Конкурс педагогического мастерства (Урок нравственности)
план-конспект урока (1 класс)

Светлана Александровна Косова

Урок нравственности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nravstvennosti._aleksandr_nevskiy.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Средняя общеобразовательная школа №10

XVII Рождественские чтения

Конкурс педагогического мастерства (Урок нравственности)

Тема урока:

«Выделяем голосом важные слова» (по предмету Родной русский язык, 1 «Б» класс)

Учитель начальных классов: Косова С.А.

2020 г.

Тема: Выделяем голосом важные слова.

 "Защитник Святой Руси – Александр Невский"

Цели урока:

1. Воспитательные:

  • на примере Александра Невского показать сущность и значение служения Отечеству;
  • сформировать нравственные понятия: долг, вера, православие;
  • заложить основы формирования нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых;

2. Образовательные.

Способствовать:

  • развитию творческих возможностей, чтению стихотворных текстов;
  • расширению представления об историческом прошлом нашей Родины;
  • обогащению словарного запаса и развитию речи.

Оборудование:

  • проектор;
  • иллюстрация Александр Невский в доспехах;
  • мелодия “Моя Россия”;
  • оборудование для задания “Дружина Александра Невского готовится к походу” (изображение древней Руси, конверты с одеяние воинов, фигурки дружинников).

Предварительная работа:

  • работа с комплектом “Добрый мир”;
  • проект-рассказ “Жизнь Александра Невского” (изображение битвы на Чудском озере и битвы на Неве (зарисовки под аппликации на ватманах А1), аппликация Александра Невского, древнего города, древних воинов);
  • разучивание стихотворений, чтение текста.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Звучит мелодия “Моя Россия”. Дети садятся за парты.

Учитель. (Слайд 1 заставка)

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей!
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называют
Одним широким словом “Русь”!

2. Постановка цели и определение темы урока.

Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок Родного русского языка. Необычен он будет во многом, но прежде всего тем, что мы погрузимся с вами в мир истории. И на примерах значимых исторических событий периода ХIII в. Древней Руси научимся оценивать факты на основе важных терминов и понятий, т.е. научимся выделять ВАЖНЫЕ слова. (Слайд 2, 3)

3. Работа по теме урока.

Работа с иллюстрацией «Александр Невский в доспехах». (Слайд 4.)

Учитель.  Посмотрите на экран. Кто здесь изображен?

Дети. Воин.

Учитель. Во что одет воин? Это современное или старинное снаряжение?

Дети. Снаряжение старинное. На нем одета кольчуга, рукавицы, плащ, на ногах – высокие сапоги, на голове - шлем с защитной сеткой.

Учитель. Посмотрите, чем вооружен князь? Какое оружие он держит в руках?  

Дети. Князь держит в руках меч.

Учитель. Какое еще вооружение русских воинов вы знаете? Возможно, читали в сказках, былинах, видели в мультфильмах. 

ДетиБулава, палица, копье, лук и стрелы, для защиты – щит.

Учитель. Что еще видите на картине, над головой воина? (Слайд 5)

Дети. Флаг, знамя.

Учитель. Это необычный флаг. Кто на нем изображен? 

ДетиГосподь, Иисус Христос.

Учитель. Такой флаг с изображением образа Иисуса Христа и святых называют Хоругвь – религиозное полотнище.

Учитель. Кто догадается, почему русские воины помещали на своем флаге изображение Самого Иисуса Христа?

Дети. Они верили в бога. Верили, что он их защищает и оберегает в бою.

Учитель. Этот воин – русский князь Александр Невский. Святой князь был защитником Святой Рус и православной веры. Защищал свою страну самоотверженно, был честным и справедливым. Он всегда шел в бой со словами “Не в силе Бог, а в правде”. Александр Невский был настоящим героем. А кто такой герой?

Дети. Это добрый и храбрый человек, который защищает свой народ, свою страну и готов жизнь отдать за Родину.

Учитель. Ребята подготовили стихи об Александре Невском.

1 ученик.  

