"Современные формы экологического воспитания младших школьников" из опыта работы.
статья

Ухтинская Елена Геннадьевна

Выступление на городском семинаре учителей начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском семинаре учителей начальной школы на тему:

«Современные формы экологического воспитания

младших школьников»

Ухтинская Елена Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ «Зыковская средняя общеобразовательная школа»

Ни для кого не секрет, что экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические  проблемы присущи всем материкам  и каждому государству. Есть они и в нашем регионе. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое.

         Остановлюсь на значимости некоторых форм, методов и приёмов работы и их содержании.

      Особое внимание уделяю экскурсиям на природу, в ходе которых дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами.                 Наблюдая следы такой «деятельности» человека в природе, как обломанные ветки, мусор в парке или  реке, вытоптанные цветы на лугу, дети сами приходят к выводу о том, как следует себя вести в природе.

         Экскурсии организую в лесопосадку, в школьный сад, на берег реки, на луг, к роднику – святому источнику. Учащиеся не являются пассивными наблюдателями, а активно участвуют в практической природоохранной деятельности: они пропалывают цветники на территории святого источника, собирают мусор в пакеты, собирают корм для зимующих птиц, развешивают кормушки школьном саду, изготовленные собственными руками или с помощью родителей, выбирают и собирают листья для гербария, природный материал для поделок.

              В классе или дома по своим воспоминаниям дети нарисуют рисунки о своих впечатлениях, напишут или расскажут об увиденном во время экскурсии, изготовят экознаки и сделают памятки по правилам поведения в природе.

         Игры и игровые элементы позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний. Игры придают урокам эмоциональную окраску, делают их живыми и более интересными для детей.

Дидактические игры — это игры с правилами. Играя, ребенок и не думает учиться, но в результате игры узнает что-то новое. Такое учение происходит ненавязчиво, непреднамеренно. Дети любят играть в «Чудесный мешочек», «Чудесный сундучок», «Назовите растение», «Цветочный хоровод», «Кто где живет?»; «Четвёртый лишний». «Я доктор».

    Очень любят дети   игры-соревнования. В игре «Зов джунглей» нужно не только проявить смекалку и свои знания о природе, но и быть быстрым, ловким, смелым. Также с удовольствием участвуют в конкурсах кроссвордов, проектов, загадок.

  Игры - путешествия способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Примеры таких игр: "Путешествие по природным зонам", "Путешествие по родному краю", "Путешествие с Красной книгой", "Путешествие по материкам и странам" и другие.

  Очень любят дети  интеллектуальные игры «Поле чудес», «Умники и умницы», «Самый умный» и др.

Экологическая тропа — это тоже одна из современных форм обучения. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.

 Работа на «экологической тропе» имеет не только информативный, но и деятельностный характер: ребята участвуют в посадке цветов на пришкольном участке, в меру своих сил ухаживают за ними: пропалывают, рыхлят землю, поливают. Принимают активное участие в уборке тропы, разрабатывают и устанавливают экологические знаки, указатели, развешивают кормушки для птиц, раскладывают корм для них, расчищают дорожки от снега после снегопада к кормушкам, осенью убираем опавшие яблоки и сухую листву.

Я провела несколько открытых мероприятий, где мы с учениками совершили виртуальные экскурсии по экологическим тропам Мордовского государственного  заповедника им. Петра Гермогеновича Смидовича, который находится в Темниковском районе.  А также  игра – путешествие «Увлекательное путешествие экологическими тропинками по лесу», по ходу которого дети вспоминали и узнавали правила поведения в природе, придумывали свои экознаки.

 Беседы экологического содержания   проводятся очень часто, на разные темы. Беседы включают информацию о негативной и позитивной деятельности человека в природе, способствует формированию у детей умения оценивать эту деятельность и прогнозировать ее последствия.

Практические работы на уроках включают решение экологических задач, разбор экологических ситуаций, моделирование экологических связей. Изучение экологических связей в природе является необходимым условием для воспитания у школьников ценностного отношения к ней.

На открытом мероприятии «Разделяй мусор правильно» дети учились сортировать мусор, узнали, какую пользу может принести этот мусор после переработки.

         

              День природы - одна из важных форм работы по экологии. Широко применяю при проведении Дней природы сюжетно-ролевые игры экологического характера, походы в природу, трудовые десанты, конкурсы самодельных плакатов в защиту природы. Во время их проведения школьники оказывают практическую помощь природе, например, собирают мусор, участвуют в очистке сада от сухих листьев. Во время трудовой операции дети собирают причудливые ветки, шишки, жёлуди  и плоды, а позже в школе делают всевозможные поделки из собранного материала, приучаются видеть и чувствовать красоту окружающей природы, овладевают правилами поведения в природе.

Работа с природным материалом дает возможность научить детей видеть и понимать красоту природы. Большую роль играет работа с природным материалом при формировании экологических понятий.

           Экологические праздники – ещё одна из значимых форм воспитания. В классе традиционными стали праздники, «Золотая Осень», «День Земли», «День птиц». К этим праздникам организуются выставки рисунков по теме.

