Конспект родительского собрания на тему «Играем в кругу семьи»
план-конспект

Ефременко Юлия Ивановна

Конспект родительского собрания на тему «Играем в кругу семьи»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_konspekty_roditelskih_sobraniy.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты

родительских собраний

        Конспект родительского собрания на тему

«Играем в кругу семьи»

Девиз собрания: «Игра - путь детей к познанию мира»

Выступление воспитателей

1-й  Воспитатель:   Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Какие игры  воспитывают и как, а  какие  игры вредны? Умеют ли  дети  сорадоваться, сострадать во время игры? Почему  об  этом  мы предлагаем  вам поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки , те, для кого игра — жизненная необходимость и условие  для развития, перестают играть. А те игры, в какие играют дети, стали невеселые,  агрессивные. Поэтому наша задача, осторожно направлять детей  на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать терпимость к другим точкам зрения. Научит детей играть- значит научить жить. Прервалась цепочка передачи  игровой традиции  от одного детского поколения другому. Совсем исчезли  групповые игры — воздух детской жизни старших поколений. Где они -  салки, казаки- разбойники, бояре, жмурки, лапта и прочие детские  шалости, радости. Все они вместе  со считалками, песенками, закличками- величайшее богатство нашей культуры, сохранялись и передавались  из уст в уста.

- Кто из вас обучал, обучает, играет с детьми в игры, которые помнит с детства? Расскажите.

(Родители делятся опытом).

Давайте посмотрим, что говорят ваши дети (видеоматериал)

Результаты анкетирования детей и родителей

Игра — дело серьезное. Каков ребенок в игре, таков  во многом он будет  в работе, когда вырастет. Поэтому  воспитание  будущего деятеля происходит прежде всего в  игре. И вся история  отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу...» Эта мысль  принадлежит А. Макаренко, замечательному  педагогу, который подчеркивал огромное значение детской игры.Обратите внимание  на мольберт, на котором  помещен  девиз  нашего собрания. Вы  видите  следующие слова : «интерес», «удовольствие», «развитие». Это ключевые понятия игровой  деятельности.  Ни в какой  деятельности  ребенок не проявляет  столько интереса, сколько  к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем  секрет воспитательных возможностей игры.

Как вы думаете, для чего нужна игра ребенку?

(Высказывания родителей).

Я с вами согласна. Игра- путь к познанию ребенком  самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Самопроверка всегда  побуждает к совершенствованию. Уже поэтому  детские игры — важное средство самовоспитания.

Для детей игра — это труд, требующий  настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых  «понарошку». Ребята  преодолевают в игре иногда  серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способность и ум.  Игра закрепляет у детей  полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь  не обремененный  детскими страхами и проблемами.

Игра — это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не  простоит и 2 минут, но если это игра «Море волнуется ..», ребенок , даже самый непоседливый, простоит  неподвижно и 5   мин.

Игра — школа  морали в действии. Можно  сколько угодно долго объяснять  ребенку «что такое хорошо и что такое  «плохо», но лишь сказка и игра способны  через эмоциональное  переживание, через постановку  себя  на место другого  научить  его действовать , и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры  при умелой организации  взрослых  учат  многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручку, честности, смирению...

Психологические  исследования  показали: если  «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором  они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре  улетучится, и наоборот, - для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.  

Надо помнить, что игра -  ведущая деятельность  в детском возрасте. Деятельность, определяющая  развитие интеллектуальных, физических  и моральных сил ребенка. С помощью  игры  эффективнее  идет обучение и воспитание ребенка. Это и средство диагностики психического состояния, и личностного развития ребенка. Это  и метод коррекции дефектов, недостатков, отставания в развитии.

В одном  эксперименте (игра «Железная дорога») ученые  сделали вывод - наблюдения.  В первом варианте игры дети  были объединены вместе  единой целью — пройти «железную дорогу», не нарушая правил, ведь  пострадает «машинист» команды.  «Железная дорога» словно  объединяет детей, создавая  для них общее поле взаимодействия, переживаний, общий эмоциональный настрой.  При этом дети сдвигаются поближе , у некоторых появляется непроизвольное  движение поддержать, помочь неумелому. Они сопереживают удачам  и неудачам каждого, предостерегают («Смотри, здесь бугор!»), успокаивают («Не бойся, мы с тобой!»)

А во втором    варианте игры, цель  осталась прежняя, но задания выполнял каждый  единолично, не зависимо от  других детей. Совсем  другой результат! Сочувствия как не бывало! Дети хотя и делают вместе общую работу, но не связаны между собой. Вырастает  взаимное   равнодушие.

И еще одно наблюдение: чем выше у  ребенка интеллектуальные умения, тем ниже его способность  к сорадованию.  Это значит, сорадуются добрые, но глупенькие дети, причем доброта убывает по мере  «прибавления ума» (!), а мы так хотим, чтобы наши дети были умными и, конечно, не за счет доброты и сердечности. А вот  общая возрастная  картина такова : от  старшего дошкольного к младшему школьному возрасту отзывчивость  детей к чужой беде  другого возрастает, а способность радоваться за другого резко падает.  К 10 годам о сорадовании уже, увы, говорить не приходится! Куда оно исчезает? Скорее всего , это итог изъянов воспитания. Этому и нужно учить.  Как?  Через игру!

Игра -  понятие  многогранное. Существуют  различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей (игры на умственную компетентность), другие — ловкость , силу ( подвижные игры, игры-эстафеты), третьи — конструкторские  навыки (конструктивные  игры) и т. д.  Сегодня вы познакомитесь с играми развивающего характера, воздействующими непосредственно на психологические качества личности ребенка, в которые вы  сможете  поиграть со своим ребенком дома. Все игры  индивидуальны и  требуют  индивидуального подхода. Но существуют  и общие правила.

