Разговоры о важном Тема: «ОТ ПОКОЛЕНИЯ К ПОКОЛЕНИЮ: ЛЮБОВЬ РОССИЯН К РОДИНЕ»
план-конспект занятия (2 класс)

Воскобойник Ольга Николаевна

Конспект занятия  содержит  региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и замыслу.

Региональный компонент разработан в соответствии с дидактическими принципами и методическими основаниями, на которых основана разработка федерального занятия

Региональный компонент, дополняющий сценарий федерального занятия, представлен в виде целостного комплекта дидактических и методических материалов для проведения занятия «Разговоры о важном»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разговоры о важном

Тема:  «ОТ ПОКОЛЕНИЯ К ПОКОЛЕНИЮ: ЛЮБОВЬ РОССИЯН К РОДИНЕ»

Цель занятия: воспитывать у обучающихся третьих-четвертых классов ценностное отношение к нашей Родине – России, принятие идеи о действенной любви к Родине, которая проявляется в добрых делах в отношении близких, малой и большой Родины; формировать гражданскую идентичность, воспитывать гордость за Отчизну. Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, самореализация, развитие.

Планируемые результаты:

Личностные: осознавать сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; чувствовать гордость за свою страну; осознавать, в чем проявляется любовь к Родине.

Метапредметные: анализировать текстовую и видеоинформацию в соответствии с учебной задачей; формулировать суждения, выражать эмоции; аргументированно высказывать свое мнение; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; участвовать в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения; принимать цель совместной парной и групповой работы; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Предметные: показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России); определять тему и основную мысль текста; осуществлять изучающее чтение, поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию.

Задачи:

1) уточнение понятия «малая родина», формирование представлений о значении родины в жизни человека;

2) способствовать воспитанию любви к родномугороду;

3) развивать мышление, память, восприятие детей.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайды фотографий родного села.

Учитель:

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок ... и я.

А как каждый из нас понимает это слово? И что такое – любовь к Родине? Передается ли эта любовь от одного поколения к другому? Вы дали много интересных ответов, давайте посмотрим, как другие люди понимают, что такое «Родина».

Демонстрация видеоролика https://razgovor.edsoo.ru/video/367/ 

Учитель: Мы можем с вами сделать вывод, что любовь к Родине с давних времен наши предки понимали и как преклонение перед красотой родной природы, и как готовность к делам на пользу Родине. А кроме пословиц и поговорок, как еще мы можем узнать, как раньше люди понимали любовь к Родине?

Учитель: Предлагаю вам прочитать перевод на современный русский язык текста, который был написан почти восемьсот лет назад на древнерусском языке. О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская..!1

Учитель: Какие чувства испытывает человек, который пишет эти строки? Какие чувства вызывают эти строки у читателей?

Учитель: Автор восхищается красотой природы, городов и храмов, прославляет своих соотечественников, пишет о богатстве страны: «Всем ты преисполнена, земля Русская..!». Как вы думаете, а от кого зависит сохранение всего этого? Согласитесь ли вы с тем, что из чувства гордости за страну, из любви к ней вырастает и забота о стране?

 Учитель: Поработаем в парах. Прочитайте этот текст еще раз и найдите в нем ответы на вопросы: Как К.Д. Ушинский объясняет, почему люди свою страну называют Родиной? Почему Родину называют матушкой, матерью? Почему для любви к Родине важна связь с отцами и дедами?

Учитель: Вы обсудили в парах, а теперь давайте обсудим эти вопросы вместе. Кто готов начать?

Учитель: А теперь давайте прочитаем текст, написанный Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым в 1994 году. А в чём самая большая цель жизни? Я думаю, увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство… Учитель: Попробуем определить, на какие два очень важных вопроса отвечает Дмитрий Сергеевич Лихачев в этом фрагменте книги «Письма о добром и прекрасном».

Учитель: Мы с вами прочитали три текста, написанные в разное время: один написан восемьсот лет назад, второй сто пятьдесят лет назад, третий не так давно. А что объединяет эти тексты? И почему нам важно было обратиться не только к современным текстам?

Работа с интерактивным заданием № 2. Задание №2. Установление соответствия. Соедините две части пословиц (таблица № 1)

 Таблица 1. Интерактивное задание № 2 Береги землю родимую, как мать любимую. Много разных стран, а Родина одна. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Родина краше солнца, дороже золота

Учитель:-А с чего начинается Родина для вас?

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

И в ширь, и вдаль легла земля родная,

Где каждый уголок ее хорош;

Но нет в судьбе милей родного края,

В котором ты родился и живешь.

-Значит, Родина – это семья, родная страна-Россия, родное село.

Песня «С чего начинается Родина?» https://www.youtube.com/watch?v=deUnp48mkOk 

Прекрасна наша Россия, но у каждого из нас есть место, тот уголок земли, где прошло наше детство, где живут наши родные, друзья. Зовется это место – Малая Родина.

Мы сегодня будем говорить о вашей Малой Родине - о городе Юрга.

Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

- Знаете ли вы,сколько лет в этом году исполняется нашему городу?

- Кто из вас знает, когда он отмечает это событие?

Учитель : Поднимите руку, кто любит мечтать. Мы все любим мечтать. И, наверное, каждый из нас мечтает о таком доме, где нет зла, где все дружат, где царит счастье, покой, где все живут по- сказочному счастливо, в любви и согласии. Чтобы наши мечты осуществились, я предлагаю превратиться в волшебников и построить «Дом мечты». Скажите, ребята, а из чего строят дома?(Ответы детей) Я предлагаю построить наш дом из кирпичей. А так как мы с вами волшебники, то и кирпичики у нас будут не простые, а волшебные, особые. Чтобы их добыть, нам с вами нужно выполнить определенные задания. Испытания будут нелегкие, справиться с ними вам помогут знания, смекалка, дружба, находчивость.