           Природоохранительные акции – это форма работы, в которую включаются ученики всей школы. Традиционными стали акции «Сбережем мордовские леса» - сбор макулатуры,  в которой мои ребятишки вот уже несколько лет  занимают первое место по школе. «Покормите птиц зимой», «Школьный двор – чистый двор». Активное участие принял весь наш класс в   акциях «Собери батарейки – спаси ёжика». Сбор пластиковых бутылок. Очень активное участие приняли  во Всероссийском эколого-благотворительном проекте «Добрые крышечки». Этот проект реализуется с целью привлечения обучающихся к проблеме раздельного сбора отходов и организации благотворительной помощи детям с ОВЗ, нуждающимся в приобретении средств реабилитации.

Нетрадиционной формой экологического образования является использование экологической сказки. В прошлом учебном году на классных часах и уроках детьми были поставлены сказки: «История одной ёлочки» (о том, что не нужно перед праздником Нового года вырубать ели и сосны), «Маша и Медведь» (сказка о мусоре), «Теремок» на новый лад.

В рамках экологического воспитания устраиваем экологические конкурсы рисунков и  поделок.  Весь класс принял участие в школьном конкурсе рисунков «Уж небо осенью дышало», в конкурсе поделок из природного материала «И снова в моём краю пора золотая». В городском конкурсе «Волшебная зима» несколько учеников моего класса  стали победителями и призерами. Все дети класса принимали самое активное  участие во Всероссийских конкурсах рисунка по экологии и занимали первые и вторые места.  «Осенние чудеса», «Синичкин день», «Зимние узоры», «День Снеговика», «Весенняя капель», «В мире птиц», «День Земли», «Весеннее вдохновение», «Мой любимый питомец».

Все учащиеся моего класса приняли активное участие во всероссийской экологической олимпиаде, которая проводилась  на портале Учи. Ру.

Экологические квесты - очень интересная форма, которую любят все дети. В этом году были проведены с детьми квесты «На лесной полянке», «Юные экологи», «Будь природе другом», «Сладкое дерево».

Большую помощь оказывает сайт экокласс, на котором есть уже готовые материалы для проведения с детьми Всероссийских экологических уроков: методический гид и видеоролик с пояснениями, разрезной дидактический материал, красочная анимированная  презентация, цветной комплект для проведения настольной игры или
других интерактивных заданий. А также лист с цветной карманной книжечкой – памяткой, которую дети складывают сами с помощью подробной инструкции на последнем слайде презентации и учителя.

 Я провела Всероссийские экологические уроки «Моря России: Сохранение морских экосистем» и «История вещей и экономика будущего».

Мною разработаны две авторских рабочих программы внеурочной деятельности по экологическому направлению «Человек и природа» - это комплексная образовательная программа для 1 - 4-ых классов, которая утверждена Республиканским экспертным советом при Министерстве образования Республики Мордовия в 2017 году и рекомендована к использованию в образовательных организациях нашей республики. И еще одна программа «Краски природы», которую только закончила разрабатывать.

Большое значение в экологическом воспитании играют труд детей в природе и  работа с родителями. Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда школа и семья действуют в одном направлении.

        А в заключение хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и их родителей желание любить, беречь и охранять природу. Считаю, что разнообразные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий  способствуют формированию целостного представления о природе, месте и роли человека, ценностных свойствах природных и социальных объектов, экологической ответственности младших школьников, тем самым реализуются основные задачи экологического образования младших школьников.

Поздравляю Вас всех с началом нового учебного года. Желаю всем  крепкого здоровья, духовных и физических сил, творческих успехов. Пусть новый учебный год будет для всех нас благополучным, творческим и успешным.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологическое воспитание младших школьников" из опыта работы

Доклад рассказывает оработе учителя по теме "Экологическое воспитание младших школьников". Приведятся  несколько методик, диагностирующих и развивающих экологическую культуру детей младшего ...

Отчет "Современные формы и методы экологического воспитания младших школьников"

Отчет "Современные формы и методы экологического воспитания младших школьников"...

Экологическое воспитание младших школьников (из опыта работы)

Начальная школа- важная ступенька в формировании активной творческой личности. Перед учителем встаёт  масса труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитать в каждом любовь к Родине,...

Экологическое воспитание младших школьников (из опыта работы)

Начальная школа- важная ступенька в формировании активной творческой личности. Перед учителем встаёт  масса труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитать в каждом любовь к Родине,...

Экологическое воспитание учащихся (из опыта работы)

Материал из опыта работы по развитию экологического  воспитания  учащихся через сотрудничество с краеведческим и художественно мемориальным музеем....

Метод проектов, как одна из форм экологического воспитания младших школьников

В данной работе рассказывается о применении проектного метода в экологическом воспитании младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности....

СИМБА ЛЕТИТ ДОМОЙ! «Духовно-нравственное и экологическое воспитание учащихся» (из опыта работы)

Духовно-нравственному и  экологическому  воспитанию в "Доброй школе на Сольбе" уделяется особое внимание в системе воспитательной работы школы.Представляем Вашему вниманию один из ...