Животные тундры
план-конспект

Познакомить обучающих с животными тундры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_tundry.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                           ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 школа № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия на тему:

«Животные тундры»

Санкт-Петербург

2019 – 2020 учебный год

Цель: Познакомить обучающих с животными тундры.

Задачи:

Обучающие:

  1. Закреплять представления  детей о жизни животных тундры,  об особенностях приспособления животных к суровым условиям жизни на севере; уточнять представления о пищевой зависимости обитателей тундры.
  2. Формировать умение при создании образа животных тундры, сочетать способы и приёмы с разными изобразительными материалами; развивать логическое мышление, память.

Развивающие:

  1. Продолжать обогащать, уточнять и закреплять  словарь детей по теме; корригировать связную речь через ответы на вопросы педагога развернутой фразой, употреблением сложноподчиненных предложений с союзом «потому что»;

Воспитательные:

  1. Воспитывать эстетические чувства, связанные с красотой природы тундры, бережное отношение к  природе родного края.

Предварительная работа беседа о животных тундры, изучение животных и особенностей климатических зон, чтение рассказов о природе Севера, рассматривание иллюстраций с растениями и животными,  работа с картой, глобусом.

Наглядный материал, оборудование:

Демонстрационный материал: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация «Животные тундры», глобус.

Раздаточный материал: альбомные листы,  восковые мелки, кисти, краски, пластилин, доски для лепки.

Ход занятия:

  1. Вводная часть

Воспитатель и дети собираются в круг:

Эй! Ребята, подходите,

Друг на друга посмотрите,

Поздоровайтесь ладошками,

Улыбнитесь все немножко.

Воспитатель: Какое у вас настроение?

Дети: Веселое (грустное)

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила электронное письмо от Лосяша и хочу его вам причитать. Готовы? Тогда предлагаю Вам сесть на стульчики и посмотреть, что он нам написал.

Воспитатель: Ребята, учёный Лосяш пишет, что он отправился в тундру, чтобы написать новую книгу «Животные тундры». Но, к сожалению, ничего не знает об этой климатической зоне и о животных, населяющих её. И просит нашей помощи. Давайте мы с вами совершим путешествие в Тундру и поможем Лосяшу собрать информацию для книги об этой климатической зоне и о зверях, которые там обитают.                                                              

    Но прежде чем отправиться в путь, нам с вами нужно узнать, где находится тундра.  А поможет нам в этом предмет, который стоит на столе. Ребята, что это?

Дети: Это глобус.

Воспитатель: Что такое глобус?

Дети: Глобус – это уменьшенная модель Земли. Он позволяет представить форму нашей планеты.

Воспитатель: Правильно. Кто хочет показать на глобусе  тундру? Дети находят на глобусе тундру.

Воспитатель: Каким цветом на глобусе обозначена  природная зона тундра?

Дети: На глобусе тундра обозначена светло- зеленым цветом.

Воспитатель: Ребята, а на чём мы с вами отправимся в путешествие?

Ответы детей

Воспитатель: Я предлагаю Вам полететь  на самолёте, чтобы быстрее добраться до места. Готовы? Тогда, берите с собой свои знания и вперед! Отправляемся! Занимайте свои посадочные места (дети выставляют руки в стороны), заводите моторы, полетели! (Дет, имитируют самолёт).

На севере снега, мороз,

Суровая природа.

На небе хороводы звёзд,

А солнца нет полгода.

                               Н. Забила.

Воспитатель: Ребята, прилетели,  посадка! (Дети опускают руки).

Ребята, куда мы прибыли?

Дети: Мы прибыли в тундру.

  1.  Основная часть

Воспитатель: Правильно. Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи  километров с запада на восток – холодная безлесная равнина.

В тундре дуют сильные ветры. Лето здесь короткое и прохладное, а зима в тундре долгая и очень суровая. На территории тундры много озёр и болот, деревьев нет. В Тундре полярный день и полярная  ночь.

На небе в полярную ночь можно увидеть северное сияние - красивое свечение на небе, полосы зеленого, белого, голубого, желтого и даже розового цвета.

Крупнейшими городами тундры являются Мурманск, Норильск. Мурманск незамерзающий порт, крупный центр рыболовства. Норильск-город металлургов и горняков.

Воспитатель: Ребята, каких животных мы можем встретить в тундре?

Дети: волк, заяц, песец, лемминг, олень.

Воспитатель: Правильно. И первое животное, о котором в книге напишет Лосяш - это песец. 

В тундре есть отважный лис.

Он гроза для птиц и крыс.
Лис умеет строить город:
Лабиринт из многих норок,
А в пургу живёт в сугробах,
Но поймать его попробуй:
Он зимой белее снега,
Чтоб удобней было бегать 

У песца  шуба белая, пушистая, которая согревает его в холодные полярные зимы. Он роет норы в  снегу, что  помогает ему спастись от непогоды. У песца чуткий слух, прекрасное  обоняние и  зрение.

