Современные подходы к развитию культурологической компетенции младшего школьника
статья

Филипович Ксения Александровна

Анализ литературы показал, что в последнее время наметилось два направления в решении проблемы определения содержания культурологического аспекта при обучении и воспитании детей.

Первое направление – обучение в контексте русской культуры, отраженной в языке. Второе направление – познание культуры русского народа в диалоге культур, осознание самобытности, уникальности русского языка, его богатства на фоне сопоставления с др. культурами и языками.

В основе выделения этих направлений лежат определённые различия в решаемых ими задачах в содержании того материала, который является национально-маркированным.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к развитию культурологической компетенции младшего школьника

Анализ литературы показал, что в последнее время наметилось два направления в решении проблемы определения содержания культурологического аспекта при обучении русского языка.

Первое направление – обучение русскому языку в контексте русской культуры, отраженной в языке. Второе направление – познание культуры русского народа в диалоге культур, осознание самобытности, уникальности русского языка, его богатства на фоне сопоставления с др. культурами и языками.

В основе выделения этих направлений лежат определённые различия в решаемых ими задачах в содержании того материала, который является национально-маркированным.

Рассмотрим эти направления подробнее.

По мнению Е.А. Быстровой, реализация первого направления, осуществляется путём включения в содержание предмета «Русский язык»:

1) высказываний учёных, писателей о русском языке, русской культуре, формирующих такую ценностную ориентацию школьника, как отношение к родному языку;

2) экстралингвистического внеязыкового материала: музыки, живописи, фотографий и т.д.;

3) текстов с национально – культурным компонентом;

4) стереотипов речевого поведения, включая речевой этикет;

5) сведений о русской культуре, о быте, традициях, обычаях русского народа, о духовных и материальных ценностях русского народа как национально – культурной общности;

6) национально – маркированных единиц языка, то есть:

  • лексика, в которой отражено бытие русского народа, представлены его настоящее и прошлое;
  • факты, явления, традиционного и современного русского быта, традиции, обычаи;
  • лексикосемантические группы, обозначающие цвет, части тела и др.;
  • фразеологизмы;

7) концептов духовной культуры русского народа, то есть знания об обозначаемом в его связях и отношениях, ценностно и личностно значимые в формировании личности школьника; концепты абстрактных имён: дух, душа, личность и т.д.

Представителями первого направления являются методисты: Т. М. Бойнова, Л. А. Ходякова, А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова и др.

Т.М. Бойнова  утверждает, что кумулятивная функция языка обеспечивается, прежде всего, лексикой и фразеологией, поскольку слова и фразеологизмы непосредственно отражают внеязыковую действительность. К пословицам обращаются, когда изучают духовный мир народа, его нравственные законы-то, что называется менталитетом. В пословицах ёмкое, общественно значимое содержание облекается в лаконичную и изящную форму. Особого внимания к себе требует лексика пословиц. В ней сосуществуют современные лексические единицы с устаревшими: архаизмами, историзмами, диалектизмами. Работа с пословицами может способствовать углубленному знакомству с интереснейшими пластами лексического запаса языка, более эффективной организации словарной работы.

Учитывая специфику первого направления, методисты и учителя реализуют его используя следующие средства:

1) художественных текстов русской литературы;

2) искусствоведческих текстов;

3) произведений русских композиторов;

4) произведений русских художников;

5) русских пословиц и поговорок и загадок;

6) русской фоновой лексика;

7) высказываний русских лингвистов, ученых о языке;

8) материалов по этимологии (происхождении слов);

9) сведений по истории языка и русистике;

10) работой с эпиграфами;

11) ситуативных упражнений (побуждающих учащихся к общению в разных жизненных ситуациях);

12) изделий декоративно-прикладного искусства.

Реализация второго направления – познание культуры русского народа в диалоге, осуществляется путём использования:

1) понятия языковой картины мира;

2) сопоставление национально – маркированного лингвистического материала разных народов;

3) толкования значений слов, различных комментарий: историко-этимологических, этнокультуроведческих;

4) сведений о своеобразии и путях развития, возникновения различных языков;

5) сопоставления фактов русского и др. языков.

Представителями второго направления считаются следующие методисты: Е. А. Быстрова, Л. В. Юлдашева, Н. Л. Мишатина и др.;

Основным представителем направления – познание культуры русского народа в диалоге культур – является Е. А. Быстрова. С её точки зрения, диалог культур на только средство познания национальной культуры, но и более глубокое проникновение в свою, ведь осознание родной языковой картины мира проявляется в сопоставлении с картиной мира другого народа.

Можно сделать вывод о том, что в настоящее время представителей данного направления немного, оно находится на стадии развития. Пути формирования этого направления основаны на сопоставлении:

1) картин мира разных народов;

2) сведений о развитии разных языков;

3) национально-маркированного лингвистического материала разных народов;

4) внеязыкового материала разных народов: живописи, музыки, памятников архитектуры.

Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод. В методике преподавания русского языка на современном этапе наметилось два направления в реализации культуроведческого подхода:

  1. обучение русскому языку в контексте русской культуры;
  2. диалог культур.

Мы считаем, что целесообразно в выявлении средств формирования культурологической компетенции ориентироваться на оба эти направления, для того чтобы развить у учащихся адекватное отношение к другим народам и приобщить их к русской культуре, показать её красоту и оригинальность, развить национальное самосознание, духовно-нравственный мир школьников. Поэтому средствами формирования культурологической компетенции в рамках разрабатываемого проекта мы будем считать:

  1. высказывания философов о языке и речи, о самобытности русского народного самосознания и т.п.;
  2. высказывания писателей и поэтов;
  3. материалы по этимологии;
  4. ситуативные упражнения;
  5. работа с пословицами и поговорками разных народов;
  6. работа с песенным материалом;
  7. работа с внеязыковым материалом (фотография, рисунок, музыка);
  8. работа со связными текстами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный подход к формированию межличностных отношений младших школьников

Работа предназначена для учителей начальных классов общеобразовательной школы. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений я...

Системно - деятельностный подход в формировании языковой компетенции младших школьников

В младшем школьном возрасте ведущую роль в психическом развитии играет учебная деятельность. Различные виды ее проявления являются основой психического развития ребенка. Нельзя ввести ребенка в мир по...

Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС.

С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный ...

Анализ современных подходов к изучению дизорфографии у младших школьников

В статье описаны современные тенденции в изучении и предупреждении дизорфографии у младших школьников с ОНР. Статья предназначена для учителей-логопедов начальной школы, а также для студентов ВУЗов....

«Системно-деятельностный подход для формирования ключевых компетенций младших школьников»

« Единственный путь, ведущий  к знанию - это деятельность»     Б. Шоу.Системно - деятельностный подход –методологическая основа концепции государственного стандарта  обще...

Современные подходы к оценке уровня знаний младших школьников.

Система оценки - сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников....