Разговоры о важном по теме: «Мечтаю летать»
план-конспект занятия (1 класс)

Воскобойник Ольга Николаевна

Конспект занятия  содержит региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и замыслу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razgovory_o_vazhnom_po_teme_mechtayu_letat.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разговоры о важном по теме: «Мечтаю летать»

Цели занятия:  познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью изобретателя и ученого К.Э. Циолковского;  воспитывать гордость за выдающиеся достижения советских и российских ученых, изобретателей и космонавтов;  развивать качества личности: умение мечтать, желание творчески подходить к делу, умение трудиться, целеустремленность. Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений.

Планируемые результаты:

        Личностные: узнать о жизни и деятельности изобретателя и ученого К.Э. Циолковского; проявить эмоциональный интерес к творчеству великого ученого-самоучки. Узнать о жизни и деятельности А. Леонова.

        Метапредметные: анализировать текстовую и видео информацию, устанавливать последовательность событий.

        Предметные: познакомиться с жизнью и научным творчеством К.Э. Циолковского; расширять представления о важности его изобретений и трудов для развития космонавтики.   Учитель: Ребята еще с древности у человека была мечта — летать.

Просмотр видеоролика о мечте человечества – полетах в космос, о роли К.Э. Циолковского в реализации этой мечты. https://razgovor.edsoo.ru/video/375/ 

Учитель: А сейчас мы с вами совершим  путешествие по интерактивной карте.https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/tsiolkovsky-12-1/index.html?back_url=/topic/6/grade/12/

 Остановка 1. Аллея космонавтов в Москве Остановка первая – Аллея космонавтов в Москве. Все вы, наверное, видели – кто-то на экскурсии или прогулке, кто-то в кино или на фото – ракету, устремившуюся ввысь. Это монумент «Покорителям космоса». В его основании расположен Музей космонавтики. А вдоль самой Аллеи мы видим памятники космонавтам-героям. В центре Аллеи, во главе всех наших космонавтов находится памятник Константину Эдуардовичу Циолковскому. Почему он самый главный среди исследователей космоса? Продолжаем наш полет и ищем ответ на этот вопрос.

 Остановка 2. Наши космические ракеты Остановка вторая – наши космические ракеты. Это очень важная остановка для космонавтов. Без ракет и кораблей невозможно путешествие в космос.  Советские ученые и конструкторы изобрели такие ракеты, которые стали чудом техники для своего времени. Однако этого не было бы, если бы не жил в нашей стране Константин Эдуардович Циолковский. Он – самый первый изобретатель ракет. Ракета-носитель «Восток». Она занимает самое почетное место в истории космоса. Она первая вылетела за пределы Земли. Современные космические аппараты выглядят просто фантастически. Они совершают далекие космические путешествия к другим планетам. Эти ракеты и корабли сконструированы и собраны в нашей стране. Вопросы учащимся: – Как называлась первая ракета? – Кто был самым первым изобретателем ракет?

 Остановка 3. Первые полеты в космос Остановка третья – первые полеты в космос. Продолжаем путешествие: летим в недалекое прошлое. Летим вместе с первым искусственным спутником Земли. Он был запущен 4 октября 1957 года. Первый! Еще без человека! Эта дата – начало космической эры человечества. Послушайте, как звучит – начало космической эры. Советский народ очень гордился, что именно мы – граждане Советского Союза (так тогда называлась наша страна, объединявшая Россию и другие республики) – первыми побывали в космосе. Мы сделали трудный, но важный шаг для всего человечества – шаг к звездам. Весь мир потрясло известие о первом советском искусственном спутнике Земли! А теперь мы летим рядом с первым человеком в космосе. Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года облетел на космическом корабле «Восток» вокруг Земли.

