Развитие творческого воображения и фантазии младших школьников через игру.
статья

Иванова Ольга Валентиновна

Игра, как основная деятельность ребёнка в раннем и младшем школьном возрасте, является постоянным его спутником. Игра для ребёнка – первая возможность проявить себя, само выразиться и самоутвердиться. В играх школьники не только отображают реальную жизнь, но и перестраивают её. 

Сложилось такое представление, что воображение ребенка намного богаче, чем у нас, взрослых, и поэтому задача воспитателей сводится в основном к представлению разнообразных возможностей, созданию условия для проявления детского воображения и фантазии. При этом упускается из виду, что успех достигается лишь при систематической работе с младшими школьниками по формированию воображения. Большую возможность в стимулировании воображения, фантазии, детского творчества имеют интеллектуально-развивающие игры. Дающие богатую пищу воображению ролевые игры позволяют ребенку углублять и закреплять ценные качества личности (смелость, решительность, организованность, находчивость); сопоставляя свое и чужое поведение в воображаемой ситуации с поведением представляемого реального персонажа, ребенок учится производить необходимые оценки и сравнения. В своей работе с детьми, начиная с первого класса, проводим игровые занятия по определению уровня развития воображения: У меня есть много необычных кружочков. Хотите побыть немного «волшебниками». Превратите фигурки в любую картинку, дорисуй к ней все, что захочешь. Попробуй! Оценивая, обращается внимание на оригинальность. На основе анализа определяется уровень развития воображения. Игра «Волшебные очки». Игровой материал: карандаши, трафареты, «волшебные очки» различной формы. Показав детям необычные очки, говорим, что стоит надеть их, как все вокруг (предметы, люди, животные) приобретают форму очков. Даются варианты игрового занятия: изобрази, каким ты увидел в этих очках птичку, цветок и др. Игра имеет массу вариантов. Игры «Фоторобот», «Волшебники», «Составь изображение», «Закончи рисунок», «Тропинка» и т. д. Игры, развивающие воображение, фантазию детей, в основном ориентированы на внеурочное время. Однако с успехом проводим их и на уроках. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации — все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, эмоции, юмор и воображение. Уроки «Оригами» — возможность поиграть, пофантазировать. Уроки ИЗО — «Кляксование». Игра поможет изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. Игра помогает учителю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх учителю легче узнать характер, привычки своих воспитанников, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. Большое влияние в своей работе учитель должен уделять подвижным играм, так как специальные исследования показали, что 85 % времени школьники проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье. Подвижные игры — лучшее лекарство для детей против гиподинамии. При организации проведения игр, учитель должен знать, что назначение игр не должно сводиться лишь к заполнению свободного времени детей, а помогают педагогу выполнять учебно-воспитательные задачи. В своем арсенале учитель должен иметь разнообразные виды игр: сюжетные, логические, дидактические, игры, развивающие у детей зрительную и слуховую память, творческое воображение, познание окружающего мира. Игры обязательно должны быть доступны детям, подобраны в соответствии с возрастом детей, их способностями и уровнем развития. Содержание игр, которые планирует учитель в работе с детьми должно помочь детям закрепить и расширить их знания. Однако игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения. Здесь учителю надо проявлять величайший такт и осторожность. В играх всегда очень важным стимулом должен быть элемент соревнования: «А можно мне?» Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: игра, как путеводная нить, должна пролегать в учебно-воспитательном процессе с детьми в группе продленного дня, так как это второй дом для детей, где они должны чувствовать себя комфортно. Стимулируя воображение в одном виде творчества (словесном), мы развиваем и другие его виды (артистические, музыкальные). У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умелое руководство со стороны учителя. Как известно, период от 6 до 12 лет очень важен в развитии ребенка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В этом возрасте развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, наблюдательность, умение анализировать, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. «Ученик — не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Подлинную силу обучение в школе имеет в том случае, если познавательная деятельность учеников на уроке вызывает у них радость, удовлетворение, успешность познания. Важную роль в развитии творческого мышления младших школьников играют учебные задания, которые выступают в качестве стимула мыслительной деятельности, оптимизируют навыки мыслительной деятельности, прививают навык гигиены познавательной сферы и определяют её характер. От успешности в развитии творческих способностей во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания человека. Поэтому задания на развитие творческих способностей и логического мышления используются на всех уроках, а не ограничиваются каким-либо одним предметом. Проводимая в системе работа по развитию творческих способностей младших школьников даёт положительные результаты: у детей развивается устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, желание сделать собственное учение радостным и успешным; дети охотно принимают участие в различных предметных олимпиадах и занимают призовые места. Есть замечательное правило: хочешь, чтобы дети чему-то очень захотели научиться — обеспечь им первый успех! «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой» Л. С. Выгодский.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра, как основная деятельность ребёнка в раннем и младшем школьном возрасте, является постоянным его спутником. Игра для ребёнка – первая возможность проявить себя, само выразиться и самоутвердиться. В играх школьники не только отображают реальную жизнь, но и перестраивают её. 

