Ведущие функции педагога-организатора
статья

Турова Ольга Борисовна

Описание функционала педагога-организатора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_pedagoge-organizatore.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Ведущие функции педагога-организатора

Совершенствование содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе, а также организация внеурочной и досуговой деятельности с обучающимися во многом зависит от профессионального мастерства педагогического коллектива, в том числе и от педагога-организатора.

Основное назначение должности педагог-организатор заключается в организации воспитательного процесса, внеурочной и досуговой работы с детьми. Педагог-организатор входит в состав педагогического совета, как член педагогического коллектива он находится в административном подчинении ЗДВР и директора. Согласно квалификационным требованиям педагог-организатор должен меть среднее специальное педагогическое образование (без предъявления требований к стажу работы) или высшее педагогическое образование (без предъявления требований к стажу работы).

В соответствии с нормативными документами воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Ведущими функциями педагога-организатора являются:

содействие воспитанию, обучению, развитию общей культуры обучающихся; руководство работой по воспитательно - досуговой деятельности, отдыху и развлечениям среди обучающихся; содействие развитию и деятельности детских объединений; разработка и реализация программ и проектов воспитания.

Все функции педагога-организатора находят свое отражение в его должностных обязанностях.

Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и склонностям, а также предоставление им социальных и моральных гарантий на развитие задатков, способностей, талантов, дарований.

Не менее важным специфическим направлением в работе педагога-организатора является защита личной ценности и достоинства учащихся, ограждение их от авторитаризма, унижений и оскорблений. Педагог-организатор создает в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка атмосферу, отслеживает, чтобы права детей соответствовали их обязанностям, а практическая роль соответствовала его статусу.

Педагог-организатор в современных условиях должен уметь грамотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать воспитательную деятельность с воспитанниками. Учитывать в своей работе воспитательный потенциал среды, самостоятельно искать пути взаимодействия с разными социальными институтами, привлекать широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения, интегрировать воспитательные воздействия в социальной системе, а также адекватно оценивать и анализировать результаты воспитательной деятельности.

Интеграция воспитательных сил в социуме является также еще одной особенностью деятельности педагога-организатора. Он укрепляет единство усилий семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и других социальных институтов, совершенствует планирование, координирует работу всех воспитательных средств для достижения поставленных воспитательных целей.

Таким образом, поле деятельности педагога-организатора широко, разнопланово и многообразно, оно не ограничивается только стенами школы, а распространяется на микрорайон, место жительства школьников, сферу их ближайшего окружения и отношений. Педагог-организатор работает с учащимися всех возрастных групп. Однако он действует не только сам, но и привлекает широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения. Он ищет связи с семьями детей, специалистами различных областей науки и искусства, находит единомышленников и добровольных помощников, включает в воспитательную работу представителей социального окружения.

Анализ документации педагогов-организаторов показал, что многие из них, особенно те, кто только начинает свою трудовую деятельность, испытывают затруднения в планировании своей работы. Нередки факты, когда простой перечень массовых мероприятий без указаний целей, форм проведения, возраста их участников, выдается за план работы педагога-организатора.

Осуществляя планирование, педагог-организатор должен учитывать следующие общепедагогические требования к планам:

- научную обоснованность;

- целесообразность;

- социальную направленность;

- актуальность;

- реальность выполнения;

- гласность.

Педагогу-организатор планирует и осуществляет воспитательную работу совместно с детским коллективом школы как полноправным субъектом процесса воспитания, с учетом социальных умений и навыков, возраста учащихся, их постоянно растущих потребностей, изменяющихся интересов, стремления к самоутверждению и самореализации.

Процесс планирования педагога организатора имеет определенную последовательность и состоит из нескольких взаимосвязанных этапов.

Первый этап. Приступая к планированию, педагог-организатор должен уточнить перечень своих обязанностей, которые указаны в приказе директора школы (или зав. отделом / нач.управления образования) о приеме его на работу.

Второй этап. Изучение основополагающих, законодательных и нормативных актор Росскийской Федерации по вопросам образования, федерального, регионального и местного законодательства в области молодежной политики, инструктивно-методических писем и методических рекомендаций Минобрнауки, других нормативных документов областных, районных отделов образования, комитетов, советов детских и молодежных общественных объединений и т.д. Особое внимание необходимо уделить ряду Федеральных программ, таких как, например «Патриотическое воспитание молодежи в РФ на период с 2005-2010 гг.» и другим.

Изучение основных нормативных документов поможет правильно определить цели, задачи воспитательной деятельности, планируемые результаты (промежуточные и конечные).

Третий этап. Ознакомление с итогами работы за предыдущий учебный год и планом учебно-воспитательной работы (программой развития) школы на новый учебный год.

Четвертый этап. Проведение анкетирования, собеседований, деловых, организационно-деятельностных игр с целью диагностики досуговых интересов, увлечений учащихся, а также привлечения их к участию в планировании различных интересных, полезных дел.

Пятый этап. Изучение и использование календаря государственных, народных праздников, знаменательных событий в жизни школы, города (села), области, республики, событий международного значения, а также планов, графиков проведения районных, областных, республиканских конкурсов, смотров, выставок, фестивалей, других массовых мероприятий, что поможет определить формы, сроки участия школьников в социально значимой, общественной деятельности.