Остановка 4. В гости к Циолковскому Остановка четвертая – в гости к Циолковскому. Эта остановка тоже космическая. Но мы улетаем не только в космос, мы попадаем в то время, когда жил Циолковский. Для нас, мечтателей и космонавтов, нет преград. Кто же сделал самые первые шаги к полетам в космос? Весь мир справедливо считает, что самым первым человеком на земле, кто не побоялся сделать первые шаги к космической эре, был Циолковский: гениальный изобретатель, ученый, неутомимый мечтатель, автор фантастических книг. Итак, мы прилетели в то время. Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября 1857 года в царской России в селе Ижевское, в Рязанской Губернии. Как жили люди, когда родился Циолковский? Что значит жить 165 лет назад? Маленькие дома, повозки с лошадьми. Циолковский родился за 100 лет до запуска первого Спутника в космос. В то время еще и автомобилей-то не было, о самолетах даже не мечтали. Передвигались в основном на лошадях.  Трудное детство. Вопреки всему. Представьте небольшой дом, где живет семья Циолковских. Мальчик – юный Костя Циолковский – при свете свечи что-то увлеченно мастерит. Электрические лампы в то далекое время являются редкостью, и в домах простых людей электричества нет. У Кости Циолковского были трудные детство и юность. Рано умерла мать. В 10 лет Костя катался на санках, простудился. Получил осложнение: почти полностью оглох. Читать семилетний Костя Циолковский научился сам по книжкам «Сказки». У Кости не было друзей. Мешала глухота. Мальчик увлекся конструированием. К окончанию гимназии Костя соорудил паровой автомобильчик, аэростат и начал рисовать машины с крыльями. Учиться в гимназии глухому мальчику было непросто: он почти не слышал учителей. И в университете Циолковский тоже не смог учиться из-за глухоты. Все знания он осваивал самостоятельно: много читал, изучал математику. Вопреки болезни мальчик много мечтает, стремится к знаниям. В заключение этой информации учитель задает вопрос учащимся: – Можно ли сказать, что мальчик Костя Циолковский был мечтателем? 9 Неутомимый мечтатель и изобретатель. Представляете, еще не изобрели самолеты, только-только появились первые автомобили. А Циолковский мечтает построить быструю ракету, которая преодолеет тяготение Земли и вырвется в космос. Мечтает о межпланетных путешествиях.

 Остановка 5. Город Калуга – колыбель космонавтики Следующая наша космическая остановка – пятая – город Калуга. Почему этот город космический? Здесь Циолковский прожил большую часть жизни. Здесь находится Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, дом-музей Циолковского, Планетарий. В Калуге ученый изобрел ракету с двигателем на жидком топливе. Она могла бы доставить человека до Луны и дальше. При этом Циолковский всю жизнь работал простым учителем. Изобретением ракет занимался самостоятельно, в свободное от работы время. Это были гениальные открытия. Однако в царской России оценить их никто не мог. Идеи и открытия Циолковского казались несбыточной фантастикой. Только в советское время ученый и изобретатель получил заслуженное признание. Лучшие конструкторы учились у Циолковского. Он стал почетным профессором Военно-воздушной академии им. Жуковского.

 Остановка 6. Главные достижения Циолковского Остановка шестая – главные достижения изобретателя. Циолковский разработал современные ракеты. Разработал искусственный спутник земли. Научил людей, как строить орбитальные станции, на которых могут жить и работать люди в космосе. Но самое главное: Константин Эдуардович предсказал полеты ракет в межпланетное пространство и верил в свою мечту. Давайте послушаем слова Циолковского: «Ух ты, какая красота – Вселенная перед нами! Миллионы световых лет отделяют нас от них, но мы их видим и познаем. Чудо!.. И все-таки мы, люди, должны готовиться к полёту в эту звёздную Вселенную – готовиться не покладая рук. <…> Я верю в мощь человеческого разума и не боюсь этих несоизмеримых пространств». В заключение этой информации учитель обращается к детям: – Мы видим, что Циолковский восхищался красотой космоса и был неутомимым мечтателем. Но можно ли сказать, что он был и неутомимым тружеником и изобретателем?

Учитель: Ребята, а кто из вас слышал имя Алексей Леонов?

- Алексей Архипович Леонов – летчик-испытатель, космонавт, художник, первый землянин, вышедший в открытый космос, лауреат множества премий и наград. (Слайд1)

- По воле судьбы маленький Алеша пошел в школу только в 9 лет, в Кемерово. В начальной школе мальчик увлекся рисованием.