Воспитатель: Какого цвета песец становится летом? Ребята, как выдумаете, почему песец меняет свою окраску? В какое время года шуба у песца теплее? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, на кого охотится песец?

Дети: Песец охотится на зайцев, грызунов, птиц.

Воспитатель: Летом песцу корма хватает, он охотится на леммингов, куропаток, зайцев, может полакомиться выброшенной на берег рыбой, разоряет птичьи гнезда. Зимой песец охотится на леммингов. Бродит он по тундре, прислушивается,  где  пищит лемминг. Если услышит шорох, он  прыгает вверх, приземляется, быстро – быстро начинает  раскапывать снег и хватает добычу.

Ребята, как вы думаете, песец это животное травоядное или хищное?

Дети: Песец – хищное животное.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Потому, что он не питается травой, а охотится на других животных,

Воспитатель: Ребята, на какое лесное животное похож песец?

Дети: Он похож на лису.

Воспитатель: Почему вы так решили?  

Дети: У них длинный пушистый хвост, они оба хищники, охотятся на мышей, зайцев, роют норы.

Воспитатель: Следующее животное, которое появится в книге Лосяша - это  заяц- беляк. Заяц  плохо различает предметы, находящиеся прямо перед ним (за что и получил прозвище «косой»), но зато во время бега  заяц всё время видит врага, не поворачивая головы. Задние ноги длиннее передних. Зимой окраска снежно  белая, только кончики ушей чёрные. Летом заяц меняет окраску и становится серым.

Воспитатель: Ребята, чем питается заяц?

Дети: Летом он питается различными растениями и побегами кустарников, ягодами и даже грибами, а зимой - ветками и корой кустарников.

Воспитатель: Что помогает зайцу спасаться от хищников?

Дети: Длинные уши помогают зайцу услышать приближение хищника. Летом и зимой меняет цвет шубы, чтобы спрятаться от врагов. Длинные задние лапы позволяют быстро бегать. 

Воспитатель: А ещё, для того, чтобы спрятаться от врага  заяц запутывает следы, сначала он идёт по своей тропе, затем делает большой скачок в сторону, петляет, идёт кругами, вновь идёт рядом со свои следом, но в обратном направлении; сделав ещё несколько прыжков.

Ребята, кто охотится на зайца  в тундре?

Дети: На зайца охотятся волк и песец.

Воспитатель: Сейчас, я предлагаю вам сделать заячью зарядку.

Раз - присядка,

приседают

Два - прыжок

Это заячья зарядка.

лёгкий прыжок

И зайчата как проснуться

кулачками потереть глаза

Любят долго потянуться

потянуться

Обязательно зевнуть

зевнуть, прикрывая рот ладошкой

Ну и хвостиком вильнуть

движение бедрами в стороны

А теперь мы спинку выгнем

прогнуться в спине вперед

И легонечко подпрыгнем

легкий прыжок вверх

А кому зарядки мало -
           Начинает все сначала!

развести руки в стороны на уровне                                

пояса ладонями вверх

Воспитатель:  Молодцы какие, хорошую зарядку сделали! Предлагаю вам сесть на места,  и продолжим наше путешествие по тундре.

Слайд № 17

Воспитатель: Ребята, о ком теперь мы расскажем Лосяшу?

Дети: О лемминге.

Воспитатель: 

Лемминг - маленький зверек,
Не мышонок, не хорек.
Хоть и рыженький бочок,
Все же он не хомячок.

Самое маленькое животное тундры– лемминг. Лемминги — мелкие грызуны. У лемминга во рту прячутся острые, будто хорошо заточенные ножи, два верхних и два нижних зуба-резца. Они растут всю жизнь и обладают способностью самозатачиваться. У него очень короткие, едва различимые уши, середина спины рыжеватая, бока буровато- серые, низ немного светлее, а на спине  красивая темная полоса.

Воспитатель: Ребята, чем питается лемминг?

Дети: Он питается зимой  лишайниками, которые находит под снегом,  а летом   ягодами, побегами кустарника.

 Воспитатель: Как лемминг спасается от хищников?

Дети: Лемминг  роет  норки  с длинными  ходами, в них   прячется от хищников.

Воспитатель: Ещё леммингу помогает его пестрая окраска прятаться от хищников.  Скажите пожалуйста, кто из хищников на него охотиться?  

Дети: На лемминга охотятся песец, волк.

Игра с мячом  «Да - нет» Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Вставайте в круг, я буду рассказывать вам о лемминге, если вы будете согласны со мной, то говорите «да», если не согласны то говорите «нет».

