Метод проектов, как одна из форм экологического воспитания младших школьников
методическая разработка на тему

Проскурина Тамара Григорьевна

В данной работе рассказывается о применении проектного метода в экологическом воспитании младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1.МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Слайд 2. Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования. В начальной школе на уроках и во внеурочной деятельности закладывается фундамент ответственного отношения к окружающей среде. В этом и заключается основная цель экологического образования.

Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Слайды 3-10.В своей работе применяю разные формы и методы экологического воспитания младших школьников, такие как:

- экологические беседы;

-экологические чтения (получение дополнительной информации экологического характера из художественных произведений);

- экологические игры (игры-путешествия, познавательные игры, творческие игры, викторины и т.д.).

 - час творчества (занятия, на которых дети рисуют или что-то мастерят);

- загадки природы (существует множество народных и авторских загадок о живой и неживой природе, о временах года и явлениях природы);

- экологические экскурсии;

-экологические десанты;

- экологические проекты.

И сегодня я бы хотела остановиться на методе проектов, как одной из форм экологического воспитания младших школьников.

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования особое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору формирования у школьников умения учиться.«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму» -  эти вечные слова великого Конфуция можно взять в качестве основного тезиса современного понимания метода проектов.

Слайд 11.Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. По словам доктора педагогических наук профессора Евгении Семёновны Полат, проектный метод позволяет:

•Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

•Размышлять, делать обоснованные выводы;

•Принимать самостоятельные аргументированные решения;

•Научить работать в команде, выполнять разные социальные роли.

Слайд 12.Одна из главных задач учителя при организации процесса обучения заключается в том, чтобы ученик испытывал удивление, интерес, озадаченность неразгаданной проблемы, радость самостоятельно сделанного открытия. Всё это возможно в процессе использования метода проектов.

Слайд 13.Особая педагогическая значимость метода проекта в экологическом воспитании заключается, на мой взгляд, в том, что:

  • идет от детских потребностей и интересов, стимулирует самостоятельность;

  • формирует собственный жизненный опыт ребенка во взаимодействии с природой;

  • выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир, природную и социальную среду.

Над экологическими проектами работаем, как на уроках окружающего мира, так и во внеурочной деятельности.

 Слайд 14.Начиная с 1 класса в учебнике окружающего мира предлагаются различные экологические проекты:

В 1 классе «Мои домашние питомцы», во 2 классе «Красная книга, или «Возьмём под защиту», в 3 классе «Разнообразие природы родного края» и другие.

 Но большую свободу в выборе тем проектов даёт внеурочная деятельность, у нас это занятия в экологическом клубе «Почемучки».

На занятиях клуба, в 1 классе, начиная работу над проектами, пытаюсь доступным языком объяснить учащимся, что же такое экологический проект, познакомить их с этапами работы над проектом.  Первоклассники любят слушать интересные истории, особенно если эта история связана с местом, где они живут и герои этой истории знакомые им люди. Вот такую историю я и рассказываю своим малышам. В процессе рассказа выделяю слова, которые и описывают этапы работы над проектом.

Что такое экологический проект?

        «Что такое экологический проект?» -  спрашиваешь ты. Давай посмотрим на примере.

Девочка Вика однажды пошла на родник и увидела, что на дорожке к роднику много мусора.

Слайд 15.Вика захотела, чтобы вокруг её любимого родника было чисто. Она поставила перед собой такую цель – навести порядок и сохранить чистоту вокруг родника.

«Как же я могу это сделать?» - подумала Вика – ведь сюда приходят разные люди, и даже если я уберу весь мусор, он может появиться здесь снова.

        Вика решила посоветоваться со взрослыми. Она расспросила бабушку об истории родника, поискала в Интернете информацию о том, как в других местах заботятся о родниках, посоветовалась с учителем, как они – дети могут помочь роднику.

        Вика хорошо подготовилась к работе.

Она наметила свой план: что сделает сначала, а что потом. У неё получился целый маршрут движения к намеченной цели. Вместе с ребятами они убрали мусор вокруг родника, почистили родник, папа Вики отремонтировал деревянный сруб вокруг родника. Вмести с одноклассниками они нарисовали листовки, в которых просили соблюдать чистоту у родника, и раздали их жителям села. А ещё ребята составили график дежурства и ежедневно следили за чистотой у родника.

Прошло немало времени, пока Вика выполнила свою работу.

        Наступило время подвести итог. Что ей удалось, а что – нет? Что сделала самостоятельно, а где пришлось обращаться за помощью? Как оценили работу окружающие? Что в другой раз надо сделать иначе? Вот на какие вопросы отвечала себе Вика.

        А родник просто расцвёл. Многие сельчане, которые раньше не ходили к роднику, тоже стали брать воду из родника. И все добрым словом вспоминали Вику и её друзей.

                Эти слова обозначают основные этапы выполнения проекта:

- ставлю перед собой цель;

- намечаю план движения к этой цели, готовлюсь к его выполнению;

- выполняю свой план;

- подвожу итог работы.

