Интеграция воспитательной и кружковой работы как способ развитие творческих способностей личности в малокомплектной школе
статья

Коневина Ольга Александровна

Предварительный просмотр:

Интеграция воспитательной и кружковой работы как способ  развитие творческих способностей личности в малокомплектной школе

     

Малокомплектная начальная школа – это школа без параллельных классов, с небольшим количеством учеников. Малая наполняемость классов   дает учителю прекрасную возможность организовать личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика.

Возможность детей разных возрастов общаться друг с другом, построение школы по модели семьи приводят к особым отношениям, которые в большой школе организовать очень непросто, в малой же они возникают почти автоматически.

С введением ФГОС НОО к работе учителя прибавилась кружковая работа, как одно из направлений творческого, физического, социально-личностного и интеллектуального развития школьников, что являлось серьезным шагом в области дополнительного образования и  требовало переосмысления самих основ процесса обучения, создания единого образовательного пространства, интеграции и развития различных уровней образования и воспитания, где  должно гармонично сочетаться   воспитание, обучение и развитие личности ребенка, предлагающая возможность выбора вариативных образовательных программ с учетом интересов и потребностей воспитанников и родителей, выстраивающая индивидуальные маршруты развития.

Кружковая работа обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребёнка: способствует гармоничному всестороннему развитию индивидуальных способностей учащихся; формирует положительную «Я»- концепцию; обогащает личный опыт ребёнка, его знания о разнообразии человеческой жизни, позволяет приобрести необходимые практические умения и навыки; способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, воспитывает лидерские качества и положительную мотивацию к обучению; способствует социальной адаптации, развивает умение к сотрудничеству и работе в коллективе; позволяет не только развить определенные навыки, творческие способности, а также помогает в профессиональном самоопределении.

Развитие познавательной активности детей в кружковой работе, развитие их желания экспериментировать, изменение вектора мышления ребенка являются главным положительным результатом такой деятельности.

По сути, кружковая работа предоставляет детям больше возможностей выбора и, что очень важно, создает для них ситуацию успеха, которой так часто не хватает в учебе. Именно в рамках этих взаимодействий возникает возможность построения индивидуальной образовательной траектории ребенка и развития творческого потенциала, что так же предусмотрено федеральными государственными стандартами.

 В нашем селе школа является единственным учреждением, где ученики могут получить  общее начальное и дополнительное образование. И от меня во многом  зависит, станут ли наши ребята всесторонне развитыми, творческими личностями.

Любое новое дело начинается с изучения материала,  методических рекомендаций, опыта педагогов по этому вопросу. Моей целью стал анализ и   переосмысление всей образовательной  и  воспитательной системы в целом,   чтобы  детям было интересно и не было  утомительно. Вот и пришла мысль интеграции внеурочной, внеклассной воспитательной работы и кружковой деятельности.

 Рабочая программа  была разработана с учетом образовательных потребностей и интересов всех   участников образовательного и воспитательного процесса в соответствии с введением ФГОС НОО и направлена на развитие творческого потенциала.

 Программа «Клуб добрых дел» предназначена для организации внеурочной деятельности по 3 основным направлениям: духовно-нравственному, социальному, общекультурному, так же сюда входят   общественно-полезная деятельность, художественное творчество. Все направления объединены  и переплетены в связи с интеграционным характером задач, решаемых предлагаемыми формами организации внеурочной деятельности и воспитательной работы.

Цель программы:

 Создание комфортной  образовательной среды, обеспечивающей оптимальные  условия для всестороннего развития многогранной творческой личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей.

Задачи:

• формировать у детей социокультурную идентичность;

• развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности;

• развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире.

Внеурочная деятельность  ведется в рамках блоков: «Добрые дела для моего класса», «Наши руки не знают скуки», «Твори добро», «Уроки общения».

Приложение 1

Разделы программы «Клуб добрых дел»

Блоки

Кол-во

часов

Содержание

1

«Добрые дела для моего  класса»

10

Знакомство с правилами поведения на занятиях, во время проведения экскурсий.

Символика нашего класса.

 Участие в оформлении классного уголка.