 Князь Александр – победой Невской
Прославлен, честью озарен.
Коварный враг, безумный дерзкий,
Не раз разбит и усмирен.

2 ученик.

Не в силе Бог, а в правде! Помни!
Звучит призывом его речь.
Долг перед Родиной исполни.
Непобедим наш русский меч!

3 ученик.

Князь благоверный, грозный воин,
Правитель мудрый и святой,
Народной памяти достоин
За подвиг праведный земной.
(С.Погорелов “Александр Невский”)

3. Учитель. Для того, чтобы лучше узнать о жизни князя, мы с ребятами расскажем и постараемся восстановить важные этапы жизни Александра Невского. (Слайд 2, 3, 4) 

Текст: 

Ученик 3. Это было очень давно - 30 мая 1220г в городе Переславле-Залесском родился маленький мальчик. Назвали его Александром. Отцом Александра был князь Ярослав Всеволодович. Маленький князь получил хорошее образование. Он был обучен грамоте, военному делу, дипломатии. А обучали Александра священнослужители, поэтому обучение содержало в себе истины христианской веры.  Когда князю исполнилось 16 лет, он стал княжить на Руси.

Учитель. Слайд 5 Сколько горя выпало на Русь в первую половину XIII века!
Нашествие азиатских варваров с востока — и вдруг посягательство с Запада. Какой удобный момент для осуществления самых дерзких планов со стороны крестоносцев! Папа Римский Григорий IX позвал шведских и немецких рыцарей идти на Новгород с крестом и мечом: крестом обращать русичей в латинскую веру, мечом — убивать тех, кто до конца стоит за православие.

Ученик 4. Шведское королевское войско на 100 (сто) одномачтовых судах вошло в устье реки Нева. На каждом судне было 50-60 воинов. Назывались эти суда ладьями.

Князь Александр собрал всю свою дружину и стремительно преодолел расстояние от Новгорода до устья притока Невы Ижоры, где шведы разбили свой лагерь. «Нас немного, - сказал он воинам, - но не в силе Бог, а в правде!»

Ранним утром русские атаковали противника и разгромили его. За победу на реке Неве князь Александр получил в народе прозвище Невский. Ему было всего 20 лет!

Учитель. Итак, первая битва, связанная с именем князя Александра, состоялась 15 июля 1240г. на реке Неве.

Угроза нашей родине и православию еще существовала. В старших классах на уроках истории вы узнаете, сколько раз нашему народу приходилось отстаивать целостность и независимость своей родины и беречь веру православную.

Ученик 5. Слайд 6. Был апрель.  Весенний лед на озере стал хрупким. Русского войска было значительно меньше. Александр Невский заманил рыцарей, окованных в тяжелые железные доспехи на Чудское озеро. Лед треснул. Немецкие рыцари ушли под воду. Движение на Русь западных захватчиков было остановлено.

Учитель. Спустя почти два года, по весне 5 апреля 1242 г. Состоялось Ледовое побоище на Чудском озере.

Ребята, перед вами импровизированная карта. Здесь можно увидеть схематическое изображение Ледового побоища. Черным цветом отмечены войска противника. Красным – войска Александра Невского.

Много ещё подвигов совершил князь Александр Невский. А главное – сохранил нашу Родину!

Учитель. (Слайд 7, 8.) Семь с половиной веков прошло, а мы не забываем о славной победе Александра Невского и возглавляемого им войска. Русская православная церковь причислила храброго князя к лику святых.

Учитель. Ребята, вам понравился наш рассказ о славном князе Александре Невском? Что вам запомнилось? Ребята, хотели бы вы быть похожими на князя Александра Невского? Почему?

Учитель. Скажите, а Александр Невский мог в одиночку победить врага?

Дети. Нет. Ему помогали другие воины.

Учитель. Конечно. Даже есть такая пословица - один в поле не воин. Ему помогали русские воины, а еще их называли дружинниками. Как вы думаете, почему их так называли? Какое слово похоже на слово дружинник?

