Кубанские казачьи игры
учебно-методический материал (3 класс)

Сабельникова Елена Владимировна

Кубанские игры несут своей целью – донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachi_igry.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Казачьи игры.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Кубанские игры несут своей целью – донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Малой Родине.

"Вежа"

Игроки, взявшись за руки, стоят в кругу.

Один из игроков начинает запутывать весь круг по ходу своего движения (можно

переворачиваться, подлазить под ноги). Запутываются до тех пор, пока свободное

движение не остановится. Другой игрок начинает запутанный "клубок" или "вежу"

распутывать. При этом руки не расцепляются. Распутывание происходит до

исходного положения.

 «ЧАПЛЯ»

По жребию или по считалке выбирали водящего – «чаплю». Остальные – «лягушки». Пока «чапля» спит, т. е. стоит, наклонившись вперед и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках. Проснувшись «чапля» издает крик о начинает ловить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась хотя бы одной рукой за голени ног. Лягушки должны спасаться от «чапли», прыгая на корточках. При нарушении условий, например, или если кто-то из лягушек встанет во весь рост или выпрыгнет за пределы площадки, а также при осаливании, они меняются местами.

 «КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ»

По жребию играющие делятся на две команды: первая - команда казаков, вторая - команда разбойников. Затем договариваются, в каких пределах можно будет прятаться и убегать. Разбойники разбегаются, чтобы спрятаться. Казаки же сначала выбирают место для заключения (темницу), куда они будут приводить отловленных разбойников.

Место для заключения может быть любое приметное место: угол двора, дерево и др.

С одной стороны, темница должна быть достаточной для того, чтобы в ней могли поместиться пойманные разбойник и; с другой она не должна быть слишком большой, потому что тогда ее трудно будет охранять казаку сторожу.

Границы темницы обозначают камнями или палками.

И вот казаки идут искать разбойников. Последних нужно не просто найти и

увидеть, но догнать и запятнать.

Отловленного разбойника казак отводит за руку или за рукав в темницу,

причем пленный не имеет права вырываться. Но если казак почему- то разжал руку, то разбойник может убежать.

Со временем число разбойников в темнице увеличивается. Их охраняет казак- сторож.

Между тем разбойники могут выручать своих товарищей. Любой разбойник, увидевший, что казак ведет его товарища, вправе подбежать и запятнать казака. В этом случае тот отпускает пленного, и оба разбойника снова бегут прятаться.

Однако ловкий и расторопный казак может первым запятнать разбойника, подоспевшего на выручку, и тогда он поведет в темницу сразу двух пленных. Вызволять товарищей разбойники могут и из темницы. Для этого им нужно ухитриться запятнать пленного, находящегося под охраной казака- сторожа. Переловить разбойников— задача очень непростая, и порой ребята играют в эту игру несколько часов.

 «БРЫЛЬ»

(СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПА С ШИРОКИМИ ПОЛЯМИ)

Игроки сидят по кругу. В центре круга на расстоянии 5-6 см от края начерчен еще один круг. По команде ведущего: «солнце», — все руками закрывают глаза, одному из игроков ведущий надевает на голову брыль и сразу говорит: «тень». Все открывают глаза. Тот, у кого брыль на голове, по этой команде бежит к центру круга. Остальные игроки не должны пускать его во внутренний круг. Если забежал в круг, он становится ведущим, если не успел — выходит из игры.

 «Заря-заряница»

Один игрок ребенок или взрослый держит шест с прикрепленными на конце лентами.  Каждый играющий берется за ленту. Водящий стоит вне круга. Дети, держась за ленту, идут по кругу и поют:

Заря-заряница,

Казачка девица.

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Раз, два не воронь,

А беги как огонь!

С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот побеждает, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

«ПЕРЕТЯЖКИ»

Участники делятся на две команды и становятся на крайних линиях лицом друг к другу. Затем они сходятся на средней черте и, не поворачиваясь, выстаиваются в одну шеренгу так, что каждый играющий одной команды занимает место между двумя играющими другой команды.

Участники игры берут друг друга за руки. По сигналу начинают «перетяжки». Каждая команда старается перетянуть всех противников за ту крайнюю черту, где они раньше стояли. Побеждает команда, которой удается это сделать.

Если во время «перетяжки» цепь разорвется, то два человека, допустившие разрыв, выходят из игры.

 «Шкракобушка»

Собирается группа мальчиков; один из них отделяется и спрашивает кого-нибудь из остальных товарищей: «Где ты был?» Тот отвечает: «На мельнице».

- «Что делал?» — «Муку молол». — «Что вымолол?» — «Копеечку». — «Что купил?» — «Калачик». — «С кем съел?» — «С тобой». — «Кто подбирал?» Спрашиваемый отвечает: «Он», — указывая при этом на кого-нибудь из мальчиков, стоящих в группе.

Все разбегаются от указанного мальчика со словами: «Шкракобушка, шкракобушка!»

Он же старается поймать кого-нибудь, и если это удастся ему, то делаются шкракобушкой двое и т.д., пока они не переловят всех остальных.

 «Чур у дерева!»

Эта игра, традиционная в арсенале 5-7-летних казачат, также была излюбленной, в неё играли совместно с маленькими горцами.

Играли обычно в саду или там, где росло хотя бы несколько деревьев.

Число играющих зависело от количества деревьев. Все, кроме водящего, становились каждый у своего дерева, водящий же — в середине между деревьями.

Стоящие у деревьев начинали перебегать от дерева к дереву; в это время водящий должен успеть осалить бегущего, пока тот не подбежал к дереву и не выкрикнул: «Чур у дерева!»

Осаленный менялся местом с водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок кубановедения "Кубанские композиторы. В.Г.Захарченко - руководитель Кубанского казачьего хора"

      В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формиро...

Кубанские казачьи игры

Данный материал содержит подборку различных кубанских игр, в которые можно играть на переменах,  праздниках, соревнованиях...

Рабочая программа "Традиционная культура кубанского казачьего общества"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАТрадиционная культура кубанского казачества»Срок реализации: 1-4 классыВозраст участников: 7-10 лет...

Кубанские казачьи игры (подборка игр)

(сборник казачьих игр)Учитель Харечко Е.К.Играем в игру «Хлибчик»Дети делятся на пары и встают врассыпную.Ведущий — хлибчик (хлебец) — становится на некотором расстоянии от детей,...

Урок мужества «День образования Кубанского казачьего войска»

Урок мужества «День образования Кубанского казачьего войска»...

Жизнь кубанской казачьей станицы. Игра-викторина.

Подготовка к урокам кубановедения всегда очень интересна, но затратна по времени.Делюсь с вами некоторыми  интересными находками....