"Понятие «честности» у младших школьников"
статья

Данная статья поднимает проблему честности у детей младшего школьного возраста. На примере рассказов по литературному чтению и использованию различных методов, объяснить детям, что такое "честность" и кто такой "честный человек". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_chestnosti_u_mladshih_shkolnikov.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 186

Калининского района Санкт-Петербурга

Статья на тему

«Понятие «честности» у младших школьников»

Составитель:

Гурбанова Рамила Рустамовна

Санкт-Петербург

2022 год

Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. А в условиях современного общества она приобрела особое значение. Воспитание честности и правдивости выступает одним из аспектов нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в соответствии с применяемыми на сегодняшний день в образовательных учреждениях образовательными программами. Воспитание честности и правдивости  является важным элементом в формирование личностных качеств школьника.

В процессе обучения и воспитания детей многие педагоги сталкиваются с детским обманом. Когда ученик обманывает не только родителей, но и учителя. Чаще всего это происходит с плохими оценками, чтобы родители не узнали (как он думает) и не ругались; замечаниями учителя по поводу его поведения. Учителя ученик обманывает в ситуациях, когда не сделал домашнее задание или в конфликтных ситуациях, когда каждый хочет доказать, что он прав и пытает оболгать другого.

Знакомясь с художественной литературой, дети сталкиваются с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.

Воспитание честности и правдивости выступает одним из аспектов нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в соответствии с применяемыми на сегодняшний день в образовательных учреждениях образовательными программами, которому уделяется внимание в разной степени. Хотя обособленно задача воспитания честности и правдивости зачастую не выделяется.

Прежде чем говорить  о проблеме воспитания честности и правдивости  у детей младшего школьного возраста, рассмотрим основное понятие честности и правдивости представленное в словаре по этике.

Правдивость – моральное  качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать от других людей и самого себя действительное положение дел.

Честность – моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте  проводимого дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется, признание и соблюдение прав других людей на то, что  им законно принадлежит. Противоположностью честности являются обман, ложь, вероломство, лицемерие.

Моральный облик ребенка, в том числе и такие его качества, как честность и правдивость, начинает формироваться очень рано. Каким будет ребенок в дальнейшем: честным и правдивым, или же нечестным и лживым – во многом зависит от его первоначального воспитания  как  в дошкольном  возрасте, так и в школьном возрасте.

Воспитание честности и правдивости  является важным элементом в формирование личностных качеств школьника. Но такие качества не могут формироваться автономно, так как одно нравственное качество тесно переплетается  с другим и они взаимосвязаны. В современном образовании педагогический процесс направлен на всестороннее развитие личности, поэтому нравственные качества развиваются в комплексе.

Художественное произведение привлекает детей не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Младшие школьники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе. Прямое сопереживание с героями, умение следить за развитием сюжета, сопоставление с реальными событиями помогают школьнику сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, стихотворения. различные перевертыши, небылицы.

Для воспитания нравственных качеств, таких как честность и правдивость, необходимо правильно подобрать материал по художественной литературе. При прочтении данных произведений, рекомендуется воспитателю  произвести анализ при помощи таких методов, как: беседа, пересказ, инсценировка. Анализируя данные произведения, для выработки нравственно ценностных ориентаций, необходимо подчеркивать моральные качества главного героя, показать детям, что в его поступках является положительным, а что отрицательным. Можно предложить детям продолжить рассказ и придумать свои варианты завершения сюжета, при этом можно проследить, на сколько у ребенка развиты нравственные качества (честность, правдивость, доброжелательность).

Чтение произведений о честности и правдивости помогает школьникам различать честные и правдивые поступки от нечестных, выявить причину этих поступков, анализировать их.

Дети постепенно понимают, что обманы всегда раскрываются и приводят к печальному итогу. Например, в рассказе В. Осеева «Почему», автор описывает переживания мамы, которые заставляют мальчика признаться, сказать правду. Этот рассказ помогает развивать чувства и представления о том, что переносить свою вину на другого – это несправедливо, нечестно.

При чтении рассказов В. Драгунского «Тайное становится явным» и рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» дети усваивают то, что рано или поздно плохой поступок станет известен взрослым, родителям и последует наказание в виде мучительной вины, переживаний.

После чтения рассказа Н. Носова «Огурцы», дети с помощью главного героя – мальчика по имени Котька, усваивают то, как мучительно стыдно бывает после того, как поступаешь нечестно, понимают его душевное состояние.

Рассказ Н. Носова «Фантазеры» учит детей различать обман и выдумку (фантазию), развивает стремление быть правдивым, тактичным. Во время обсуждения этого рассказа, дети затрудняются правильно оценить поступки трех мальчиков, которые как будто бы все говорят неправду. Но постепенно приходят к  такому выводу, что Мишутка со Стасиком никому никакого вреда не сделали, они просто фантазировали, а вот Игорь поступил так, что пострадала его сестренка. Такой поступок можно назвать жестоким и несправедливым.

Огромное значение  в воспитании честности и правдивости играет чтение русских народных сказок. С помощью главных героев дети усваивают нормы, правила поведения, учатся различать добро и зло, справедливость и ложь. Всё это впоследствии помогает анализировать свои поступки, поступки своих сверстников и взрослых людей.

Постоянное чтение художественных произведений о правдивости и честности, проведение этических бесед по прочитанному помогают осмыслить и дать четкое определение понятиям: «правдивость», «честность». Дети приходят к пониманию того, что если всегда поступать честно, справедливо, то и к ним начнут хорошо относиться, будут считать их справедливыми и добрыми людьми. А ни это ли является высшей оценкой к себе окружающих людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир»

Методическая разработка.Тема: Формирование экологических понятий  у младших  школьников по  предмету «Окружающий мир»...

Статья Формирование экологических понятий и представлений младших школьников

Начальная школа- важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению ,способствующий становл...

ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...

Формирование понятий здорового образа жизни у младших школьников—важное направление в современной школе.

Дети в процессе обучения, к сожалению, часто теряют свое здоровье, испытывая перегрузки – интеллектуальные, физические и психические. Часто находятся в состоянии тревожности, что также отрицательно вл...

Значение формирования понятий здорового образа жизни у младших школьников

Здоровье современных школьников—серьёзная национальная проблема. Поэтому одной из основных задач обучения и воспитания является «формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья»...

Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

Сущность понятия «конструктивные умения» младших школьников.

Новые подходы к усвоению содержания художественного труда и изобразительного искусства, которые входят в образовательные области «Технология» и «Искусство», является одним из путей разработки личностн...