Воспитатель: Лемминг очень большой зверек, это страшный хищник, живущий в тундре, зимой у него пушистая белая шуба и длинный хвост, зубы у него растут всю жизнь и сами затачиваются. Найдите, что правильно в этом описании, а что нет.

Воспитатель бросает мяч по очереди ребёнку, а ребёнок находит правильные или неправильные высказывания в описании животного.

Воспитатель: Ребята, о ком ещё мы с вами можем рассказать Лосяшу?

Дети: об олене.

Воспитатель: Правильно, о северном олене.

Здесь полгода длится день,
Но и ночь - полгода.
Любит молодой олень
Севера природу!

Олень – это большой, красивый зверь, в тундре он не имеет ни дома, ни норы. Его тело покрывает густая и длинная шерсть, защищающая животное от холода. Волоски шерсти жесткие и грубые на вид, внутри каждый из них заполнен воздухом, который помогает сохранять тепло, выделяемое животным. Под шерстью прячется еще и густейший, пышный, короткий подшерсток. Зимой окраска оленьего полушубка очень красивая - светлая, серебристо-белая.

Воспитатель: Чем в тундре питается олень?

Дети: Олень питается ягодами, грибами.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Ходит, бродит он по тундре всё лето, ягоды, травы ест. С холодами к горам уходит, где лишайников много, особенно ягеля, где добывает его, разрывая снег копытом. Самое любимое лакомство у оленя грибы, если увидит их  даже на другом берегу реки, обязательно  переплывёт через реку, и при этом  останется сухим. Широкие копыта помогают оленям не проваливаться в болото.

Воспитатель: Ребята, послушайте  стихотворение «Северный олень»

Северный олень
Люди в тундре выжить не смогли бы
Без оленей северных, карибу.
На оленей в тундре вся надежда:
Всё от них – и транспорт, и жильё,
И еда, и обувь, и одежда…
Без оленей в тундре не житьё.

                               Надежда Радченко

Воспитатель: Почему для людей, живущих в тундре, олень стал помощником?  

Дети: В тундре – он для них и средство передвижения и пища, и одежда, и кров.

Воспитатель: Как человек помогает оленю?

Дети: Человек спасает оленей от хищников.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто из хищников  охотится на оленя?  

Дети: На оленей охотится полярный волк.  

Воспитатель: Окрас полярного волка очень подходит к среде его обитания: его шкура сливается с белизной снега. Это позволяет волчьей стае неожиданно приближаться к своей добыче. В основном, ею становятся крупные травоядные, такие как лось. Нападет волк и на мелких животных - бобров, кроликов, зайцев и крыс. Преследуя стада оленей, волки иногда проходят более 100 километров в день. Один волк может съесть за день до 10 килограммов мяса.

Воспитатель: Ребята, как к жизни в тундре приспособились животные?

Дети: Животные тундры имеют густой мех. Зимой – белая окраска меха. Летом окраска меха пестрая. К зиме животные накапливают слой подкожного жира.

  1. Заключительная часть

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться. Занимаем места в самолёте, заводим мотор, отправляемся в путь.

Мы отважные пилоты

Это наши самолёты

Два крыла

мах руками

Одна кабина

качнуть головой

Сзади мощная турбина

повилять

Разбежались и взлетели

завести мотор

Полетели-полетели

летят

Вот мы с вами и вернулись в школу.  Где мы с вами сегодня побывали?

Дети: Сегодня мы совершили путешествие в Тундру.

Воспитатель: Ребята, о ком сегодня мы с вами рассказали Лосяшу?

Дети: О животных, которые населяют тундру.

Воспитатель: После того, как мы с вами назовём  животных тундры, о которых сегодня говорили,  в книге у Лосяша появятся их изображение.

  1. Рефлексия

Воспитатель: Я предлагаю вам выбрать изобразительный материал и нарисовать или слепить понравившихся животных тундры для книги Лосяша.

Самостоятельная деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растительный и животный мир тундры

Презентация поможет детям познакомится с основными особенностями растительного и животного мира тундры....

Презентация "Животный мир Тундры"

Данная презентация поможет учителю начальных классов познакомить учащихся с животным миром Тундры. УМК любое.Цель: • Познакомить детей с животным миром Тундры.• Развивать у детей познавательный интере...

Технологическая карта к логопедическому занятию "Путешествие по тундре" по теме "Животные. Предлоги пространственного значения"

Занятие предназначено для учащихся 1 классов с логопедческим заключением ОНР III уровня. Занятие написано в соответствии с региональным компонентом образовательного учреждения, является авторским, пос...

"Животные тундры"

Данная разработка предназначена для музейного урока....

Растения и животные тундры.

Статья рассказывает о растения и животных тундры....