Чтоб кирпичики найти,

Нужно испытания пройти.

На вопросы отвечайте

И задания выполняйте.

И кто лучше всех пройдет,

«Дом мечты» он соберет!

К испытаниям готовы ? В добрый путь!

1 задание «Камень времени»

Перед вами необычный камень. Смотрите, на нем указатели с надписями. Почитаем, что на них написано? (Налево посмотри – о современной Юрге расскажи, направо посмотри – о древней Юрге расскажи). Вам нужно составить мини – рассказ о городе Юрга . (рассказы детей)

 Вы справились с этим заданием и получаете первый кирпичик для нашего дома. (Кирпичик с надписью «Красота»)

2 задание «Достопримечательности нашего города»

Здесь приготовлены для вас фотографии. Посмотрите на них внимательно и скажите как можно назвать одним словом все то, что изображено на них (достопримечательности нашего города– знаменитые места)

Представьте, что к вам в гости приехали ваши друзья, родственники из другого города. Куда бы их повели, какие известные места своего города им бы показали? Что бы вы рассказали гостям о них?

 Вы были хорошими экскурсоводами. И за это получаете второй кирпичик для нашего Дома мечты (кирпичик с надписью «Доброта»)

3 задание

Как вы думаете, о ком пойдет речь на этой станции?

Ребята, как вы уже знаете, наши юргинцы воевали с врагами, начиная с войны с Наполеоном, заканчивая войнами в «горячих точках». Во всех войнах они проявляли мужество и героизм. А больше всего участников было в ВОВ.

А чтобы проверить знаете ли вы имена этих героев, вам нужно ответить на некоторые вопросы мини-викторины.

Вопросы:

1.Именем этого героя названа улица  в нашем городе. (Исайченко Василий Нилович)

2. Имя этого героя носит школа №1 в Юрге (Максименко Александр Петрович)

3.Какой герой из нашего города  лично поджёг 2 фашистских танка? (Кронит Альберт Викторович)

Воспитатель : Вы справились с этим испытанием и получаете кубик с надписью «Дружба»

4 задание «В прошлое»

Вернемся в прошлое нашего города, в древнюю Юргу

Здесь для вас приготовлен кроссворд «Предметы старины далекой»

Я читаю задание, вы отгадываете слово. Затем мы с вами открываем слово и проверяем, правильно ли вы отгадали.

Вопрос-задание

1. Предмет, орудие труда, на котором пряли нитки (Приспособление для ручного изготовления ниток из шерсти) --Прялка

2.Приспособление для наматывания пряжи в форме точёной деревянной палочки с заостренным верхом и утолщенным низом, при верчении превращающее навитую на него пряжу в нить. (Веретено)

3. Старинное полотенце (Рушник)

4.Устройство для кипячения воды и приготовления чая. (Самовар)

Воспитатель: Вы справились с этим испытанием и получаете еще один волшебный кубик. (Кубик с надписью «Любовь»)

5задание

 Учитель: Ребята, а вы любите наш город Юрга?

 Тогда попробуйте ответить на вопрос «За что и почему я люблю свой город?»

Учитель:  Малая Родина – это место, где МЫ РОДИЛИСЬ нас окружает любовь близких, доброта, где мы узнаем что такое дружба и у нас появляются первые друзья, где вокруг нас все мило и красиво, где нам всем живется хорошо, радостно, счастливо.

 И в заключенье я хотела бы договориться с вами о маленьком секрете. Хотелось бы, чтобы вы всегда оставались немного волшебниками и видели красоту вокруг себя, берегли её. А самое красивое – это, конечно, наша родная земля, наш город с красивыми домами, деревьями, с голубой речкой  и ясным небом над ним.

Учитель: – Наш классный час подошёл к концу.

Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.

Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.

Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.

Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну

Гордись тем, что ты - гражданин великой многонациональной России!

- А завершить нашу беседу я хотела бы словами К.Д Ушинского: «Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и родина.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят…»

Карта урока:Уровень образования: среднее общее образованиеЦелевая аудитория: учащиесяКласс: 4Тип урока: знакомство с новым материаломЦель урока:Образовательная: прохождение материала, посвященного Вел...

Классный час.Разговоры о важном. Тема: Когда мы едины мы непобедимы

Внеклассное мероприятие ,классный счас на тему "Когда мы едины мы непобедимы"...

Разговоры о важном. Тема: "От поколения к поколению: любовь россиян к Родине"

Цель: воспитание у обучающихся ценностного отношения к нашей Родине -России, принятие идеи о действенной любви к Родине, которая проявляется в добрых делах и отношении близких, малой и большой родины....

"Разговоры о важном. " Тема. Мы разные, мы вместе.

Цель: знакомство обучающихся с многообразием и единством народов Российской Федерации. Задачи: формировать потребность знакомиться с особенностями разных регионов нашей страны, подвести к с...

"Разговоры о важном". Тема: День народного единства. Когда мы едины, мы не победимы.

Цель: формирование у обучающихся первоначальных сведений о государственном празднике " День народного единства "; формирование таких ценностей, как любовь к Родине, патриотизм.На занят...

Классный час: "От поколения к поколению.Любовь к Родине"

Беседа на патриотическую тему : "От поколения к поколению. Любовь к Родине.Воспитание у обучающихся начальной школы ценностного отношения к нашей Родине-России, формирование гражданской идентично...