Дети. На слово дружба, дружить. Они сражались за свою родину дружно, вместе.

Учитель. Дружинники – так назывались воины в Древней Руси. Они отличались особой доблестью.

4. Рефлексия. Задание “Дружина Александра Невского готовится к походу”.

Учитель. А вы хотите на время стать дружиной Александра Невского? Тогда нам необходимо размяться (физкультминутка).

Ребята давайте встанем ровно (дети встают), представим, что мы с вами дружинники Александра Невского.

Наденем шлем.                                                                 руки вверх, руки на голову

Наденем доспехи.                                                            руки вверх, руки на плечи, руки на пояс

Возьмем щит и меч.                                                        руки вперед, руки к груди

Посмотрим: нет ли вблизи врага?                                 руку приложить ко лбу, поворот головы в право

А не идет ли к нам враг из далека?                               руку приложить ко лбу, поворот головы в лево

А теперь сядем на коня и осмотрим наши границы.  выполняем подскоки

Учитель. В нашей шкатулке-богатыре есть для вас задание. Сперва вам нужно собрать дружинника в военный поход. Для этого в конвертах есть снаряжение и оружие. Необходимо выбрать только то, что подходит воину русской дружины. (На столах заранее подготовлены ножницы и клей. Дети за партами выполняют задание в парах.)

Учитель. Покажите, какая дружина у вас получилась. Давайте отправим воинов на защиту Руси! Каждый из вас будет называть качества, какими обладает воин и крепить его на доску (аппликация древней Руси) .

Дети. Мой воин, добрый, бесстрашный, храбрый, отважный, смелый, любит свою Родину(Дети по очереди выходят к доске, называют 1-2 качества своего воина и прикрепляют его).

Учитель. А во главе дружины князь Александр Невский. (учитель прикрепляет фигуру Александра Невского во главе дружины)

5. Итог занятия.

Учитель. Вы молодцы! Посмотрите, какая крепкая дружина Александра Невского у нас получилась! Защищать свою страну нужно всегда. Мы должны помнить и чтить славные традиции наших предков и стремиться вырасти сильными и отважными, умными, добрыми, чтобы тоже защищать нашу страну, заботиться о благополучии и процветании нашей Родины - России.

Главный девиз русского воина и по сей день – это слова Александра Невского: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». Смысл этих слов в том, что наша страна никогда не начинала войну первой, но если грозила опасность, то все, как один, вставали на защиту Родины.

Учитель. Давайте выделим важные слова нашего урока.

Дети. Родина, вера, Александр Невский, дружина, добро, дружба, защита.

В конце занятия учитель дарит детям маленькие иконы Александра Невского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация с конкурса педагогического мастерства"Сердце отдаю детям"

В 2010году я участвовала в конкурсе педагогов дополнительног образования Оричевского раона Кировской областиСердце отдаю детям" Я показывала свой опыт работы в кружках "Умники и умницы " и "В здоровом...

Диплом Всероссийского профессионального конкурса педагогического мастерства "Урок 2020"

Диплом Всероссийского профессионального конкурса педагогического мастерства...

ЭССЕ "Я - Педагог", конкурс педагогического мастерства "Педагог года", номинация "Педагогический дебют", 2020 год

ЭССЕ  "Я - Педагог!", конкурс педагогического мастерства "Учитель года - 2020", номинация "Педагогический дебют"...

Публичное выступление и мастер класс к конкурсу педагогического мастерства "Педагогический дебют"

Публичное выступление и мастер класс к конкурсу педагогического мастерства "Педагогический дебют"...

Разработка конкурса педагогического мастерства "Уроки финансовой грамотности" в номинации Лучший цифровой продукт по функциональной грамотности - Мультимедийная презентация

Курс финансовой грамотности как модуль элективного курса  2-3 классов «Учимся для жизни». В рамках данного курса ученики 2-х классов начальной школы осваивают азы финансовой грам...

Конкурс педагогического мастерства "Мой лучший урок"

Международный конкурс педагогического мастерства...