Педагогу-организатору необходимо научить детей и подростков самостоятельному выбору видов общественно полезной деятельности, качественному выполнению поручений, умению видеть, кому нужна их помощь, оценивать результаты своего участия в конкретных делах. Поэтому чем больше будет у педагога-организатора помощников, единомышленников среди учащихся, педагогов, родителей, представителей общественных объединений, тем, соответственно, лучше будут результаты воспитательной работы.

Работа с детьми направлена на развитие личности школьника, на создание, укрепление и развитие общешкольного коллектива, органов самоуправления, работу с ученическим активом, формирование и укрепление общешкольных традиций, подготовку и проведение коллективных творческих дел, благоприятного прохождения адаптационного периода. Как любая профессиональная деятельность труд педагога - организатора по воспитательной работе представляет собой совокупность компонентов профессионально - педагогической культуры педагога - воспитателя, основными признаками которой являются духовность, гуманизм, развитой интеллект, интеллигентность, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей, и т.д.

Педагог-организатор, основываясь на выявленных социальным педагогом способностях и склонностях к одаренности, может спланировать и организовать деятельность детей так, чтобы младшие школьники, имеющие определенные способности не остались без внимания педагогического коллектива школы и родителей.

Важнейшим направлением деятельности педагога-организатора является организация свободного времени учащихся. В современных условиях любое учреждение образования уделяет огромное внимание тому, что происходит с его воспитанниками в свободное от уроков время, как проводят они свой досуг. Если школа не вмешивается и никаким образом не распространяет в данной сфере свое влияние на учеников, то все попытки успешно воспитывать подрастающее поколение не будут результативными. Поэтому одной из актуальных задач работы педагога-организатора является не только создание условий для полноценного досуга школьников, способствующего многогранному развитию ребенка в свободное от учебы время, но и обучение детей и родителей правильной организации свободного времени, воспитание у них культуры досуговой деятельности.

В наши дни школа призвана стать центром культуры и досуга микрорайона и, в первую очередь, это касается сельского социума. Сегодня необходимо усилить педагогическое влияние на жизнь детей и молодежи в свободное от учебы время, уделять особое внимание содержательному наполнению шестого школьного дня, осуществлять педагогическими средствами систематическую профилактику негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, проектируя и реализуя соответствующие программы.

Таким образом, поле деятельности педагога-организатора широко, разнопланово и многообразно, оно не ограничивается только стенами школы, а распространяется на сферу их ближайшего окружения и отношений.

        ЛИТЕРАТУРА

1. Беркинблит М. Б. Фантазия и реальность /М.Б. Беркинблит.-М.: политиздат, 1993.-205с.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. /Л.С Выготский.-М.: Просвещение, 1991.-154с.

3. Гильбух Ю. 3. Внимание: одаренные дети / Ю. 3. Гильбух.- М.: Знание, 1991.-128с.

4. Глотова Г.А Творчески одаренная личность. Проблемы и методы исследования. Уч. пособие / Г.А Глотова.- Екатеринбург, Уральский Г.У, 1992.-128с.

5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец // Соч.: в 2-х т.Т. 1. Психологическое развитие ребенка.-М.: Педагогика, 1986.-320 с.

6. Доровской А.И Дидактические основы развития одаренности учащихся /А.И Доровской.-М.: Российское педагогическое агентство, 1998.-210с.

7. Дубровина М. В. Индивидуальные особенности школьников. /М.В. Дубровина.-М.: Просвещение, 1988.-345с.

8. Дьяченко О.М. О некоторых особенностях развития воображения / О.М. Дьяченко// Вопросы психологии, 1980.-№2.-57с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет педагога-организатора

В 2010-2011 учебном году я работала педагогом-организатором  в МОУ СОШ № 13 г. Бугульма. И хотелось бы предоставить отчет своей творческой работы....

Обобщение опыта работы педагога-организатора Боровковой Е.В.

Обобщение опыта работы педагога-огрганизатора по работе с детьми в Центре дополнительного образования...

Игровая технология в работе педагога-организатора

Игровая технология в работе педагога-организатора. Документы для аттестации + разработка занятия....

План работы на месяц педагога -организатора.

План работы педагога - организатора....

Статья - «Возможности детских певческих голосов младшего школьного возраста» Авторы-педагоги: Орехова С. Г.,Ларина Т.А., концертмейстер, педагог-организатор Егиазарян С.С.

Данная статья даст возможность учителям музыки, педагогам вокала, акцентировать своё внимание на особенности певческого голоса детей младшего школьного возраста. Учитывать возрастные характеристики го...

Статья«Выступление в онлайн формате, как важный аспект процесса обучения в дополнительном образовании»-Авторы:педагоги доп.образования: Ларина Т.А.,Такмакова И.А.,концертмейстеры:Егиазарян С.С.(педагог-организатор), Кошелева О.Н.

Речь пойдет о процессе подготовки концертного номера и само выступление в онлайн-концерте, мероприятии, фестивале, марафоне учащихся нашего детского музыкального театра «Кантабиле».В наше ...

Сущность организаторской деятельности, функции и должностные обязанности педагога-организатора..

Сущность организаторской деятельности,  функции и должностные обязанности педагога-организатора.....