Более старшим ребятам я предлагаю маршрутный лист, который помогает им в работе. В нём прописаны все этапы работы над проектом.

Так как младшим школьникам ещё очень трудно работать над продолжительными проектами, начинаем с проектов простых и понятных ребятам.

Приведу несколько примеров:

Слайды 16-21

  • «Именная книга» -цель проекта –составить своеобразную копилку имён, которыми люди называют домашних животных.
  • «Жалобная книга природы» - цель проекта- записать в книгу жалобы, поступающие от растений и животных, обитающих на определённой территории в ближайшем окружении детей.
  • «Птичья столовая». Суть проекта в создании и регулярной работе «птичьей столовой» на школьной территории.
  • «Дождики». Цель проекта – ответ на вопрос: «Какие бывают дожди?» Проект может послужить началом для новых проектов «Дождливых тропинок», цель которых- наблюдение за погодой во время небольшого дождика.
  • «Зимние незнакомцы». Проект заключается в том, чтобы научить школьников узнавать деревья в зимние время.
  • «Новогодняя ёлка». Цель проекта – убедить людей в том, что не стоит рубить ели ради нескольких праздничных дней. Один из этапов проекта– листовки, призывающие беречь ели.

Слайд 22.Отдельно хочу сказать о роли родителей. На первом родительском собрании в 1-м классе я ознакомила родителей учеников с краткой информацией о проектном методе обучения, так как они являются главными помощниками и консультантами.  Радует, что взрослые понимают, что участие детей в проекте даёт возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.   И, кроме того, в процессе реализации проекта их дети получают большую творческую тренировку, что очень важно, так как основная цель проектов на современном этапе – социализация детей.

Особо хочу остановиться на семейных экологических проектах, которые служат формирование семейной экологической культуры и активной жизненной позиции у взрослых и детей.Здесь без помощи родителей не обойтись.

Работать над экологическими проектами я начала с 2012 года и добилась определенных результатов.

Слайды 23-24.Мои ученики на протяжении 5 лет становятся победителями и призерами муниципальных и краевых конкурсов.

Слайд 25.

Своим опытом я делилась с коллегами. Выступала на методических совещаниях. Помогала при работе над проектами. Мой опыт используют учителя МАОУ СОШ №17 Прилуцкая Л.А., Макаренкова Т.С., Гукосян О.А. МБОУ ООШ №24 Колесникова Л.В., воспитатели д/с №24 «Колосок» Антохина Н.А., Колесникова Т.Н.  Надеюсь, коллеги, что и вам было интересно. Благодарю за внимание.

Используемые Интернет-ресурсы:

http://www.dront.ru/ecosites.ru.html 

http://www.nature.ok.ru/

http://www.aseko.org/

http://www.ecoline.ru/books/

http://www.education.spb.ru/gtp/gtp.htm

http://fadr.msu.ru/ecocoop/.

http://bella-terra.hotbox.ru

http://www.ecostudy.yar.ru/index2.html

http://express.irk.ru/sc/ecology/azbuka/index.htm

Используемая литература:

Экологическое воспитание в начальной школе, Н.В.Лободина. –Волгоград: Учитель, 2006

Опыт экологической работы со школьниками, В.М.Суворова. –Волгоград: Учитель, 2009

Экологическое образование младших школьников, Л.Д.Ласкина и др. –Волгоград: Учитель, 2014

Юный эколог, Ю.Н.Александрова и др. –Волгоград: Учитель, 2012

В союзе с природой, Л.И.Грехова.- М.:ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учитель начальных классов МАОУ СОШ №17 Проскурина Тамара Григорьевна

Слайд 2

Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач образования

Слайд 3

Экологические беседы

Слайд 4

Экологические чтения

Слайд 5

Экологические игры

Слайд 6

Час творчества

Слайд 7

Загадки природы

Слайд 8

Экологические экскурсии

Слайд 9

Экологический десант

Слайд 11

Дж.Дьюи У.Х.Килпатрик Е.С.Полат

Слайд 13

Особая педагогическая значимость метода проекта в экологическом воспитании заключается в том, что он: идет от детских потребностей и интересов; формирует собственный жизненный опыт ребенка; выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Слайд 14

Экологические проекты в рамках предмета «Окружающий мир»

Слайд 16

Основные этапы выполнения проекта: ставлю перед собой цель ; намечаю план движения к этой цели, готовлюсь к его выполнению; выполняю свой план ; - подвожу итог работы.

Слайд 17

История о девочке Вике Маршрутный лист

Слайд 18

«Именная книга »

Слайд 19

« Жалобная книга природы»

Слайд 20

«Птичья столовая»

Слайд 21

«Дождики»

Слайд 22

«Зимние незнакомцы»

Слайд 23

«Новогодняя ёлка»

Слайд 24

Роль родителей

Слайд 25

Наши результаты

Слайд 27

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Отчет "Современные формы и методы экологического воспитания младших школьников"

Отчет "Современные формы и методы экологического воспитания младших школьников"...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

"Современные формы экологического воспитания младших школьников" из опыта работы.

Выступление на городском семинаре учителей начальной школы....