Изготовление символики  (эмблем) для Дня здоровья

Операция «Чистокласс»

Уход за комнатными растениями в классе

2

«Наши руки не знают скуки»

10

Изготовление поделок из природного материала «Золотая осень». Организация творческой выставки.

Изготовление поделок на противопожарную тему «С огнем не шути – жизнь свою береги!»

Проект «Огонь»

Операция «Сувенир». Работа мастерской по изготовлению сувениров ко дню Матери.

Проект «Наши мамы самые…»

«Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление ёлочных украшений.

Работа мастерской Деда Мороза: оформление актового зала, класса, рекреации к новогоднему утреннику.

Проект «Наряди живую елку»

Экскурсии на фельдшерский пункт, магазин, КИЦ, библиотеку.

Проект «Все работы хороши - выбирай на вкус».

Как поздравить наших пап. Участие в акции.

Проект «Моя мечта»

Как поздравить наших мам. Участие в акции

Проект «Моя мечта»

Оформление выставки «Правила дорожного движения ты должен знать и их строго соблюдать!»

Проект «Мой папа водитель»

Изготовление поделок на противопожарную тему «С огнем не шути – жизнь свою береги!»

Изготовление поздравительных открыток к  9 Мая и проведение акции «Подарок ветерану».

Проект «Ветеран  живет рядом»

3

«Твори добро»

9

Участие в трудовом десанте «Как прекрасен школьный двор» по уборке школьной территории от  опавшей листвы.

Участие в акции «Чистый лес – чистое село»

 Участие в митинге «Слава героям». Участие в акции «Поздравь ветерана».

Участие в трудовом десанте «Как прекрасен школьный двор» по уборке школьной территории к празднованию Дня Победы.

4

«Уроки общения»

4

1 блок: Семья и семейные ценности  

1

Моя семья

1

Семья и семейные ценности  

1

Семейные традиции

1

Семейное древо

3

2 блок: Если хочешь быть здоров

1

Здоровый образ жизни

1

Вредные привычки

1

Нет наркотикам!

7

3 блок: Сказкотерапия  

1

Тестирование

1

Сказочная страна

1

Как лошадь Лу стала храброй  

1

Сказка про обычного мальчика, с которым произошла необычная история

1

Серебрины и серебрята

1

Настенькино  чудо

1

Как   Вася поссорился с Творческим мышлением

10

4 блок: Уроки  общения

1

Называй другого человека по имени

1

Будь внимателен к окружающим тебя людям

1

Умей слушать и слышать другого человека

1

Умей поставить себя на место другого человека

1

Будь вежливым

1

Помогай людям

1

Приноси радость людям

1

Умей видеть в другом хорошее

1

Защити слабого

1

Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой

10

5 блок: Уроки путешествия

1

Один дома

1

А у нас во дворе

1

На улице

1

В магазине вежливых слов

1

В зоопарке

1

В картинной галерее

1

В сказку

1

В лесном царстве

1

В царстве Снежной королевы

1

В синем небе

Занятия проводятся в форме: экскурсий, совместных игр, бесед-практикумов, уроков здоровья, творческих мастерских и т. д.  Ребята участвуют в  экологических акциях, творческих  проектах  и мини-спектаклях. Любая из этих форм обладает достаточно большим потенциалом,  позволяет развивать творческие и индивидуальные способности каждого ребенка.

У каждого ученика есть портфолио,  которое представляет собой коллекцию работ, в качестве демонстрации личностного роста, образовательные  достижения учащегося.  Портфолио формируется в рамках личностно - ориентированного подхода и  позволяет проследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика.

Общепризнанно, что творчество скорее процесс, поиск, нежели результат. Не всегда этот поиск заканчивается созданием высококачественного продукта деятельности. Скорее это некое умение задаваться вопросом, ставить перед собой проблему и попытка ее решения.

В соответствии с этим первый признак наличия творческих способностей – сильная познавательная потребность, проявляющаяся в высокой познавательной активности. Высокая познавательная активность проявляется в самом раннем возрасте, и, внимательно наблюдая за ребёнком, легко можно оценить её развитие.  Если у ребенка ярко проявляется положительная эмоциональная реакция на новую игрушку, ситуацию, большой интерес к окружающим предметам, людям, активное освоение новых способов познания, стремление к подражанию, а потом и попытки самостоятельного экспериментирования (с предметом, звуком, словом), - всё это говорит о раскрывающемся творческом потенциале.