- После неудачи с академией художеств Леонов поступил в начальную авиационную школу в Кременчуге( Слайд 2)

Осенью 1959 года Алексей Архипович  познакомился с руководителем Центра подготовки космонавтов (ЦПК), полковником Карповым. На первой отборочной комиссии в Сокольниках Леонов впервые встретился с Юрием Гагариным, с которым впоследствии его связала крепкая дружба.В 1960 году Алексея Леонова зачислили в особый отряд. ( Слайд 3)

- Алексей Леонов провел в открытом космосе 12 минут 9 секунд. Космонавта снимали две статичные камеры, еще одна камера была у него в руках.  В скафандре было невыносимо жарко, пот заливал глаза, у космонавта началась тахикардия, поднялась температура. При возвращении на корабль тоже возникли проблемы. От пребывания в вакууме скафандр Леонова раздулся, и протиснуться в отверстие шлюзовой камеры было невозможно. Герою пришлось стравливать давление, чтобы объемы костюма пришли в норму. Учитывая, что руки у него были заняты камерой и страховочным тросом, это было нелегко. (Слайд4)

- Алексей Архипович – кавалер десятков отечественных и зарубежных наград, орденов, медалей. Космонавт является почетным гражданином 30 городов мира, членом Международной академии астронавтики, академиком Российской академии астронавтики, он – кандидат технических наук. (Слайд5)

Учитель: Ребята, а сейчас давайте проверим ваши знания.

Тест (Слайд5)

1. Гражданин , какой страны первым полетел в

космос?

России Китая

Америки Японии

2. Назови фамилию первого космонавта.

Титов Терешкова

Армстронг Гагарин

3. Как называется корабль, на котором живут и

работают космонавты?

искусственный спутник ракета

станция самолёт

4. Какое животное запустили в космос до

человека?

кошку мышь

обезьяну собаку

5. Для чего нужны искусственные спутники ?

для наблюдений за погодой

для обеспечения связи на дальние расстояния

для туристических поездок

для передачи сигналов для радио и телевидения

6. Первый человек, который вышел в открытый космос?

Гагарин, Терешкова, Леонов.

Учитель:    Вы еще маленькие, но, наверное, у каждого из вас есть свои мечты. Эти мечты пока не большие. Кто-то мечтает о поездке на море, о рыбалке. Кто-то о щенке. Кто-то уже строит планы, что станет спортсменом, артистом, моряком или военным. Может, кто-то любит мастерить, собирать конструкторы и хочет построить самый красивый автомобиль или самую быструю ракету. Подумайте об этом обязательно. Очень важно, чтобы у каждого была своя мечта. Посмотрите, как юные конструкторы запускают ракеты. Может, кто-то из них станет космонавтом. Интерактивное задание № 2  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Разговоры о важном" по теме "Символы России" - 4 класс

Цель деятельности учителя: воспитывать у обучающихся уважение к символике своей страны, привлечь внимание подрастающего поколения к истории Российского государства, развивать чувство гражданственности...

Конспект занятия "Разговоры о важном" по теме "Волонтёрство" - 4 класс

Цель деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о возможности помощи другим людям, появлению желания проявлять доброжелательность и сопереживание, выстраивать своё поведение с пози...

Занятие внеурочной деятельности Разговоры о важном по теме: «Какие в нашей стране есть символы?».

28 ноября  прошло внеурочное занятие Разговоры о важном по теме: «Какие в нашей стране есть символы?». На занятии ребята узнали, с какими историческими событиями связана символика гер...

Занятие внеурочной деятельности Разговоры о важном по теме: «Где записаны права человека?»

Во 2 классе прошло внеурочное  занятие Разговоры о важном по теме: «Где записаны права  человека?». Занятие проводилось в  форме эвристической беседы,  на основе воспри...

Занятие внеурочной деятельности Разговоры о важном по теме: «Новый год. Семейные праздники и мечты».

26 декабря  прошло внеурочное занятие Разговоры о важном по теме: «Новый год. Семейные праздники и мечты».  Занятие проводилось в форме  эвристической беседы, на основе иллю...

Конспект занятия "Разговоры о важном" по теме "День героев Отечества" - 4 класс

Цель деятельности учителя: сформировать у обучающихся первоначальные представления о подвиге и героизме, проявляемом людьми разных профессий, воспитывать позитивное отношение к таким ценностям, как до...

Занятие внеурочной деятельности Разговоры о важном по теме: «Как становятся учёными?».

Во 2 классе прошло внеурочное занятие  Разговоры о важном по теме: «Как становятся учёными?». Занятие  проводилось в  форме беседы,  с использованием иллюстративно...