Сложилось такое представление, что воображение ребенка намного богаче, чем у нас, взрослых, и поэтому задача воспитателей сводится в основном к представлению разнообразных возможностей, созданию условия для проявления детского воображения и фантазии. При этом упускается из виду, что успех достигается лишь при систематической работе с младшими школьниками по формированию воображения. Большую возможность в стимулировании воображения, фантазии, детского творчества имеют интеллектуально-развивающие игры. Дающие богатую пищу воображению ролевые игры позволяют ребенку углублять и закреплять ценные качества личности (смелость, решительность, организованность, находчивость); сопоставляя свое и чужое поведение в воображаемой ситуации с поведением представляемого реального персонажа, ребенок учится производить необходимые оценки и сравнения. В своей работе с детьми, начиная с первого класса, проводим игровые занятия по определению уровня развития воображения: У меня есть много необычных кружочков. Хотите побыть немного «волшебниками». Превратите фигурки в любую картинку, дорисуй к ней все, что захочешь. Попробуй! Оценивая, обращается внимание на оригинальность. На основе анализа определяется уровень развития воображения. Игра «Волшебные очки». Игровой материал: карандаши, трафареты, «волшебные очки» различной формы. Показав детям необычные очки, говорим, что стоит надеть их, как все вокруг (предметы, люди, животные) приобретают форму очков. Даются варианты игрового занятия: изобрази, каким ты увидел в этих очках птичку, цветок и др. Игра имеет массу вариантов. Игры «Фоторобот», «Волшебники», «Составь изображение», «Закончи рисунок», «Тропинка» и т. д. Игры, развивающие воображение, фантазию детей, в основном ориентированы на внеурочное время. Однако с успехом проводим их и на уроках. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации — все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, эмоции, юмор и воображение. Уроки «Оригами» — возможность поиграть, пофантазировать. Уроки ИЗО — «Кляксование». Игра поможет изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. Игра помогает учителю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх учителю легче узнать характер, привычки своих воспитанников, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. Большое влияние в своей работе учитель должен уделять подвижным играм, так как специальные исследования показали, что 85 % времени школьники проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье. Подвижные игры — лучшее лекарство для детей против гиподинамии. При организации проведения игр, учитель должен знать, что назначение игр не должно сводиться лишь к заполнению свободного времени детей, а помогают педагогу выполнять учебно-воспитательные задачи. В своем арсенале учитель должен иметь разнообразные виды игр: сюжетные, логические, дидактические, игры, развивающие у детей зрительную и слуховую память, творческое воображение, познание окружающего мира. Игры обязательно должны быть доступны детям, подобраны в соответствии с возрастом детей, их способностями и уровнем развития. Содержание игр, которые планирует учитель в работе с детьми должно помочь детям закрепить и расширить их знания. Однако игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения. Здесь учителю надо проявлять величайший такт и осторожность. В играх всегда очень важным стимулом должен быть элемент соревнования: «А можно мне?» Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: игра, как путеводная нить, должна пролегать в учебно-воспитательном процессе с детьми в группе продленного дня, так как это второй дом для детей, где они должны чувствовать себя комфортно. Стимулируя воображение в одном виде творчества (словесном), мы развиваем и другие его виды (артистические, музыкальные). У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умелое руководство со стороны учителя. Как известно, период от 6 до 12 лет очень важен в развитии ребенка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В этом возрасте развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, наблюдательность, умение анализировать, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. «Ученик — не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Подлинную силу обучение в школе имеет в том случае, если познавательная деятельность учеников на уроке вызывает у них радость, удовлетворение, успешность познания. Важную роль в развитии творческого мышления младших школьников играют учебные задания, которые выступают в качестве стимула мыслительной деятельности, оптимизируют навыки мыслительной деятельности, прививают навык гигиены познавательной сферы и определяют её характер. От успешности в развитии творческих способностей во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания человека. Поэтому задания на развитие творческих способностей и логического мышления используются на всех уроках, а не ограничиваются каким-либо одним предметом. Проводимая в системе работа по развитию творческих способностей младших школьников даёт положительные результаты: у детей развивается устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, желание сделать собственное учение радостным и успешным; дети охотно принимают участие в различных предметных олимпиадах и занимают призовые места. Есть замечательное правило: хочешь, чтобы дети чему-то очень захотели научиться — обеспечь им первый успех! «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой» Л. С. Выгодский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые методики по развитию творческого воображения и фантазии».

Цель:     обогащение  системы  педагогических  действий  современными  методами  и  приемами для развития творческого воображения и фантазии дете...

"Развитие логического мышления младшего школьника через игру"

Тема материалов из опыта работы: «Развитие логического мышления младшего школьника через игру».Автор опыта: Торопова О.В., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 5 г. Нарьян-Мара».В младшем школьном во...

Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.

В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разработанная корррекционно-развивающая программа, направленная на развитие творческого воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Развитие творческого воображения.Стимулирование фантазии ребёнка.

ull;Сегодня, как показывает время мало быть “наполненными” знаниями, быть хорошими исполнителями. Время требует людей, способных нестандартно мыслить, творческих, способных к росту. Ведь...