Творчески одарённые школьники могут проявлять большой интерес к различным видам занятий и игр, но преимущественно к тем, в которых они могут себя творчески проявить – открыть, создать что-то новое. Как правило, такие дети с радостью и большой увлечённость занимаются творчеством, проявляя при этом активность и инициативу; они достаточно самостоятельны в творческом поиске, но вместе с тем могут обращаться к старшим за необходимой информацией и за сведениями, как эту информацию получить. Такие дети целеустремлённы и настойчивы в осуществлении задуманного, их полностью поглощает сам процесс творчества.

Одним из ожидаемых результатов программы «Клуб добрых дел» было развитие творческих способностей учащихся.

В педагогике и психологии существует множество методик,  критериев оценки творческих работ детей. Но некоторые исследователи отмечают большую эффективность подхода к анализу детского творчества американского специалиста П.Торренса. Он выделяет творческое мышление как обязательный компонент любого творческого поиска и использует основные показатели творческого мышления (продуктивность, гибкость, оригинальность, разработанность творческих идей и решений) для анализа результатов творческой деятельности.

Тесты  анкеты и опросники предназначены для использования в следующих целях:

  • исследование развития одаренности учащихся;
  • индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организация в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях;
  • оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения;
  • поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.

 Используемый диагностический инструментарий по выявлению уровня развития креативности

  • Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой. 
  • Диагностика вербальной креативности  (Тест П.Торренса на творческое мышление)
  • Опросник Ф.Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов).
  • Методика диагностики эмоционального благополучия (Т. С. Воробьева)
  • Методика для определения самооценки одаренного школьника «Лесенка»

Индивидуальные творческие особенности учащихся могут быть оценены при сравнении данных вербальных и фигурных тестов.  Дети с низкими баллами по вербальной шкале и высокими - по фигурной часто испытывают трудности при выполнении тестов на интеллект и в школьном обучении, хотя хочется интуитивно отнести их к одаренным.  Среди более образованных и успевающих в школе детей часто встречаются противоположные случаи: высоких показателей творчества в вербальной сфере и низких — в наглядно-образной.

Результаты обследования уровня творческого мышления

Исследования выявления вербального творческого мышления (тесты Е. П. Торренса: гибкость, беглось и оригинальность). С самым высоким уровнем мышления (12 баллов) – 3 уч. – 20%; с высоким уровнем (10-11 баллов) – 4 уч. – 25%; со средним уровнем (7-9 баллов) – 5 уч. – 30%; с низким уровнем мышления (6 баллов) – 4 уч. -25%.

Динамика показателей уровня эмоционального благополучия, креативности и самооценки детей 2015-2018 уч. год. 

По результатам  проведенных диагностик наблюдается  небольшой рост всех показателей по всем направлениям.

 Помимо тестов для определения креативности можно  использовать специальные анкеты и опросники со списками ситуаций, чувств, форм поведения, характерных для творческих людей. Эти анкеты могут быть адресованы как  к самому испытуемому, так и к окружающим его людям. А также  используются другие методики, позволяющие понять и раскрыть  личность ребенка и увидеть уровень ее развития.

Ориентируясь на результаты и анализ диагностик, можно оценить проявление творческого потенциала ребёнка. При этом необходимо расширить границы оценки, то есть не только фиксировать выраженность характеристики в рамках альтернативных ответов «да – нет», но и пытаться различить степень выраженности (очень слабая, слабая, средняя, сильная, очень сильная), можно составить общее представление о развитии творческого потенциала учащегося.

Комплексность, многогранность понятия творчества предполагает и комплексный подход  к развитию творческих способностей ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы

В работе представлены основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы. ...

Роль кружковой работы в развитии творческих способностей детей

Роль кружковой работы в развитии творческих способностей детей....

" Развитие интеллектуальных и творческих способностей личности"

Успешно развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.можно при условии включения детей в проектную и исследовательскую деятельность, сочетая индивидуальную и групповую работу....

«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....

доклад«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»

Выступила с докладом "Организаця воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя" на научно-практической конференции....