.

– Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания (чем живёт школа) и успехах, продвижениях в развитии ребёнка.

– Выявляйте причины дезадаптации в школе и совместно с родителями стремитесь их устранить.

– Организуйте педагогическое просвещение родителей, стремитесь к повышению их педагогической культуры.

– Организуйте, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребёнка.

– Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне её.

– Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.

– Анализируйте свои отношения с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.

Формы деятельности по вовлечению родителей в воспитательный процесс.

– дни творчества детей и их родителей;

– открытые уроки и внеклассные мероприятия;

– помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально – технической базы школы;

– родительское общественное патрулирование;

– шефская помощь;

– участие родителей в работе Совета школы.

Запреты, нарушение которых недопустимо с точки зрения педагогической этики.

Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют такие ситуации, когда учитель идёт с родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагогов с родителями должны носит преимущественно дедовой характер и касаться развития ребёнка в учебно – воспитательном процессе.

Второй запрет – это запрет  на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, а потом ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.

Третий запрет – это запрет на оценку личности ребёнка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребёнка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме: "Портфолио ученика начальной школы"

Краткое содержание родительского собрания по теме:"Портфолио ученика начальной школы"...

Родительское собрание на тему: "Портфолио ученика начальной школы"

Тема сегодняшней нашей встречи: «Портфолио ученика на­чальной школы».«Мама! Мне срочно нужно портфолио!» - эта фраза прозву­чала как гром среди ясного неба во многих семьях российских школьников...

Родительское собрание "Портфолио ученика начальной школы".

Цель собрания:Формирование у родителей положительного отношения к совместной работепо оформлению портфолио; информирование по организации ведения портфолио...

Презентация родительского собрания "Портфолио ученика начальной школы"

Цель собрания:Формирование у родителей положительного отношения к совместной работепо оформлению портфолио; информирование по организации ведения портфолио...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Портфолио ученика начальной школы - "Портфель достижений"....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. Портфолио ученика начальной школы

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ:«Портфолио ученика начальной школы». Цель собрания:Формирование у родителей положительного отношения к совместной работепо оформлению портфолио; информир...