(Ведущий  обращает внимание родителей  на Памятку с советами по проведению игр (приложение Г).)

Творческая  игра  так захватывает  ребенка , он испытывает наслаждение от появления  новой фантазии. Ребенок  играет не только тогда, когда он с игрушками, а всегда, каждую минуту своей жизни, и в самую неподходящую минуту. Мы торопимся в детский сад, а он плетется еле- еле и что-то бормочет: он играет в  разбойников. Будем очень осторожны, видя маленького, захваченного игрой. Ни одна мама не разбудит ребенка толчком, но еще опаснее неосторожным движением  будить ребенка, погрузившегося в игру, как в сон. Когда маленький играет на полу, а вы  проходите мимо, то  вся забота — не встретиться с ним взглядом, потому что взгляд — вмешательство, и взгляд может превратить коня в палку, и не так-то  легко совершить потом обратное превращение палки в коня.

Заканчиваете игру ярко, эмоционально, результативно: победа, поражение, ничья. Помните, что  состязательность в игре — это  не самоцель, а лишь средство  индивидуального самовыражения  каждого ребенка.

2-й Воспитатель: А сейчас мы проведем с вами небольшое занятие и поучимся некоторым играм, в которые вы можете поиграть в семейном кругу со своим  ребенком

Практикум с родителями  «Играем в кругу семьи»

Воспитатель: Давайте еще поиграем. У меня в руках красочный конверт. Это  «Конверт дружеских вопросов»

 Родителям предлагается красочный конверт, в котором находятся карточки с вопросами. По желанию родители берут  карточку из конверта, читают вопрос и отвечают на него.

  Примерные вопросы на карточках:

- Можно ли играть с детьми в карты?

- Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?

- Как быть, если любая  неудача в игре вызывает у ребенка  угнетенное состояние или слезы?

 - Что делать, если ребенок отказывается играть с вами, а хочет играть в компьютере?

-Что делать, если старшие дети не хотят играть с младшими?

- Можно ли играть с детьми в лото на деньги?

-Что делать, если ребенок вообще отказывается играть?

- Что делать, если ребенок предлагает поиграть в подвижные игры, а родители не хотят?

-Какие игры вы можете предложить, находясь с ребенком на природе?

-Что делать, если ваш ребенок любит играть в игры, несущие агрессию?

Воспитатель:   О том, как играют в семье, вы сейчас увидите  в презентации семейных игр (презентация нескольких семейных игр с комментарием родителей)

Но некоторые игрушки несут в себе негатив.  Мы, родители, даже и не подозреваем о том, какую информацию они несут,  и какое нравственное качество  воспитывают у ребенка.

Это миниатюрные наручники и резиновая  дубинка. Вы думаете, что ориентируете ребенка  на профессию полицейского?  Вы скажете, а как же мы играли игрушечными саблями и мечами?  Когда-то сынишка , получив  в подарок игрушечный меч, тотчас направился в  темную комнату и через несколько минут  вышел  из нее счастливо улыбаясь :  «Он убежал, Бармалей!»  Игрушечный  меч  оказался  грозным  орудием  против страха темноты.

Барби, Синди — куклы ваших дочек. Кто они для  них? Подружки?  Обладая  такой куклой, девочка воображает себя   не  мамой, успокаивающей дитя, а скорее всего горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей  ее дом. Чем подменяется  образ   материнства? Вспомните, как были нам дороги малюсенькие куколки, которых мы одевали, баюкали... Мы знали и пели  колыбельные песни, а ваши дочки? (высказывания родителей)

А электронные  игры? Это ведь вред  здоровью наших детей (близорукость, косоглазие, нервные тики …)  Нельзя  не  затронуть так же проблему негативного  воздействия  телевизора, видео, компьютера на психику ребенка. Психологи утверждают, что во время игры ребенок часто  переживает чувство  страха и нервного напряжения, увеличивается количество  адреналина в крови и учащается сердцебиение. Компьютер отчасти способен  заменить  личную жизнь. Где же общение с семьей, со взрослыми, игры  со сверстниками?

Работа родителей в микрогруппах.

Родителям раздаются  листы с описанием игр. Они знакомятся  с их содержанием и проигрывают их . Родителям раздаются реквизиты для игр. Проводится практическое занятие «Играем в кругу семьи».

Выбрать нужную вам игру поможет выставка книг «Играем с детьми вместе».

(Обзор выставки книг).

Подведение итогов родительского собрания

В конце встречи мамам и папам  вручается памятка с советами по проведению игр, которая рассматривается в качестве решения родительского собрания.

Воспитатель:  И в заключение  хочется  вспомнить предупреждение мудрого Владимира Даля о том, что игра  не доведет  до добра, если  ее пустить на самотек. Давайте  помнить, что игрушка для детей — не просто забава, времяпровождение , а культурное орудие , с помощью  которого  он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Методическая разработка конспекта родительского собрания на тему "Взаимодействие семьи и школы в профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних"

   Данная методическая разработка родительского собрания познакомит родителей с причинами появления отклоняющегося поведения у детей, действиями родителей с "трудными" детьм...

План- конспект родительского собрания на тему "Развитие речи в семье и детском саду" 2 младшая группа

Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать её поток И восклицать: - О! как же ты красива!...

Конспект родительского собрания на тему: «Партнерство семьи и школы в период адаптации первоклассника к школьной жизни»

Конспект родительского собрания на тему: «Партнерство семьи и школы в период адаптации первоклассника к школьной жизни»...